русский язык. Контрольная работа 5. Спрягаемые формы глагола. Текст для анализа
Скачать 28.89 Kb.
|
Контрольная работа №5. Спрягаемые формы глагола. ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. Дом назывался «Домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела — мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это! А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом «Домом Грибоедова», а все говорили просто — «Грибоедов»: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова». — «Ну и как?» — «В Ялту на месяц добился». — «Молодец!» Или: «Пойди к Берлиозу, он сегодня от четырех до пяти принимает в Грибоедове…» и так далее. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТА, коими (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей на второй этаж. На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись «Рыбно-дачная секция», и тут же был изображен карась, попавшийся на уду. На дверях комнаты № 2 было написано что-то не совсем понятное: «Однодневная творческая путевка. Обращаться к М.В. Подложной». Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись: «Перелыгино» Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых теткиных дверях: «Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной», «Касса», «Личные расчеты скетчистов»… Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на двери, в которую ежесекундно ломился народ: «Квартирный вопрос». За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображена была скала, а по гребню ее ехал всадник в бурке и с винтовкой за плечами. Пониже ― пальмы и балкон, на балконе ― сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами и держащий в руке самопишущее перо. Подпись: «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новела) до одного года (роман, трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)». У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъемам и спускам грибоедовского дома, — «Правление МАССОЛИТа», «Кассы № 2, 3, 4, 5», «Редакционная коллегия», «Председатель МАССОЛИТа», «Бильярдная», различные подсобные учреждения и, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тетка наслаждалась комедией гениального племянника. Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам — членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, — известным всей Москве билетом. Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся с улицы человек, а еще и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене. Поэтому нет ничего удивительного в таком хотя бы разговоре, который однажды слышал автор этих правдивейших строк у чугунной решетки Грибоедова: — Ты где сегодня ужинаешь, Амвросий? — Что за вопрос, конечно, здесь, дорогой Фока! Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будет порционные судачки а натюрель. Виртуозная штучка! — Умеешь ты жить, Амвросий! — со вздохом отвечал тощий, запущенный, с карбункулом на шее Фока румяногубому гиганту, золотистоволосому, пышнощекому Амвросию-поэту. — Никакого уменья особенного у меня нету, — возражал Амвросий, — а обыкновенное желание жить по-человечески. Ты хочешь сказать, Фока, что судачки можно встретить и в «Колизее». Но в «Колизее» порция судачков стоит тринадцать рублей пятнадцать копеек, а у нас — пять пятьдесят! Кроме того, в «Колизее» судачки третьедневочные, и, кроме того, еще у тебя нет гарантии, что ты не получишь в «Колизее» виноградной кистью по морде от первого попавшего молодого человека, ворвавшегося с Театрального проезда. Нет, я категорически против «Колизея», — гремел на весь бульвар гастроном Амвросий. — Не уговаривай меня, Фока! — Я не уговариваю тебя, Амвросий, — пищал Фока. ― Дома можно поужинать. — Слуга покорный, — трубил Амвросий, — представляю себе твою жену, пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель! Ги-ги-ги!.. Оревуар, Фока! — и, напевая, Амвросий устремлялся к веранде под тентом. М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита», глава 5. Задания контрольной работы: Определить класс первых десяти глаголов текста Определить вид десяти глаголов (с обоснованием), подобрать видовую пару (коррелят по виду). Определить переходность-непереходность десяти глаголов (с обоснованием). Определить спряжение десяти глаголов (с обоснованием). Сделать полный морфологический анализ не менее трёх глаголов (один из глаголов должен быть в форме инфинитива). Задание 1. Определить класс первых десяти глаголов текста.
