Главная страница
Навигация по странице:

  • Рубежный контроль 5 по дисциплине: «Молодежная культура и субкультуры»Эссе на тему: «

  • Направление подготовки Социальная работа Группа

  • Рубежный контроль 5. Конфликт поколений (проблема отцов идетей) как причина принятия идеологии суубкультур


    Скачать 53.17 Kb.
    НазваниеКонфликт поколений (проблема отцов идетей) как причина принятия идеологии суубкультур
    Дата08.11.2022
    Размер53.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРубежный контроль 5.docx
    ТипДокументы
    #776664






    Российский государственный социальный университет





    Рубежный контроль 5

    по дисциплине: «Молодежная культура и субкультуры»

    Эссе на тему: «Конфликт поколений (проблема «отцов» и «детей») как причина принятия идеологии суубкультур»


    ФИО студента

    Зайцева Алёна Алексеевна


    Направление подготовки

    Социальная работа

    Группа

    СРБ-Б-04-З-2021-1_ДИСТАНТ


    Москва

    ВВЕДЕНИЕ

    О взаимоотношениях отцов и детей говорят столько времени, сколько на Земле живет человечество. Когда у родителей появляются трудности в общении с детьми, им кажется, что эта проблема возникла впервые. Между тем каждое новое поколение слышит от взрослых, что старшие в юности были другими — более сознательными, серьезными и т. п. На что дети, как правило, отвечают, что «предки» старомодны, несовременны и вообще отстали от жизни: «Какое право они имеют нас поучать?» Правда, многим из молодых хватает такта не говорить этого вслух, но думают так практически все.

    На разном этапе развития общества можно выделить наиболее конфликтное поколение или группу, провоцирующую конфликты. Также определяется наиболее уважаемое и бесконфликтное поколение. Каждое поколение характеризуется определенным духовным обликом, мировоззрением, ценностными ориентациями, интересами, социально-психологическими свойствами, статусным положением в обществе. У каждого поколения есть отличающая его специфика.

    В обществе существует три основных поколения: молодое, зрелое и старшее поколение. Иногда, говоря о конфликте между поколениями, выделяют группы: отцов и детей, внуков и отцов и так далее. В этом случае конфликт поколений переносится с макроуровня на микроуровень (отдельную семью). Семейные отношения представляют собой модель конфликта поколений, на ее примере транслируются все противоречия поколений, которые существуют в обществе. Валидные эмпирические исследования в социологии и конфликтологии семейных взаимоотношений некоторого числа семей позволяют переносить полученные результаты на структуру всего общества и характеризуют конфликт поколений макроуровня.

    Общество XX в. характеризовалось конфликтностью молодежи. Так как именно на протяжении этого времени доминирующую роль в организации и поддержании перемен в обществе играет молодежная культура. Причем молодежная культура не мейнстримного движения, а ее различные субкультуры. Особенно во второй половине XX в. появляется много субкультурных движений, активно борющихся и выступающих за интересы молодежи: хипстеры, битники, моды, скинхэды, хиппи и другие.

    Основная часть

    Данная тема является актуальной, потому что именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений

    Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако - это не так.

    В разные исторические периоды существовали различные модели отношения к старым людям. Уважение к седой старине - характерная черта русской национальной традиции. В.В. Колесов отмечает, что: «Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту. Согласно летописи, в Древней Руси старцы говорили от лица племени, в городе также обычно выступали вперед «старцы градстии». Возрастная и социальные характеристики лица в смысловом отношении при этом полностью совпадали». Передаваемый из поколения в поколение социальный опыт, постоянно обогащавшийся и развивающийся, имел огромное значение. Приверженность традициям отражалось на повседневной жизни молодого поколения, включая и способы ведения хозяйства, и формы поселений, и навыки мысли, и способы специального обучения и наставления. Жизнь сыновей мало, чем отличалась от жизни отцов и даже дедов. Темп социальных изменений был незначительный.

    Традиции - это господствовавшие представления, связанные с культом предков. В соответствии с ними старшие обладали мистической властью, используя которую они могли определить судьбу младших родственников. Существовали запреты, которые четко разграничивали поведение старших и младших. Например, табу (запреты) часто принимали форму избегания. Они ограничивали обрядовые контакты между старшими и младшими и жестко регламентировали поведение одних относительно других. Например, племяннику могло быть запрещено даже прикасаться к дяде (брату матери). Регламентация касалась и вербального поведения. В частности, младший не имел права заговаривать первым. Ему также нередко запрещалось жевать, курить, плевать, а в разговоре со старшими он обязан был использовать только наиболее вежливые обращения и выражения.

