Ответы на вопросы конкурса (1). Конкурса Золотые правила нравственности
Скачать 32.95 Kb.
|
Ответы на вопросы конкурса «Золотые правила нравственности» (Нужно выучить именно то, что написано жирным шрифтом и подчеркнуто) Ан-нафс ал-лаввама (упрекающий нафс). Он упрекает своего хозяина за совершённый им грех. (стр. 10) «Благополучие – в уединении» (стр. 222) Душу человека изначально покоряют животные качества. (стр. 71) … Он отвёл меня к правителю Ибн Тулуну, который повелел наказать меня двумястами ударами палкой и бросить в тюрьму. (стр. 15) Ибрахим ибн Адхам сказал: «Будучи в Исламе я обрадовался дважды. (стр. 228) Всевышний Аллаh сказал (смысл): «Те, которые, совершая добро, испытывают в сердцах боязнь» (сура «аль-Муъминун», аят 6). (стр. 165) Потому как поминание Всевышнего как магнит притягивает к себе качества истинного рабства перед Аллаhом. (стр. 74) Что же касается ненависти (хикд), то в её основе лежит вражда, злоба и разрыв отношений с людьми. (стрю 32) Бишр ибн аль-Харис сказал: «Взгляд на скупого делает сердце чёрствым». (стр. 180) Имам аш-Шаарани сказал: «…Никогда не делай наставление человеку оставить плохие дела, пока в сердце своем ты действительно не сжалишься над ним». (стр. 167) В книге «Ат-Тавилат ан-наджмийя» говорится: «Нафс сотворён по своей природе повелевающим зло. …» (стр. 25) Поистине, правдивость (сидку) – опора мюрида… . (стр. 133) «Страшись всего, что предназначено не для тебя, а затем отрекись от того, что у тебя есть». (стр. 123) Всевышний Аллаh сказал (смысл): «Человеку уготовано только то, что он заслужил своим усердием» (сура «Ан-Наджм», аят 39). (стр 120) Проявляя заботу о человеческом нафсе, Всевышний ниспослал шариаты (своды законов). (стр. 7) Поэтому горделивость – это абсолютная глупость. (стр. 36) Ас-Сарий ас-Сакати сказал: «Вот уже тридцать лет я прошу прощения у Аллаhа за слова «хвала Аллаhу»/ (стр. 257) Посланник Аллаhа говорил: «Аллаh укрепит на мосту Сират ноги того, кто помогает людям». (стр.211) Еще говорят, что основой мужества является вера (иман). (стр. 188) Ан-нафс аль-мульхима (вдохновляющий нафс). Нафс этого уровня внушает своему хозяину благо и призывает к добру. (стр. 10) Страх – это светоч твоего сердца, благодаря которому ты можешь разглядеть хорошее и плохое в самом себе. (стр. 164) Лицемер – это человек, который много жалуется, мало приносит пользу другим и много спорит. (стр. 163) Одновременно с этим ангел получает веление записать четыре предопределения для этого создания. (стр. 6) Различают пять уровней нафса человека, в соответствии с приближенностью или отдаленностью его обладателя от Всевышнего Аллаhа. (стр. 9) Праведник Зун-Нун аль-Мисри сказал: «Духовная погибель, падение нравов людей возникли по шести причинам ….». (стр. 20) «… А светом этой лампы является поддержка Всевышнего – тавфик». (стр. 17) Увлечение своими страстями и отказ от повиновения Всевышнему – вот два качества нафса, которые препятствуют достижению разного рода благ. (стр. 19) Корнем всех порочных качеств является самодовольство (уджб). (стр 22-23) Ибн Атаиллаха спросили: «Что быстрее всего вызывает гнев Всевышнего Аллаха?». Он ответил: «Это восхищение собой и своими духовными качествами. (стр. 24) «Самой природе последователей тариката присуще проявление взаимной любви симпатии, дружбы и согласия с братьями по вере и отказ от противоречий между ними». (стр. 168) Четыре красивых высказываний о личной свободе приведено в соответствующем разделе (стр. 197) Шакик говорил: «Самыми достойными нравственными качествами человека являются четыре: …» (стр. 219) Уединение (халват) – это