Главная страница

Создание продуктов изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Конспект урока Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика. Дата Цель создать красивые подарки, сувени ры в технике росписи ткани


Скачать 1.7 Mb.
НазваниеКонспект урока Ручная роспись тканей. Виды батика. Технология горячего батика. Дата Цель создать красивые подарки, сувени ры в технике росписи ткани
АнкорСоздание продуктов изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Дата25.09.2022
Размер1.7 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаprilozhenie_1.docx
ТипКонспект
#695092
страница3 из 4
1   2   3   4

Виды батика:
1.Холодный батик(использование резервирующего состава в качестве контура)
2.Горячий батик(использование расплавленного воска в качестве контура)
3.Свободная роспись (без контура)
- роспись по-сырому
- роспись по-сухому
-узелковый батик (бандана, гармошка)
-техника монотипии
- техника с использованием соли
-техника с использованием воска
-техника присыпки сухими красителями
После того как записаны в схему уже все знакомые виды батика,
Педагог добавляет цветным мелом в схему новую технику.

Обратите внимание, что техника присыпка сухими красителями (слайд 4) относится к свободной росписи, следовательно, не требует применение контуров и эскиза. А как же выполняется эта техника, и какие материалы и инструменты нам необходимы? Давайте снова обратимся к экрану и вспомним как выполняются знакомые уже нам техники.
На экране демонстрируется иллюстративный ряд: виды росписи и необходимые материалы и инструменты (слайд 5-16). Задача детей определить либо вид росписи, соответствующий показанным материалам, либо необходимые материалы для выполнения росписи. В итоге дети выдвигают предположение технологии выполнения присыпки сухими красителями и переходят к проведению эксперимента (например:1. Сначала намочить ткань, затем посыпать сухими красителями, 2. Наоборот сначала посыпать, затем намочить, 3. Наносить сухие красители с помощью кисти по сырой ткани. Детьми могут быть предложены и другие варианты).Для проведения эксперимента вызываются 3 человека, и каждый, по заданной ему технологии, выполняет роспись на заранее подготовленной ткани. У вас есть 3 минуты, а пока ребята рисуют, все остальные подумаем, где можно применить данный вид росписи.
Обучающиеся по очереди называют область применения (шарф, платье, подушки, фон для картины, платок и т.д.) Теперь сравним результаты эксперимента и определим, какая же технология является наиболее верной.
Итак, чтобы правильно выполнить данную роспись необходимо:
1.слегка смочить ткань водой
2.посыпать сухими красителями
Но прежде чем вы приступите к работе, представим себя маленькими котятами … (педагог проводит динамическую паузу)
Далее педагог дает задание, уточняет последовательность работы.
3. Практическая работа
Обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание. Педагог, отвечая на возникшие вопросы, оказывает индивидуальную помощь обучающимся, повторяет технику безопасности, контролирует весь творческий процесс.
4. Итог занятия. Выводы
Сегодня мы познакомились с новой техникой.
Ответим на следующие вопросы:
1.Как называется данная техника?
2.К какому виду батика она относится?
3.Чем отличается от холодного?
4.Какие изделия можно расписывать в данной технике?
5.Перечислите последовательность выполнения работы
Спасибо за ответы, а теперь обратите внимание на доску и проанализируйте работы. Для анализа выбирается 5-7 работ, выполненных на занятии. Назовите, какие вы видите плюсы и минусы в каждой работе по порядку. Дети учатся анализировать работы.
Проведя анализ, педагог заканчивает урок. Всем спасибо! Занятие окончено. До свидания!!! Убираем рабочие места.
5. Уборка рабочего места.
Тема занятия: Техника «Свободная роспись» в холодном батике. «Поле с ромашками»

Вид занятия: Изображение на ткани в технике «Свободная роспись».

 

Тип занятия: Изучение нового материала. Применение новых видов красок.

Цель: Опробирование техники рисования на ткани густыми акриловыми красками в технике «Холодный батик», формирование умений свободно владеть кистью по ткани не применяя резервиющего состава.

Задачи занятия:

Обучающая:

  • расширить знания обучающихся о видах росписи на ткани в технике «холодный батик»;

  • ознакомить с термином «Свободная роспись»;

  • познакомить с техническими приемами работы, обеспечивающими возможность свободно работать в технике «холодный батик»;

  • закреплять умения детей владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани;

  • учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Развивающая:

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание;

  • формировать эстетическую культуру обучающихся.

 

 Оборудование:

Для обучающихся:, кисти №3, №5, цветной картон А4, клей карандаш, подрамники, ткань, крепеж для ткани, акриловые краски, гуашь, емкость для воды, палитра.

