краев. _IX Межрегиональный литературно учителя. Конкурс На волжских просторах
Скачать 30 Kb.
|
IX Межрегиональный литературно – краеведческий конкурс «На волжских просторах» НОМИНАЦИЯ: «Краеведеческая работа в образовательном учреждении» Название: Разработка интегрированного урока «Украинцы на Волге» Выполнили работу: Ионкина Галина Олеговна, преподаватель русского языка и литературы МОУ «СОШ №31» ЭМР Саратовской области, Кайбалиева Эльмира Имангалиевна, преподаватель географии МОУ «СОШ №31» ЭМР Саратовской области 2022 Цели и задачи: Формирование у учащихся представления о богатой народной культуре малороссов на Волге, знакомство с этнографией и фольклором народов Саратовской области. Продолжить формирование одной из ключевых компетенций – толерантность, которая означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Создать условия для проведения первых исследований. Учитель: Одна из книг об исследователях и краеведах называется «Путешествия, которые не повторяются». Какие же путешествия нельзя повторить? Самые первые, связанные с открытием новых земель, последние в жизни смелого и отчаянного человека, и,конечно, воображаемые в столь юном возрасте. Сегодня, продолжая изучение темы «Украинцы на Волге», мы отправимся в путешествие во времени и в пространстве от Эльтона по соляному тракту к Покровской Слободе и селу Квасниковке и посмотрим, как жили и чем занимались в 18-19 веках малоросские крестьяне, как переплетались культурные традиции русского и украинского народа в нашем родном селе. Круглый год кипела жизнь. Украинцы достраивали свои хозяйства, ремонтировали возы, торговали солью, проводили церковные обряды, праздники. Зимой 7 февраля украинцы, жившие на Волге, почитали Ефрема Сирина, запечника, прибаутника, сверчкового заступника. Крестьяне были твердо уверены в существовании домового. Домовой обычно воспринимался как рачительный, заботливый хозяин. Он является в облике того дома, где обитал, или даже маленького старичка, покрытого шерстью. Домовой не единственный персонаж украинских сказок и легенд. Мы в этом сейчас убедимся, устно вспомнив материал, изученный нами по теме «Украинцы на Волге», используя тетрадь с печатной основой. Фронтальный опрос (слайд-шоу) Русский царь, при котором украинцы стали заселять берега Волги? Петр 1 Украинский гетман, правивший на Украине при Петре 1? Иван Мазепа Озеро, с которого возили соль через Покровскую Слободу? Эльтон Воинственные племена народа, нападавшие на украинские поселения? Калмыки Одно из первых названий поселения на левом берегу Волги, напротив г. Саратова? Новые Бокуры Воин, защищавший южные границы Руси? Казак Какой праздник отмечали в селе Сокур Саратовского уезда накануне 24 июня (стр 44 тетрадь) Иван Купала Назовите персонажа украинских сказок (стр 42 тетрадь). Широкоплечий коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. Леший Где обитали русалки,героини украинских быличек, во время цветения ржи? Жито Год основания г. Покровска? 1747г. Весной начались полевые работы – самая горячая пора. 18 апреля малоросские крестьяне почитали Федула – ветрянника. Федул губы надул (ненастье) - Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Велика ли дыра? - Один ворот остался. Держись за землю-батюшку – она одна не выдаст. Крестьянская доля на широком поле. У пахаря рука черна, да хлеб бел. Землю уважай, будет и урожай. Так звучали народные пословицы. Мужички, мужички, Готовьте сошнички. Пора пашенку пахать, Пора сев начинать. От урожая зависело благополучие и достаток украинской семьи. О богатстве можно было судить по внутреннему убранству дома. Как выглядела украинская хата мы знаем, т.к. побывали в краеведческом музее г. Энгельса и стали участниками музейного занятия «Наша хата утехами богата». Вспомним часть названий. Они зашифрованы на доске. Прошу отгадать. Мисник – шкаф для посуды Борщ – традиционное блюдо украинской кухни Сало – любимое лакомство Кисель – традиционный украинский напиток Рубель – чем гладили одежду Гроши – украинские деньги Парубок – молодой неженатый мужчина Очипок – платок на голове замужней женщины. Летом 7 июля по новому стилю или 24 июня по старому стилю малоросские народы, закончив работу в поле,отмечали самый важный праздник Ивана Капала. В ряде сел на Купалу открывали большой покос. Пройти до солнышка два покоса – ходить не будешь босо. Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорила пчела). Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Ивана Купалу называют «чистоплотным» от того, что на заре этого дня принято купаться. Главная особенность купальной ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали. При этом пелись разные припевки: Гори, гори жарко Едет Захарка. Сам на кобыле, Жена на корове Дети на тележках Слуга на собачках, Погляди на верх- Там несется пест. Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Однако главным героем в Иванов день становится папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады. Девицы цветы щипали Да у Ивана пытали: «Что это за цветы?» - «Это цветы Купалы, Девицам – умывали, А пареньям – воздыханья!» Давайте попробуем разгадать часть кроссворда «Цветы» на стр.45 в тетради с печатной основой. Мак 8. Маргаритка Колокольчик 9. Нарцисс Георгин 10. Подснежник Ромашка 11. Ирис Подсолнечник 12. Роза Василек 13.Лилия Одуванчик 14. Лютик Мы с ребятами посетили не только краеведческий музей г. Энгельса, но и наш школьный музей. Руководитель музея Мамонов Николай Константинович задал нам несколько вопросов, ответим на них. К осени заканчивались работы по уборке урожая и перевозке соли, а в селах и городах Поволжья начинались ярмарки, праздники, гулянья. 14 октября все славянские народы отмечали Покров. С этим праздником связано название нашего города. К Покрову дню на левом берегу был построен хутор, а первая деревянная церковь - во имя Покрова Богородицы. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима. Старики в Покров замечали погоду. С этого дня во многих местах начинались покровские ярмарки. Молодежь собиралась на посиделки, вечерки, беседы. Девушки, вы девушки, Где берете денежки? - Летом ягодки берем, Зимой куделечку прядем. Что ты, милочка, не робишь, На кого надеешься? Придет зимонька холодна, Ты во что оденешься? Какие же посиделки обходились без песен, танцев? (Группа мальчиков исполняет танец «Ложкари.») Учитель. Трусова Анна Михайловна, жительница с. Квасниковки, рассказывает: «Жили мы в колхозе, работали за трудодни, потом еще за скотиной ухаживали. Зато отдыхали от души. Соберется вся деревня на лугу. Бабы в карты играют, песни поют. Мужики в лапту играют. Мы ребятишки, тоже с ними просимся. А они нам: «Что вам, солосить только?» Ну мы соберемся своей ватагой и тоже гоняем.» (Игра «Стенка на стенку». Играющие делятся на две «стенки» и исполняют поочередно следующие слова: -А мы просо вытопчем, вытопчем! -А чем же вам вытоптать, вытоптать? -А мы коней выпустим, выпустим. -А мы коней переймем, переймем. -А мы коней выкупим, выкупим. - А чем же вам выкупить, выкупить? -А мы дадим 100 рублей, 100 рублей. -Нам не надо тысячи, тысячи. -Чего вам надобно, надобно? -А нам надо девицу, девицу. -Какую вам девицу, девицу? -Нам вот эту надобно, надобно. Как только песня спета, из шеренги, требовавшей девицу, выбегает игрок и, врезавшись с разбегу в другую шеренгу, забирает требуемую девицу.) Учитель. Илюхина Агрофена Степановна из села Свердлово Калининского района, так поведала о своем детстве. «Молодежь так играла в селе: девки и парни встают в ручеек и поют: « Вхожу в петлю вхожу в рай» ( Ребята показывают игру.) А кто помладше, играли так: плясали под припевки, танцуя на одной ножке, кто дольше продержится. «Кына на кына кыр кыр, кына на кына кыр кыр..» ( Подражая балалайке)» ( Ребята показывают игру). Учитель: Спит эхо лесное, речная вода. За день устав, плещет едва. Спят птицы и пчелы, трава и кусты. Сомкнув лепестки, заснули цветы. И в детские сны пробраться спешат, Чтоб было детишкам светлей и теплей. Чтоб сердце у них становилось добрей. Ни годы, ни беды того не согнут, В чьем сердце хорошие сказки живут. Теперь баба Груня нянчит своих правнуков и рассказывает им сказки. Вот одна из них. (Ребята инсценируют сказку.) «Маша и медведь». В. Жили-были муж с жаной, у них была дочка. Мать умярла, а он взял еще себе жану, а у нее свая дочка. Мать снинавидела ее и говорит мужику: М-ха. Вязи дочку в лес. М-к. Пошто дитятко обижаешь? М-ха. Вязи, а то поколочу! В. И повез старик дочку в лес. Нашел избу и оставил Машу одну. Видит Маша избу, заходит, стол стоит да печка. Приготовила Маша кашу. Вдруг вылезает мышка и гаварит: М-ка. Машинка, Машинка, дай кашички на краснинькой ложичке.. В. Та и