книга мельник. Конспекты лекций в двух частях Часть 1 Бргу имени А. С. Пушкина 2013 удк 373. 2 Ббк 74. 100
Скачать 0.83 Mb.
|
2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
1. Сочинение рассказов и сказок требует от детей осмысления содержания и формы текста, установления связей между элементами сюжета и частями повествования. Речевое творчество опирается на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления. Творческое рассказывание – процесс придумывания детьми рассказа или сказки с самостоятельно созданными образами и ситуациями, с логически построенным, сюжетом, облеченным в словесную форму, соответствующую содержанию. В методике развития речи творческое рассказывание рассматривается как средство умственного развития, формирования способности логично и последовательно излагать мысли (Е.И.Тихеева), основная форма работы по развитию выразительности речи (Е.А. Флерина), наивысшая точка развития связной речи (Э.П. Короткова). Характерными признаками творческого рассказывания дошкольников являются: - увлеченность самой деятельностью, умение видоизменять, комбинировать имеющиеся представления, создавать на их основе образы и ситуации; - умение представлять последовательность и связь событий; - умение использовать для создания образов соответствующие языковые средства; - самостоятельность, вариативность, то есть умение придумывать несколько вариантов на одну и ту же тему. Критериями оценки сочинений детей выступают: - использование собственного опыта при создании новых образов; - умение рассказать о событии последовательно, показать взаимоотношения героев, мотивировать их поступки; - композиционная завершенность сочинения (логичность, последовательность, связность); - художественная выразительность (образность, яркость, оригинальность). Для организации эффективного обучения детей творческому сочинению необходимы педагогические условия: - осознание воспитателем педагогических и психологических аспектов речевого творчества как цели (опора на мотивы и потребности детей); - систематическое педагогическое руководство детским речевым творчеством (обогащение опыта ребенка, в том числе литературного, знакомство детей с композиционными особенностями литературных произведений разных жанров, учет этапов развития детского творчества; разнообразие содержания, форм, методов и приемов развития речевого творчества, развитие творческой активности и самостоятельности детей). Развитие детского речевого творчества организуется поэтапно. А.Е. Шибицкая в зависимости от содержания организации образовательной работы выделяет три основных этапа: 1) воспитание интереса к литературе (создание запаса известных произведений, тем, идей, содержания, образов); 2) усвоение способов художественного изображения, творческих речевых действий; 3) самостоятельное сочинение. 2. В методике развития речи выделяют разнообразные виды и варианты детских творческих сочинений, что свидетельствует о широких возможностях взаимодействия педагога и ребенка в процессе речевого творчества. Основные виды творческих сочинений предлагает Л.Г. Фомичева: I. Творческое сочинение по картине. Картина является отправной точкой для сочинений детей. Ребенку предлагают составить рассказ о том, что произошло до момента, изображенного на картине или после него. Интересный прием рекомендовала Е.И. Тихеева – прием «вхождения в картину». Дети представляют себя на месте изображения в картине или одним из персонажей картины. При помощи приема олицетворения можно предложить детям «оживить» любой предмет на картине и рассказать о том, как он попал на это место, где был раньше, кто его сделал и т.д. II. Контаминация литературных произведений. В основе данного типа сочинения лежит склонность детей представлять себя на месте любимых героев. Дети усовершенствуют черты характера героев, исправляют их ошибки, изменяют сюжет в пользу героев, однако часть произведения остаётся не тронутой. III. Свободное сочинение сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства предлагают детям тогда, когда они уже освоили основные приемы сочинения. Единство интеллектуального и мотивационного компонентов в творческой речевой деятельности подчеркивает Л.М. Ворошнина. Она выделяет следующие варианты сочинений детей: - Творческое сочинение по теме. Тему называет педагог или придумывают дети. Она должна быть интересной, вызывать эмоциональный отклик у дошкольников, побуждать их к речевым высказываниям. - Сочинение с опорой на литературные произведения. Детям предлагают либо поменять в произведении героев и оставить знакомый сюжет, либо наоборот – придумать новый сюжет с уже известными героями. - Сочинение сюжетной сказки по пейзажной картине. Этот оригинальный вариант сочинения дает детям опору на наглядность. Вместе с тем детям сложно соединить художественный образ природы и словесное творчество. Используя прием олицетворения, дошкольники сочиняют сказки о деревьях, о животных, изображенных на картине. На основе текста знакомой детям сказки можно предложить творческие задания на основе экспериментирования с художественным образом: - рассказывание сказки от имени героя с учетом особенностей его характера, взаимоотношений с другими персонажами; - «герои среди нас»: рассказать о том, как персонажи будут вести себя и действовать в современной обстановке и реагировать на все происходящее в соответствии со своим характером (это задание носит юмористический, даже пародийный характер); - продолжение истории: рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба героя, домысливание его последующей деятельности в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке (задание рассчитано на способность ребенка вживаться в образ). В методике известно и сочинение детьми малых литературных жанров – загадок, небылиц, пословиц и пр. (А.П. Илькова, М.В. Фадеева и др.). Исследователями доказано влияние небыличных форм фольклора на развитие речи, творческих речевых способностей, креативности детей 7-го года жизни, определены этапы ознакомления детей с жанровыми особенностями небыличных текстов и обучения сочинению малых жанров. А.П. Илькова предложила этапы включения пословиц и поговорок в систему речевой работы со старшими дошкольниками: расширение представлений о фольклорных жанрах; формирование понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками; использование пословиц в разных видах деятельности; определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании в самостоятельной речи. М.В. Фадеева на примере небыличных текстов выявила особенности детских сочинений: близость их тематики фольклорным текстам; творческая вариативность сюжетов; заданность комизма (нарушение причинно-следственных, временных и других связей); создание комических ситуаций за счет использования межстилевой лексики и образных средств языка (эпитеты, сравнения); заимствование персонажей из знакомых текстов; использование традиционных зачинов и финалов, несущих основную семантическую нагрузку; четкая ритмическая организация сочинений. На возможности использования сказок для развития речевого творчества дошкольников указывали многие педагоги (Л.А. Колунова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Л.Я. Панкратова, Л.В. Танина и др.). В частности, было доказано, что на развитие мышления, воображения, творческих, сценических способностей в разных видах художественной деятельности детей влияет использование ими при сочинении сказок приема контаминации знакомых литературных сюжетов, ориентация на употребление смысловых оттенков слова. Литература 1. Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Нар. асвета, 1999. – 223 с. 2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с. 3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. |