Для педагога - ноутбук, телеэкран, доска, образец педагогического рисунка, выставка прошлых работ учащихся.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.

1) Приветствие. Введение в тему.

  1. Основная часть

2.1.Знакомство с термином «Свободная роспись»

2.2. Пример картин «с контуром» и «без контура»

3.Практическая работа.

3.1. Изготовление эскизов.

3.2. Холодный батик в технике «свободная роспись».

4. Выставка, анализ работ.

5.Заключительная часть.

6. Рефлексия.

 

  

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Организационная часть.

Проверка готовности к занятию.

 

2.Основная часть

 Педагог: Каким видом батика мы занимаемся?

Дети: отвечают (холодным)

 

Педагог: Что вы знаете о холодном батике?

Холодный батик – создается с помощью нанесения резервиющего состава на ткань замыкающие формы рисунка.

Педагог: Что такое резерв?

Дети: Резерв это сложный химический состав, который наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки. Он предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.

Педагог: Каким образом в холодном батике закрепляется рисунок на ткани?

Дети: Рисунок на ткани поэтапно закрепляется с помощью фена.

Проблемная ситуация для открытия новой темы.

Педагог показывает фото изделий в технике холодного батика и технике свободной росписи.

Педагог: На экране вы видите изделия, которые мы называем батик. Обратите внимание, все ли они сделаны в стандартной технике? Как вы это определили на глаз?

(на экран выводятся фото)

 

Дети: Картина нарисована без резервиющего состава.

 

Педагог: Сегодня мы с вами изучим еще одну технику холодного батика «Свободная роспись».

 

Давайте узнаем, чем же она отличается от стандартной техники.

 

Педагог: Рисование в «Свободной технике» говорит о высокой степени мастерства художника.

-Как добиться того, чтобы без резерва работа получилась аккуратной, эстетически красивой?

Показатели хорошо выполненной техники «свободная роспись»:

- работая с фоном по «сырому»

- красивый переход цветов

- краски сильно не растекаются

-для того чтобы детали на рисунке не растекались, используют меньше воды.

- работа выглядит завершенной.

 

Сегодня вы будете выполнять рисунок в технике «Свободная роспись» картину «Поле с ромашками».

Для начала давайте вспомним, как выглядит этот прекрасный цветок.

(на экран выводятся фото)

 

Педагог: Для начала выполним тренировочный рисунок цветка белой гуашью на цветном картоне.

На формате А4 ребята выполним рисование цветка ромашки методом примакивания .

 

Примакивание - это нетрадиционная техника рисования, которая заключается в том, чтобы делать отпечатки кистью, смоченной в краску. Для того чтобы получить красивый результат, нужно всего лишь смочить кисть в краску и приложить ее к бумаге. Этим методом можно нарисовать любой предмет, в том числе цветы.

 

3.Практическая работа на ткани.

(на подрамник ткань натянули заранее)

3.1. Рисование на ткани «Поле с ромашками».

Педагог озвучивает последовательность работы перед началом работы во время творческого процесса.

1. Заливка фона.

а) Смачиваем ткань кистью.

б) Наша задача изобразить на рисунке пространство летнего дня на поле. Для этого, заливаем фон в «акварельной» технике сверху в низ, делая переходы от светлого тона к темному тону. Используем синие, желтые, зеленые цвета. Кистью работаем справа налево, слева направо. Добиваемся красивых, плавных переходов цвета.

2. Закрепляем краску на ткани с помощью фена.

3. Рисуем лепестки цветов.

а) На всем формате ткани цветы должны располагать хаотично, чтобы было придать работе масштабности, пространства.

б) Затем прорисовываем сердцевинки цветов желтым цветом.

4) Прорисовываем среди цветов травинки (от самого низа вверх).

5)Закрепляем краску на ткани с помощью фена.

е) Оформляем рисунки в рамку из цветного картона.

Дети приступают к выполнению задания. Время на выполнение работы 30 минут. Педагог помогает детям выполнять задание.

 

Техника безопасности в работе с феном.

  • Включать и выключать фен следует сухими руками;

  • Фен нужно держать строго за рукоятку.

  • Фен нудно держать над тканью на расстоянии 15-20 см.

  • По окончании работы фен нужно обязательно выключить.

 

4.Выставка, анализ работ.

Педагог: Сейчас предлагаю сделать выставкуваших красивых картин.

 

- Что мы хотели показать на картине, рисуя небо и землю?

