лекций. Конспекты лекций по истории Казахстана лекции (модуль 1) Наименование тем 1
Скачать 1.71 Mb.
|
Тема лекции № 6 Государства развитого средневековья (XI- нач. XIII в.). Цель лекции - рассмотреть основные исторические аспекты развития позднекочевых государств на территории Казахстана в XI- нач. XIII в. Ключевые слова – ханство, ислам, илак, тегин, икта, улус, конфедерация План лекции Караханиды Каракитаи Найманы и кереиты Кипчаки Тезисы лекции Караханиды Государство Караханидов (каз. Қарахандар хандығы) — раннефеодальное государство, сложившееся к 90-м годам X века на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Образовано рядом тюркских племён, среди которых главную роль играли карлуки, чигили и ягма. Династия Караханидов декларировала свое происхождение от тюркской династии Ашина. Около середины VIII века среди этих племён распространилось мусульманство. Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению государства Саманидов. В 992 глава Караханидского государства бограхан Харун захватил Бухару, в 996—999 его преемник Наср I овладел всем Мавераннахром. В 1042 году Караханидское государство распалась на Западный и Восточный.В 1089 году Западно-Караханидское ханство становиться вассалом Сельджуков. В 1128 году было захвачен каракитаями. В 1210 году Западно-Караханидское ханство становиться вассалом хорезмшаха Мухаммеда II. В 1212 году найманский хан Кучлук уничтожил Восточное ханство в Узкенде и Кашгаре, а 1212 году - была ликвидировано Западное ханство в Самарканде. В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшие в X-XII веках Восточный Туркестан — чигили и ягма. Родоначальником династии Караханидов был — Сатук Богра-хан (915—955), который в 942 году сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.В состав Караханидского ханства присоединились: в 990 году — Тараз, Испиджаб; в 992 году — Хотан, Бухара; в 999 году — государство Саманидов. Политическая история ханства уже первые десятилетия его существования насыщена междоусобной борьбой в основном между двух влиятельных, сильных семей — потомков Али Арлсан хана (сына Мусы хана) и Хасана (Харун) Богра хана (сына Сулейман хана, брата Мусы хана). Этим междоусобицами воспользовались кочевые племена кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017 году кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан, разбил войско киданей и заставил их отступить на восток. С 60-70-х годов XI века начинаются столкновения Караханидского государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией и внутренней усобицами Караханидское государство оказалось в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санджаре (1118—1157). В 1089 году Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху, потеряв Бухару и Самарканд. В 1102 году правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи. Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнён. Вторжение каракитаев в 30-х — начале 40-х годов XII века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом. Главной формой феодального землевладения была икта. Караханидское государство делилось на уделы, в которых правили члены караханидского рода — хаканы и илеки; центральная власть была слабой. Столицами Караханидского государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции, и все сведения о нем содержатся в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного историка-караханида Махмуда Кашгарского «Тарихи Кашгар» известен лишь в небольших отрывках у Джамаля Карши (XIII век). Отсутствие историографии было отмечено уже поздними современниками Караханидов, например, персидский литератор Низами Арузи, писал в 1156 году: «Имена царей из дома хакана (Караханидов) сохранились только благодаря поэтам». Памятники культуры Караханидского государства фактически не сохранились, до наших дней дошли лишь литературные произведения «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагунского и «Диуани лугат ат тюрк», а в области архитектуры и декоративного искусства — портальные мавзолеи Узгена с их знаменитым орнаментальным декором. |