Главная страница

Кольченко А.О. Философия — контрольная. Контрольная работа 1 по дисциплине Философия на тему "Общество как объект философского анализа"


Скачать 78.67 Kb.
НазваниеКонтрольная работа 1 по дисциплине Философия на тему "Общество как объект философского анализа"
Дата07.03.2023
Размер78.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКольченко А.О. Философия — контрольная.docx
ТипКонтрольная работа
#973992

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

И ЭКОНОМИКИ»

Институт СПбУТУиЭ

Кафедра Менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Философия»

на тему "Общество как объект философского анализа"
Выполнила студентка: 1 курс, ВэЭМИбS-М12-22-1
12.11.22 А.О. Кольченко

Руководитель:
Преподаватель: 12.11.22 И.В. Кузин
Санкт-Петербург

2022 г.

«ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»
Задание 1. Подготовьте краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1.  В чем заключаются трудности определения понятия философии?

Трудность определения понятия философии заключается в том, что ее невозможно определить в сравнении с другими областями духовной жизни человека (наукой, религией, искусством).

2.  Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

С точки зрения древних и современных мыслителей, философия принимается людьми, определяется их собственной философией и определяется размышлениями о смысле собственной жизни. Таким образом, вопрос о том, что такое философия, приводит нас к новому вопросу: кто философствует?

3.  Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

Культурный кризис технологических обществ теперь носит как системный (проявляющийся во всех культурах), так и глобальный (затрагивающий все регионы мира). В результате неизмеримо возрастает личная ответственность за все, что происходит в мире. Признание этих требований, которые сама общественная жизнь предъявляет человеку, в свою очередь, есть личное философско-личностное осмысление смысла существования, без личного участия в решении важнейших проблем человеческого существования, не требует никаких исканий.

4.  Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

Философия как вопрос о смысле существования присуща каждому человеку. Эта способность реализуется во времена кризиса общественной жизни, когда старые ответы на вечные философские вопросы не могут адекватно руководить человеком в изменившемся мире. Полнота видения проблемы, объяснение ее истоков, видение практических путей ее преодоления в условиях кризиса опирается на сознательные усилия отдельных лиц, направленные на обновление философского мышления.

5.  Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

Философия как рефлексия над универсалиями культуры является не только посредником в диалоге культурных традиций ведущих регионов современного мира, но и катализатором синтеза - до сих пор автономно развивающихся форм культуротворчества науки, морали, искусства и религии. В отличие от предшествующих эпох развития философской мысли современная философия не должна навязывать остальным формам духовной жизни общества некие вечные истины. Ее главная задача, по меткому выражению Ю. Хабермаса, быть местоблюстителем Истины, рационального мышления как таковых, а истины науки, морали и искусства - дело самих этих сфер духовной жизни.

Задание 2. Подготовьте тезисы и аргументы к дискуссии по следующим вопросам:

1. Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?

«Сравнивая Платона и Аристотеля, мы находим, что душа их первого поэта лихорадочно возносилась в царство невидимых идей, видя в философии средство очищения души и внушая ей стремление к небу. Сразу видно, что критический ум Аристотеля был занимаясь прежде всего эмпирическим (экспериментальным) изучением феноменального мира, изучая данные природой факты и идя индукцией от частного к общему, поставили целью философии познание добытых наукой истин. ) есть сущности, отделившиеся от явлений (вещей), обладающих изначальной реальностью, из области физического мира в мир явлений, приняв их за формы, посредством чего из материи образуются чувственные и реально существующие предметы. Аристотель берет природу, землю , и земные тела как объекты его изучения и систематизирует сведения о них и доказательства, чтобы сформулировать общий закон.

2. Насколько представления античной философии о мире актуальны для наших дней?

Античная философия занимает исключительное место в современном
философском дискурсе. Если в XIX веке философские идеи Платона и
Аристотеля были мощным импульсом для развития теоретических
философских дисциплин (вспомним хотя бы Тренделенбурга и Брентано с их
широким кругом учеников и последователей, значение Платона для
Марбургского неокантианства и, конечно, центральную роль, что ее играл
Аристотель для католических университетов), то во второй половине ХХ
столетия стоит говорить о влиянии античного философского наследия на
возрождение практической философии. Лео Штраус, Ханна Арендт, Йоахим
Риттер, Аласдер Макинтайр – и это только хорошо известные имена. Кроме
этого в последние десятилетия было много сделано для проявления новых
связей между античностью и философией Нового времени (например, мощное
влияние стоицизма на философские течения Модерна) 1 .
Вне всякого сомнения, античная философия была и остается значимым (хотя
и не единственным) продуктивным импульсом для философии как таковой,
следовательно, в том числе и для современной. Об этом ярко свидетельствует
творчество всех великих мыслителей не только прошлых веков, но и ХХ века, и не только неокантианцев и феноменологов, но и постмодернистов (Делез,
Дерида). Нет и не может быть философа, который не вдохновлялся идеями
античных мыслителей. Наиболее впечатляющее свидетельство влияния
античной мысли на свременность - мощный взрыв в мире философии, которым
стала в прошлом веке философия Хайдеггера, что подхватила творческий
толчок античной философии еще доплатонового и досократического мышления
о бытии. Античная философия продолжает оставаться продуктивным фактором развития современной философской мысли. Античность - это неизменное начало, «система координат», в отношении которого выделяется
местоположение каждого нового философского явления и направления
развития каждого нового философского течения.