дала. Маша. Ешь, мышка. В. Наелась мышка, поблагодарила и убежала. Приходит вядмедь и видит Машу. М. Накорми меня, Машинка, да и поиграем. В. Поел вядмедь каши и стали они играть Мед. Вот тибе, Маша, колокольчик, бегай, и звони, а глаза сейчас завяжем В. Дал вядмедь Маше колокольчик, завязал ей глаза, взял дрыну, да и стал он Машу ловить. Вылезла мышка из норки, взяла у Маши колокольчик и стала по избе бегать, а вядмедь за ней. М. Фу, устал. Молодец, Маша. В. Так было и в другой день. Наиграли, развязала она – он ей воз добра дал и нарядил. Едит Машинка дамой, а дома сабачка лаит. С-ка. Тяф, тяф, Тюшка, едит Машутка, вся в злате, вся в серебри. В. А мачиха гаварит сабачке: М-ха. Нада ни так. Тяф, тяф, Тюшка, едит Машутка, косточки в лукошки пагримливают. В. А ана апять эдак лаит. А кагда дед уж привез Машинку дамой, а ана вся уряженая, мачиха гаварит: М-ха. Ну, дед, вязи и маю дочь туда. В. Привел дед ее дочку туда, аставил. Вядмедь вилел кашу варить, варила нан, да съела. Тут мышка прасила: М-ка. Дай кашички на краснинькай ложички, я тибе пригажусь. Д. Уйди, мышь, самой мало. В. И на третий день вядмедь пришел – апять есть нечего. Он ей гаварит: М. Давай, жмурки играть. В. Калакольчик ей привязал, по звуку не слышал, ей не и смазал. А мачиха дома и гаварит: М-ха. Дед, изжай за дочкой. В. Паехал, а сабачка лаит: С-ка. Тяф, тяф, Тюшка, едит Дашутка, косточки в лукошки пагримливают. М-ха. Ни так! Вся в злати, вся в серебри! В. Заставляит ие, а сабачка так же лаит: С-ка. Тяф, тяф, Тюшка, едит Дашутка, костачки в лукочке пагримливают. В. Три раза сказала эдак и привез дед. Учитель. Грушина Антонина Матвеевна, жительница села Квасниковки, помнит таусенки, которые пели, нянчая малых детей. (Ученица исполняет таусенки, сидя с малышом на коленях.) Ата та, ата та. Поймал дедушка кота. А бабушка кошку За левую ножку. Катя, Катя, Катерина-нарисована картина. В трубу лазила, лицо мазала. На крылечко выходила-черны брови наводила. Черны брови колесом и сосульки под носом. Катя, Катя, Катерина-нарисована картина Катя ковер вышивала, офицера поджидала: «Офицер молодой, приходи ко мне домой, Мой дом на горе, три окошка на дворе.» Ах, тюшки Макар на лягушке скакал С лягушки упал- себе ножку сломал. Учитель. А если у кого из малышей зуб молочный выпадает, то его ведут к печке, бросают туда зуб и говорят: «Мышка, мышка, на тебе зуб репяной, а ты дай мне костяной.» Учитель. Частушки на селе перевелись, У молодых на все другая мода, - И хоть тоскует старый гармонист, Но на своих подружек смотрит гордо. И вторят бабки: «Было веселей, Вы вспомните-ка, бабы, в самом деле: И голодней жилось, и холодней, Да только петь в деревне все умели». Вот какие частушки пели на свадьбах в селе Квасниковка. Я по бережку иду, А берег осыпается, Я беззубого люблю, Ах, лучше-не кусается, Не едим мы суп куриный, Не едим и потроха, Нынче куры все больные- СПИД нашли у петуха, Я на пенсию пошла- Немного приоделася. Руки, ноги подлечила- Замуж захотелося. Скоро стану, как Венера, Ну а муж, как Апполон, На одежду и на обувь Денег надо миллион. Из колодца вода льется, Потихоньку сочится. Хоть и плохо мы живем, Петь, плясать нам хочется. И снова повторю друзьям, Разгорячась в привычном споре; Не надо забывать ветвям Про их питающие корни. Учитель. Ребята, дома вы готовили творческие исследовательские работы в кругу своей семьи, во что играли ваши бабушки, дедушки, родители, какие песни пели, в какие игры играли. Слово вам. (Идет рассказ детей с демонстрацией работ.) Русский народ всегда славился радушием, гостеприимством, поэтому и мы хотим завершить нашу экспедицию угощением. (Вносят сладкие пироги, угощают всех участников экспедиции.) За время нашего путешествия по Саратовскому краю мы побывали в с.Квасниковка. (Работа с картой области.) Еще много неизвестного и интересного у нас впереди. На нашей встрече прозвучали народные песни, стихи нашей землячки Ирины Булановой, к сожалению, уже ушедшей из жизни. Слова из ее стихотворения послужили эпиграфом к нашей экспедиции. Сегодня мы убедились, что земля наша, напитанная любовью к человеку, породила много талантливых людей. Изучая устное народное творчество, мы становимся лучше, духовно богаче, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом, нас ждут впереди новые встречи с новыми людьми. Подведение итогов и выставление оценок. |