Главная страница

древний мир. Древний мир(Фролова). Конспект И. М. Дьяконов Развитие земельных отношений в Ассирии 2 глава Земельные отношения Средне ассирийского периода


Скачать 43.91 Kb.
НазваниеКонспект И. М. Дьяконов Развитие земельных отношений в Ассирии 2 глава Земельные отношения Средне ассирийского периода
Анкордревний мир
Дата11.03.2022
Размер43.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДревний мир(Фролова).docx
ТипКонспект
#391130

Фролова Анастасия (5102-460301D) 26.10.2021

Конспект И.М. Дьяконов «Развитие земельных отношений в Ассирии»

2 глава «Земельные отношения Средне -Ассирийского периода»

Средне-Ассирийский период, по всей видимости был периодом племенных передвижений. Создание Хеттского государства в Малой Азии сопровождалось уничтожением спорных пунктов ассирийской торговли. Хетты в своих набегах спускались вниз по Евфрату. Этим и закончился так называемы старо-ассирийский период. Средне- ассирийский период начинается с XVI в., появляются памятники ассирийской письменности. Западная Азия во многом отличается от предшествующего периода. ( Развитие ряда обществ, ранее стоявших крайне низко; крупные государственные объединения там, где ранее было множество независимых городов; распространение массового коневодства- стали менее опасные походы и путешествия). В Малой Азии существовало Хеттское государство, на севере-западе Месопотамии. Наряду с крупными державами- существовали более мелкие государства. Одним из мелких государств был Ашшур.

Торговые связи и пути, на которые основывалось могущество Ашшура, были разрушены. Ассирия зависела от Митанни и Кардуниаша-Вавилонии. Экономическое значение Ассирии для Вавилонии и для Передней Азии оставалось тем же. Когда в Передней Азии стало устойчивое политическое положение, товары опять потекли по тем же путям( по Евфрату до Северной Сирии, а оттуда в Малую Азию, Финикию, Палестину и Египет и обратно; из Северной Сирии через Северную Месопотамию до Тигра; вниз по Тигру; по Дияле на Восток и обратно. Сирия открыта в сторону степи набегам кочевников. Ассирию от кочевников отделяет оседлая полоса по Евфрату, в самом Междуречье кочевые области окружены оседлыми со всех сторон. Этнически Ассирия давно уже стала единой. Торговый путь по Тигру един. Соперники ниже по Тигру- Ассирии не страшны, так как экономически зависят от нее. Все же у Ассирии мог быть один соперник- стало государство Митании. Первой задачей Ассирии было попытаться обеспечить себе свободный путь к переправам, ведущим через Евфрат в Сирию.

Ашшурские правители не носили царского титула, обычно признавали главенство Митании и Кардуниаша и влвдели маленьким клочком территории. Богатый правитель может легко стать сильным и в военном отношении, но для этого нужно большое войско, обширная территория и многочисленное население. Только внезапное ослабление соперника могло открыть возможности перед Ассирией. Этот момент наступил. Царь Хеттов около 1400 года разгромил Митанни и покорил Сирию. Ассирийцы воспользовались разгромом Митании. Правителем Ашшура был Ашшурубаллит 1. Он претендовал на почести, раннее воздавшиеся царю Митании. Чтобы обеспечить верховное господство Хеттов, Суппилулиума оказал военную поддержку одному из претендентов на митаннийский престол.

Изменились и отношения Ассирии с Вавилонией. В пятнадцатом веке Вавилония стремится заручиться дружбой с Ассирией. Вавилонские цари породнились с Ассирийскими, что дало повод Ашшурубаллиту вмешаться в дела вавилонского престолонаследия. Его приемники продолжают расширять территорию государства.

Успехи Ассирийцев были чрезвычайно опасны для Вавилонии. Культурно и экономически Вавилония- ведущая страна Западной Азии. А Ассирии было важно овладеть Евфратом. Когда Ассирия пыталась заполучить Евфрат, она всегда встречала сопративление со стороны Вавилонии. Хетты усилено пытались поссорить Ассирию с Вавилонией, но все было безуспешно.

