«Традиционная культура донского казачества». Исследовательская работа (1). Конкурс Лучшая казачья школа Семикаракорского района
Скачать 2.21 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа» Муниципальный конкурс «Лучшая казачья школа Семикаракорского района» среди общеобразовательных учреждений со статусом «казачье» «Традиционная культура донского казачества» Подготовила: Храпова Софья Юрьевна__________________________________ обучающийся 9 класса_________________________ Руководитель: педагог – библиотекарь Мычка Марина Владимировна Место работы МБОУ Ново-Золотовская СОШ Контактный телефон 88635623317 e-mail: nov-zol@mail.ru Станица Новозолотовская 2021 год Введение. «Любовь к родному краю, знания его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С. Лихачев. В последнее время в нашей жизни происходят сложные, противоречивые события: молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение, перестают соблюдаться традиции. Традиции – это передача духовных ценностей от поколения к поколению; от отца к сыну, от старшего к младшему. В настоящее время вновь возрос интерес к казачеству: истории, воспитании, культуре, традициям.Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой нашего региона. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в школьном возрасте. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков. Это наша история, наша культура. В разные исторические эпохи, у разных народов общественное положение женщины не было одинаковым: где-то она была более свободной, а где-то, напротив - приниженной. Формирование культуры донских казаков Культура донского казачества весьма своеобразна, в её развитие нашли отражение элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. Этими народами, как известно, были бродники, турки, ногайцы, калмыки, татары, беглые из Московии, запорожские казаки, черкесы, червленоярцы. Традиционное общество всегда демонстрировало четкое разграничение мужских и женских ролей, и несмотря на разнообразие в статусе, женщина всегда занимала в обществе второстепенное место. Цель работы: на основе документальных источников, произведений художественной литературы показать реальное положение женщины-казачки в конце 17 – начале 19 века Задачи: - обобщить и систематизировать знания о положении женщины-казачки в общественно-бытовых условиях и ее правовом статусе в казачьем самоуправлении; - на основе документальных источников, произведений художественной литературы Методы исследования: 1. Изучение материалов школьной библиотеки. 2. Поиск материалов в СМИ (интернет, телевидение, научно-популярная литература) 3. Анализ произведений художественной литературы Семья для каждого человека – это прежде всего мать и отец, братья, сестры, самые близкие и родные люди. Люди, с которыми ты мог бы поделиться и горем и радостью. У которых ты в трудную минуту ищешь поддержку, совета, понимания, помощи и находишь их. Каждый здоровый мужчина и женщина, когда приходит время, женились, выходили замуж, обзаводились семьей. Семейный союз у казаков пользовался уважением. Как же складывались семейные отношения на Дону? В 17 веке донцы вели рыцарский образ жизни, проводя её в бесконечных войнах, сражениях, набегах. Вот как об этом писал в своем стихотворении «Донцам» И. Никитин: …Войны испытанные дети, Русь помнит ваши имена! Недаром славою столетий Покрыты Дона знамена: Вы вашей кровию вписали Любовь к Руси в ее скрижали… Влюбиться в женщин было позором для казака. Поэтому женщины не имели влияния на жизнь наших предков. В то время деятельность их была ограничена кругом своей семьи. Казаки брали себе в жены прелестнейших пленниц черкешенок, узбечек, персиянок, турчанок. У нашего земляка – поэта Б. Куликова есть стихотворение «Узбечка», которое иллюстрирует это утверждение: Прекрасная узбечка, Души моей огонь – Прочна, крепка уздечка – Лети, крылатый конь! Хватает нас за плечи Разлапистая тьма… Прижмись ко мне покрепче, Фатима – Фатима, Тулуп горяч нагольный… Ты через восемь ден Увидишь мой раздольный, Гостеприимный Дон…. Браки в те времена заключались на кругу. Но этот обычай у казаков существовал до конца 18 века, а с это того времени браки у казаков стали освящаться по церковным уставам. Какова же была наружность наших прабабушек? Историк В.Д. Сухоруков писал : « Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая чистота и опрятность в одежде. Они как все женщины любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь. А вот один из представителей культуры русского зарубежья И. Колесов пишет о низовой казачке: «Смуглолицая…черноокая… стройный стан и грудь высокая от дыхания колышется; сердце в ней биенье слышится, кровью полное горячей, алой кровушкой казачьей. Косы черные, густые, алой лентой перевитые по спине, плечам раскинулись, пряди черные надвинулись на глаза живые, бойкие. Зубы белые, блестящие между губ сверкают алые, две сережки в ушах малых изумрудами подсвечиваю; жилки тонкие просвечиваются на лице девичьем, нежном. Поступь гордая и смелая, речь кипучая, умелая – родником бежит, ручейком журчит иль шумит потоком снежным. Дон Иванович тихоструйный, ей родной отец, по степи бежит привольной, плещет