Главная страница
Навигация по странице:

  • «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

  • «Контркультура»

  • Глава 1. Содержание понятия контркультура

  • Исторические этапы и характер проявления контркультуры

  • Механизмы развития контркультуры

  • 2.2 Контркультура в контексте российских медиа

  • Список использованных источников

  • конткультура. Контркультура


    Скачать 51.74 Kb.
    НазваниеКонтркультура
    Дата09.10.2022
    Размер51.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконткультура.docx
    ТипРеферат
    #723577

    Министерство культуры Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

    (ФГБОУ ВО ВСГИК)




    Реферат

     

    По дисциплине «Социология культуры»
    на тему:
    «Контркультура»

    Выполнила: студентка 1 курса

    Натпит Алдын-Ай Игорьевна

    Руководитель: Бояк Татьяна Николаевна

    Улан-Уде, 2022 г

    Содержание

    Введение……………………………………………………………….....…..3

    Глава 1. Содержание понятия контркультура……………………………..4

    1.1 Происхождение и становление понятия контркультура…………...…4

    1.2 Исторические этапы и характер проявления контркультуры…….......8

    1.3 Механизмы развития контркультуры………………………..……..…11

    Глава 2. Развитие контркультуры в России……….……………………...15

    2.1 Контркультурные явления в истории российской культуры…...…...15

    2.2 Контркультура в контексте российских медиа……...…………….….19

    Заключение…………………………………………………………….……23

    Список использованных источников…….………………………………..25

    Введение

    В современной социологии и культурологии понятие контркультуры употребляется в двух смыслах.

    Во-первых, оно используется для обозначения различных социально-культурных установок. Речь идет о тех, которые противостоят фундаментальным принципам, господствующим в данной культуре.

    Во-вторых, контркультура — это понятие, которое отождествляется с молодежной субкультурой Запада 60-х годов. Она отразила критическое отношение к нормам современности и отвергла их. Изучается также контркультура в философии. Это понятие, которое так или иначе исследуется во многих отраслях гуманитарной науки (например, в психологии). Все эти исследования важны для более глубокого ее понимания. Каждая из отраслей знания представляет свой угол зрения, свое видение.

    В реферате поставлена следующая цель и задачи исследования.

    Научная цель - рассмотрение феномена контркультуры.

    Реализация сформулированной цели предполагает решение следующих задач:

    • рассмотрение понятия контркультуры;

    • рассмотрение субкультурных движений контркультуры: «новые левые», битники, хиппи;

    • рассмотрение неформальных субкультур в СССР;

    • рассмотрение контркультуры в современном общества


    Глава 1. Содержание понятия контркультура

      1. Происхождение и становление понятия контркультура


    В западной литературе в 1960 году появилось понятие "контркультура". Оно отражало сначала либеральную оценку ранних битников и хиппи. Само слово принадлежит Теодору Роззаку (на фото ниже) - американскому социологу, попытавшемуся объединить в своих трудах различные духовные влияния, которые направлены против господствующих ценностей и норм общества, в отдельный феномен, относительно целостный, - контркультуру. Сегодня термин "контркультура" - это понятие, употребляющееся для обозначения противостоящих основам "базовой" культуры установок.

    Вопрос о ней удерживает внимание современных ученых благодаря тому, что идеалы и ценности, которые родились в 60-е годы на гребне антибуржуазных выступлений, парадоксальным образом не растворились в мировосприятии последующих поколений. После своего пика сами молодежные движения пошли вскоре на убыль. Стал утрачивать постепенно массово-социальную опору леворадикальный тип сознания. Обо всех этих явлениях мы подробно расскажем чуть ниже. Контркультура приобрела в результате неожиданные модификации. Тем не менее жизненные ориентации, которые были приобретены в процессе борьбы с истеблишментом, все-таки не исчезли. Они остались в современной культуре Запада.

    Выступив против державных установок, молодые бунтари противопоставили свои собственные ценности. С одной стороны, можно говорить о том, что эти новые ориентации растворились в господствующей культуре. Но сама она, с другой, вобрала в себя много новых компонентов и поэтому предстала во многом в ином свете. Поэтому культура и контркультура взаимосвязаны.