отказ от привязанности сердцем к людям, даже когда находишься среди них. (стр. 222) Существуют четыре этических правил, которые должен соблюдать наставляющий. (стр. 235) Фудайль ибн Ияд сказал: «Есть пять признаков несчастья человека: … . (стр. 94) Пророк сказал: «Установление справедливости в течение часа лучше, чем поклонение в течение шестидесяти лет». (стр. 246) «Есть три качества, которые спасают человека, и столько же качеств, которые влекут за собой погибель». (ср. 43) «Не является мужественностью извлекать выгоду из дружбы». (стр. 191) «Если альХарис аль-Мухасиби протягивал руку к сомнительной еде, то у него на пальцах начинали дрожать вены». (стр. 221) Шесть высказываний о методах и средствах борьбы с нафсом приведены в соответствующем разделе. (стр. 20) Ученик спросил: «Что значит недобрый нрав?» Наставник ответил: «Это потребление харама (запретного)». (стр. 21) Шейх аш-Шазали сказал: «Я видел себя во сне сидящим вместе с неким человеком перед своим духовным наставником. Наставник сказал мне: «Запомни четыре заповеди: одна касается этого человека, а три – лично тебя: …» (стр. 88) Джунайд аль-Багдади сказал: «Пророк был обладателем великого нрава, он пожелал для своей общины блага обоих миров, но не стремился обрести их для себя» (стр. 101) Его наставника звали Абу Абдуллаh аль-Магриби. (стр. 15) Ибн Аббас говорил: «Проявление скромности – допивать остаток напитка брата по вере». (стр. 228) Двадцать семь красивых высказываний о мужественности и человечности приведено в соответствующем разделе. (стр. 189) Ибрахим ибн аль-Джунайд говорил: «Есть четыре качества, которые благородному человеку не следует отвергать, даже если он правитель: …..» (стр. 181) «Мольба – мозг поклонения». (стр. 70) Есть два завещания нашего господина, имама Бахауддина Мухаммада анНакшубанди , которые он оставил своему мюриду. (стр. 26) Пророк сказал: «Высокомерие – это пренебрежение истиной». (стр. 231) «Аллаh доволен ими и они довольны Им» (сура «Аль-Байина», аят 8). (стр. 89) Гуманность, человечность – ветвь мужества. (стр. 195) «… каждый дар, отвлекающий от Меня, – бедствие». (стр. 200) «Вера – это терпеливость и снисходительность». (стр.142) Тех, кто занят поклонением, сделал своей целью не разрешенное Аллаhом имам аш-Шаарани разделил на шесть категорий: …» (стр. 204) Существует этикет рабства, следуя которому человек не должен проявлять излишнее беспокойство в следующих случаях: при ощущении голода, наготы, бедности, в унижении. (стр. 63-64) Пророки, будучи безгрешными, тем не менее просили Всевышнего Аллаhа защитить их от сатаны и от смуты лжемессии – даджаля. (стр. 230) Фудайль говорил: «Если бы мне сказали: «Поистине, сейчас повелитель правоверных зайдет к тебе» и я поправил бы свою бороду, то я побоялся бы, что мое имя запишут в числе лицемеров». (стр. 207-208) А что касается любви к детям, то она является одним из самых больших испытаний Всевышнего Аллаhа по отношению к Своим рабам (стр. 126) Это возможно лишь посредством искреннего покаяния и возвращения к Всевышнему Аллаhу. (стр. 7) «Сказать правду о нечестивце (явно совершающем тяжкие грехи) не является хулой». (стр. 47) Сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Мусе аль-Ашари : «Всё благо кроется в довольстве предопределением Аллаха….» (стр. 79) Воистину, взаимная любовь и расположение приходят от соответствия, согласия душ (арвах). (стр. 169) Защитной крепостью для этих благ являются четыре качества: истинное благочестие, хорошее намерение, искренность в деяниях и дружба с религиозной наукой. (стр. 215) Знайте, что самое скверное проявление