лекций. Конспекты лекций по истории Казахстана лекции (модуль 1) Наименование тем 1
Скачать 1.71 Mb.
|
Владение ТайбугиСогласно традиционной версии, идущей от Г. Ф. Миллера, земли будущего ханства первоначально входили в Тайбугинский юрт, основанный в 1220 году и управлявшийся наследниками Тайбуги. В отличие от прочих улусов Золотой Орды, Тайбугинский юрт обладал самоуправлением Однако затем в результате последовательной деятельности ханов Тохтамыша, Абу-л-хайра и Ибака тайбугины были отстранены от власти, что привело к сложным политическим коллизиям 1495—1563 годов. Против этой версии говорит то, что Тайбугинский юрт упоминается в том числе уже в период существования Сибирского ханства, то есть они существовали как минимум одновременно. Кроме того, Тайбугинский юрт обнаруживается и в составе Ногайской Орды, где с 1584 года возникла должность тайбуги. В связи с этим ряд современных историков считает, что Тайбугинский юрт был не административно-географическим, а кланово-родовым образованием, существовавшим параллельно с Сибирским ханством. Владение Шибана / ШейбанаДругая версия гласит, что территория ханства традиционно входила во владения потомков Шибана, пятого сына Джучи и внука Чингисхана. Первоначально здесь существовал улус Шибана, столицей которого отдельные учёные (Ш. Марджани) считают Кашлык. После смерти Шибана в 1280 году улус был присоединён к улусу Орда-Ежена, но прежние владения, по-видимому, всё равно остались за шибанидами. В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в которой шибаниды принимают самое деятельное участие. Впрочем, впервые название «Тюмень» упоминается в русских летописях в связи с представителем рода тукатимуридов ханом Тохтамышем, когда под 1408 годом летописец записал: Провинциальный статус Тюмени надолго был прерван шибанидом Абу-л-хайром, сделавшим Чинги-Туру столицей основанного им Узбекского ханства. В этом качестве город пробыл с 1428 года по 1446 год (всего 18 лет). В это же время впервые упоминается «вилайет Чинги-Тура», в который хан Абу-л-хайр назначал управляющих (даругов). «Чингиз-наме» и «Нусрат-наме» упоминают о том, что тюменским ханам в этот период подчинялась Казань. Тюменское ханство при Ибак хане Тюменское ханство как самостоятельное государство возникло в XIV веке, до этого же оно входило под названием «Ибирь» в состав Золотой Орды. Оно располагалось в среднем течении Тобола и междуречье его притоков Тавды и Туры. В результате продолжительной борьбы между правителями Белой Орды, шейбанидами и тайбугинами, представлявшими местную знать, власть в государстве захватил шейбанид Ибак. При братьях Ибаке и Мамуке, которые с 1480 года осмелились вести борьбу за трон Большой Орды, Тюменское ханство достигло своего наибольшего влияния. В 1495 году Ибак был убит тайбугином Махметом, перенёсшим столицу ханства в укреплённый городок Сибирь (Кашлык), ставший столицей нового Сибирского ханства. Земли Тюменского ханства вошли в Сибирское ханство в начале XVI века. В 1555 году тайбугинский хан Едигер признал вассальную зависимость от Царства Русского. Однако в 1563 год власть захватил внук Ибака шибанид хан Кучум. Он казнил соправителей братьев Едигера и Бекбулата. Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 году прислал полный ясак в 1 000 соболей. В 1572 году он полностью порвал даннические отношения. В 1573 году Кучум отправил своего племянника Махметкула с дружиной с разведательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошел до Перми, потревожив владения Строгановых. Кучум прилагал немалые усилия для укрепления роли ислама в Сибири. В 1582 году, 26 октября атаман Ермак овладел Кашлыком и начал присоединение Сибирского ханства к России. Вскоре на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень, Тобольск, Берёзов, Обдорск и др. Кучум откочевал на юг и оказывал сопротивление русским отрядам до 1598 года. 20 апреля 1598 года он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу р. Обь и бежал в Ногайскую Орду, где был убит. Внук Кучума — Арслан Алеевич, взятый в плен в 1598 году, жил в Касимове и в 1614 году был провозглашён касимовским ханом. Сибирское ханство было многонациональным политическим объединением. Во главе государства стоял хан, который избирался аристократической верхушкой — беками, мурзами, тарханами. Государственное устройство носило полувоенный характер. В управлении ханством хану помогал его визирь — карача и советники. Сибирские ханы мало вмешивались в дела улусов, управлявшихся знатными мурзами и беками. Во время войны мурзы вместе со своими отрядами принимали участие в походах, так как были заинтересованы в военной добыче, являвшейся важным источником доходов татарских феодалов. В состав феодальной знати также вошла небольшая часть феодализирующейся верхушки остяков и вогулов (манси). Остальное нетатарское население (остяки, вогулы, югра и самоеды) находилось в подчинённом положении, что создавало внутренние противоречия в ханстве и ослабляло его могущество. Татары, населявшие ханство, вели полукочевой образ жизни. Они занимались скотоводством, разводили лошадей и овец. Несмотря на это, в пойме Тобола и Иртыша существовали небольшие очаги земледелия. В оседлых поселениях развивалась домашняя промышленность: гончарное производство, ткачество, плавка и обработка металлов.