Главная страница
Навигация по странице:

  • РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

  • Вариант 1 Выполнил

  • Вариант 1. Какова структура мировоззрения Сравните исторические типы мировоззрения: мифологию, религию и философию. Какова роль философии в становлении мировоззрения

  • Мировоззрение

  • - Религиозное мировоззрение

  • философское мировоззрение

  • - Мировоззренческая функция

  • Картина мира

  • - Методологическая функция

  • - Аксиологическая функция

  • - Гуманистическая функция

  • Назовите виды и способы научного познания (наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, индукция, дедукция) и приведите примеры.

  • В чем суть учения об общественно-экономических формациях. К. Маркса Что такое материалистическое понимание истории. Как происходит развитие истории по Марксу

  • Что такое научные революции, и какова их функция в развитии науки Дайте ответ с позиции Т. Куна

  • Философия. Контрольная работа по дисциплине философия вариант 1 Выполнил Бизин М. Е. (Ф. и о. студента ) Уголовноправовая


    Скачать 93.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине философия вариант 1 Выполнил Бизин М. Е. (Ф. и о. студента ) Уголовноправовая
    АнкорФилософия
    Дата09.04.2021
    Размер93.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia.doc
    ТипКонтрольная работа
    #192942

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



    Кафедра __________________________________________________________________

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА




    по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

    Вариант 1

    Выполнил Бизин М. Е.

    (Ф.и.о. студента)

    Уголовно-правовая

    (специальность)

    18313

    (№ группы)

    Проверил

    Ивонин Ю.Л.

    (звание, должность преподавателя)

    _________________________________

    __________________________________



    Новосибирск 2019г.


    Вариант 1.

    1. Какова структура мировоззрения? Сравните исторические типы мировоззрения: мифологию, религию и философию. Какова роль философии в становлении мировоззрения?

    Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

    Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно представляет собой обобщенную модель человеческого мира, в которой отражены результаты духовно - практического освоения мира. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление, как концепция жизни и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.

    Отношение человека к миру многообразно и зависит от многих исторических и социальных факторов. Это обусловливает многоаспектность и сложенную структуру мировоззрения. Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются:

    - мироощущение, проявляющееся в настроениях, чувствах и действиях человека, характеризуется непосредственностью;

    - мировосприятие, определяемое воспитанием, образованием и социальным статусом личности;

    - миропредставление, может иметь различные уровни и определяться характером и видом деятельности субъекта. У ученого физика оно может быть иным, чем у философа, у экономиста оно может не совпадать с миропониманием крестьянина и т.д.;

    - миропонимание, может быть научным или антинаучным, религиозным, прогрессивным или реакционным, материалистическим или идеалистическим. В различные исторические эпохи оно отражает состояние общественного сознания и уровень развития науки и образования;

    - мироотношение, определяется существующим социальным строем, потребностями общества, а в нашу эпоху - состоянием международных отношений и сознанием мирового сообщества.

    В связи с эволюцией социокультурной жизни человечества мировоззрение, им вырабатываемое, уместно подразделить на исторические типы. К ним относятся: мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения. Они отражают различную глубину проникновения людьми в сущность природных и социальных явлений, а также - в тайну самого человека.

    Мифология - самая ранняя форма восприятия человеком природного мира и своего социального окружения. В основе мифологического мировоззрения лежит миф. Мифология сложилась в первобытном обществе, но в период его разложения породила из себя такие типы мировоззрения, как религия, философия, искусство, наука. Однако мифология не исчезает, а модифицируется в современном обществе в новые мифы, в частности, политические, экономические и т.п.

    Субъектом мифологического мировоззрения выступает род, племя или народ, т.е. оно есть продукт коллективного творчества людей. Миф чаще всего понимается как способ освоения, моделирования мира и человека путем фантазии и воображения с привлечением символических, художественно-образных средств. Характерными признаками мифа являются: синкретизм (нерасчлененное единство чувствования и мышления, словесного описания и магического действия, субъективного и объективного, фантазии и реальности); олицетворение или персонификация природных явлений (перенесение на природу человеческих свойств); натурализация человека (восприятие его как существа, генетически связанного с природой).