(большое пространство, поле)

- для чего мы рисовали цветы в хаотичном порядке?

(показать много цветов на поле)

-Техника «примакивания» удачная для рисования цветов?

(удачная)

-Рисунки получились завершенными?

(да)

-Получился рисунок аккуратным?

(Да, нет)

5.Подведение итогов.

Педагог: Давайте вместе подведём итоги нашего занятия.

Вопросы:

- С какой техникой батика вы сегодня познакомились?

(техника «Свободная роспись)

-В какой технике вы выполняли рисование цветов?

(примакивание)

Вы довольны результатом своей работы?

(да)

Вы отлично справились с заданием!

Желаю вам творческих успехов! 

БАТИК В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Узелковый батик. Использование в оформлении предметов быта.

Салфетка, применение узелкового батика в дизайне открытки.

2.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Дать представление о различных техниках батика, которые

позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани, предметов быта, открыток,

с использованием различных материалов, основных цветов, орнаментов, характерных для декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана и России,

3.ЗАДАЧИ:

Создать полотно «УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК» - ощущение душевного праздника. Тематическая композиция, пятно и линия.

Использовать салфетку в оформлении открытки.

Развитие эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимания красоты обрабатываемого материала.

Создать открытку.- ощущение душевного праздника .

1.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Техника росписи по ткани – батик - развивает чувство колорита изделия, равномерности и пропорций, развивает в детях аккуратность и бережное отношение к предметам искусства, раскрывает возможности смешения красителей, посильна в выполнении детям, привлекает их своим внешним видом, разнообразием практического применения, новизной и необычностью. Воплощение своих идей - вызывает у детей радостное эмоциональное состояние и вселяет уверенность в своих силах.

2.ОБУЧАЮЩИЕ:

Технология батика. Основные приемы. Характеристика красок, тканей, используемых для батика. Подготовка рабочего места. Изучить свойства ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ - три независимых цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой оттенок цвета. Для этого заполняем схему красками, используя только

красный, желтый и синий цвета

«УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК» - ткань завязывают, обматывают, складывают и прошивают, а затем красят. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Научить детей создавать «Художественный образ» произведения, думать представлять, помогать в развитии объемного восприятия мира, воплощения своих идей в прикладном творчестве, в материале, поиске оптимальной формы, пропорции, массы, в развитии эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимании красоты обрабатываемого материала

Приобщить обучающихся к изучению истоков народного творчества, народных традиций в современном декоративно-прикладном искусстве, дизайне, народного костюма, истории сувенира и народной игрушки.

При выборе колорита изделия следует опираться также на интуицию и учитывать назначение изделия и сочетание его с костюмом, интерьером, пейзажем.

3.РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие творческого мышления детей, понимания тесной связи отдельного произведения с окружающей материальной средой, ансамблем, изучение свойства материалов определяющих основную конструкцию вещи, её форму и декор.

видеть в привычном - неожиданное

в некрасивом - красивое

в простом – сложное

в малом – великое.

4.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитание наблюдательности, усидчивости, трудолюбия, умения работать в коллективе.

Воспитывает аккуратность, чувство меры и эстетический вкус.

4.ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ: СТУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка рабочего места

2. Технология батика. Основные приемы.

3.Характеристика красок, тканей, используемых для батика.

Дать представление о различных техниках батика с использованием различных материалов, основных цветов, орнаментов, характерных для декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана и России.

4.завязывание куколки. Выбор и нанесение рисунка красителями.

5. Изготовление подарочных салфеток

6. Композиция пятно и линия.

7. Батик, Современные тенденции. Современный батик.

СОЗДАНИЕ ОТКРЫТКИ

5.ОБУЧАЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: Больше всего для узелкового батика подходит: тонкая хлопчатобумажная ткань, камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох, хлопчатобумажные нитки №10,красители, кисти, свеча, спички, утюг, баночка для воды. Более сложные открытки выполняются с использованием различных элементов: нескольких сортов бумаги, тесемок, веревочек, шнура, сетки, еловых веточек, золотой крошки, вышитых узоров, которые вставляются в окошко открытки, и т.д. Все зависит от вашей фантазии!

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ

Форма игры слово-образ замысел работы, приобретение новых знаний и методов росписи практические упражнения выполняемые коллективом учащихся разнообразие подходов и личный пример, уроки фантазии и радость познавания ,воспитание терпения и умения достигнуть результата

6.КРАТКИИЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

Художник преображает вещи, творит прекрасное, из всего к чему прикасается его рука. Прикладное искусство - приложение таланта и мастерства художника к жизненной практике, к производству. Эмоционально-образные ассоциации и передача настроения в работе на ткани. Использование в оформлении предметов быта, открыток. Возможность подарить радость своим ближним. Эмоционально-образные ассоциации и передача настроения в работе на ткани. Использование в оформлении предметов быта, открыток. Возможность подарить радость своим ближним.

