конспект философия. Конспект по философии
Скачать 24.46 Kb.
|
Конспект по философии На любую деятельность включая философию, можно смотреть двояко. С позиции догматической и с позиции критической. (Иммануил Кант-формулировка данной классификации). Догматический подход к философии- манифестирует ответы. Критический подход-манифестирует вопросы. Результатом этого являются проблемы. Квинтэссенция догматического подхода- история философии. Знакомит нас с ответами (родился\учился\написал). История философии- ответы. Критическая часть философии-философствование, т.е проблематизация. (не ответы, а вопросы) История философии Три вопроса: что? О чем? Для чего? (как вариант для кого) Первые два вопроса: Что такое философия? О чем философия? -АНТОЛОГИЯ философии-ее основа. Третий вопрос-АКСИОЛОГИЯ, т.е ценности Все вместе-это ФЕНАМЕНОЛОГИЯ-описание философии. Философия – это деятельность людей, связанная с размышлением. Философия- размышление. Известный пос советский М. К. Мамардашвили- считал философию мышлением вслух. О чем? -буквально о всё можно философствовать. всё может стать источником размышлений. Ограничения: -специфика объекта философии состоит в том, что философствование направлено не просто на то, что есть, а почему оно есть. В 18 веке специфику философских размышлений выразил немецкий философ Лейбниц, сформулировавший главный философский вопрос: «Почему есть нечто, а не нечто?» Вопрос «Почему?»-вопрос о бытие. Считается, что философы размышляют о бытие существующего. (красоты\истины, включая о бытии самой философии). Зачем и в чем ценность философии_ Мы все философы. Отрицание философии-уже философствование о философии. Выбор между професиональзимом и делитанским. В принципе, где бы не учились, чтобы не изучали, приходим учиться и изучать в целях формирования компетенций. Все компетенции можно разделить на виды: образовательные, культурные, профессиональные, специальные. Ценность, значимость философии лежит в общеобразовательных культурных программах. Где образование- там культура, где культура там ценность. Философское образование- ценности. Ценность размышлений. Т.е результат философского образования, формирования философской культуры, где ценностью является любовь, склонность, привычка, интерес к размышлениям. -С чего начинается философия?- с знаковой книги, философа (Аристотель). «Все люди стремятся к знаниям, доказательство их любопытство» Возникновение философии- проявление любопытства, удивления. Философия свойственна нам по природе. Человек не может не философствовать. Человек стремится узнавать. Человека побудить к философствованию может: нас побуждает к философии (человеческие ситуации), те ситуации в которой может оказаться любой. С точки зрения ЭКЗЕСТЕНЦИОНАЛЬНОЙ философии- самым ярким (резепретативным) примером человеческой ситуации является ситуация абсурда. Т.е оказавшись в данной ситуации мы не можем не размышлять. Абсурд-это разлад. Взгляд из вне и взгляд изнутри. *оказавшись не счастливым- размышляем о счастье. Интерес к философии может быть случайным. Когда с человеком, например, что-то случается. В этой связи у Аристотеля светлая стороны философствования – удивление перед бытие. Темная сторона – ужас перед небытие. Если говорить об основном вопросе философии, то основным вопросом философии является вопрос, как возможна сама философия. Специфика философии: 1.философы никогда не могли договориться в чем сущность философии. -сколько философов, столько и мнений. 2.силы философии в постановке глубоких вопросов. Философия справляется с проблематизацией. А слабость- в спорности\неоднозначности её ответов. 3. не одна философская система не обладает монополией на истину. Все философские взгляды, течения равноправны. -Структура философского знания- Любое знание системно. Дисциплины: *Онтология-сущее. Теория бытия -Метафизика-связана с деятельностью Аристотеля. Платон и Аристотель – метафизики. -Интерес к бытию, к метафизическим проблемам -Метериалисты и идеалисты-направления *Гносиология-знания. Теория познания -Два направления: рационнализм и эпиризм *Эпистимология- изучает вопросы и проблемы не с получением знаний, а насколько полученые знания являются инстинными. *Артропология-учение о человеке. *Социальная философия-о происхождении общества *Политическая философия-учения