Главная страница

Менталитет и культурная картина мира (1). Конспект по статье Бурцева С. А. Современная Россия и система ценностей западной цивилизации


Скачать 18.97 Kb.
НазваниеКонспект по статье Бурцева С. А. Современная Россия и система ценностей западной цивилизации
Дата18.11.2020
Размер18.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМенталитет и культурная картина мира (1).docx
ТипКонспект
#151749

Конспект по статье Бурцева С. А. «Современная Россия и система ценностей западной цивилизации»

Современное российское общество, отказавшись от идеологии и системы ценностей, выработанных на протяжении советского периода истории, находится в состоянии стремительной переоценки и выработки новой системы ценностей. Причем процесс трансформации ценностей протекает преимущественно спонтанно, в зависимости от того, какие тенденции преобладают в процессе формирования национально-государственной идеи. В целом можно выделить четыре вектора ценностных ориентаций, определяющие общее течение данного процесса:

1) современное постиндустриальное общество потребления;

2) добольшевистский период Российской истории;

3) сочетание двух первых с лучшими чертами советского периода;

4) особый путь, определяемый особой (мессианской) ролью русского народа.

Система ценностей западной цивилизации имеет очевидные преимущества, которые привели ее к экономическому и социальному процветанию и обеспечили в конечном итоге глобальную культурную экспансию, подкрепленную экономическим, политическим и военным господством во всем мире. Но значит ли, что принятие и практическая реализация в российском обществе системы ценностей западного типа приведет его к процветанию? Первые реальные плоды принятия ценностных ориентаций (демократия, права человека, рыночная экономика, индивидуализм и т.д.) дали пока отрицательные результаты: вымирание населения, разрушение промышленности, сельского и лесного хозяйства, бедность и нищета большинства и высокий уровень материального благосостояния меньшинства, массовая уголовная преступность и коррупция и пр.

Историческая ретроспектива развития западной цивилизации, исторические и культурные основания ее экономического процветания. Начало эпохи капитализма принято относить к XVI–XVII векам, эпохе великих потрясений и ломки массового сознания, вызванных, появлением мощных религиозных движений, объединенных под названием Реформация, которые позднее стали именоваться протестантизмом. На гребне этих движений, идеи которых проникли в глубинные толщи народных масс, стало возможно стремительное и устойчивое развитие экономики. Родоначальники протестантизма М. Лютер и Ж. Кальвин во главу угла религиозного поставили мир и личность. В основу мотивации высокой социальной и творческой активности широких масс верующих легли следующие базисные положения вероучения:

1) замена авторитета Церкви авторитетом Священного Писания

2) возможность спасения души только личной верой индивидуума;

3) Бог в своем предвечном плане определил, кого он желает спасти, а кого отвергнуть. В случае с избранными этот план основан только на его милости, и не связан с какими бы то ни было заслугами с их стороны;

4) вера пробуждается в душе у того, кого Бог избрал к спасению;

5) добрые дела являются само собой разумеющимся следствием веры и являются лишь внешним свидетельством веры, а не целью спасения. Служение Богу есть служение своему ближнему (ребенок, жена, слуга), т.е. любому, кто в тебе нуждается душевно или телесно;

4) честный профессиональный труд является священным и ценным;

5) бережливость и приумножение капитала является моральной добродетелью.

В системе протестантской этики дух предпринимательства приобретает сакральный характер. Вероучение протестантизма утверждает, что получение меньшей прибыли при наличии возможности получить большую означает грех перед Богом. Одно из течений протестантской этики – перфекционизм – трактует успешность в той или иной сфере трудовой деятельности как свидетельство богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности является моральным долгом перед Богом и свидетельством того, что данный индивид услышал и исполняет Божий призыв.

Таким образом, в основе социальных и экономических достижений западной цивилизации лежит не столько вызревание соответствующих экономических условий, сколько религиозный подъем широких общественных слоев, принявших новое учение, освобождающее творческую активность масс и сакрализующее хозяйственную и предпринимательскую деятельность. Это показывает, что исторические корни системы ценностей современного постиндустриального общества (общества потребления) имеют духовную сущность.

Экономическая теория в своих истоках опирается на ценностные ориентации. Основоположник этой теории А. Смит рассматривал экономическую науку главным образом как прикладную этику, а рыночный порядок трактовал как освященный Богом идеал, а не реальное положение вещей.

Подобно Смиту, экономист Кейнс считал экономическую науку скорее разделом нравственной философии, чем естественной дисциплиной, как этическая дисциплина, по его мнению, она должна способствовать продвижению человечества к лучшему будущему, более цивилизованному состоянию. Кейнс не отождествлял его с материальными благами как таковыми, а рассматривал как средство обеспечения человеку надежности и устойчивости в социально-экономической среде. Цивилизация для Кейнса означала такое состояние общества, когда каждый человек может реализовать внутренне присущее ему стремление к добру.