    Укоренившееся уважение к старым людям связано и с особенностями эволюции семьи у славян. В Древней Руси, а позже в России очень долго сохранялись многопоколенные семьи. Это способствовало сохранению иерархических отношений, при которых старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции своих предков, что приносило ему уважение и создавало, установку на повиновение ему. Младшие члены семьи проявляли чуткость и отзывчивость к старикам, это обуславливалось особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Обычно старики, больше чем кто-либо из окружения родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им сказки, притчи, мифологические предания. Они заботились о детях, выполняя каждодневную работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь окружающих взрослых, практически не прибегая к наказаниям.

    В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. И в большинстве случаев желает жить раздельно со своими родственниками

    Межпоколенный конфликт — часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы. Проблему взаимопонимания «отцов» и «детей» можно смело отнести к вечным проблемам, поэтому до тех пока будет существовать общество, будет существовать и данная проблема.

    В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

    Культура общества делится на основании доминанты того или иного поколения на несколько культур (типология предложена Г. Мидом ):

    1) префигуративная – зрелое поколение «учится» у молодого поколения;

    2) кофигуративная – обмен и обучение среди равных по возрасту, у своего поколения;

    3) постфигуративная – значимым является опыт старших и взрослых, молодое поколение черпает знания у более старшего.

    Конфликт поколений может не развиваться по тем стадиям, которые выделяют в других конфликтах, так как имеет свою специфику: более длителен по временному масштабу, интенсивность конфликта спадает на каком-либо этапе или затухает совсем. Как правило, в обществе все поколения мирно сосуществуют, но когда происходит ущемление принципиальных интересов того или иного поколения, конфликт обостряется.

    В общем смысле причина конфликта - это то явление, которое предопределяет его появление. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

    Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

    Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности:

    1. Научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства.

    2. Пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. К сожалению, представители более молодых поколений не всегда стремятся прислушиваться к «рецептам» стареющей цивилизации и учитывать ее опыт, порой они абсолютно отвергают уже существующий жизненный опыт и не хотят учиться на прошлых ошибках. Другими словами, молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

    3. Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры «баловня», «наследника», которого кроме самого себя и удовлетворения своих собственных желаний и потребностей не интересует ничего. Свой умственный и нравственный уровень он считает более чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, а о том, чтобы заботиться, о ком-то, тем более представители старшего поколения не может идти и речи.

    4. Изменение отношений к старшим (старикам) и непочтение к возрасту. Однако нужно отметить, что эта причина возникла не так давно и является, пожалуй, наиболее характерной для современного общества, в котором абсолютно утрачено чувство сплоченности и коллективизма, а на первый план выходит личная выгода.

    О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин можно выделить еще целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин.

    Семья, как социальный индикатор, является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях.

    В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

    В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

     

     

     

    Заключение

    Да, безусловно, определенное непонимание между различными поколениями существует. И хотя оно в той или иной форме существовало всегда, «волнения молодежи и конфликт между поколениями так стары, как само человечество», в моменты социальных катаклизмов, а также в переломные моменты перехода от одной социальной ступени к другой могут наблюдаться обострения между поколениями вплоть до конфликтов, но вовсе не конфликт поколений толкает молодых людей в неформальные молодежные объединения. Если бы только этот конфликт был причиной появления молодежных субкультур, то все было бы очень просто. Но на деле оказывается, что конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а наоборот, его следствием. В силу совсем иных причин молодой человек оказывается в том или ином неформальном молодежном объединении, а уже приняв нормы и ценности, а также жаргон, манеру и стиль общения, «униформу» этого объединения, он перестает «вписываться» в привычную обстановку родительской семьи. Из этого следует, что проблема конфликта поколений в контексте молодежной культуры хотя и играет определенную роль, но не столь значительную, какую ей приписывали в начале исследования данного феномена, а также по традиции продолжают приписывать и сейчас. Более того, даже несмотря на то, что основные «баталии» «отцов» и «детей», как правило, происходят в рамках семьи, на деле оказывается, что очень редко дети действительно восстают против собственных (кровных) родителей. Для них «отцы» - это некий отвлеченный идеальный образ взрослых вообще, притесняющих их.

    Именно в конфликте между молодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредить разрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми и деятельностными нишами взаимодействия поколений.

    В качестве одного из выходов из данного конфликта может быть предложено создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.


    написать администратору сайта