мутною волной. По полям да по курганам, по степной дали разрослись полынь да чабрец, да седые ковыли. Степи дочь свою вскормили, ручейки водой поили, ветры по степи гудели, с ковылями песни пели, и нарастили, как царицу, раскрасавицу – девицу. Смуглолицую… черноокую… А вот поэтические строки, воспевающие красу донской казачки: К. Батюшков писал: «Здесь прелесть – сельские девицы! Их взор огнём горит, И сквозь потуплены ресницы Мне радости сулит…» А один из поэтов казачьего зарубежья Г. Александрин в стихотворении « Из родных картинок», восхищаясь красой донской казачки, пишет: Раскрасавица девица Несет завтрак на покос. Недалеко от станицы Идет жаркий сенокос. На ней косыночкой белеет, Завязан бантик на косе. Её ленточка алеет, След ложится на росе. Но положение женщины – казачки менялось от века к веку. В 17 веке она получает права гражданства. Хозяйки, и особенно уже пожилые, могли свободно появляться в обществе мужчин. Правда, еще не скоро они начали вмешиваться в общий разговор и одушевлять беседы своим влиянием. Более свободно и уверенно чувствовали себя казачки, когда собирались в своем кругу, без мужчин. Жены старшин любили повеселиться в обществе своих соседок. В таких женских собраниях пленная турчанка подносила гостям на большом подносе сладкий мед. Хозяйка, держа в одной руке стакан, другой взявшись под бок, в желтых туфлях, пристукивая каблуком, припевала: «Туфли к милому глядят, полюбить его хотят». Многие казачки прекрасно говорили по – татарски и по – турецки, тогда это было в большой моде. Эти языки казачки выучили в устном общении с татарами, турками. Военная жизнь казаков вырабатывала и особенный тип женщины – казачки. Сильной, мужественной, неустанной труженицы, смело принимающей все труды мужчины. «…Сколько слёз твои пролили очи, Сколько болей затаила грудь... Отче наш... В грядущей страшной ночи Освети ей, мученице, путь. П.С. Поляков «Казачке» Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарем (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно – политической жизни станицы, а военная служба была главной его обязанностью. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды. Отличительной чертой казачка было стремление к чистоте. Казачьи курени мылись несколько раз в году, и не только внутри, но и снаружи. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда в порядке была печь, блистал чистотой пол ( его мыли желтым камнем- деруном ), и всегда была приготовлена еда. Особо досужие смотрели: нет ли черноты на заварном чайнике и чашках в том месте, где прикреплялись ручки. Если черноты не было, то считалось, что хозяйка настоящая додельнища и все в доме у неё в полном порядке. И отец и мать пользовались любовью и уважением, которые обращались к ним только на «вы». Но если отец пользовался больше по принципу, то родимая матушка всегда чтилась в казачьем быту. Здесь на Дону донским фольклористом Т.И. Тумалевич собран целый сборник « А родимой – то матушки да милее в свете нету», где собраны лучшие образцы фольклорного искусства: былины, песни, причитания, пословицы, поговорки. Её право на любовь покупалось часто дорогою ценою неустанного труда и трогательной заботы, преждевременной потери красоты, молодости и здоровья. Ох, как недолог бабий век, Девичий век того короче, ― Парчовый бабкин кубелек На внучке нов еще и прочен. писал поэт Н. Туроверов Что, казачка черноокая, Душу в горесть облекла? В косу русую, широкую Ленту черную вплела? Иль борьба неумолимая Мила друга унесла? Иль тебе, моя родимая, С ним разлука тяжела? Н. Огарев Большой семьей считалась семья из 13 душ: отец, мать, два взрослых сына и семь малолетних детей: среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, малая семья состояла из 4 –х человек. В благополучной семье всякий член нес соответственное своему возрасту работу. Жены помогали мужьям, дети – родителям. Мужчины косили хлеб, женщины гребли и вязали в снопы, мужчины перевозили снопы, а женщины и старики молотили. Во время бытности мужа дома казачка не бралась за плуг и косу, но в отсутствии его она несла на своих плечах все тягости хозяйства и домоустройства. Без сна проводила она ночи, и в тяжелой работе проходили дни ее в ожидании, что вот возвратиться муж, приласкает и похвалит свою молодую жену. Можно сказать, что казачка в земледельческой семье была героиня! Современный донской поэт Ф. Сухов пишет: Жала рожь и пшеницу жала, Не бросала на ветер слова… От палящего жара Кругом шла голова. Соль обильного пота Белый застилала свет До последнего вздоха Все дела, да дела. Знать такая эпоха, Жизнь такая была. В 19 веке почти весь Дон был уже распахан сверху донизу. И распахала, и засеяла, и сжала, и в снопы повязала, и вымолотила – все за казака сделала его жена – чернобровая, осанистая донская казачка. То в походе, то на службе, казак большую часть жизни проводил вне дома. На ниве работала его жена, скапливала ему богатство, устраивала ему дом, да посылая на службу трудовые рубли. Если донские казаки во время долгих походов добывали великую славу Войску Донскому, то трудолюбивые домовитые казачка, наши бабки и прабабки сохраняли и земли, и богатство нашим дедам. |