Усиление Ассирии сыграло большую роль для установления мира между Хеттами и Египтом: когда враждебное ассирийское войско стоит у евфратских переправ, вести войну в Сирии невозможно. Кархемиш – это ключ к Сирии для наступающего с Востока, ключ к Месопотамии с Запада. За ассирийским воином стоял ассирийский купец. За купцом следует воин, закрепляющий его пути для ассирийской торговли. Хетты вели борьбу против ассирийской торговли. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Тукульти-Нинурте 1. Он распространил свою власть на приевфратскую полосу и дважды успешно вмешивался в вавилонские дела, разграбил главный храм Вавилона и увез его статую Мардука – в Ашур. На Хеттскую территорию он совершил успешный набег. Столица Ассирии была перенесена из Ашшура в Кар-Тукульти-Нинурт.

Во внешней политике Ассирия отказалась от системы насаждения колоний посреди чуждого населения, а продолжала и развивала линию, намеченную в конце старо-ассирийского периода.

Торговля в экономике Ассирии по сравнению с земледелием, вероятно было одним из основных факторов, тормозивших развитие царской власти, так как деспотичная власть на Востоке основана на условиях развития ирригационного земледелия. Теперь самые нужды торговли толкали Ассирию на политику завоеваний- тем самым усиливали роль царя. Удельный вес земледелия экономики в Ассирии начинает все более возрастать.

Роль ашшурского совета старейшин была совершенно не ясна, во главе стоял «градоначальник». Усиление царской власти проходило не без борьбы со знатью. Тогда Тукульти-Нинурта 1 без видимой причины переносит свою столицу из Ашшура на противоположный берег Тигра, где строит специальный город, то естественно предположить, что это делается ради того, чтобы развязаться с ашшурским советом, который остается городским советом. Такова была внешняя и внутренняя политическая ситуация в эпоху, от которой до нас дошли средне-ассирийские документы, позволяющие нам судить о строе земельных отношений. В какой мере эта политическая ситуация вызывалась социальной ситуацией внутри ассирийского общества, и в какой она определялась общими социально-экономическими условиями в Передней Азии об этом возможно будет судить лишь после детального анализа всех социально-экономических факторов. Однако несомненно, что сами земельные отношения средне· ассирийского периода станут более понятны в контексте тогдашней политической ситуации.

В отношении вопросов, касающихся земельной собственности был введен- судебник. Из Судебника мы знаем, что земельные участки обводились "большой межой товарищей, внутри которой имелись "жребии" обведенные "малыми межами". В существующей литературе высказывалось мнение, что судебник в данном параграфе говорит о земле больших семей, внутри которых отдельные их члены имели свои жребии. Это мнение несправедливо, так как из документов2 видно, что сами эти жребии были довольно крупными, и в пределах их существо вали более мелкие отдельные участки.

Земля подлежала теоретическим пределам, потому что сразу нельзя было установить какой именно участок приобретает покупатель. Могли быть возражения со стороны общины не случайно альтернативно участок должен был предоставляться из запасной земли общины, распоряжаться которой отдельное лицо (продавец) или даже целая семья едва ли могли.  О продаже земли можно говорить только условно. Хотя древние правоведы и формулировали эти сделки как сделки о продаже, однако по существу мы имеем здесь дело лишь с передачей права пользования. Не только формально, но и фактически собственником здесь продолжает являться община.

Купленная отцом или дедом земля в следующих поколениях становится, наследственной долей. По всей вероятности, разница заключалась в том, что она была частью нераздельного владения семьи, находилась в личном владении приобретателя.

Остроумный юридический анализ Кошакера не позволяет сделать вывода, что документы с формулой предусматривают изъятие купленной земли из состава земельного фонда общины. В самом деле, купленная земля остается в со ставe, а это, как можно заключить из всего вышензложенного, не является просто характерисrикой местоположения.  Полагаю, что покупка доли в общинной земле делала покупателя членом общины несмотря на разницу, которая проводилась (в течение одного поколения) между "наследственной долей" и "покупной землей". И именно поэтому границы "покупной земли" также не определяются в сделках, как и границы "наследственной доли". Но, разумеется, покупатель не входил в состав "большой семьи". Формула же "он выберет и возьмет", как и показал Кошакер, действительно предполагает выделение, но не из общины, а из "большой семьи". Поэтому она же применяется, согласно § 1 Судебника и вообще к разделу общей собственности "большой семьи". В этом случае старший в семье "выбирает и берет" первую, дополнительную долю, а остальное имущество делится поровну, по жребию.
В этой связи можно коснуться вопроса о происхождении средне-ассирийских общин.