о природе и формах власти *Философия этики-учения о добре, о прекрасном Философия религии, науки, техники, природы, включая философию истории. _Основными проблемы и вопросы философии_ В античности Платон считал основными проблемами- истина, благо, красота. Аристотель считал основными проблемами – исследование первоначал всего. В новое время Имануил Кант сформулировал эти проблемы -что я могу знать – метафизика, что я должен делать- этика. На что я могу надеяться- религия. Что есть человек- антропология. В античности (Античная греция) самым распространенным делением философии было на физику (о мире), логику (о познании мира), этику (как вести себя в этом мире). Функции философии: *Мировозренчиская-именно по этому философию можно определить как мировозрение. *Познавательная *Методологическую *Гумманистическую *Социально-аксиологическую- ценностная Философия определенный тип мировозрения. Познавательная и методологическая функции более относится к науке. Гумманистическую функцию в принципе, если исходить из античной традиции, то там разумный, свободный человек не может не философствовать. Социально-аксиологическая призвана показать, что философия должна разрабатывать смысловые ориентиры. Ньюансы: В 19 веке К. Маркс считал, что философия должна не пояснять мир, а изменять его. А занчит формировать и разрабатывать идеалы (отсюда коммунизм и социализм). Философия учила как жить. На сегодняшнее время функция социально-аксиологическая утратила актуальность. Метод философии_ Метод- способ реализации той или иной деятельности. *метод рассматривается к размышлению. Рефлексия-обращение назад. Т.е применительно к мышлению .Мало думать над чем то, надо еще подумать, как мы подумали. С этой точки зрения философия- рефлексивное мышление. Мышление, которое размышляет о самом себе. Результат этого: мысль действительно является мыслью. В противном случае можно быть идеологом- быть в чем-то слепо убежденным. Заложник той или иной идеологии. С этой точки зрения можно говорить о специфическом таланте философа-привычка, любовь к рефлексии. Двумя крайностями отсутствия привычки к рефлексии: *идеология- верит и не ставит под сомнения. *мизология-не любовь к размышлению. Думать-антиценность. Философия и другие сферы человеческой деятельности (духовно-интелектуальной) *Наука, искусство, религия С этой точки зрения вся история философии- либо попытка слиться с ними, либо окончательно размежеваться. Проблема: взаимоотношения родства философии с ними (наука, религия, искусство) Взаимоотношения философии и науки, можно выделить два направления: *сцеентизм-главная точка зрения, философия должна быть наукой. -Спиноза-язык терминологии и подход к математике. *атенсцентиское- антинаучное. Философия должна дистанцироваться от науки. Идеал-литература. Писать романы\повести. Связь философии и науки можно сказать. Что философия исторически первична. Наука вышла из философии. Роднит философию и науку рационализм. Это будет рациональное мышление. Стремятся объяснить, понять. Если философия размышляет с акцентом на проблему, то наука с акцентом на решение задач. Философия-вопрос Наука-ответ Если наука объективна, то философия субъективна. Важная черта, разделяющая философию и науку. Философия делает ценностью не знания, а наука напротив. Направления разновекторны. Есть проблема, есть задача. Чтобы понять проблему, надо сформулировать вопрос. А чтобы решить задачу, надо найти ответ. Философия не в состоянии решить не одной задачи. Наука не должна быть сориентирована на понимание проблем. Философия и искусство_ Гегель: «Искусство- мышление в образах, а философия в понятиях» Философ, размышляет об истине, а истина - то, что есть. Художник, писатель истину не открывает, об истине он не размышляет. Они формируют идеал. Истину открываем, а к идеалу стремимся. Принципиальное различие: Истина есть, а идеал должен быть. Искусство выходит за границы жизни, истины, раз искусство стремится к идеалу. Следовательно, искусство может быть аморальным. Философию и искусство роднит, что все философские тексты и взгляды субъективно, личностно окрашены. Т.