    - Религиозное мировоззрение является вторым историческим типом. Его специфика задается комплексом верований и культовых действий, которые сложились в древнем мире наряду с мифом. Религия является совокупностью верований и символических действий, обращенных к сверхъестественному существу (Богу или богам) с целью оптимизации земного человеческого бытия для последующего перехода в потусторонний мир.

    Основным признаком религиозного мировоззрения считается идея удвоения мира на земной, посюсторонний, временный, несовершенный, с одной стороны, и небесный, вечный, трансцендентный, идеальный - с другой. При этом именно потусторонний мир выступает причиной и конечной целью жизни религиозного человека. Способом освоения этого мира и ориентации в мире земном является вера. Феномен веры в религиозном мировоззрении связывается с чувственно-сверхчувственным процессом приобщения к трансцендентному. Этот процесс приобщения не мыслим без опоры на нравственные ценности, которые определяют характер веры и ее социальную направленность.

    Следует отметить, что нельзя ограничиваться односторонней и упрощенной оценкой религии как комплекса невежественных представлений о мире и человеке. Религия - сложное социальное духовное явление, в ней аккумулирован огромный жизненный опыт человечества, богатство духовной культуры, непреходящие общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы. При этом не следует забывать, что религия - это и форма идеологии, в которой нередко встречаются и фанатизм, и враждебное отношение к иноверцам. В отдельные периоды истории религия монополизировала духовную жизнь общества, становилась жестким регулятором мышления и поведения людей.

    Высшим историческим типом мировоззрения является - философское мировоззрение. Отличительной чертой философии является не столько предмет размышлений, сколько способ осмысления мира посредством теоретического его постижения, когда главными приемами становятся рациональное обоснование, доказательство, аргументация, что стало исходным пунктом и формой развития философского знания. Теоретическое знание связано с постижением сущности, оно выражено не в образах и символах, а в логических понятиях. Именно в этом обнаруживается общность философии и науки.

    В отличие от мифологии, религии и философии, специальные науки не ставят своей целью производство мировоззренческого знания. Но, исследуя конкретные области действительности, наука вырабатывает определенные мировоззренческие знания в качестве побочного продукта. Иными словами, наука не решает напрямую мировоззренческих вопросов, хотя и способствует их актуализации. Из названных выше структурных блоков мировоззрения наука обеспечивает лишь информационно-теоретическую сторону (знание), оставляя вне поля зрения аксиологическую, чувственно-аффективную составляющие.

    В современной философской литературе выделяется большое количество разнообразных функций философии, которые, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, гуманистическая.

    - Мировоззренческая функция направлена на формирование и развитие мировоззрения личности, которое соответствовало бы данному уровню ценностей, практики, науки, общества в целом. Следует подчеркнуть, что мировоззрение может складываться и стихийно, однако, изучение философии помогает человеку ставить и решать мировоззренческие проблемы на теоретическом уровне, сознательно формировать убеждения.

    Итогом мировоззренческих исканий является картина мира.

    Картина мира- одна из форм мировоззренческого воспроизведения объективной реальности в общественном сознании, которая является образом освоенной на практике действительности.

    Собственно говоря, специфические картины мира существуют во всех исторически изменчивых типах мировоззрения. Можно говорить о мифологической, религиозной, научной картинах мира.

    Так, мифологическая картина мира представляет собой целостное и нерасчлененное единство тематических и сюжетных линий, основных смыслообразов, соответствующих уровню миропонимания человека, ее создающую. Религиозная картина мира по преимуществу дуалистична. В ней акцентируется момент удвоения мира и указания на превосходящие человека силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы таинственны, могучи, чудодейственны, обладают принципиально иными качествами, чем те, которые знакомы человеку по обыденной жизни. Мир божественного детерминирует людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.

    - Методологическая функция характеризует отношение философии к конкретным наукам и другим формам сознания и практики. Обобщая достижения научных и вненаучных форм познания, философия вырабатывает систему наиболее общих правил, приемов, принципов познавательной и практической деятельности людей. Эти приемы и принципы носят универсальный характер. Тем самым философия выступает всеобщей методологией по отношению к конкретному, прежде всего, научному познанию. Она выдвигает исходные принципы познания, устанавливает логическую связь между конкретными методами и формами познания.