3. В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости.

В областях, где нормальной человеческой логики и совести недостаточно, чтобы уметь делать добро. Пример: выбирать ли конкретного политика. Нужно иметь знания о его качествах, жизни. Итак, знание — это добродетель.

Задание 3. Создайте графическую схему основных исторических этапов развития мировой философии с указанием ведущих школ и выдающихся представителей этих школ.

Милетская школа




Гераклит

(520-460 гг. до н.э.)

Мелисс

Зенон

Элейский

Парменид

Ксенофан

Филопай

Пифагор

Анаксимандр

(610-540 гг. до н.э.)

Анаксимен

(625-547 гг. до н.э.)

Фалес

(625-547 гг. до н.э.)

Элейская школа

Пифагорейская школа


Анаксагор

(500-428 гг. до н.э.)

Эмпедокл

(490-430 гг. до н.э.)

Демокрит

(460-371 гг. до н.э.)

Левкипп

Атомистическая школа

Задание 4. На основе изучения конспекта лекций, оригинальных источников и учебной литературы дайте развернутый письменный ответ на один из следующих вопросов:

1. Какие причины привели классическую философию первой половины ХIХ века к кризису?

Социально-политические: обусловлены
стабилизацией западного общества к
середине XIX в. и проявлением в нем
острых социально-классовых
противоречий.
Интеллектуальные: связаны с кризисом
классического естествознания и лежащей
в его основе механистической картиной
мира.


2. В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?

Важнейшей особенностью развития философии ХХ века является плюрализм школ, направлений. Появление новых, нестандартных (неклассических) идей и концепций Причина, вероятно, в демократизации общественной жизни, увеличении личной свободы. Воля – катализатор творчества, а творчество всегда разнообразно.

3. Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю понятий»?

Г.-Г.Гадамер, представитель немецкой концептуальной исторической школы, утверждал, что философские понятия историчны, возникают в результате «лингвистических открытий», формируются в процессе употребления слов, формируются в процессе употребления слов и показывает, что оно формируется и развивается в результате. упражняться.

4. В чем видит предмет своего изучения феноменология?

Феноменология греческого происхождения. учение о явлениях) - согласно философской концепции Гуссерля, объект исследования должен сам быть актом сознания, и с помощью специального метода (интуитивного достоверного восприятия идеальной сущности) познаваемого. Задача феноменологии состоит в выяснении природы предметов, явлений.

 


 «ПОЗНАНИЕ И ЕГО МЕТОДЫ»
Задание 1. Подготовьте краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1.  Каковы основные принципы и категории диалектической концепции развития?

Основными принципами диалектики являются принцип развития и принцип всеобщей связи Диалектика видит мир в движении, в постоянном изменении и развитии. Развитие есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему, качественное изменение, конвульсивный процесс с основным качественным катаклизмом, революция.

2.   Какие психические процессы не входят в сферу сознания?

Бессознательное — это психический процесс, не входящий в сферу человеческого сознания. Бессознательное в первую очередь изучается психологией и психоанализом, который разработал Зигмунд Фрейд

3.  Каковы факторы становления человеческого сознания?

Основными факторами возникновения и развития сознания являются: мозг увеличился. Развитый мозг является предпосылкой возникновения сознания. прямохождение (свободные руки и активность), наличие речи и языка; Но, на мой взгляд, главным фактором возникновения и развития сознания является человеческое общество (общение между людьми, трудовая деятельность)

4.  Каковы критерии научности?

Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсальность, воспроизводимость, достоверность, познавательный опыт - характеризуют классическую научную модель. Это своего рода идеализированная модель, которая мало соответствует построению теории в реальной истории науки.

Задание 2. Подготовьте тезисы и аргументы к дискуссии по следующим вопросам:

1.  Как сочетаются в деятельности профессионала сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное?

Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им действительность сливается с опытом субъекта, отношениями с миром. Поэтому невозможно произвольно контролировать действия, совершаемые субъектом, и оценивать их последствия в бессознательном.

2.  Можно ли свести познание к зеркальному отражению объективного мира в сознании человека?

Говоря о познании как об отражении, диалектический материализм имеет в виду, что познание, будучи воспроизведением действительности в сознании человека, не может быть ничем иным, кроме отражения объективного мира. В сознании человека находятся не сами вещи, их свойства и отношения, а мысленные, идеальные образы или отображения, более или менее точно передающие черты познаваемых объектов и в этом смысле сходные с ними.

Материалистическая теория отражения отличает сознание от материи, познание от познаваемого предмета; но в то же время она отвергает абсолютное противопоставление сознания материи, поскольку в человеческом сознании отражается объективная реальность, а само оно есть свойство материи.