    Разными механизмами вызывается появление контркультурных тенденций;

    Во-первых, они возникают там, где реалиям нового времени уже не полностью соответствует господствующая культура. Поэтому они появляются как утверждение новых форм, отрицание устаревших.

    Во-вторых, потребность в самоутверждении является одним из движущих механизмов формирования в обществе контркультурных тенденций. Ведь для того, чтобы самоутвердиться в господствующей, требуется пройти множество сложных, длительных ступеней, выдержать на своем пути жесткую конкуренцию. К примеру, для того чтобы завоевать в исполнении симфонической музыки минимальную репутацию, ею нужно заниматься с ранних лет, положить во имя искусства всю свою жизнь. Для этого следует получить солидное образование, иметь большие природные способности и т.д. Этого требует культура. И контркультура выдвигает свои требования. Но она берет за основу отрицание господствующей. Господствующая культура объявляется хламом, чепухой. Образование в результате этого лишь мешает продвижению в данном направлении. Чтобы быть первым здесь, нужно быть первым среди тех, кто предлагает новые формы, попасть в струю настроений некоторой социальной группы. Именно молодежь поэтому выступает носителем контркультурных тенденций чаще всего. Порой для того, чтобы занять в этой среде видное место, нужно просто активно отрицать господствующую культуру, не предлагая ничего взамен.

    Преступный мир также довольно часто выступает носителем контркультурных тенденций. Он активно отрицает господствующие общественные установки, бросает им по всем направлениям вызов. Поэтому культура уголовного мира - это пример контркультуры.

    Любая культура развивается путем возникновения и обострения противоречий, приводящих к кризису. Не является исключением и буржуазная, господствующая сегодня в западном обществе. Признаки ее очередного кризиса наметились в 1950 годы. Одним из симптомов было появление контркультурных тенденций, которые опрокидывали ценности и каноны, господствовавшие до этого, и утверждали новые, казавшиеся вызывающими, шокирующими. Манифестом "битников" ("разбитого поколения") в литературе стал роман "На дороге" Джека Керуака (фото представлено ниже). Он воспел жизнь американских бродяг, отбросивших общепринятые нормы поведения и жизненные цели. Элвис Пресли стал революцией в поп-музыке

    Однако намного большую глубину и масштаб контркультурные тенденции приобрели именно в 1960 годы, когда США буквально бурлили от движения негров в защиту гражданских прав, студенческого движения, движения, протестующего против войны во Вьетнаме. Политический и социальный протест, порой переходивший в открытый бунт, перерастал постепенно в протест культурный. Поэтому именно в 1960 годы возникло явление, которое получило название "контркультура". Это определение нового социального явления в наиболее развитой форме возникло в элитарных университетах Западной Европы и США. В наиболее последовательной и крайней форме контркультура проявила себя в движении хиппи.

    Вместо господствовавшего в то время культа материального благополучия и денег хиппи выдвинули культ простоты. Вместо ценности конформизма ("будь как все") возникла высокая оценка стремления быть непохожим на других. Хиппи хотели жить, не оглядываясь на окружающих. Совершенная ими революция ценностей вызвала и революцию в стиле потребления. Бывшие ранее рабочей одеждой в Америке джинсы начали использоваться в качестве повседневной или даже выходной одежды состоятельными студентами. Они гуляли в них по улице, посещали университет, ходили на концерты. В то время это выглядело так же, как сегодня в российском университете валенки и стеганые штаны. Не просто джинсы ценились особенно, а тертые до дыр. Хиппи также ввели моду на ставшие сегодня привычными длинные волосы у мужчин. Из атрибута спальни распущенные женские локоны превратились в выходную прическу. Грубые ботинки солдатского и рабочего типов вошли в употребление. Впервые в истории цивилизации Запада в это же время женщины на всеобщее обозрение обнажили коленки, надев мини-юбки. Доселе редкое ношение брюк девушками, в особенности в общественных местах, стало повсеместным.