    - Аксиологическая функция философии обеспечивает обоснование определенной системы ценностей: экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, тем самым, предоставляя человеку устойчивую систему смысловых координат для его деятельности.

    - Гуманистическая функция «напоминает» человеку о его Человеческом предназначении. С момента своего возникновения философия всегда несла в себе гуманистическое начало, проявляющееся в познании человека в единстве всех его сторон, в поиске его сущности и смысла жизни, в раскрытии тайны рождения и смерти, в исследовании принципов взаимодействия человека с природой, индивида с обществом, в выработке общественного идеала, в котором были бы созданы оптимальные условия для развития каждого человеческого индивида.

    1. Назовите виды и способы научного познания (наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, индукция, дедукция) и приведите примеры.

    Научное познание - это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

    Уровни научного познания:


    Эмпирический - это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.

    Теоретический - это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.).

    Каждый уровень научного познания имеет свои методы изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

    Эмпирические методы научного познания:


    Наблюдение - восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения).

    Эксперимент - изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях).

    Сравнение - выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)

    Измерение - определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

    Теоретические методы научного познания:


    Анализ - процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).

    Синтез - процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»).

    Индукция - переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного - к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

    Дедукция - выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному ( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

    Абстрагирование - отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.).

    Моделирование -  создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).

    Аналогия - изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель).

    Идеализация - мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

    Классификация  -  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

    Формализация  - знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ).

    1. В чем суть учения об общественно-экономических формациях. К. Маркса? Что такое материалистическое понимание истории. Как происходит развитие истории по Марксу?

    Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

    Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

    Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия - производственные отношения.

    Социально-политические формации:

    - первобытно-общинный строй;

    - рабовладельческий;

    - феодальный;

    - капиталистический;

    - социалистический;

    Человек не может производить в одиночку (в историческом плане). Производственные отношения: производственно-экономические(кому принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм, автоматизация, кибернетизация, роботизация).

    Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее структура).

    Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В обществе есть своя специфика законов исторического развития. Первое: в чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового общества. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом (количественное изменение), тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения количества людей, занятых в сфере производства). Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание частной собственности.

    1. Что такое научные революции, и какова их функция в развитии науки? Дайте ответ с позиции Т. Куна

    Понятие научной революции является центральным понятием концепции Куна.

    Нормальная наука в основном занята решением определённых задач. Увеличивается количество установленных фактов, повышается точность измерений, открываются новые законы, растет дедуктивная связность парадигмы - происходит накопление знания. Но часто оказывается, что некоторые задачи, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению, скажем, предсказания теории постоянно расходятся с экспериментальными данными. Сначала на это не обращают внимания. Но однажды может быть осознанно, что средствами существующей парадигмы проблема не может быть решена. Дело в принципиальной неспособности парадигмы решить проблему. Такую проблему Кун называет аномалией. Пока аномалий немного, ученые не слишком о них беспокоятся.

    Пример - развитие системы Птолемея. 2 столетие до н. э. 2 столетие н. э. Ее основная идея: Солнце, планеты и звезды вращаются по круговым орбитам вокруг Земли. В течение длительного времени эта система давала возможность рассчитывать положения планет на небосводе. Однако чем более точными становились астрономические наблюдения, тем более заметными оказывались расхождения между вычисленными и наблюдаемыми положениями планет. Для устранения этих расхождений в парадигму было введено предположение о том, что планеты вращаются по вспомогательным кругам - эпициклам, центры которых уже вращаются непосредственно вокруг Земли. Именно поэтому при наблюдении с Земли может казаться, что иногда планета движется в обратном направлении по отношению к обычному. В итоге вся система стала ужасно сложной, а количество аномалий продолжало расти.

    По мере накопления аномалий доверие к парадигме падает. Ее неспособность справиться с возникающими проблемами свидетельствует о том, что она уже не может служить инструментом успешного решения головоломок. Наступает состояние, которое Кун именует кризисом. Ученые оказываются перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. Уходит то, что объединяло ученых, - парадигма.

    Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых. Она приобретает статус новой парадигмы. Научное сообщество восстанавливает свое единство. Смену парадигмы Кун и называет научной революцией.