Признание того, что человеческая психика является свойством высокоорганизованной материи — мозга, влечет за собой вывод, что нет и не может быть никакой принципиальной, непереходимой границы между мышлением и материальным миром.

Конечно, предметом познания могут быть не только материальные объекты, но и духовные, психические явления. Однако это обстоятельство ни в какой мере не меняет природы познания, поскольку такие явления сами представляют собой отражение объективной реальности, находящейся вне сознания.

3.  Как вы понимаете креативность мышления в своей будущей профессиональной деятельности?

Креативное мышление и способность к творчеству – это один из навыков, которым должен обладать человек, если он хочет двигаться по вертикали карьеры. Эти навыки нужны в таких профессиональных сферах, как управление, администрирование, продажи, маркетинг, производство, финансы и многих других. Креатив и способность к творчеству – это не только способность создавать новые материальные формы, но и это основа для развития таких личных качеств, как:

  • способность быстро сориентироваться в незнакомой ситуации;

  • смекалка;

  • способность быстро разобраться в теме впервые;

  • гибкость;

  • умение принимать решения в условиях недостатка данных;

  • умение ориентироваться в незнакомой ситуации;

  • адекватная реакция на меняющиеся условия;

  • адаптивность.

Задание 3. На основе изучения конспекта лекций, оригинальных источников и учебной литературы дайте развернутый письменный ответ на один из следующих вопросов:

1. В чем философский смысл проблемы бытия?

Смысл жизни, смысл существования - философские и духовные вопросы, связанные с определением конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида и человека как личности.

2. В чем суть проблемы сознания в философии?

Проблема сознания — одна из самых сложных философских проблем Это потому, что сознание не имеет свойств физических объектов и не воспринимается органами чувств Но у человека есть мысли, чувства, воспоминания, воля и воображение.

3.Что мы знаем о незнании?

Где знание – это информация об окружающем мире и самом человеке, незнание – это ее отсутствие. Конечно, более развита категория «знание», но знание рассматривается как результат конкретной информации в познавательных процессах, результаты которых накапливаются в человеческой культуре и служат основой для руководства действиями людей.Знания представлены символами. , образы, суждения, концепции и теории Незнание регистрируется и существует в виде задач, вопросов, проблем, парадоксов, противоречий и т.п. Чувственная и эмоциональная сторона невежества отражена в таких словах, как невежество, тайна, загадка, тайна, очарование, мечта и удивление.

4. В чем, на ваш взгляд, сущность творчества и основные формы его проявления?

Творчество – это любая деятельность, которая ведет к открытию или созданию чего-то нового.

  • В случае когнитивного открытия новое знание

  • В случае изобретений к новым продуктам

  • К новой красоте и эстетике в художественной деятельности

  • К успеху в новых видах спорта

Задание 4. Нарисуйте структуру сознания с пояснением, какие структурные компоненты обеспечивают те или иные функции сознания.


Основные функции сознания.
Функции сознания:


Создание временной картины мира

Оценочная

(формирование эмоций)

Отражательная (познавательная процессы и память)


Креативная

(воображение, творчество)

Рефлексивная

(самосознание)


Преобразующая

(определение целей и их достижение)


Задание 5. Заполните следующую таблицу:

Милетская школа VII-VI вв. до н.э.

Архэ – это моносубстанция:

Фалес – вода (земной диск плавает в воде)

Анаксимандр – апейрон (бесконечное, беспредельное начало). У находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры.

Анаксимен – воздух (Земля – плоский цилиндр, который висит в воздухе)
Ионийская школа (VI-Vвв. до н.э.)

Гераклит Эфесский: В основе мира – движение

Огонь – иллюстрация движения

Миром правит Логос – мировой разум

В текстах первым употребил слово «Космос» - порядок, вечно живой огонь.

«Все течет, все изменяется»

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды»

В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество – «Жизнь одних есть смерть других» - основа диалектики
Пифагорейская школа (VI-V вв. до. н.э.)

Пифагор: «Все есть число»

Система математических доказательств

Единое – всеобщий закон, выражаемый при помощи числа

Пироцентрическая модель Вселенной, в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии). Земля имеет форму шара!

Геоцентрическая система мира - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.
Атомистическая школа (VI-Vвв.до н.э.)

Левкипп и Демокрит

Единое и Многое существуют в один момент времени!

Единое – структура этого мира: Все состоит из атомов, которые движутся в пустоте.

Способ соединения атомов – единый (механическое соединение)

Многое – бесконечное количество атомов. Бесконечную делимость материи невозможна. Бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и бесконечно количество их форм.
Элейская школа (VI-Vвв. до н.э.)

Парменид и Зенон

Проблема бытия и движения

В основе всего 2 начала – огонь и земля

Нельзя помыслить множественность!

Движение невозможно!

Способы доказательства истины – диалектика (как метод выявления противоречий в суждениях противника).

Апории Зенона (дихотомия, Ахиллес и черепаха, летящая стрела и стадион)


написать администратору сайта