    В 1950 годы в СССР появились "стиляги". Они практиковали в поведении, в одежде стиль, являвшийся протестом всему господствовавшему, которое навязывалось аскетической идеологией и скудной жизнью. Речь идет о серой одежде, скромном, незаметном поведении, схожести с другими. Стиляги предпочитали носить яркие клетчатые пиджаки и рубахи, галстуки с немыслимыми обезьянами, пальмами. Они начесывали огромные чубы, танцевали буги-вуги, слушали "не нашу" музыку. Явление это воспринималось как прямой вызов культуре СССР. Поэтому нещадно боролись со стилягами. Их вылавливали комсомольские оперотряды, иногда поколачивая. По объему и частоте карикатуры на них в журнале "Крокодил" конкурировали с популярными в то время карикатурами на империалистов. Это явление так оценивает социолог Л. Ионин с высоты нашего времени. Он говорит, что нам теперь кажется смешным их нарочитый нонконформизм и клоунские одежды. Однако их роль была ролью декабристов того времени. Стиляги, подобно им, разбудили общество. Стиль их стал вызовом советской серости, а затем и всей советской идеологии и жизни. Можно назвать представителей этого движения первыми диссидентами. Л. Ионин отмечает, что их стиль - попытка революции "снизу".


      1. Исторические этапы и характер проявления контркультуры

    Обратимся к моменту происхождения понятия «контркультура» и рассмотрим точки зрения, которые высказывают по отношению к ее существованию и значению как зарубежные, так и российские исследователи.

    Сам термин «контркультура» был введен в научный оборот американскими социологами в середине 60-х годов XX века для обозначения той социокультурной реальности, которая возникла в процессе углубления и расширения студенческого протеста, волной прокатившегося по всем высокоразвитым странам Западной Европы и Америки в тот период.

    1968 год - символ цельности и взаимосвязи ряда социокультурных явлений, которые развертывались до и после этого года. Они включали в себя и протест против аристократической системы образования во Франции, и «вьетнамский синдром» в Америке, и появление контркультурных тенденций, утверждавших новые каноны и ценности.

    Первыми термин контркультура начали использовать Т. Роззак и Ч. Рейч, которые в І 968 году выпустили свои работы «Зеленеющая Америка» и «Создание контркультуры» (I). Авторы считали контркультуру явлением 60-х годов, которое, возникнув в среде молодежи, стало выражением протеста, направленного против западной культуры того времени.

    Главным объектом контркультурной критики являлась технически ориентированная культура индустриального общества, определяемая контркультурой как враждебная человеческой природе и превратившая мир в «мертвый, пригодный лишь для того, чтобы измерять и калькулировать».

    Идеология контркультуры того времени выражалась в критике мещанского материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравственного ригоризма, социального конформизма. Довольно сильно в ней была выражена и антисииентическая направленность, связанная с неприятием фетишизации науки и техники, распространением антигуманного духа утилитаризма и научной рациональности. В качестве альтернативы рассматривалось индивидуализированное общество, которое открывало бы перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления подлинных, свободных от диктата внешней необходимости и меркантильного интереса отношении с другими людьми и природой. Природе как источнику естественности и чистоты в системе алыернативных ценностей контркультуры принадлежит особое место. В ней усматривается некое сакральное начало, а близость, слияние с ней, противостоящей урбанизированно-индустриальной пустыне как воплощению искусственности и репрессивности, рассматривается как альтернатива современному образу жизни.

    Период социальных выступлений 60-70-х годов посягнул на господствующие культурно-шівилизационньїе устои общества, но не смог гфеддожить реальную гуманистическую альтернативу. Если тогда, в ценностно-нормативной системе современного общества добропорядочность рассматривалась как одна из важнейших жизненных ценностей, то в контркультуре она считалась антиценностью, говорящей о мещанской ограниченности, филистерстве тех, кто ориентирован на неё. Если в традиционной культуре краеугольным камнем бытия человека являлось сохранение индивидуально-личностного начала, то в контркультуре ценность личного бытия отрицалась как противостоящая ценности группового «мы».

    Контркультурная этика, по мнению Т. Роззака и Ф. Дэвиса, возвела іфинцин бездеятельности в ранг культа. «Контркультура создала собственную систему эстетических ценностей, утверждая, что мир лишен упорядоченности и в нем действуют стихийные темные силы.

    Поэтому любые попытки создать его образ на полотне, в звуках или другим способом, опираясь на законы гармонии, обречены на неудачу. Отсюда следует основной постулат контркультурной эстетики - дисгармония реального мира должна находить свое выражение в дисгармонии художественного произведения, отражающего его...». Таково, отмечает Т. Роззак, теоретическое обоснование влечения к атональной музыке, драматургии абсурда, беспредметной живописи.