[8] Административными и военными центрами были городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура (Ялуторовск), Тонтур (ныне с. Вознесенка Венгеровского района Новосибирской области и др. В ханстве получили развитие феодальные отношения. Владельцы улусов обладали богатствами в виде пастбищ, скота и рабов. к низшему слою общества принадлежали «чёрные» улусные люди. Они ежегодно платили подати владельцам улусов, а также несли военную службу в их отрядах. Сибирские ханы силой подчинили себе ханты-мансийские племена на Урале, в низовьях Иртыша и Оби, заставив их платить им дань (ясак). Хану Кучуму удалось покорить также барабинцев и соседние им племена, а также некоторые башкирские племена. Помимо татарских отрядов, в войске Сибирского ханства во время походов принимали участие воины подчинённых ханству местных племён. Численность сибирского войска оценить сложно, однако известно, что во время битвы на Абалацком озере царевич Маметкул командовал тумэном — соединением, теоретически состоявшем из 10 000 воинов. Вооружённые силы ханства были разрозненны, в связи с чем Кучум при вторжении русских войск так и не сумел собрать их в единый кулак. Сам Кучум имел в своём распоряжении ногайскую гвардию. Большинство татарских князей имели собственные укреплённые городки с находившимися там гарнизонами. На поле боя татарские воины использовали традиционную для кочевников тактику маневрирования и засыпания противника стрелами в конном строю. Татарские воины также умели сражаться и пешими. Важную роль в военном искусстве сибирских татар играла разведка, благодаря которой татарские войска могли устраивать засады и неожиданные нападения на противника. Комплекс вооружения татарских воинов состоял из луков со стрелами, являвшихся их основным оружием, копий, дротиков, сабель, палашей, кинжалов и боевых топоров. В качестве защитного вооружения воинам служили кольчуги, шлемы и панцири. Помимо холодного оружия, татарские воины использовали также и артиллерию Вопросы для контроля: Какое из вышеобозначенных средневековых государств располагалось на территории юго-восточного Казахстана и Киргизии? Какое из вышеобозначенных средневековых государств известно в истории как ханство Абулхаира? Какое из вышеобозначенных средневековых государств известно в истории как Мангытский юрт? Литература История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993 Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992 История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998 История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993 Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998 История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001. См. также список основной и дополнительной литературы МОДУЛЬ 1 Тема лекции № 10 Образование казахской народности. Этноним «қазақ» (казах). Казахские жузы. Цель лекции – рассмотреть основные этапы становления казахской народности, происхождение этнонима «казах», историческое содержание термина «жуз» Ключевые слова – народность, этноним, жуз, узбек, казах План лекции Этапы становления казахской народности. Происхождение этнонима «казах» Казахские жузы Тезисы лекции Этапы становления казахской народности. Происхождение этнонима «казах» Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства. Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к появлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи : Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами». Мы подошли к проблеме происхождения термина «казах». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий значения этого термина. Термин «казах» первоначально имел социальный смысл. Это древнее тюркское слово, обозначающее человека или группу людей, «отделившихся от своего государства, племени, рода и вынужденных вести жизнь искателя приключений» (В.В.Бартольд). По «Тарихи Рашиди» Мухамед Хайдара Дулати и другим историческим источникам этим термином называют подданных султанов Керея и Жанибека. Постепенно термин становится названием государства (Казахское ханство) то есть приобретает политическое значение. Вторая половина 15 века – это период противостояния, борьбы за присырдарьинский регион между казахскими ханами и Шайбанидами. И те, и другие в этой борьбе опирались на степные племена. Часть кочевых племен в ходе этого многолетнего противостояния мигрирует вместе с Мухаммедом Шейбани в Мавераннахр и за ними постепенно закрепляется этноним «узбек», а термин «казах» становится названием подданных Керея и Жанибека и со временем становится этническим названием складывающейся народности. Казахские жузы Жуз (каз. жүз — «союз», часто неправильно переводят как «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов. Вне жузовой классификации состоят: Торе - прямые потомки Чингисхана по мужской линии; Қожа́ — считаются потомками Мухаммеда и четырёх его сподвижников — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров; Толенгуты — каста бывших джунгарских (калмыкских) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и придворная прислуга; О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыто ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом. Особенности казахских жузов: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства. Каждый казахский жуз имел своё исторически сложившееся пространство, территорию. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях. Вопросы для контроля: Дайте определение термину «жуз» и перечислите основные особенности казахских жузов Какие категории населения находились вне жузовой классификации? Какой период отечественной истории можно признать началом процесса формирования казахской народности? Охарактеризуйте соотношение терминов «узбек» и «казах» Литература История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993 Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992 История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998 История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993 Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998 История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001. См. также список основной и дополнительной литературы МОДУЛЬ 1 |