неучтивости со стороны раба – это когда он настойчиво просит о чем-либо у Всевышнего, а затем, после исполнения просьбы, просит Творца об избавлении от дарованного из-за того, что по вине самого раба возникли трудности. (стр. 83) Всевышний Аллаh в Писании установил общее правило аскетизма (смысл): «Аллаh не сделал в теле человека два сердца» (сура «Аль-Ахзаб», аят 4). (стр. 132) Нрав Пророка вобрал в себя благородные качества всех предшествующих пророков: благодарность пророка Нуха , дружбу пророка Ибрахима с Господом, искренность пророка Мусы , преданность обещаниям пророка Исмаила , терпение пророков Аюба и Якуба , умение пророка Давуда находить оправдание людям, скромность пророков Сулеймана и Исы , а также нравственные качества всех остальных пророков. (стр. 99) Этот аят запрещает человеку ходить горделиво и высокомерно. (стр. 36) «Искренность – это одна из Моих тайн, которую я доверил сердцу раба, которого Я возлюбил». (стр. 210) Написание книги завершилось в мухарраме 1436 года по хиджре. (стр. 278) Поистине, хула и сплетни – это одно из самых опасных препятствий, которое не даёт достичь довольство Всевышнего Аллаhа. (стр. 45) Погоня за уделом не является благим делом, равно как и отказ от стремления к своему уделу. (стр. 274) Нафс человека обладает двумя неотъемлемыми качествами, присущими ему с рождения: первое – страсть, второе – гнев. Страсть порождает домогательство, похоть, алчность, долгие чаяния, любовь к мирской жизни и другие подобные им качества. А гнев порождает высокомерие, себялюбие, вражду, зависть, ненависть и другие подобные им скверные качества. (стр. 40) Из сердец праведников (сиддикун) самым последним из порицаемых качеств исчезает любовь к высокому положению – честолюбие. (стр. 125) У праведника Сахля спросили: «Что самое трудное для нафса?» Он ответил: «Это искренность, ибо в ней нет доли для нафса». (стр. 210) Что же касается сплетен (намима), то это распространение между людьми информации, вызывающей смуту и раздор. (стр. 44) Если нафс лишить похвалы, он становится ленивым и впадает в уныние. (стр. 23) Всевышний не подверг Своего раба большему унижению, чем сокрыв от него низость его нафса. (стр. 24) Избранный Пророк Аллаhа указал на то, что все грехи основываются на трёх качествах. (стр. 32) Стыдливость бывает семь типов. (стр. 90) «Поистине, сотворение каждого из вас происходит в материнской утробе: в течение 120 дней. (стр. 6) Разумный человек, который познал сущность своего нафса и осознал его низость, нужду, слабость, немощность и исход, приближающий к гибели его нафс, познает своего Создателя в таких атрибутах, как Мощь, Бесконечность, Могущество, Величие, Гордость. (стр. 8) Нет надежды на улучшение нафса, пока не очистится духовное сердце, которое является правителем тела человека. (стр. 11) Качества, препятствующие человеку приблизиться к Всевышнему Аллаhу даже в намазе, подразделяются на четыре категории. (стр. 70) «Оставь свой нафс и иди ко Мне». (стр. 21) Шейх Макинуддин аль-Асмар , являвшийся одним из семи будалаов7 (великих праведников), сказал: «В начале своего пути я работал портным». (стр. 16-17) В мольбе проявляется вся сущность рабства человека перед Всевышним Аллаhом. (стр. 70) Однажды Ибрахим ибн Адхам пришёл по приглашению людей на угощение и там услышал, как некто из гостей сказал об одном из приглашённых такие слова: «Он тучный человек и поэтому идёт медленно». Услышав это, Ибрахим ибн Адхам тут же покинул этот дом и три дня ничего не ел. Великие праведники отмечали: «Стыдливость и утешение стучатся в сердце человека». (стр. 95) Тафвиз – это отказ от выбора