Для Шульгиной Кудрявцева. Конспект Выполнила студентка заочного отделения Дошкольного образования Группы 4ж кудрявцева Л. А
Скачать 45.34 Kb.
|
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБПУ «РЫЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 44.02.01Дошкольное образование (заочное отделение, 4 курс) Русский язык и культура речи Конспект Выполнила студентка заочного отделения Дошкольного образования Группы 4-Ж Кудрявцева Л.А. Дата сдачи: 01.02.2022г. Проверил преподаватель: Шульгина О.А. Оценка_______________(подпись) Дата _________________ РЫЛЬСК 2022г. 1.Основные функции языка. Формы существования языка. Функции: 1)Коммуникативная 2)Мыслительная 3)Познавательная Формы существования: 1) Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии. Для устной речи, в отличие от письменной, характерны: -избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); -использование невербальных средств общения (жестов, мимики), -экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться). Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают: -неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт); -диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе). 2) Письменная речь– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи, большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи. 2.Понятие литературного языка. литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: • политику; • законодательство; • культуру; • словесное искусство; • делопроизводство; • межнациональное общение; • бытовое общение. Литературный язык обладает своими особенностями. К ним относятся: • устойчивость (стабильность); • обязательность для всех носителей языка; • обработанность; • наличие устной и письменной формы; • наличие функциональных стилей; • нормированность. Основным признаком литературного языка является наличие определенных норм, правил словоупотребления, ударения, произношения и т.д. Нормы литературного языка имеют общеобязательный характер, независимо от социальной, профессиональной, территориальной принадлежности носителя данного языка. Интересует ли человека родной язык или изучение английского языка самостоятельно, обязательно нужно знать нормы литературного языка. Язык стремится к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературных книжных традиций. Поэтому никакая реформа в языке не может быть слишком резкой, иначе она не будет принята. Тенденции развития: 1. демократизация русского яз., его литерализация и вульгаризация. 2. иностранизация 3.терминологизация лит. яз. 3.Книжные стили. Общая характеристика книжных стилей. Выделяется пять стилей русского-литературного языка: Ø разговорный Ø официально-деловой Ø научный Ø публицистический Ø художественный. Разговорный стиль Разговорный стиль относится к устной форме существования языка. Отличительные черты устной речи могут быть целиком отнесены к разговорному стилю. разговорный стиль в основном реализуется в устной форме общения, в устной же речи осуществляются и некоторые жанры других стилей, например: доклад, лекция, рапорт и др. Официально-деловой стиль Официально-деловой стиль включает в себя различные документы: от государственных актов до деловой переписки. Несмотря на различие языка разных документов (в зависимости от их назначения), данному стилю в целом свойственно много общих специфичных именно для него черт. К основным внутристилевым чертам этого стиля следует отнести ясность, точность, императивность, предписывающий характер, полноту и объективность высказывания, конкретность, четкость формулировок, что определяется основным назначением документов - информировать о бесспорных фактах. Это также логичность и лаконизм изложения, особые формы расположения материала. Научный стиль Научный стиль — понятие широкое. Он используется в области науки и техники, но объединяет неоднородные по форме виды литературы, которые весьма разнообразны по назначению и содержанию. Публицистический стиль Что же касается последнего, собственно коммуникативного книжного стиля (публицистического) и эстетико-коммуникативного (художественного), то эти стили не обладают функциональной замкнутостью и, по существу, включают в себя элементы многих стилей. Публицистический стиль — понятие неоднородное, и связано это с многообразием публицистических жанров. Художественный стиль Понятие язык художественной литературы неоднозначно. Оно включает в себя понятие языка и стиля писателя 4.Разговорный стиль. Разговорный стиль относится к устной форме существования языка. Отличительные черты устной речи могут быть целиком отнесены к разговорному стилю. разговорный стиль в основном реализуется в устной форме общения, в устной же речи осуществляются и некоторые жанры других стилей, например: доклад, лекция, рапорт и др. К внутристилевым чертам разговорного стиля относится непринужденность изложения, его конкретность, экспрессивность, выражение субъективного отношения к излагаемому, непосредственное влияние внеязыковых элементов и проч. Лексика разговорного стиля делится на две большие группы: 1. общеупотребительные разговорные слова; 2. разгоновные слова, социально или диалектно ограниченные. Общеупотребительная лексика в свою очередь делится на разговорно-литературную (связанную нормами литературно употребления) и разговорно-обиходную (не связанную строгими нормами употребления), к последней примыкает просторечие. Просторечная лексика также неоднородна: 1)просторечие, находящееся на грани литературного употребления, негрубое по своей сути, несколько фамильярное, бытовое, например: картошка вместо картофель, смекалка вместо сообразительности сделаться вместо случиться, проштрафиться вместо провиниться. 