    Контркультурная эстетика в принципе отрицала все те достижения человеческого духа, на которые опирается традиционная культура, считая, что они не огражаюг дисгармоничность и трагедийность окружающего мира. Если традиционной категорией эстетического сознания является категория «прекрасное», то для эстетического сознания контркультурной ориентации іаковой является категория «безобразное». Установка на эстетизацию безобразного обусловливает тягу контркультурного искусства к изображению низменных порывов человека, различных извращений на экране, на театральной сцене, в живописи и литературе.

    Т. Роззак определил контркультуру как протестующее мировоззрение: «Старая культура склонна предпочитать права собственности - правам личности, требования - человеческим потребностям, конкуренцию - сотрудничеству, формальное общение - самовыражению. Контркультура склонна предпочитать обратное.

    Контркультура представляет собой социокультурный феномен, но по своей природе противостоящий культуре капиталистического общества. Между традиционной культурой и контркультурой лежит непреодолимая пропасть. Поэтому все попытки ассимилировать контркультуру, включить её в контекст культуры современного общества, бесполезны».

      1. Механизмы развития контркультуры

    Если же иметь в виду тот смысл, который раскрывается в концепциях контркультуры Т. Роззака, можно утверждать, что понятие «культура» в термине «контркультура» скорее означает «техногенная цивилизация». Следовательно, и переводить на русский язык сам термин «контркультура», возможно, было бы правильнее как «контрцивилизация», либо как «антитехногенная культура», либо, например, как «культура-контр», «культура протеста» и т.д. Мы придерживаемся именно такого понимания контркультуры – как сложного, противоречивого социокультурного феномена, т.е. некоей совокупности взглядов, идей, установок и ценностей, направленных против господствующей культуры, против техногенной цивилизации, и соответствующих этим взглядам социальных выступлений.

    Контркультура возникла в США в период относительно стабильного экономического развития. На фоне такого устойчивого экономического процветания стали особенно отчетливо проявляться противоречия в сфере духовной жизни американского общества.

    Очень важно здесь подчеркнуть, что феномен контркультуры как протест леворадикального характера был вызван неэкономическими причинами. М.И.Новинская указывала в те годы на иные предпосылки кризиса 60-х годов: «Предпосылкой социально-политических кризисов 60-х годов явилась не та или иная преходящая экономическая конъюнктура, но возрастающая нетерпимость масс к институтам и нормам современного капиталистического общества».

    Именно эти кризисные процессы нашли отражение и осмысление в сознании студенчества и части молодой интеллигенции, громко заявили о себе в культуре, искусстве, эстетике. Контркультура родилась в конце 60-х годов, когда, как отмечают Ю.Н.Давыдов и И.Б.Роднянская, движение «новых левых» достигло своего пика и «неожиданно обнаружило себя в безвыходном тупике и начало быстро распадаться»24.

    Контркультурное движение объединило тогда многих разочаровавшихся в экстремистской идеологии и практике «новых левых», охватив также сторонников идей «внутренней революции», «революции сознания», «революции чувств» с помощью магии, оккультизма, йоги и т.д. Контркультура впитала в себя многие идеи, цели и ценности «битников», «новых левых»25 и др. 25

    Американский исследователь Д.Хейден, говоря о причинах, приведших к появлению данного феномена, и стремясь более четко очертить его контуры, противопоставляет процесс становления контркультуры движению молодых рабочих. Контркультура возникла, пишет он, в результате разочарования значительной части молодежи в ценностях западной культуры, в «американском образе жизни», в научно-техническом прогрессе вообще, который, как оказалось, «не означает прогресса общества в целом». При этом, если движение молодых рабочих показывает, что индустриальный прогресс не всем гражданам обеспечил материальное процветание, то контркультура выявила, что даже если материальное процветание кому-то и обеспечено, то «это общество не гарантирует духовного процветания», оно не дает своим гражданам ни нравственных ориентиров, ни смысла жизни.