Заслуживает внимания факт, что земельного фонда непосредственно самой общины Ашшура не существовало. Это подтверждает наше мнение о том, что эта древняя община, в результате разрастания "больших семей" и, вероятно, выноса
поселений поближе к обрабатываемым участкам по мере роста государства и роста безопасности за стенами города, распалась на более мелкие сельские общины, возникших из "больших семей". В развитии соседских общин из "больших семей" нет ничего невероятного. Существование сельских общин в ирригационных обществах зависит от условий производства, именно, от коллективного характера оросительных работ. Поэтому их дробление, филиация, создание новых общин на самых различных генетических основах теоретически вполне естественны, и нет надобности восточную общину всегда рассматривать как прямого потомка общины первобытной.
Естественным результатом вовлечения земельных участков в оборот был тот факт, что одно лицо и одна семья могли иметь землю в различных общинах.
Архаичность описанной формы землевладения очевидна. Сельская община не только существует, но и фактически осуществляет право собственности на землю. В качестве владельцев или пользователей выступают еще, как общее правило, "большие семьи". Несомненно, что практика продажи или передачи земельных участков без указания их точных границ, при возможности за мены их другими (которые лишь приблизительно моrли быть равноценными) указывает на то, что вовлечение земли в оборот явление для данного периода еще сравнительно недавнее. Оно не могло бы удержаться при большем развитии товарных отношений, как это и имело место в Вавилонии.

В документах фиксируется продажа уже не отдельных полей, а целых усадьб.

В документах второй категории формула «он выберет и возьмет» не встречается. В данных сделках речь идет о вполне определенных участках гумно, колодец и тому подобное входят в состав передаваемой усадьбы. Более крупные усадьбы были постоянными и уже не переделялись. Связь с общиной видна в числе передаваемого имущества. И в этих сделках участок земли выделяется из территории общины. На земле общины могли возникать сплоченные имения, обычно не переделявшиеся.эти имения могли быть семейными.

Белия имел несколько сыновей. Эти сыновья имели свои участки и имения. Так Заммуя обменял « большой открытый двор» на «бесплодную землю» своего брата Кубеэреша. Все это считалось « домом» Заммуя, старшего из братьев. Возможно имелась и еще земля , но именно это имущество вошло в наследственную долю.  В экономическом положении семьи произошли изменения, и земля потомства Белии начинает переходить в руки соседней семьи Ахутаба и его сына Нахишшальму. Так, Ахутаб приобретает часть земли "дома" Буршарри (уже успевшую перейти ·в руки одного из сыновей известного богача Риш-Набиу сын -его, Нахишшальму, скупает у двух сыновей Иттиилибалати их наследство из "бесплодной земли", вымененной Заммуей, вместе с прочим имуществом, и ·землей, купленной в свое время Мар-· Идиклатом. Затем у внука Иттиилибалати он скупает 14 "ику" поля, купленные последним. Тем временем и из "дома" Мар Идиклата часть земли перешла в чужие руки.
Надо заметить, что и сама община Идинну, на земле которой семья Белии и его потомков имела свои "дома", по всей вероятности возникла из такого же "дома".

Поскольку в качестве скупщиков земли, создателей имений,
выступают люди состоятельные и влиятельные, постольку понятно, что крестьянская община бессильна против них; понятно поэтому, почему "дома" имения, очевидно, не поступают в передел. В составе "дома" имелась (или, во всяком случае, могла иметься) "доля дворца". Характер и происхождение этой "доли" остаются для меня неясными. Трудно пред положить, что дворец (т. е. царь) имел право наследования после своих подданных (например, выморочного имущества): при условии существования "больших семей" случай смерти без наследника должен был быть крайне редким.