каких либо дел мирской жизни, полное упование на своего Господа и отказ от всего, что противоречит Его выбору. (стр. 77) Поистине, покорение нафса возможно тремя способами. (стр. 12) Посланник Аллаhа отмечал: «О Абу Хурайра, повелевай добро, удерживай от порицаемого и прояви терпение при постижении невзгод». (стр. 258) В хадисе говорится: «Довольство малым из мирского – неистощимый клад». (стр. 118) Не достигнет сын Адама степени истинной отрешённости от мирского, пока в нём не укоренятся три качества. (стр. 115) Пятый уровень – ан-нафс аль-марзия (нафс, которым доволен Всевышний). (стр. 10) В хадисе говорится: «Когда мирское входит в общество людей, то непременно вызывает между ними вражду и ненависть» (стр. 119) Наш господин имам Ибн Машиш сказал: «Береги своё сердце от чрезмерной любви к мирскому богатству, женщинам, честолюбию и от порочных страстей…». (стр. 38) Не всем, что происходит по предопределению Всевышнего, можно довольствоваться, например, совершенным грехом. (стр. 76) Известный праведник аш-Шибли сказал: «Ревность бывает двух видов: человеческая ревность к нафсам и божественная ревность к сердцам». (стр. 171) Пророк говорил: «Если вы увидите тех, кто нахваливает людей, бросайте в их лица землю». (стр. 254) Также было сказано: «Рабство заключается в четырёх особенностях: выполнение договора или обещания; соблюдение установленных Всевышним законов; довольство тем, что имеешь, и проявление терпения при какой-либо нужде». (стр. 61) Абу Бакр аль-Варрак сказал: «Иногда я совершаю два ракаата намаза и покидаю место молитвы, стыдясь, будто я что-то украл». (стр. 96) Один из самых великих путей улучшения и очищения нафса – это контроль над тем, что говорит и велит хозяину его нафс. (стр. 16) Под словами «светильником этого нафса является его тайна (сирр). (стр. 17) Итак, кто дорожит своим нафсом, тому религия презренна. (стр. 22) Известно, что одной из бед нафса является его склонность к наслаждению похвалой. (стр. 23) Дурные нравы – это болезнь, лекарством от которой является тарикат. (стр. 26) Начало любой духовной степени – это искреннее покаяние (тавба)…, (стр. 27) Посланник Аллаhа сказал: «Больше всего я боюсь за свою умму по двум причинам – это следование своим страстям и длительные, ненасытные мечты и чаяния. Ведь следование страстям закрывает путь к истине, а алчные мечтания о мирском заставляют предать забвению вечный мир». (стр. 30) Нафс человека обладает двумя неотъемлемыми качествами, присущими ему с рождения: первое – страсть, второе – гнев. (стр. 40) Аль-Барзах – потусторонний, невидимый мир, где после смерти пребывают души людей до наступления Судного Дня. (стр. 41) «Хула (гиба) – это упоминание тобой человека словом, которое ему не нравится». (стр. 44) «Если то, что ты говоришь, присуще ему, то ты совершил хулу, а если оное отсутствует в нём, то ты возвёл на человека клевету». (стр. 44) «Ослушание, которое привело к смиренности и состоянию надломленности нафса, лучше, чем поклонение, вызывающее у человека чувства горделивости и высокомерия». (стр. 46) «Сказать правду о нечестивце (явно совершающем тяжкие грехи) не является хулой». (стр. 47) «Это те, кто позволяют себе возводить хулу на других людей, тем самым поедая их плоть». (стр. 47) Когда Всевышний Аллаh вывел пророка Адама и его супругу Хаву из Рая на землю, то они, перестав чувствовать запах Рая, потеряли сознание от зловония этого бренного мира. (стр. 52) Мирские блага сродни волосам, растущим в сердце, – если хоть один волос прорастёт в сердце человека, то он тотчас же умрёт. (стр. 52) Все, что способствует твоему обращению к