    Парадигма задает методы решения проблем, устанавливая, какие из них научны, а какие недопустимы. Она вырабатывает стандарты решений, нормы точности, допустимую аргументацию и т.п. Парадигма детерминирует содержание научных терминов и утверждений. Кун: парадигма создает мир, в котором живет и работает ученый. Поэтому переход от одной парадигмы к другой означает для ученого переход из одного мира в другой, полностью отличный от первого - со специфическими проблемами, методами, фактами, с иным мировоззрением и даже с иными чувственными восприятиями.

    Нельзя сравнить парадигмы и выбрать из них лучшую. Ибо нет никакой общей основы, которую могли бы принять сторонники конкурирующих парадигм. В разных парадигмах факты будут разными и нейтральный язык наблюдения невозможен. Новая парадигма обычно хуже соответствует фактам, чем ее предшественница: за длинный период своего существования господствующая парадигма сумела достаточно хорошо «приспособиться» к громадному количеству фактов. Нельзя сравнивать конкурирующие парадигмы по числу решаемых ими проблем, т.к. старая и новая парадигмы решают вовсе не одни и те же проблемы. Ученые, принявшие новую парадигму, начинают видеть мир по-новому

    Кун показал, почему универсальных методологических стандартов и критериев, подобных тем, которые формулировал Поппер, всегда будет недостаточно для объяснения перехода ученых от одной парадигмы к другой.

    Он выделяет несколько требований, которые философия науки устанавливает для научных теорий: - точности, - непротиворечивости; - требование относительно сферы применения; - требование простоты; - требование плодотворности - теория должна предсказывать факты нового рода. Считается, что этим или аналогичным требованиям должна удовлетворять хорошая научная теория.

    Принятие новой парадигмы чаще всего обусловлено внерациональными факторами - возрастом ученого, его стремлением к успеху и признанию или к материальному достатку и т.п. Но такое утверждение означает, что развитие науки не является вполне рациональным, наука - основа рационализма сама оказывается нерациональной! Этот вывод вызвал ожесточенную критику куновского понимания научных революций и стал поводом к обсуждению проблемы научной рациональности.

    Т. Кун изложил теорию о том, что науку нужно воспринимать не как эволюционирующую, постепенно развивающуюся и накапливающую знания об истине, а как явление, проходящее через периодические революции («смена парадигм»).

    Ход научной революции по Куну:

    - Нормальная наука (рутинная работа ученых в рамках действующей парадигмы)

    - Экстраординарная наука (кризис в науке, появление аномалий - необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий.

    - Научная революция - формирование новой парадигмы.

    Парадигма (по Куну) - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают возможность объяснять и решать текущие проблемы. Парадигма - это не просто теория, это мировоззрение. Научная революция происходит тогда, когда ученые обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы. Аномалии имеют различный уровень значимости для ученых в отдельно взятое время. Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на другую – это, по Куну, называется научной революцией или «сдвигом парадигмы».

    Общие положения: Движущей силой науки являются люди, составляющие научное сообщество, а не нечто заложенное в логику развития науки»; Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний (происходят не только количественные, но и качественные сдвиги в структуре научных знаний; Наука развивается по принципу чередования периодов нормальной и революционной науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

    Примеры смены парадигм:

    - смена птоломеевской космологии коперниковской

    - развитие теории Дарвина в противовес креационизму

    - принятие теории химических реакций взамен теории флогистона (химическая революция)

    Список источников


    1. Институт философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс] / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. – Электрон.дан. – Москва. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm – Загл. с экрана.

    2. Институт философии Российской Академии Наук- электронная библиотека [Электронный ресурс] / Электрон.дан. — Москва. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib.htm — (дата обращения - 22.02.16) – Загл. с экрана.

    3. Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] / — Электрон.дан. — Москва. — режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF. – Загл. с экрана.

    4. Цифровая библиотека по философии – электронная библиотека [Электронный ресурс] / Электрон.дан. — Москва. — Режим доступа:http://filosof.historic.ru/ – Загл. с экрана.

    5. БиблиоткаГумер – электронная библиотека по философии [Электронный ресурс] / Электрон.дан. — Москва. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php – Загл. с экрана.

    6. Бесплатная библиотека по философии [Электронный ресурс] / Электрон.дан. — Москва. — Режим доступа: http://filosofia.ru/(дата обращения – Загл. с экрана.







    написать администратору сайта