Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Особенности развития русской культуры во время татаро-монгольского ига

  • Последствия татаро-монгольского нашествия в культурной сфере

  • 3. Монашество и русская культура

  • Архитектура средневековой Руси

  • Список используемой литературы

  • Контрольная работа Культура допетровской Руси Распространение христианства на Руси, его влияние на русскую культуру


    Скачать 109.54 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа Культура допетровской Руси Распространение христианства на Руси, его влияние на русскую культуру
    Дата14.01.2021
    Размер109.54 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла508037.rtf
    ТипКонтрольная работа
    #168078




    Контрольная работа

    Культура допетровской Руси

    1. Распространение христианства на Руси, его влияние на русскую культуру
    Русское государство возникло в 882 году и огромную роль в становлении русской государственности сыграл иноземный элемент (варяжский и нормандский). Длительное время в отечественной историографии дискутировался вопрос, который больше известен как нормандская проблема, однако истоки этой проблемы лежат не в IX веке, а в XVIII, когда Петр I пригласил в создаваемую им академию наук трех выдающихся немецких ученых: Байера, Миллера, Шлейцера, которые, изучив немногочисленные письменные документы, взяли за основу возникновения русского государства версию о призвании варяжских князей, представленных в «Повести временных лет». Одновременно с возникновением нормандской версии появилась оппозиция – антинорманизм. Первым антинорманистом стал М.В. Ломоносов, который усмотрел в позиции немцев идеологический реванш за поражение под Полтавой. Таким образом, с самых первых дней нормандская проблема не была проблемой чистой науки, а проблемой политической, культурологической, национальной. В XVIII веке этот вопрос не поднимался, так как при Екатерине II (немке по национальности) было неудобно дискутировать о приглашении иностранцев на русский престол. Без особых возражений нормандскую версию принимали историки XIX века и советские историки вплоть до 30-х годов. Когда в Германии к власти пришли фашисты, которые взяли нормандскую версию как основание для доказательства неспособности русских к самостоятельному политическому развитию антинорманизм становится генеральной линией отечественной историографии. Сегодня факт участия норманнов в образовании русского государства не подвергается сомнению. Сегодня нормандская проблема – это вопрос о степени участия и механизме передачи власти норманнам. Во второй половине XI века на Руси сформировалось два центра государственности: северный, во главе с Новгородом (вероятно, здесь и произошла передача власти норманнам) и южный, во главе с Киевом. И только объединение двух центров означало бы образование государства. Это и произошло в 882 году в результате объединительного похода конунга (варяжский князь русской области) Олега на Киев. Очень легкое утверждение власти на юге свидетельствовало о том, что в самом восточнославянском обществе созрели предпосылки образования государства. Если в политико-государственной области огромную роль играла Скандинавия, то в области религии, культуры – Византия. Христианизация Руси проходила в несколько этапов:

    1.VI–XI века – стихийное, неорганизованное знакомство с христианской доктриной в результате постоянных контактов восточных славян с готами, греками, латинянами.

    2.IX–X – время, которое характеризуется обилием религиозно-идейных течений на Руси, связанных с появлением здесь разнообразных проповедников и миссионеров, деятельность которых завершилась превращением Христианства в государственную религию и добровольным его принятием государственно-политической элиты.

    3.XI–XVII – организационное оформление автокефальной русской православной церкви во главе с патриархом, насильственным обращением большинства населения в веру и проповеднической деятельности среди других народов.
    2. Особенности развития русской культуры во время татаро-монгольского ига
    XII–XIII века – время нашествия татар на Русь. В это время русская культура приостанавливается в своем развитии, но нельзя согласиться с мнением, что Русь этого периода представляла собой часть Золотой Орды, так как:

    1. Татаро-монголы не предвнесли своих государственно-политических институтов на Русь.

    2. Русь не сменила веры.

    Однако татаро-монгольская культура оказала на Русь существенное влияние. Усиление восточных (азиатских) элементов, формирование в России деспотического варианта государственности (подданства).

    Последствия татаро-монгольского нашествия в культурной сфере

    1. Ордынское иго оказало воздействие на культуру русского народа, привела к смешению части монголов и русского населения, стимулировало языковое заимствование (тамга). Но это влияние не стало определяющим.

    2. Заимствование восточных обычаев, стремление русских князей подражать обычаям ханского двора, что в значительной степени было связано с женитьбой русских князей на татарских «царевнах».

    3. Ограничение прав женщин девушек оберегали от общения с мужчинами, запирали их в высокие терема, замужние женщины должны были носить соответствующие одежду.


    3. Монашество и русская культура

    христианство монашество культура архитектура

    Монашество – (от греч. Monachos – отшельник) – социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязательство: «уход из мира», как правило отказ от имущества, воздержание (обязательно безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей, прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.

    Но что же послужило непосредственной причиной возникновения монашества? Прежде всего, печальное состояние общества и церкви. Официальная церковь уже не казалась верующим якорем спасения: с одной стороны, безразветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верующий христианин в рамках официозной церкви неизбежно испытывал чувство болезненной раздвоенности между землей и небом, чувство трагической неудовлетворенности своим бытием. Многих христиан, особенно остро ощущавших греховность и безумие общества, которое называло себя христианским, захватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию, души их вновь запросили «хлеба жизни», а не суетных мирских благ. Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития. Христианские церкви все больше стали заполняться варварами, принесшими с собой полуязыческие обряды, которые были невыносимы для особо благочестивых христиан. Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские дела и, подражая Господу, отправиться в путь с легким сердцем, не связанным никакими узами. Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние, чему можно найти множество примеров в агиографической литературе (житиях святых).


    1. Архитектура средневековой Руси


    Культурное влияние средневековой Киевской Руси прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

    Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.

    Архитектурный стиль государства Киевской Руси быстро утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви. Главные соборы имеют множество маленьких куполов, что привело некоторых историков искусства к предположению, что это – признак того, на что должны были быть похожи языческие славянские храмы.

    Софийский собор в Новгороде (1045–1050), с другой стороны, выражал новый стиль, который проявил сильное влияние на русскую церковную архитектуру. Его строгие толстые стены, маленькие узкие окна, и защищенные шлемом купола имеют много общего с романской архитектурой Западной Европы.

    Дальнейший отход от Византийских моделей очевиден в последующих соборах Новгорода: Николо-Дворищенский собор (1113 год), Рождественский собор Антониева монастыря (1117–19 годы), и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 год).

    Светская архитектура Киевской Руси едва ли сохранилась. До двадцатого столетия, только Золотые Ворота Владимира, несмотря на большие восстановительные работы восемнадцатого столетия, могли быть расценены как подлинный памятник предмонгольского периода. В 1940-ых, археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (1158–1165).

    Список используемой литературы


    1. Большая советская энциклопедия

    2. Гордиенко Н.С Крещение Руси факты против легенд и мифов. – Л., 1986

    3. Добрынина В.И и др. История культуры России. – М. 1993


    написать администратору сайта