    Иными словами, контркультурный протест указывает на отличие традиционных проблем уровня жизни от новых проблем «качества жизни». Отсутствие идеалов, четких идейно-политических ориентиров нередко порождает духовное смятение у людей, побуждает отталкиваться от всякого рационализма, порой приводит к «бегству в иррациональное», к мистицизму, оккультизму, к проповеди погружения в собственный внутренний мир, в непосредственное чувственное переживание (возможно, даже с помощью наркотиков), чтобы освободиться «от непосильного груза размышлений», подчеркивал Г.Г.Дилигенский27.

    Необходимо особо отметить, что в начале формирования контркультуры ее социальной базой была молодежь, студенчество из элитных университетов, научная и творческая интеллигенция – так формировался «новый класс носителей культуры протеста», то есть центр протеста перемещался от рабочего класса к привилегированным слоям общества.

    Впоследствии к субкультурам хиппи и йиппи, модов и тэдов постепенно примыкают субкультуры панков и рокеров, гаммлеров и диггеров, скинхэдов и т.д., – но это молодежь уже иных социальных слоев общества – молодежь пригородов, трущоб, из малообеспеченных, неблагополучных семей, молодежь с иной системой ценностей, иными, порой диаметрально противоположными целями, но по внешней атрибутике и методам борьбы с истеблишментом также относящаяся к молодежным субкультурам, объединенным одним общим термином «контркультура».

    В русле контркультурного движения молодежь выражает свой протест и сопротивление устоявшимся нормам морали, стереотипам и ценностям старших поколений, нарушает все запреты, утверждает культ вседозволенности, вырабатывая свои экстравагантные поведенческие «коды», «коды» в стиле жизни, в языке, манере держаться, в одежде, прическах и т.д., цель которых в том, чтобы как можно резче отличаться от взрослых и как можно сильнее их эпатировать, возмущать, вызывать моральную панику... (и заставлять думать, пытаться понять!).

    В этом отношении особо отличаются, например, панки, субкультура которых возникла в 70-е годы в Великобритании из среды молодых безработных и рабочей молодежи. Носители этой субкультуры вызывали особое негодование общественности этой чопорной страны демонстративным нарушением всех возможных правил.

    Эта субкультура была тесно связана с новым тогда музыкальным течением «панк-рок». Нарочито вызывающее обличие панков, крайний радикализм панк-моды – надетое на них тряпье, мусорные мешки, булавки, туалетные цепочки и т.д. – использовались ими как элементы самопародийного и шокирующего имиджа: «Невероятные прически, волосы, окрашенные в разнообразнейшие цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка».

    Глава 2 Развитие контркультуры в России

    2.1 Контркультурные явления в истории российской культуры
    Говоря о контркультуре СССР, необходимо сказать несколько слов о культуре, которая стала доминирующей в советском пространстве. Примечательно, что доминирующая культура соц. реализма выросла из контркультуры досоветского периода. Любая контркультура может двигаться в двух направлениях: отрицать и созидать или отрицать и разрушать. Первый путь был представлен творческой интеллигенцией, модернистами рубежного периода, второй путь представлен неуправляемой революционной волной, основу которой составил пролетариат. Таким образом, в 20-е годы решилась судьба доминирующей культуры советского периода - в 1922 году отплыл «философский пароход», который увез творческую интеллигенцию, готовую созидать, а на просторах рождающегося СССР ломалась старая культура и рождалась новая, социалистическая.

    До 60-ых годов в СССР существовало несколько контркультурных направлений:

    • 1) Диссиденты, которые выезжали и боролись с доминирующей культурой из вне. Диссидентские движения начались еще в 1920-х годах и в большей или меньшей степени проявлялись во всей истории СССР.

    • 2) Чтящие память царской России. В эту группу вошли все, кто отрицая нынешнюю доминирующую культуру соц. реализма, не хотели идти по пути прогресса и поиска новых культурных направлений, а желали вернуться к старым, дореволюционным устоям - городской буржуазной культуре, православию.

    • 3) Андерграунд, куда включалась бардовская песня, «культура застолья», «бойлерное искусство».

    • 4) Высокая культура, куда вошло творчество авангардистов.

    • 5) Либеральное культурное направление, куда вошли «стиляги», «шестидесятники».