Земельные владения царя не ограничивались" по видимому, "долей дворца". Так, нам известно, что в царском хозяйстве имелись начальник пастухов, управляющий орошением и начальник садов. Под садами, очевидно, разумеются сады "внутреннего города", неоднократно упоминаемые царскими надписями и расположенные, по видимому, в северной части города Ашшура. В хозяйственных документах часто упоминается скот, правда, по большей части в виде приношений наместников областей и других должностных лиц, а также хлеб, виноград и др.

Из царских надписей и хозяйственных документов, упоминающих различные хозяйственные учреждения ("дом хлебопеков", дом конюшень" и т. п.) невозможно пока с точностью установить, какие именно из них относятся к царскому хозяйству и какие к храмовым. Что храмы были достаточно самостоятельны ·и сильны, видно из § 1 Ассирийского Судебника, согласно которому дела о краже из храма решались не обычным судом, а оракулом. Однако, как и для старо-ассирийского периода, прямых данных о храмовой собственности у нас нет. Подобно тому, что имело место в Вавилонии, начиная с древнейших времен и вплоть до времен ислама, а также в ново-ассирийский период в самой Ассирии, также и в средне-ассирийский период существовала практика выделения земельных наделов должностным лицам за их службу. Так же, с моей точки зрения, надо толковать упомянутые выше документы о передаче царем доходов от "доли дворца" и самих этих "долей". Как показал Кошакер, такие наделы не были наследсrвенными.

Царь, таким образом, мог непосредственно распоряжаться землей общин. Вообще все сделки о передаче земли заканчиваются формулой "поле он (продавец) освободит (имеется в виду от претензий третьих лиц), измерит (землемерной) веревкой царя и перед царем напишет "крепкую таблетку", т. е. окончательный документ. Кошакер справедливо отмечает связь этой формулы с § 6 ассирийского Судебника, согласно которому в случае продажи недвижимой собственности проводится официальное оповещение о состоящейся продаже, с целью выявить возможных лиц, имеющих на данную собственность претензии. В случае не обнаружения в течение определенного срока сторонних претензий, этот факт удостоверяется особой коллегией, состоящей из представителей царя.

По видимому, как и в старо-ассирийский период, царь ведал землеустройством. Кроме того, передача земельных участков должна была отражаться на повинностях, о чем речь будет ниже. Документы свидетельствуют об огромном росте значения правителя по сравнению со старо-ассирийской эпохой.

Стала ясна следующая картина землеустройства в средне- ассирийский период  в пределах территории той или иной городской общины имеется целый ряд сельских общин, являющихся собственниками всего земельного фонда, разделяемого на: 1) обрабатываемую землю, поделенную на жребии, внутри которых имеются доли отдельных членов общины, и которые по крайней мере теоретически подлежат периодическим переделам, 2) запасную землю , на пользование долей в которой члены общины имеют право, и 3) землю внутри поселения, где имеются дома членов общины.

Земля уже поступила в оборот; происходит скупка земельных участков и создание большесемейных и индивидуальных имений, с выселением владельцев и зависимых от них лиц на территорию этих имений, в укрепленные дворы.
Крестьянство в основном держится "большими (неразделенными) семьями" , которые, однако, постепенно распадаются. В пределах «домов» царь, возможно, имеет право сохранять за собой "долю", доход с которой поступает ему или уступается кому-либо из должностных лиц в качестве кормления за службу, и может быть передан третьим лицам. Нам неизвестно распределялись ли, и как именно, эти "царские доли" в пределах общины; как будет видно из дальнейшего, община в целом была обязана государству повинностями и, вероятно, также натуральными податями.
Аналогичные условия существовали и в соседних с Ассирией
областях. Из одной такой области- Аррапхи на притоке р. Адема, вокруг современного города Керкука - до нас дошли семейные деловые архивы документов , датируемые, скорее всего, XV - XIV веками (в это время хуррийцы-жители Аррапхи управлялись то местными царьками, то касситскими наместниками, и находились во враждебных отношениях с Ассирией. Характернейшими документами из Керкука являлись сделки купли-продажи, совершаемые под видом установлений.