2) просторечие внелитературное, грубое, например: подъезжать вместо добиваться, шлепнуться вместо упасть, плести вместо говорить несуразное, таскаться, шляться вместо ходить без дела; сюда относятся и собственно вульгаризмы, и бранные слова бельма (глаза), околеть, подохнуть; хлыщ, холуй и т.д. Такие слова используются в определенных стилистических целях - обычно при изображении отрицательных явлений жизни. Разговорная лексика, социально или диалектно ограниченная включает в себя такие лексические группы, как разговорные профессионализмы (например, названия разновидностей бурого медведя: стервятник, овсяник, муравьятник и др.), диалектизмы (гуторить — говорить, векша — белка, стерня — жнивьё) жаргонная лексика (плезир — удовольствие, забава; пленер — природа), арготическая (расколоться — предать; салага, салажонок — молодой, неопытный; корочки — ботинки). Много жаргонизмов возникло еще до революции в речи господствующих классов, некоторые жаргонизмы сохранились из речевого обихода деклассированных элементов. Жаргонная лексика может быт связана и с возрастной общностью поколений, например, в язык молодежи: шпаргалка, пара (двойка). Основной же лексический пласт разговорного стиля составляют общеупотребительные слова как собственно разговорные, так и просторечные. Для разговорного стиля характерно преобладание слов с эмоционально-экспрессивной окраской, с пометой «ласкательное», «шутливое», «бранное», «ироническое», «уменьшительное», «презрительное» и др. 5.Стиль художественной литературы. Понятие язык художественной литературы неоднозначно. Оно включает в себя понятие языка и стиля писателя. Стиль писателя, его художественного произведения – это отражение и реализация в тексте произведения элементов художественного стиля речи, его образной системы. Язык художественной литературы занимает особое место в литературном языке, ибо он использует все средства общенародного языка для создания художественных образов и воздействия на ум и чувства читателя. К особенностям стиля художественной литературы следует отнести, во-первых, единство коммуникативной и эстетической функции, что определяется двоякой задачей художественной литературы: не только рассказать, но и воздействовать на читателя; во-вторых, это многообразие используемых в художественной литературе языковых средств: здесь могут употребляться, по существу, элементы любого функционального стиля; в-третьих, это широкое использование тропов, фигур и других изобразительно-выразительных средств языка; в-четвертых, это присутствие образа автора, его авторская индивидуальность, его мировосприятие, мировоззрение, идейные и эстетические взгляды и т. п. Художественная литература — это особый способ отражения и познания действительности. В художественном произведении, по словам В. В. Виноградова, происходит эмоционально-образная, эстетическая трансформация средств общенародного языка. Задача писателя — дать правдивое художественно-социальное осмысление изображаемых фактов. Отличительными внутристилевыми чертами художественной речи являются художественная образность смысловая емкость многозначность художественного слова художественно-образная конкретизация эмоциональность. Все языковые средства и стилистические приемы в художественной речи подчинены раскрытию идейно-художественного замысла произведения. Стиль художественной литературы шире и разнообразнее отдельных функциональных стилей. Стиль художественной литературы – это не совокупность приемов, а важнейшее свойство поэтического образного мышления. В художественном произведении выделяются три собственно речевых плана: авторское повествование речь персонажей авторская характеристика героя В авторском повествовании, являющемся у подлинных художников слова образцом литературного языка, реализуется нормативный литературный язык. В авторской характеристике персонажей чаще всего используются экспрессивно и стилистически окрашенные языковые единицы литературно-разговорной разновидности разговорного стиля речи. В речи персонажей могут быть (в зависимости от социального положения героя, для речевой характеристики героя) все элементы разговорной речи: литературные и нелитературные (просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.). Поэтому особое внимание при анализе речевых характеристик героев следует обратить на индивидуальные особенности речи персонажей, которые раскрывают речевой портрет данного героя. Особо следует остановиться на вопросе об образности речи в художественном тексте. Образность здесь создается не только переносным значением слова и особыми лексико-синтаксическими приемами. Таким образом, для создания образности используются два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка — лексические, семантические, фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в общем, языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными. 6.Основная функция художественной литературы. Ее функции таковы. С позиций пишущего: • самовыражения и самоутверждения; • поэтическая; • рефлексирующая; • информационно-просветительская; • воздействия, в том числе воспитательная; с позиций читающего: • эстетическая; • познавательная; • рефлексирующая; • гедонистическая, или развлекательная. В одних своих функциональных проявлениях художественная литература может сближаться с публицистикой, в других — с текстами научного стиля, в третьих — с разговорной речью. |