    Такой широкий спектр контркультурных течений до 60-ых годов объясняется необходимостью противостоять жесткой, тоталитарной системе, с которой каждая группа несогласных боролась через отрицание ценностей доминирующей культуры соц. реализма. Каждое из направлений было самобытным и создавалось внутри самой культуры - политика «железного занавеса» ограничивала возможность перенять опыт других стран в борьбе с доминирующей культурой.

    К 60-м годам политическая ситуация в стране меняется, пусть не кардинально, но достаточно резко. Эпоха «оттепели» стала решающей в дальнейшей судьбе контркультуры и культуры массовой. В это время в Европе и США происходят студенческие бунты, молодежь в других странах ломает ценности массовой культуры, предлагая взамен свое новое видение. Отметим, что термин «контркультура» появился в США именно в этот период. Молодое советское поколение 60-х годов, перенимая западный опыт, бросало свой вызов социалистическим ценностям. Парадокс перенимания такого опыта был в том, что на Западе - это был вызов культуре потребления, в советском опыте внешне противостояние контркультуры выглядел примерно так же, но направленно оно было на культуру соц. реализма. «Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как «буржуазное» влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг.».

    Выбранный для исследования период (1980-е годы) объясняется появлением не просто контркультуры, а контркультурного феномена. Как мы писали ранее, это явление, при котором контркультура частично или полностью сменяет доминирующую культуру, переходит из состояния контркультуры в состояние массовой. За 20 лет (с 1960-х) протест постепенно стал нормой, к нему привыкли - атрибуты протеста, например, длинные волосы у молодого человека, джинсы перестали быть протестными, элементы контркультуры начали проникать в массовую культуру, сменяя не только внешний вид явлений, но и их суть. Именно в 80-е годы вырывается наружу такое количество контркультурных явлений, что доминирующая культура уже не может игнорировать эти явления, она вынуждена, если не считаться с ними, то хотя бы признавать их наличие.

    Так в 1981 году при поддержке Союза писателей в СССР создается первый литературный клуб для андерграундных писателей. Буквально сразу этот «Клуб-81» вырос до сообщества независимых театральных критиков, литераторов, поэтов, музыкантов - всей контркультурной творческой интеллигенции. Это первый выход на официальную арену тех, кто долгое время творил «в подполье» - печатался в Самиздате и Тамизадте. Для нас Самиздат стал главным символом контркультурного феномена 80-х, как аналогичным символом стала панк-культура стала на Западе. Даже выбираясь из подполья, создатели Самиздата не перешли на официальное тиражирование: «Клуб-81» позволял печатать тиражи журналов на типографиях, но для представителей контркультуры было важно сохранить этот элемент независимости и они продолжали издавать машинопечатные журналы.

    В это время происходит небывалый всплеск контркультурных явлений во всех видах искусства. В кино фактически происходит сексуальная революция: на экране затрагиваются табуированные для советского человека темы. Выходят фильмы «Маленькая вера» В. Пичула, «Интердевочка» П. Тодоровского, которые находят глубокий отклик у аудитории - это критика, бесконечное осуждение, взрыв возмущения, но самым главным является сам факт выходы фильма на экран - так автоматически эти фильмы становятся частью медиа, а поднимаемые в них темы перестают быть табуированными.

    В музыке на смену бардовской песне приходит панк, слушать рок было не запрещено, даже легально продавались пластинки, рок - это не протест, в отличие от панка. Панк - это протест всему миропорядку, не только социалистическим реалиям, во многом панки в СССР противоречили не только ценностям доминирующей культуры, но и законам СССР (например, закону о тунеядстве). 1980-е годы - это время появления панк-культуры в СССР, новый виток ярких контркультурных выпадов.

    Рок - это прежде всего музыкальный жанр, который развивается во определенным законам. Любой поджанр рок-музыки проходит один и тот же цикл развития - от протеста и бунта к рождению новых жанров и последующей коммерциализации. Рок - это бунт, но бунт в узкой части культуры - музыке, рок - протест против устоявшихся законов жанра, но не протест, брошенный в лицо социальной системе. Рок - это, прежде всего, протест попсе, низкокачественной, коммерческой музыке, главная цель которой заработать. Именно этим объясняется такое разнообразие в поджанрах рока: рок-н-ролл, хардкор, дэт-метал, брит-поп, гранж и еще порядка 30 направлений. Все эти направления, в отличие от панка, не порождают отельную философию, они слишком разношерстны, чтобы создать что-то единое и унифицированное, созидание направлено на музыку, а не на идею. Поэтому явление распространения рока в 80-е не воспринималось, как контркультурное явление, а воспринималось, как новый подход к музыке. Но создание журналов об этой «другой» музыке, уравнивание героев рок- и панк - культуры с героями официальной культуры - это есть вызов, брошенный социальной системе.
    2.2 Контркультура в контексте российских медиа