Итак, в соседней Аррапхе мы встречаем такую же общину,
что и в Ассирии, примерно на той же стадии разложения, хотя и проявляющегося в иной форме. Община эта была, очевидно, соседской. Неразделенные семьи и другие особенности крестьянского хозяйства Ассирии встречались и в Аррапхе. Надо отметить также существование отдельных поселений, так называемых
"башен", называвшихся, подобно ассирийским , по имени того или иного лица.

В числе многочисленных деловых документов этого времени дошло всего пол-десятка документов, касающихся рабов. Само по себе это еще не означает, что рабов было мало, или что они редко покупались- и продавались, т. к. подобные сделки, возможно,
могли заключаться и устно. Однако и другие данные подтверждают мнение о том, что в сельском хозяйстве рабов было мало. Если мы не встречаем рабов в числе различного закладываемого под заем имущества , то это еще можно бы объяснить тем, что заем берут преимущественно обедневшие и близкие к разорению
крестьяне. 

Можно с довольно большой уверенностью сказать, что в рядовом крестьянском хозяйстве рабов вовсе не было, а в хозяйствах знати рабов было довольно мало. (Те, что были, конечно, работали и в поле и дома). Между тем, спрос на рабочую силу был значителен и, как мы увидим ниже, применялись разнообразные способы для создания замены рабского труда или для обращения в рабство беднейшей части крестьянства.

Богатые ассирийцы больше начинают разрабатывать внутренние возможности; создаются крупные сельско-хозяйственные имения, происходит, по видимому, интенсификация сельского хозяйства, резкое имущественное - расслоение охватывает сельскохозяйственное население; торговля и ростовщичество начинают разъедать само ассирийское общество; между тем, необходимое количество рабов маленькая Ассирия дать не может процесс же порабощения крестьянства должен был идти сравнительно медленно. Выше говорилось о том, что ассирийские походы этого времени преследуют цель обеспечить интересы торговли; но этого мало для их характеристики -несомненно, что они, может быть в не меньшей степени, преследуют также цель добычи рабов. Разбираемые нами деловые документы относятся к периоду предшествовшему экспансии, данные о приводе рабов - ко времени средне-ассирийских царей-завоевателей. Однако уже и в деловых документах рабы, как правило, чужеземцы. В период экспансии число рабов в Ассирии безусловно должно было сильно возрасти. Это еще раз показывает, что отсутствие массового рабства в тот или иной период, в том или ином конкретном обществе не решает вопроса о его не рабовладельческом или рабовладельческом характере. При большом недостатке рабов в Ассирии рассматриваемого периода (нормальная стоимость одной рабыни равнялась 3 1/ 2 талантам свинца, что равняется стоимости 21 "ику" - ок. 6 га--поля) имеется спрос именно на рабский труд, и рабовладельческий характер общества не может подвергаться сомнению.

Бесспорно, однако, что рабовладение в средне-ассирийский период было гораздо менее развито не только чем в Греции и Риме, но и чем в соседней Вавилонии, что отчасти связано вероятно, с меньшей интенсивностью земледелия в Ассирии. Иначе, чем недостаточным развитием рабовладельческого способа производства, трудно объяснить существовавший, по-видимому, обычай массового ослепления военнопленных.

Царское хозяйство не нуждалось в большом количестве сельскохозяйственных рабов-по крайней мере нуждалось в них в значительно меньшей степени, чем даже в неквалифицированных не сельскохозяйственных рабах. Это означает либо 1) что царские земли обрабатывались крестьянами чему, однако, у нас нет достаточных свидетельств, либо 2) что царь не вел своего большого сельского хозяйства, а доходы получал в виде натурального налога. Это последнее кажется мне наиболее вероятным и, как кажется, подтверждается и документами. Раб мог иметь свой; в одном документе мы видим даже раба, вступающего в сделку (выкуп зависимой женщины) с членом семьи собственного хозяина. В роли свидетелей рабы не выступают. О положении рабов можно отчасти судить по положению членов семейств (жен, детей), которые, по-видимому, также считались собственностью домовладыки, так как могли неограниченно отчуждаться.