Технология батика. Основные приемы. Характеристика красок, тканей, используемых для батика Горячий батик и его приемы.

А мы сегодня сделаем открытки с помощью узелкового батика и ткани.

Горячий батик

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные тканиВ наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Узелковый батик

Узелковый батик можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Этому искусству более двух тысяч лет. Самая простая, дешевая ткань, расписанная в этой манере, становится великолепным одеянием.

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

 В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

А мы сегодня сделаем открытки с помощью узелкового батика и ткани. Более сложные открытки выполняются с использованием различных элементов: нескольких сортов бумаги, тесемок, веревочек, шнура, сетки, еловых веточек, золотой крошки, вышитых узоров, которые вставляются в окошко открытки, и т.д. Все зависит от вашей фантазии!



 

Материалы

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Также нам потребуются хлопчатобумажные нитки Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Для создания открытки используем цветной мелованный картон бумагу и любые другие предметы, используемые в оформлении

Узелки

Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

 (1)   (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

 (3)   (4)    (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5). Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Получилась салфетка для праздничного стола



 
 Поздравительные открытки

Еще один интересный вариант рукоделия - создание собственного дизайна поздравительных открыток. Подобным творчеством увлекаются многие знаменитости, к примеру Cindi Crawford или Will Smith, которые с благотворительными целями выпускают под рождество собственные поздравительные открытки. В любом книжном магазинчике в Европе вы найдете т.н. "открытки ручной работы", которые стоят в несколько раз дороже обычных печатных и считаются более дорогим и избранным подарком. А мы сегодня сделаем открытки с помощью узелкового батика и ткани.

Берем прямоугольный кусок ткани небольшого размера и окрашиваем его узелковым батиком, предварительно обработав парафиновой свечой,для создания узора.

 

 





Простую открытку можно выполнить следующим образом. Вырежте из картона прямоугольник, равный двойной ширине вашей будущей открытки. Аккуратно согните его пополам (если картон очень плотный и плохо сгибается, то можно на месте будущего сгиба сделать сначала неглубокий надрез лезвием).вырежем окошко Затем вырежьте из ткани полоску так, чтобы она выступала на 1 см.больше окошка в картоне. Наклейте ее на картон, на обратную сторону открытки, и обрежьте излишки. Для украшения можно использовать любые остатки подарочной бумаги или части старых печатных поздравительных открыток. Вовнутрь открытки вклейте или вложите листок белой бумаги или цветной бумаги с поздравлением или рисунком.



 



Более сложные открытки выполняются с использованием различных элементов: нескольких сортов бумаги, тесемок, веревочек, шнура, сетки, еловых веточек, золотой крошки, вышитых узоров, которые вставляются в окошко открытки, и т.д. Все зависит от вашей фантазии!

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Научить детей создавать «Художественный образ» произведения, помогать в развитии объемного восприятия мира, воплощения своих идей в прикладном творчестве, в материале, поиске оптимальной формы, пропорции, массы, в развитии эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимании красоты обрабатываемого материала. Изучить различные техники батика с использованием различных материалов, основные цвета, орнаменты, характерные для декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана и России.

Развитие эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимания красоты обрабатываемого материала., основам дизайна предметов.развить самостоятельную личность с художественным вкусом и смелыми решениями в воплощении своих идей.

Научить, обучающихся детей, владеть умениями и навыками при работе с инструментами и материалами для батика, соблюдая технику безопасности.
 Тема: «Холодный батик «Сказочные цветы».

Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать умение и навыки росписи по ткани с применением резервирующего состава

Развивающие:

  • развить творческие способности и художественный вкус у учащегося;

  • познакомить с новым видом искусства;

  • развивать способности работы с эскизом;

  • развить творческие способности;

  • развить умение самостоятельно работать по плану;

  • развить умение оценивать работу учащихся и свою собственную

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к данному виду искусства;

  • воспитывать уважение к труду, самостоятельность;

  • воспитывать уважение к чужому труду;

  • воспитывать уважение к мнению других учащихся

Здоровьесохраняющие: 

  • профилактика сколиоза;

  • укрепление суставо–мышечной и опорно–двигательной системы.

План занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, объявление темы занятия, постановка цели и задач) – 2 мин.

  2. Теоретические основы метода холодный батик - 8 мин.