    У любого явления в нашей жизни есть две стороны медали- плюсы и минусы, положительные и негативные стороны. Молодежь в современном обществе не исключение. Одни молодые люди встают на путь добра и благополучия, другие на путь девиации и сопротивления окружающим.

    Для удобства я обозначила два направления развития молодежи нашей страны через два полюса. Условно положительная сторона будет югом, а отрицательная сторона - севером. При этом, к южному полюсу я отношу субкультуры и студенчество, а северному контркультуры и криминальные объединения. Далее в эссе я проанализирую и рассмотрю каждое из этих двух направлений.

    Итак, рассмотрим для начала положительное направление, в которые я отнесла субкультуры и студенчество.

    Субкультура - это понятие в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

    Итак, рассмотрим несколько, самых известных и ярких молодежных субкультур по отдельности.

    Готы -- субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна. Будучи изначально молодёжной, сейчас России субкультура представлена людьми в возрасте от 14 до 30 лет и старше.

    Основными составляющими субкультуры являются готическая мода и готическая музыка. Готическая мода весьма разнообразна и включает ряд специфических направлений, однако общими чертами для большинства из них являются преобладание чёрного цвета в одежде, специфическая атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв, однако это понятие может также включать некоторые производные жанры, например, готик-металл. На развитие готики повлияли определённые произведения литературы и кинематографа, а позднее сами элементы субкультурной эстетики начали проникать в массовое искусство. Особо тесно готическая субкультура связана с вампирской тематикой.

    В России готы появились сравнительно недавно, в 80- 90 годах. Пик популярности пришелся на 2001- 2007 года. Сейчас готов в России не так много.

    Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды. Эта субкультура стала второй по популярности в России после готов. Она также распространилась на территорию РФ в 2000 году и сохраняется до сих пор, но уже не повсеместно, а локально. Выражение эмоций -- главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо -- ранимый и депрессивный человек.

    Металлисты (металхэды) - это субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы.

    Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко -- в России, Украине, Беларуси, в Северной Америке. Металлисты любят свободную жизнь, музыку «потяжелее».

    Хип - хоп культура появилась давно и до сих пор пользуется популярностью среди молодежи. Среди поклонников цениться ловкость и умение двигаться, и в последнюю очередь сила. Устраиваемые «битвы» служат показательными выступлениями, с помощью которых определяют, лучшего в танцевальным направлением. Это очень положительный тип культуры, считающееся своего рода искусством.

    Экологисты - это экологически ориентированные и, к сожалению, немногочисленные группы молодежи. Выступления и акции борцов за чистый мир чаще всего лишь демонстративны, а не эффективны.

    Пацифисты, хиппи - это скорее всего две, связанные одной идеей, субкультуры- идеей мира без войны и насилия. В России с каждым годом приверженцев данных субкультур становится все больше и больше, что связано с повышением опасности начала военных действий. Символом пацифистов и хиппи является пацифик- международный символ мира, разоружения, антивоенного движения.

    Итак, мы кратко рассмотрели наиболее распространенные субкультуры в России. Теперь выясним, что же такое контркультуры.

    Контркультура - это течение, отрицающее ценности и нормы доминирующей культуры. Чаще всего в контркультуре состоят молодые люди, желающие получить легких денег, стремящиеся освободиться от контроля, обрести свободу.

    В России к контркультурам относятся панки, националисты (нацисты. расисты, фашисты ), футбольные фанаты (фаны). «Контркультурная» молодежь очень часто становится социально опасной для остального общества. Употребление наркотиков, распитие спиртных напитков, суициды, бандитизм, воровство и агрессия - вот главные попутчики членов контркультур. Все это может привести не к разовым, а уже к постоянным проявлениям отклоняющегося негативного поведения, причем не только делинквентного, но и криминогенного. На мой взгляд, в данной сфере не только общество должно оказывать сопротивление, но и государство, властные структуры обязаны поддерживать нормально состояние социума, обеспечивать надлежащий социальный контроль.