Власть отца и мужа над детьми и женой мало отличалась от власти хозяина над рабом; так еще и в старо-ассирийский период мы видели, что дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Конечно, следует отметить, что женщина все же имела известную правоспособность, которой был лишен раб немаловажно, что за свободной женщиной признавалось право на честь, которой раб был лишен; так, рабыне-наряду с проституткой-под угрозой строжайших кар воспрещалось ношение покрывала, признака всякой .свободной женщины. Но все эти признаки свойственны любой "нормальной" форме рабства, и у нас нет никаких оснований полагать, что рабство (за пределами царского хозяйства) не было чисто патриархальным.

Если жена без вести пропавшего мужа остаётся без пропитания, то в ассирийском Судебнике трактуется:

1.Она принадлежит к царским служащим 2.Ее муж был хирши 3. Ее муж нес в общине; в этом случае ей даётся поле в той же общине. По прошествии определенного срока она может выйти замуж; в случае возвращения первого мужа он может либо а) поступить на царскую службу, в силу этого получить земельный надел Б) уплатив цену, получить выданные его жене «поле и дом» Хупшу - это основная масса общинных крестьян, обязанных всеми повинностями, и призывавшихся в ополчение. В отличие от них, часть общинников несла особую воинскую повинность, связанную с определенным объектом займа обычно являлся свинец, реже хлеб и др.

Срок займа не более одного года, проценты начисляются лишь в случае просрочки уплаты. В большинстве случаев заем давался под залог, который, однако, обычно не переходил, по-видимому, в пользование кредитора при заключении сделки.

Имеются следующие формы договоров о займе:1. В случае просрочки платежа залог (недвижимость) переходит в собственность кредитора.2. Должник имеет право выкупить залог в любое время при условии уплаты суммы займа и процентов. Это наиболее распространенная форма сделки. Залогом является либо недвижимость, либо члены семейства должника, либо то и другое.

3. При предоставлении займа на продолжительный срок, залог поступает в пользование кредитора взамен процентов.

4. Должник обязан к жатве предоставить кредитору определенное количество жнецов (взамен процентов на сумму займа). Количество жнецов бывает значительным, поэтому можно предположить, что в выполнении этого обязательства участвовали члены всей "большой семьи" (или даже общины); из документов, подобных KAJ 10, действительно, видно, что "неразделенные братья совместно отвечали за обязательства одного из них.

Наряду с займом под залог имеется и заем без залога:5. Должник отвечает за исполнение обязательства своим имуществом (полем, домом или. детьми). Экономически этот тип займа ничем существенным не отличается от первого типа займа-под залог.6. Должник отвечает за исполнение обязательства своей личностью. Сделки этого рода формулируются по образцу, известному нам уже по старо ассирийскому периоду: объект займа "закреплена его (resp. их) благополучным и верным", что в своем буквальном значении теперь уже не имеет смысла, особенно в применении к одному должнику. Здесь эта формула относится уже не только к тем случаям, тогда должниками является группа лиц, а является общей формулой для: всех случаев, где предусматривается условие ответственности должника его личностью.

Положение кабальных рабов определяют и некоторые статьи Судебника. Согласно этим параграфам, пока данное лицо является лишь залогом, кредитор не может безоговорочно распоряжаться им так, он не может отдать замуж девушку, являющуюся залогом, без разрешения отца, и не может подвергать лицо, являющееся залогом, телесному наказанию. Лишь когда (при неуплате долга) данное лицо переходит в собственность кредитора (считается проданным "за полную цену" (ana шi:m garner), он приобретает над ним полную власть домовладыки-как над женой, детьми и рабами "может его ударять, выщипывать.

