реферат. конфликтология культура и конфликт. Конфликт и культура
Скачать 100.55 Kb.
|
Кафедра Психологии и педагогики Рейтинговая работа реферат по дисциплине Конфликтология Тема: Конфликт и культура Выполнена обучающейся группы УЗДтс 28.2/Б1-19 Спиридоновой Натальи Сабитовной Преподаватель Савельева Екатерина Юрьевна Москва – 201__ г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Конфликты. Возникновение и развитие 5 Межкультурные конфликты и причины их возникновения 6 Четыре элемента культуры 8 Типы восприятия межкультурных развитий 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ВВЕДЕНИЕ Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом. Нормальный человек, насколько бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без каких-либо разногласий с окружающими. «Сколько людей - сто лько мне ни й», и по э то му мне ни я ра зны х лю де й не и збе жно всту па ю т в про ти во ре чи е дру г с дру го м. В со вре ме нно й конфликтологии во зни кно ве ни е ко нфли кто в о бъя сня е тся са мы ми ра зны ми при чи на ми . В ча стно сти , су ще ству е т то чка зре ни я , со гла сно ко то ро й вра жда и пре ду бе жде нно сть ме жду лю дьми и зве чны и ко ре ня тся в са мо й при ро де че ло ве ка , в е го и нсти нкти вно й «не при я зни к ра зли чи я м». Та к, пре дста ви те ли со ци а л-да рви ни зма у тве ржда ю т, что за ко но м жи зни я вля е тся бо рьба за су ще ство ва ни е , на блю да ю ща я ся в жи во тно м ми ре . О на про я вля е тся в че ло ве че ско м о бще стве в ви де ра зли чно го ро да ко нфли кто в, то е сть ко нфли кты для че ло ве ка та к же не о бхо ди мы , ка к пи та ни е и ли со н. Про ве де нны е спе ци а льны е и ссле до ва ни я о про ве рга ю т э ту то чку зре ни я , до ка зы ва я , что ка к вра жде бно сть к и но стра нца м, та к и пре ду бе жде ни я про ти в ка ко й-то ко нкре тно й на ро дно сти не я вля ю тся все о бщи ми . О ни во зни ка ю т по д вли я ни е м при чи н со ци а льно го ха ра кте ра . Э то т вы во д в по лно й ме ре о тно си тся и к ко нфли кта м, но ся щи м ме жку льту рны й ха ра кте р. В современной ко нфли кто ло ги и во зни кно ве ни е ко нфли кто в о бъя сня е тся са мы ми ра зны ми при чи на ми . В ча стно сти , су ще ству е т то чка зре ни я , со гла сно ко то ро й вра жда и пре ду бе жде нно сть ме жду лю дьми и зве чны и ко ре ня тся в са мо й при ро де че ло ве ка , в е го и нсти нкти вно й «не при я зни к ра зли чи я м». Та к, пре дста ви те ли со ци а л-да рви ни зма у тве ржда ю т, что за ко но м жи зни я вля е тся бо рьба за су ще ство ва ни е , ко то ра я на блю да е тся в жи во тно м ми ре и про я вля е тся в че ло ве че ско м о бще стве в ви де ра зли чно го ро да ко нфли кто в, т.е . ко нфли кты для че ло ве ка та к же не о бхо ди мы , ка к пи та ни е и ли со н. Спе ци а льны е и ссле до ва ни я о про ве рга ю т э ту то чку зре ни я , до ка зы ва я , что ка к вра жде бно сть к и но стра нца м, та к и пре ду бе жде ни я про ти в ка ко й-то ко нкре тно й на ро дно сти не я вля ю тся все о бщи ми . О ни во зни ка ю т по д вли я ни е м при чи н со ци а льно го ха ра кте ра . Э то т вы во д в по лно й ме ре о тно си тся и к ко нфли кта м, но ся щи м ме жку льту рны й ха ра кте р. 1. Ко нфли кты . Во зни кно ве ни е и ра зви ти е Су ще ству е т мно же ство о пре де ле ни й по ня ти й «ко нфли кт». Ча ще все го по д ко нфли кто м по ни ма е тся лю бо й ви д про ти во бо рства и ли не со впа де ни я и нте ре со в. О тме ти м те а спе кты ко нфли кта , ко то ры е , на на ш взгля д, не по сре дстве нно свя за ны с про бле мо й ме жку льту рно го о бще ни я . И схо дя и з э то го , ко нфли кт бу де т ра ссма три ва ться не ка к сто лкно ве ни е и ли ко нку ре нци я ку льту р, а ка к на ру ше ни е ко мму ни ка ци и . Ко нфли кт и ме е т ди на ми че ски й ха ра кте р и во зни ка е т в са мо м ко нце ря да со бы ти й, ко то ры е ра зви ва ю тся и з и ме ю щи хся о бсто я те льств: по ло же ни е ве ще й; возни кно ве ни е про бле мы ; ко нфли кт. Во зни кно ве ни е ко нфли кта во все не о зна ча е т пре кра ще ни я о тно ше ни й ме жду коммуникантами; за э ти м ско ре е сто и т во змо жно сть о тхо да о т и ме ю ще йся мо де ли ко мму ни ка ци и , а да льне йше е ра зви ти е о тно ше ни й во змо жно ка к в по зи ти вно м на пра вле ни и , та к и в не га ти вно м. Во зни кно ве ни е ко нфли кто в на и бо ле е ве ро я тно сре ди лю де й, ко то ры е на хо дя тся ме жду со бо й в до ста то чно за ви си мы х о тно ше ни я х (на при ме р, па ртне ры по би зне су , дру зья , ко лле ги , ро дстве нни ки , су пру ги ). Че м те сне е э ти о тно ше ни я , те м ве ро я тне е во зни кно ве ни е ко нфли кто в; по э то му ча сто та ко нта кто в с дру ги м че ло ве ко м по вы ша е т во змо жно сть во зни кно ве ни я ко нфли ктно й си ту а ци и в о тно ше ни я х с ни м. Э то ве рно и для фо рма льны х, и для не фо рма льны х о тно ше ни й. Та ки м о бра зо м, в ме жку льту рно м о бще ни и при чи на ми ко мму ни ка ти вны х ко нфли кто в мо гу т вы сту па ть не то лько ку льту рны е ра зли чи я . За э ти м ча сто сто я т во про сы вла сти и ли ста ту са , со ци а льно е ра ссло е ни е , ко нфли кт по ко ле ни й и т.д. В си ту а ци и ме жку льту рно й на пря же нно сти и ли ко нфли кта на блю да е тся чре зме рно е а кце нти ро ва ни е ра зли чи й ме жду про ти во бо рству ю щи ми сто ро на ми , ко то ро е мо же т при ни ма ть фо рму про ти во по ста вле ни я со бстве нно й э тни че ско й гру ппы дру го й гру ппе . |