реферат. конфликтология культура и конфликт. Конфликт и культура
Скачать 100.55 Kb.
|
4. Ти пы во спри я ти я ме жку льту рны х ра зви ти й Спо со бы во спри я ти я ме жку льту рны х ра зли чи й та к же мо жно о тне сти к при чи на м ме жку льту рны х ко нфли кто в. О со бе нно сти во спри я ти я «и но го », ме ха ни змы ко мму ни ка ци и и а да пта ци и , и зме не ни я в стру кту ре ли чно сти , ко то ры е про и схо дя т в ре зу льта те встре чи с не зна ко мо й ку льту ро й, ра зви ти е че ло ве че ско й спо со бно сти к ко мму ни ка ци и в по ли ку льту рно й сре де - клю че вы е про бле мы , вы зы ва ю щи е при ста льно е вни ма ни е спе ци а ли сто в в о бла сти ме жку льту рно й ко мму ни ка ци и . На о сно ве мно го чи сле нны х и ссле до ва ни й ко мму ни ка ци и ку льту р за па дны ми у че ны ми (М. Беннет и др.) вы де ле ны ше сть ти по в ре а кци и на дру гу ю ку льту ру и е е . Ра ссмо три м и х по сле до ва те льно , по ка зы ва я на пра вле ни е про гре сси вно го ра зви ти я по зи ци и в о тно ше ни и к и но й ку льту ре . Но сна ча ла о тме ти м, что лю бо й ти п во спри я ти я не мо же т ра ссма три ва ться ка к о дно зна чна я и ко нста нтна я ха ра кте ри сти ка и нди ви да . В по ве де ни и о дно го и то го же че ло ве ка в за ви си мо сти о т си ту а ци й, сто я щи х пе ре д ни м за да ч о тме ча ю тся ра зны е по ве де нче ски е у ста но вки , и зме ня ю щи е ся по ме ре на ко пле ни я жи зне нно го о пы та и зна ни й. О три ца ни е ра зли чи й ку льту р-ти п во спри я ти я , о сно ва нны й на у ве ре нно сти в то м, что все лю ди в ми ре ра зде ля ю т. (или о бя за ны ра зде ля ть) о дни и те же у бе жде ни я , у ста но вки , но рмы по ве де ни я , це нно сти . Э то ти пи чна я по зи ци я о бы ва те ля , у бе жде нно го , что все до лжны ду ма ть и по сту па ть та к же ка к о н. О дна ко о три ца ни е ка к ти п ре а кци и на и ну ю ку льту ру со вре ме не м о бы чно пре те рпе ва е т и зме не ни я . Де ло в то м, что че ло ве к не мо же т по сто я нно про я вля ть за мкну то сть и за кры то сть, со про ти вля ться да вле ни ю но вы х фа кто в, и збе га ть встре ч и те сно го , э мо ци о на льно о кра ше нно го о бще ни я с пре дста ви те ля ми дру ги х ку льту р. В э то м слу ча е о три ца ни е мо же т мо ди фи ци ро ва ться в за щи тну ю ре а кци ю . За щи та со бстве нно го ку льту рно го пре во схо дства -- ти п во спри я ти я , в о сно ве ко то ро го ле жи т при зна ни е су ще ство ва ни я дру ги х ку льту р, но при э то м скла ды ва е тся у сто йчи во е пре дста вле ни е о то м, что це нно сти и о бы ча и чу жо й ку льту ры пре дста вля ю т у гро зу при вы чно му по ря дку ве ще й, ми ро во ззре нче ски м у сто я м, сло жи вше му ся о бра зу жи зни . Э то до ста то чно а кти вна я (по ро й а гре сси вна я ) по зи ци я , ре а ли зу ю ща я ся в у тве ржде ни и не пре ме нно го со бстве нно го ку льту рно го пре во схо дства и пре не бре же ни и к дру ги м ку льту ра м. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ме жку льту рны е ра зли чи я при за щи тно й ре а кци и не про сто не и гно ри ру ю тся ; на про ти в, о ни о тче тли во фи кси ру ю тся ка к не га ти вны е сте ре о ти пы дру го й ку льту ры . Все лю ди о ка зы ва ю тся ра зде ле нны ми по при зна ку «мы » (хо ро ши е , пра ви льны е , ку льту рны е и т.п.) и «о ни » (по лна я про ти во по ло жно сть). При э то м на бо р не га ти вны х ха ра кте ри сти к, ка к пра ви ло , при пи сы ва е тся все м чле на м инокультурной гру ппы и ка ждо му и з ни х в о тде льно сти . Ти пи чны е си ту а ци и , ко гда фо рми ро ва ни е за щи тно й ре а кци и пра кти че ски не и збе жно : ко нта кты пре дста ви те ле й ра зны х ра с, вне шне , фи зи че ски о тли ча ю щи хся дру г о т дру га ; вза и мо де йстви е гру пп и мми гра нто в и ко ре нно го на се ле ни я ; а да пта ци я о тде льны х «чу жа ко в» в но во й ку льту ре сту де нто в и спе ци а ли сто в, о бу ча ю щи хся за ру бе жо м, и но стра нны х ра бо чи х, со тру дни ко в ме жду на ро дны х о рга ни за ци й и и но стра нны х ко мпа ни й и т.д. Мо же т по ка за ться , что лю ди ра зны х ра с, на ци о на льно сте й и ли ко нфе сси й о бя за те льно по нра вя тся и ли по йму т дру г дру га , е сли всту пя т в пря мо й ко нта кт, по зна ко мя тся по бли же . О дна ко при ни зко м у ро вне ме жку льту рно й ко мпе те нтно сти , ко то ры м ха ра кте ри зу е тся «за щи тно е » во спри я ти е чу жо й ку льту ры , про и схо ди т не что про ти во по ло жно е - не га ти вны е сте ре о ти пы и про я вле ни я а гре сси вно сти ли шь у си ли ва ю тся . Фо рми ро ва ни е за щи тно й мо де ли по ве де ни я и во спри я ти я про и схо ди т ка к не по сре дстве нно , в ме жли чно стно м о бще ни и , та к и о по сре ду е тся со ци а льны ми и нсти ту та ми , в то м чи сле и По ли ти че ски ми . Мини ми за ци я ку льту рны х ра зли чи й - до ста то чно про дви ну ты й, по за па дны м ме рка м, спо со б во спри я ти я дру ги х ку льту р. Е ю ха ра кте ри зу ю т при зна ни е во змо жно сти су ще ство ва ни я инокультурных це нно сте й, но рм, фо рм по ве де ни я и по и ск о бщи х о бъе ди ня ю щи х че рт. Та ко й бы ла ти пи чна я ре а кци я со ве тско го че ло ве ка на ме жку льту рны е ра зли чи я вну три стра ны , ко гда це нно стно е со де ржа ни е на ци о на льны х ку льту р, э тни че ски х и ре ли ги о зны х гру пп о ка зы ва ло сь скры ты м сте ре о ти пны ми общесоветскими си мво ла ми (о б э то м сви де те льству е т и зве стна я фо рму ли ро вка «но ва я и сто ри че ска я о бщно сть лю де й - со ве тски й на ро д»). Го ра здо ре же по сра вне ни ю с о пи са нны ми вы ше ти па ми ме жку льту рно го во спри я ти я (да же в ста би льно й си ту а ци и , те м бо ле е в мо ме нты кри зи са ) встре ча ю тся ва ри а нты по зи ти вно го о тно ше ни я к ме жку льту рны м ра зли чи я м, ко гда че ло ве к спо со бе н при ня ть су ще ство ва ни е дру го й са мо бы тно й ку льту ры , а да пти ро ва ться к не й, и нте гри ро ва ться в не е . И ме нно э то фа кто ры , на мо й взгля д, мо гу т вли я ть на ра зви ти е ме жку льту рно го ко нфли кта |