  3. Практическая работа – 40 мин

  4. Упражнения на снятие напряжения - 5 мин.

  5. Практическая работа – 40 мин.

  6. Подведение итогов – 10 мин.

Тип занятия:

- по содержанию: рисование на основе разработанного эскиза;

- по способу проведения: занятие по освоению умений и навыков росписи по ткани с применением резервирующего состава;

- по цели: развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;

- по структурной единице: средняя сложность;

-по форме организации учебной деятельности: индивидуальный;

- по познавательной деятельности: творческий.

Использованные методы:

- словесные (беседа, объяснение, рассказ);

- наглядные (демонстрация наглядного пособия)

- практические: практическая самостоятельная работа.

Оборудование:

Наглядные пособия:

  • таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной техники росписи;

  • образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках, образцы с различными видами брака.

Материалы, инструменты, приспособления:

  • ткань – натуральный шелк, батист;

  • стеклянные трубочки различного диаметра, воронки, каталки, кисти беличьи и щетиновые, губчатые тампоны;

  • анилиновые красители фирмы «Гамма», краски «Батик-ученик», краски «Батик Хобби»;

  • резервирующий состав, готовый;

  • деревянный подрамник, кнопки, ножницы;

  • карандаш, ластик, баночка для воды, пипетки для забора красителей, скотч.

Литература: 

  • Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие.-М; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

  • Журнал: «Валентина» Роспись по шелку.-М.: Издательский дом. «ОВА-ПРЕСС». №1; 1995 г.

  • Стоку Суз. Батик. Практическое руководство. Пер. с англ.-М. «Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка готовности и состава группы по журналу, отметка отсутствующих.

Сообщение темы и задач занятия.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о таком виде искусства «Батик», сегодня мы познакомимся с новым его направлением - «Холодный батик».

  1. Теоретические основы метода холодный батик

«Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах.

В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы двадцатого века. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы двадцать первого века были созданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик.

Древнее и удивительное многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративно-прикладного творчества.

На основании многих способов выработались современные способы художественной росписи ткани.

Метод холодного батика — ткань закрепляется в пяльцах или на специальном подрамнике. На ткани карандашом делается эскиз будущего рисунка. В стеклянную трубку набирается, необходимое для работы, количество резервирующей жидкости (состав для того, чтобы остановить распространение краски). Аккуратно, едва касаясь ткани концом трубочки, наносят резерв, двигаясь по карандашному следу. Затем ткань просушивается, проверяется на надежность и целостность контура.

Замкнутость контура — это обязательное условие, иначе краска будет растекаться за пределы рисунка. Красящие растворы, входящие в набор для рисунков на ткани, как правило, имеют очень высокую концентрацию, поэтому их разводят раствором питьевой соды. Разбавленную красящую жидкость наносят на ткань ватными тампонами или кистью. Сначала закрашивают светлые детали рисунка, а потом, соответственно, темные.

При окрашивании больших площадей ткани, например фона или каймы платка, следует равномерно протереть всю, подлежащую окраске, поверхность влажным кусочком ваты, затем снять с подрамника для того, чтобы высушить работу и обработать паром. После этого готовую работу промывают сначала в холодной воде, затем в горячей и стирают вручную с мылом.

 

  1. Практическая работа

Подготовительные работы (домашнее задание): Разработка рисунка (эскиза) на бумаге на тему «Сказочные цветы», графический рисунок в карандаше и роспись ее акварельными красками. Рисунок должен быть одним размером с форматом подрамника.

Выстиранный шелк, просушенный и хорошо отутюженный натягиванием на раму. Раму оклеивают малярным скотчем.

1 этап. Переносим рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.

2 этап. Обводим карандашный рисунок резервирующим составом, линии должны быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.

4.Упражнения на снятие напряжения

Упражнения для снятия зрительного утомления

  1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

  2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

  3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

  4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

  5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

  6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

  1. Практическая работа (Продолжение)

3 этап. После полного высыхания резерва, роспись рисунка проводим анилиновыми красками, разбавленными до нужного тона.

4 этап. После того как краски высохнут их нужно закрепить. Это можно сделать с помощью утюга, прогладив работу через несколько слоев ткани.

  1. Подведение итогов

Выставка работ учащихся. Ответы на вопросы: Сегодня вы сделали много, как вы считаете, что у вас получилось? Над чем надо поработать? Удалось ли вам справиться с поставленными задачами? Довольны ли вы получившимися работами? Понравилась ли вам новая техника?
1   2   3   4


написать администратору сайта