Как уже говорилось, одно из основных течений современного протестантизма – перфекционизм, развивая учение Лютера, определяет пути к совершенству и личной святости через совершенствование человеческой природы. Механизмом морального очищения выступает каждодневное совершение блага, а последовательное, поэтапное совершенствование на пути добра есть путь к святости. Важнейшая сфера усилий индивида на пути к святости – это трудовая сфера. Бог призывает человека к тому или иному, даруя ему задатки и способности, и спрашивает с него потом, хорошо ли он ими распорядился. Таким образом, учение Протестантской церкви, сопровождающее страны западной цивилизации на протяжении последнего полутысячелетнего периода, является не только составной частью ее культуры, но и ее религией, которая определила положение трудовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности на высших уровнях иерархии системы ценностей, разделяемой в основном всеми классами и социальными группами общества. Родоначальники протестантизма предвосхитили основной спектр гражданских прав и свобод, а их последователи развили, расширили и реализовали эти права и свободы в социальном бытии своего общества. Благодаря учению М. Лютера, Ж. Кальвина и их последователей была создана система ценностей, ставшая главной причиной того, что в экономическую, хозяйственную, политическую и социальную деятельность включились не только правящая и творческая элита, но и значительная часть «инертного молчаливого большинства». Указанная система создала условия для невиданных в истории человечества экономических и социальных достижений.

Экономическое процветание является следствием созданной системы ценностей с духовными ценностями на верхних уровнях иерархии. Изначальной причиной экономического и социального процветания западной цивилизации стали не экономические теории, методы и модели, а система ценностей, заложенная мыслителями Средневековья, Просвещения и Нового времени, при этом верхние уровни иерархии всегда занимали и продолжают занимать духовные ценности, непосредственно выросшие из религии и ставшие традиционными. Наличие развитой системы ценностей позволяет западному обществу успешно осуществлять социальную регуляцию, направленную на материальное, экономическое и культурное развитие. Система ценностей западной цивилизации вырастает из ее прошлого.

Анализ причин социально-экономического процветания стран Западной цивилизации дает ответ на вопрос, возможно ли в России построить аналогичное общество. Для построения общества по западному образцу необходимо иметь многовековые традиции бытия в протестантской вере, длительное время эволюционировать в правовом поле римского права, иметь традиции ненасильственной борьбы за социальную справедливость, традиции государственной власти вести диалог с обществом и принимать компромиссные решения, традиции терпимости к инакомыслию и многое другое. Как отмечает А. Тойнби, «элементы культуры, вполне безвредные и даже благотворные на родной почве, могут оказаться опасными и разрушительными в чужом социальном контексте».

Построение российского общества по западному образцу, предпринятое Петром Великим и его последователями, привело к отрицательным результатам. Принятие западных ценностей без их адаптации к условиям России привело к разрушению тех устоев, на которых покоилась внутренняя мощь России. Как отмечает Н.С. Трубецкой, было упразднено патриаршество, разрушено в правящем классе бытовое исповедничество, упразднена роль царя как идеала бытового исповедничества. Процесс европеизации, начавшись с верхних слоев общества, путем мимесиса постепенно распространялся на более широкие слои, при этом происходило разрушение духовных основ русской культуры. Однако эксперимент династии Романовых по построению общества западного образца, не опирающийся на систему западных ценностей во всей их полноте, и при попытке механического их переноса на российскую почву в конечном итоге привел Российскую империю к краху и исчезновению в 1917 году. Другой эксперимент по внедрению в Советской России, наследнице Российской империи, социальных и экономических идей, выросших на почве западной цивилизации и ориентированных на реализацию на фундаменте европейской системы ценностей, в конце ХХ века привел к краху и исчезновению советского общества. Отрицательные результаты попыток построения российского общества по западным моделям полностью соответствуют учениям А. Тойнби, О. Шпенглера и Н.С. Трубецкого о независимости различных типов культур и цивилизаций, их автономности и равноценности, несводимости одной цивилизации к другой, поскольку они формируются и развиваются на различных онтологических основаниях, в различных культурно-исторических и природных условиях. Следствием воздействия западной культуры на российскую стало явление, названное О. Шпенглером псевдоморфозом. Псевдоморфоз – это феномен, при котором «…чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот – ее родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания.

Накопление частными лицами богатства в качестве самоцели без его сакрализации ведет к обеднению основной массы населения и деградации системы ценностей, духовных и материальных основ бытия общества. Попытки внедрения в жизнь общества верховенства Закона без внутренней убежденности в необходимости их обязательного исполнения и многовековой традиции со стороны творческой элиты и молчаливого большинства порождает хаос и коррупцию. Внедрение принципов западной демократии и механизмов реализации этих принципов при отсутствии сдержек и противовесов, порождаемых системой ценностей, ведет к проникновению во власть людей с криминальным прошлым, при сознательном выборе молчаливого большинства. Таким образом, в условиях современной России, наблюдается разрушительная работа западных ценностей, оторванных от породившей их культуры. Формирование системы ценностей новой России должно происходить с учетом теории культурно-исторического релятивизма с ориентацией на самобытность населяющих ее народов, их ценности, традиции и ментальность, берущие истоки из прошлого. При этом стремление к самобытности должно становиться не самоцелью, а средством обеспечения эффективной социальной регуляции обществом и его индивидами, создающее необходимые условия для реализации творческой активности индивидов и социальных групп, духовного развития и сохранения Россией статуса самостоятельного субъекта мировой истории.


написать администратору сайта