Всевышнему Аллаhу, относится к вечной жизни (ахира). (стр. 53) Полезные знания приводят их обладателя к смиренности, скромности, к постоянной борьбе со своим нафсом, к заботе о своей душе, к самоконтролю, к страху перед Всевышним Аллахом, к отрешению сердца от мирских благ и от тех, кто стремится к ним. (стр. 55) Али ибн Абу Талиб предостерегал верующих от больших надежд на долгую жизнь и от следования страстям, ибо они являются плодами любви к преходящему миру. (стр. 56) «Поклонение Аллаhу, сопряженное с чувством любви к мирской жизни, – это лишь беспокойство, тревога для сердца и утомление для тела, оно становится словно тело без духа (рух). (стр. 54) Кто унизится перед состоятельным человеком по причине его богатства, тот лишится двух третей своей религии». (стр. 57) Кто войдёт в состояние печали из-за мирских дел и неурядиц, тот словно гневается на Всевышнего Аллаhа. (стр. 57) Одним из признаков рабства является умение скрывать на людях свою нужду при бедности и богатство при состоятельности. (стр. 63) Пророк Иса сказал: «Рабство перед Всевышним заключается в отказе от всяких притязаний и споров, в терпеливом перенесении бед, а также в любви к Господу». (стр. 61) Для человека, который убеждён в том, что он хуже, чем кто-либо из окружающих людей, весь мир становится подобен шейху-наставнику. (стр. 65) Довольство решениями Аллаhа – это результат хорошего мнения о Всевышнем. (стр. 79) «Терпение – это половина веры,… (стр. 140) Познавший Аллаhа будет видеть себя лишь телом, посредством которого Господь проявляет Свои деяния. (стр. 87) Обязанностью разумного человека, который посещает уважаемых людей, является немногословность и быстрый уход. (стр. 92) Признаком глупца – пребывание в гостях больше необходимого и несвоевременный, неуместный приход. (стр. 92) Сущность благих нравов заключается в том, чтобы человек был лёгким, деликатным и мягким со своими домочадцами, прислугой и всеми мусульманами. (стр. 103) Посланник Аллаhа сказал: «Поистине, я послан для усовершенствования благих нравов». (стр. 103) Абдуллаh ибн Умар освобождал раба, если тот исправно совершал намаз. (стр. 109) «Как-то я пошёл на рынок и увидел свой украденный плащ. И я отвернулся, чтобы не смотреть в ту сторону» (стр. 111) Как-то Малика ибн Динара обозвала его жена: «О совершающий благие деяния напоказ!». (стр. 111) Ибрахим ибн Адхам , узнав о подорожании мяса, сказал: «Удешевите его», то есть не покупайте вообще. (стр. 117) «Взгляд в лицо брата по вере с любовью ради Аллаhа лучше, чем награда, предназначенная за итикаф (пребывание с целью поклонения Аллаhу) в моей мечети в течение сорока лет». (стр. 168) Cамое малое в правдивости – это чтобы твои тайные и явные деяния соответствовали друг другу. (cтр. 133) Тот, кто исправил свой язык, приобретает почёт и уважение. (стр. 134) Описывая сподвижников Пророка, Всевышний Аллаh сказал в Коране (смысл): «Они милосердны друг к другу» (сура «аль-Фатх», аят 92). (стр. 169) «Измышляет ложь тот, кто не уверовал». (стр. 135) «Двое верующих при встрече подобны двум рукам, каждая из которых моет другую. (стр. 169) Признаком терпения является умение контролировать своё состояние в момент несчастья и сдерживать себя даже перед друзьями. (стр. 139) «Терпение для веры, что голова для тела». (стр. 141) Лицемер – это человек, который много жалуется, мало приносит пользу другим и много спорит. (стр. 163) Не следует хранить молчание, когда дело касается выявления истины и разоблачения лжи. (стр. 259) Страх – это светоч твоего сердца, благодаря которому ты можешь разглядеть хорошее и плохое в самом себе. (стр. 164) |