Задание 2. Определить вид десяти глаголов (с обоснованием), подобрать видовую пару (коррелят по виду). 1. Помещался (что делал?) на бульварном кольце - помещаться НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: помещаться (НСВ) – поместиться (СВ); 2. Возвышался (что делал?) сугроб – возвышаться НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: возвышаться (НСВ) – возвыситься (СВ); 3. На месяц добился (что сделал?) – добиться СВ, обозначает действие, ограниченное пределом (что сделать?), видовая пара: добиться (СВ) – добиваться (НСВ); 4. Знакомился (что делал?) невольно с извещениями – знакомиться НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: знакомиться (НСВ) – познакомиться (СВ); 5. Читал (что делал?) отрывки – читать НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: читать (НСВ) – прочитать (СВ); 6. Не мог проникнуть (что сделать?) первый попавшийся – проникнуть СВ, обозначает действие, ограниченное пределом (что сделать?), видовая пара: проникнуть (СВ) – проникать (НСВ); 7. Обращал (что делал?) к небу – обращать НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: обращать (НСВ) – обратить (СВ); 8. Не наградило (что сделало?) его при рождении – наградить СВ, обозначает действие, ограниченное пределом (что сделать?), видовая пара: наградить (СВ) – награждать (НСВ); 9. Не называл (что делал?) дом – называть НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: называть (НСВ) – назвать (СВ); 10. Владел (что делал?) этим домом – владеть НСВ, обозначает действие, не ограниченное пределом (что делать?), видовая пара: владеть (НСВ) – овладеть (СВ). Задание 3. Определить переходность-непереходность десяти глаголов (с обоснованием). 1. Владела тётка писателя – владеть – непереходный, не обозначает действия, направленного на объект, не способен управлять формой прямого винительного падежа, глагол невозвратный; 2. Возвышался сугроб с лопатой – возвышаться - непереходный, не обозначает действия, направленного на объект, не способен управлять формой прямого винительного падежа, глагол возвратный; 3. Писатель читал отрывки – читать – переходный, обозначает действие, направленное на объект, способен управлять формой прямого винительного падежа: читать (что?) отрывки; 4. Никто не называл дом – называть - переходный, обозначает действие, направленное на объект, способен управлять формой прямого винительного падежа: называть (что?) дом; 5. Разместился в Грибоедове – разместиться - непереходный, не обозначает действия, направленного на объект, не способен управлять формой прямого винительного падежа, глагол возвратный; 6. Знакомился невольно с извещениями – знакомиться - непереходный, не обозначает действия, направленного на объект, не способен управлять формой прямого винительного падежа, глагол возвратный; 7. Можно было видеть надпись – видеть - переходный, обозначает действие, направленное на объект, способен управлять формой прямого винительного падежа: видеть (что?) надпись; 8. Ежесекундно ломился народ – ломиться - непереходный, не обозначает действия, направленного на объект, не способен управлять формой прямого винительного падежа, глагол возвратный; 9. Обращал к небу горькие укоризны – обращать - переходный, обозначает действие, направленное на объект, способен управлять формой прямого винительного падежа: обращать (что?) укоризны; 10. Он считался лучшим – считаться - непереходный, не обозначает действия, направленного на объект, не способен управлять формой прямого винительного падежа, глагол возвратный. Задание 4. Определить спряжение десяти глаголов (с обоснованием). 1. Наградило его при рождении – спрягаем глагол: награжу, наградишь, наградит – личное окончание ударное, второе спряжение; 2. Устремлялся к веранде - спрягаем глагол: устремляюсь, устремляешься, устремляется – личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, устремляться – инфинитив на –ять, не относится к исключениям, первое спряжение; 3. Со вздохом отвечал - спрягаем глагол: отвечаю, отвечаешь, отвечает - личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, отвечать – инфинитив на –ать, не относится к исключениям, первое спряжение; 4. Слышал автор этих строк - спрягаем глагол: слышу, слышишь, слышит – личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, слышать – инфинитив на –ать, но данный глагол относится к исключениям, поэтому второе спряжение; 5. Размещался он в двух больших залах - спрягаем глагол: размещаюсь, размещаешься, размещается - личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, размещаться - инфинитив на –ать, не относится к исключениям, первое спряжение; 6. Ломился народ - спрягаем глагол: ломлюсь, ломишься, ломится - личное окончание ударное, второе спряжение; 7. В Ялту на месяц добился - спрягаем глагол: добьюсь, добьешься, добьется - личное окончание ударное, второе спряжение; 8. Открывался роскошный плакат - спрягаем глагол: открываюсь, открываешься, открывается - личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, открываться - инфинитив на –ать, не относится к исключениям, первое спряжение; 9. Он видел в верхнем этаже - спрягаем глагол: вижу, видишь, видит - личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, видеть – инфинитив на –еть, но данный глагол относится к исключениям, поэтому второе спряжение; 10. Эту провизию отпускали - спрягаем глагол: отпускаю, отпускаешь, отпускает - личное окончание безударное, спряжение определяем по форме инфинитива, отпускать - инфинитив на –ать, не относится к исключениям, первое спряжение. Задание 5. Сделать полный морфологический анализ не менее трёх глаголов Дом кремового цвета помещался на бульварном кольце 1. Часть речи – глагол, так как обозначает действие предмета. 2. Начальная форма/ инфинитив – помещаться. 3.Постоянный признаки – первое спряжение, непереходный, возвратный, несовершенный вид. 4. Непостоянные признаки – изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, мужской род, 5. Синтаксическая роль – простое глагольное сказуемое. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучшее и уютнее не придумать. 1. Часть речи – глагол, так как обозначает действие предмета. 2. Начальная форма/ инфинитив – придумать. 3. Постоянный признаки – первое спряжение, переходый, невозвратный, совершенный вид. 4. Непостоянные признаки – не имеет, так как не изменяется. 5. Синтаксическая роль – обстоятельство. Кто скажет что-нибудь в защиту власти? 1. Часть речи – глагол, так как обозначает действие предмета. 2. Начальная форма/ инфинитив – сказать. 3. Постоянный признаки – первое спряжение, переходный, невозвратный, совершенный вид. 4. Непостоянные признаки – изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 3-е лицо. 5. Синтаксическая роль - простое глагольное сказуемое. |