е на них лежит печать субъективности\автора. Философия и религия И философия и, искусство и религия произошли из одного источника- синкретического первобытного мышления. Религия и философия заняты одним общим делом спасением – сотериология. «К самому себе» М. Аврелий, «Утешение философии» Боэций. Мировозрение Мировоззрение - обобщенная, единая система представлений о мире в целом, о месте в нем человека, совокупность чувственных, интуитивных и теоретически осмысленных взглядов на сложные и противоречивые отношения человека к миру. Компоненты мировоззрения: Познавательный, Ценностно-нормативный, Эмоционально-волевой, Практический Исторические типы мировоззрения: 1. Мифология 2. Религия 3. Философия Особенности религиозного мировоззрения: Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру). Мировоззренческая функция: отражательно -информационная - проявляющаяся в формулировании ответов на наиболее общие мировоззренческие вопросы (в чем смысл жизни?) аксиологическая – состоящая в ориентации субъекта на определенные мировоззренческие ценности (добро - зло, истина - заблуждение ) и формирующая у него способности адекватно оценивать события и явления окружающего мира, а также собственные действия с позиции данных ценностей; культурно-воспитательная - выражающаяся в приобщении субъекта к сокровищам мировой культуры человеческого мышления (история философии) и в формировании определенных нравственных установок. Античная философия Античная философия – это интеллектуальное явление, включающее в себя философские учения, развивающиеся в древнегреческом обществе с конца УП в. до н.э. и в древнеримском обществе с II в.до н.э. вплоть до начала УI в. н.э. Общая хар-ка: Если под философией понимать рациональное, объясняющее мышление, то его возникновение можно датировать не ранее 6-7 века до нашей эры. Тогда происходит смена типов объяснений, мифологическое уступает рациональному. Различие между востоком и западом. Восток-мудрость, запад-философия. Мудрость синкретична, философия рационалистична. Они принципиально различны. Мудрец-знает, а философ-сомневается. Мудрец-отвечает, философ-спрашивает. Философия-стремление к мудрости. Термин «Философия» придумал Пифагор (древнегреческий философ). Для которого философ это тот, кто созерцает. Важнейшие черты античной философии: -античные философы искали первоначало (архе) - древнегреческие философы считали, что окружающий нас мир, космос устроены по принципу Логоса, т.е разумен. -поставили вопрос «Что такое истина?» -интерес к природе человека (каким должен быть человек)- Добродетельным (арите) -свободный человек-гражданин (социально и политически активный) -политические и социальные вопросы (например: идеальное государство) Важнейшие достижения античной философии: -разработка учение о том, что есть (ОНТОЛОГИЯ\МЕТАФИЗИКА) -разработка учения о справедливости (ЭТИКА) -разработка учения о спасении (СОТОРИОЛОГИЯ) К социальным и культурным предпосылкам античной философии относят: - демократию в политике, свободомыслие и свободу слова, - общедоступность образования, выборность жречества; - наличие духа состязательности в политике, риторике, драматургии, спорте и философии; - создание алфавита и возникновение письменности; - влияние искусства (поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», музыки, где появились категории меры, необходимости, закономерности и пр.); - древнегреческую мифологию, давшую ей первоначальные знания, образный язык и проблематику; - древнеегипетскую науку. Основными особенностями античной философии, отличающими ее от древневосточной, являются: - космоцентризм - интерес к миру в целом, к природным явлениям; - связь с наукой, с первыми учениями о природе, поэтому ранняя греческая философия – это философия природы («натурфилософия»); - гносеогенный характер, то есть опора на имеющиеся знания, а не на древнюю мифологию. Основные проблемы античной философии: 1) Что является первоначалом, первопричиной всего существующего? 2) Как все возникло? (От неопределенного беспорядка – «хаоса» к порядку – «космосу», подчиняющемуся единому закону – «логосу»). 3) Что является причиной изменений в окружающем нас мире? (Противоположности: например, любовь и вражда, возгорание и угасание и т. п.). 4) Что такое человек? (это вещь среди вещей, либо - это микрокосмос, в котором соединены противоположные душа и тело; душа бестелесна, бессмертна, способна к перевоплощениям). 5) Познаваема ли сущность мира и как познаваема? и т.п. |