    Заключение
    Итак, в конце 60-х годов в мире появился новый самостоятельный социоисторический феномен, контркультура – комплекс новых ценностных ориентаций, выступивших в качестве противовеса традиционной культуре, мощному истеблишменту, чье мировоззрение и ценности казались тогда незыблемыми. Родилось новое явление, вызвавшее затем невиданный разлом в общественном сознании западных стран.

    Контркультура проявляется на разных, относительно самостоятельных уровнях: в обыденном сознании, на уровне повседневной практики (в альтернативных движениях), в художественных течениях авангардизма и, наконец, на теоретико философском уровне. Будучи ведущим теоретиком – идеологом контркультуры, Т. Роззак сформулировал ее основополагающие концепции, ее социальную философию и идею «третьей альтернативы», в основе которой лежит программа «революции сознания», «революции 149 личности».

    Значение Т. Роззака в том, что он помог раскрыть культуротворческий потенциал молодежного леворадикального движения, сформулировав ее систему ценностей, идеалов и мотивов поведения. Осмысление философии контркультуры, а также новейших мировоззренческих истолкований современной социальной динамики приводит нас к пониманию того, что, по-видимому, ни одна культура в принципе не может развиваться без контркультуры. Новая культура рождается путем мутации внутри ее ядра – системы ценностей, – когда на смену старой системе ценностных ориентаций приходит другая.

    Итак, что внесла контркультура в жизнь западных обществ, что она отвергала, за что выступала? Как утверждают сами американцы, контркультура внесла много изменений в их жизнь, миропонимание. Молодежь отвергла многие устарелые представления и догмы. Произошла переоценка этики труда, смысла жизни, изменения происходят в системе образования, в искусстве, в формах отдыха, в отношениях в семье, между полами, в нравственных представлениях. Американская контркультура в значительной степени способствовала тому, что в обществе стали распространяться «постматериальные» ценности, приоритет духовных начал, качественные характеристики человеческого бытия.

    Ценности и идеалы, рожденные на гребне антиимпериалистических выступлений 60-х годов, не растворились в общественном сознании последующих десятилетий. Жизненные ориентации и особенно нравственные искания, возникшие в ходе борьбы с истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной постиндустриальной культуры. Контркультура вывела нас к предельным вопросам бытия, к глубинным вопросам смысла жизни, к новому уровню понимания человеком самого себя и окружающего мира.

    Что отвергали контркультура и Роззак? Ценности и цели потребительского общества и техногенной цивилизации в целом. Лицемерные, ханжеские, мещанские представления. Циничное, жестокое отношение к человеку, к Природе. Устарелую пуританскую мораль и религию доллара

    Что утверждали контркультура и Роззак? Любовь и бережное отношение к человеку как уникальному существу, развитие его нереализованных потенциалов: добра, справедливости. Любовь и бережное отношение к Природе, ко всему живому на Земле. Приоритет человека перед государством, приоритет малых форм в экономике, в организации социальной жизни. Контроль над развитием науки и техники. Самосовершенствование как смысл жизни.

    Список использованных источников:

    1. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973;

    2. Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,1999

    3. Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и новые левые). М., 1975

    4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

    5. Кепеци Б. Идеология "новых левых". М., 1977;

    6. Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980

    7. Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980

    8. Уоддис Дж. “Новые” теории революции (Критический анализ взглядов Ф. фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе). М., 1975.

    9. Штейгервальд. Третий путь Герберта Маркузе. М., 1971

    10. 2. Леонтьева, B.H. Контркультура и культуротворчество // Высшее образование в России. -2015

    11. 3. Roszak, Th. The making of counter-culture: Reflections on the technocratic society and its youthful opposition / Th. Roszak. New York, 2014

    12. 4. Roszak, Th. Where the Wasteland ends: Politics and transcendence in postindustrial society / Th. Roszak. New York, 2016

    13. 5. Davis, F. Why all of us max bi hippies someday? / F. Davis. Transaction (Community leadership project), 2010


    написать администратору сайта