Подводя итоги, мы можем реконструировать в общих чертах следующую картину развития ассирийских земельных отношений, как для средне-ассирийского периода, так и для предшествующих:

В исходном состоянии ашшурская городская община была непосредственно сельской общиной. Земля была неотчуждаемой собственностью общины. Всякий, владевший землей, был членом общины и был обязан нести общинные повинности. Община управлялась советом, состоявшим из членов общины «от мала до велика». Вследствие условий своего местоположения Ашшур представлял издревле центр транзитной торговли. Это обстоятельство привело к непомерному обогащению части ашшурского населения; так как торговля направлялась и до известной степени контролировалась администрацией, то обогащались лица ближе стоящие к городской администрации «великие», которые постепенно фактически получили в свои руки полноту политической власти. Могущество «великих» само в себе зародыш разрушения архаическому крестьянской общины. Временное прекращение ашшурской торговли при огромных богатствах, вызвало к жизни два параллельных процесса - стремление к военной экспансии для обеспечения торговых путей, с другой - обратное перенесение центра тяжести экономической жизни в сельское хозяйство, с филиацией сельских общин, созданием крупных имений и развитием ростовщической практики. Это приводило к разрушению устоев суверенной крестьянской общины и к разорению, а затем закабалению крестьянства. Хозяйство по-прежнему ведется, в основном, "большими семьями» ; но отчуждаемость земли (или, во всяком случае, долей в земельной собственности) разрушает их; наряду с "наследственными долями" появляется и покупная земля (шi'ama:tu), являющаяся индивидуальным владением. С другой стороны, в среде богачей-купцов и т. п. уже в предшествующий период преобладало индивидуальное хозяйство, которое теперь начинает играть еще большую роль и в сфере аграрной. Происходит скупка земель, создание цельных и индивидуальных имений, с центрами в виде отдельных укрепленных дворов (a:l duпne).
Соотношение между общинной землей и землей храма и царя неясно; однако, вероятно, что основные доходы царя идут не с каких-либо царских латифундий, а преимущественно в виде поборов с населения и доходов с "долей дворца", происхождение и место которых в общей аграрной системе остается неясным .
Лица, состоящие на царской службе, получают в виде вознаграждения наделы, в частности из общинной земли, или же им переуступаются доходы с "долей дворца". Эти наделы и доходы могут являться объектом операций по переуступке третьим лицам.
Царь выступает как верховный распорядитель земельной собственностью, однако, по видимому, не в своем качестве главы государства, культа и войска, а лишь в своем качестве представителя ашшурской общины ("укуллу").
Масса крестьянства пользуется только собственным трудом, и лишь в редких случаях - трудом рабов. Имения богачей являются в принципе рабовладельческими; однако в рабах - по крайней мере в начале средне-ассирийского периода - ощущался недостаток. Положение раба, вероятно, не слишком сильно отличается от положения прочих, суровой ассирийской патриархальной фамилии. Чем больше имение, тем тяжелее должно было быть положение раба.

Социальные категории населения средне-ассирийского периода:

1. крупные землевладельцы, рабовладельцы, ростовщики и купцы

2. Служилые люди, получающие от царя вознаграждение за службу в виде доли доходов или в виде ненаследственных наделов

3. Свободное крестьянство, несущее общинные повинности и служащее в ополчении

4. Кабальное крестьянство различных типов, зависимое от крупных землевладельцев, не имеющие права собственности на Средства производства

5.Рабы.

Тем самым, годы, непосредственно следовавшие после убийства Тукульти-Нинурты 1, прошли под знаком вмешательства Вавилонии в ассирийские дела. Дело окончилось к середине 12 века упрочением царской власти и воссозданием могущественной ассирийской державы. Походя Ашшуррешиши и его сына расширили ее пределы до Финикии, Армянского нагорья и Вавилонии. Этому способствовало совершившееся к этому времени падение держав Хеттов и Египта Нового царства. Результатом было значительное расширение ассирийской аграрной территории.

Тексты Тиглатпаласара 1 и его сына показывают огромное беспокойство, которые вызывало в Ассирии арамейское нашествие, начиная со второй половины царствования Тиглатпаласара. В конечном счете ассирийская территория была расчленена наступлением арамейских племён.

Тем временем само ассирийское общество и ходим внутреннего развития подошло к назревавшему кризису, из которого оно выходит в 9-8 веках уже в совершенно ином облике.


написать администратору сайта