Главная страница
Навигация по странице:

  • Творчество современного архитектора Био-тек

  • Градостроительство Михеева (1). Контрольная работа по дисциплине Градостроительство с основами архитектуры Творчество современного архитектора Биотек


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Градостроительство с основами архитектуры Творчество современного архитектора Биотек
    Дата23.12.2022
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГрадостроительство Михеева (1).docx
    ТипКонтрольная работа
    #860083

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Новосибирский ГАУ

    Агрономический факультет
    Кафедра ботаники и ландшафтной архитектуры


    Контрольная работа по дисциплине

    Градостроительство с основами архитектуры
    Творчество современного архитектора Био-тек

    Выполнил: Михеева О.С.

    курс 3 группа 1335
    Проверил:__________________

    Новосибирск 2022

    Оглавление





    Введение 3

    1. История стиля Био-тек 5

    2. Современный био-тек: направления стиля 9

    3. Стиль био-тек в интерьере 12

    Заключение 14

    Список использованной литературы 15




    Введение


    Био-тек (bio-tech) — направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

    Стиль био-тек развился из бионики — прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

    Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

    В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека. Био-тек в современном понимании возник в конце XX — начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

    Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике

    Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети — всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

     Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример — дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

    Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример — гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

     Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

    Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

    Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.

    В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

    Цель работы: изучить архитектурный стиль био-тек.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    – изучить историю стиля био-тек;

    – рассмотреть современный био-тек: направления стиля;

    – раскрыть стиль био-тек в интерьере.

    Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

    1. История стиля Био-тек


    Одним из наиболее  перспективных и интересных направлений такой науки будущего как бионика, -  является архитектурная бионика, которая использует особый архитектурный стиль, называемый био-теком.  Этот стиль использовался в советской архитектуре, как одно из направлений архитектурного модернизма.  Его основные положения, методы и задачи были сформулированы  советским архитектором  Ю.Лебедевым.
    Но появилась архитектурная бионика вовсе не на пустом месте.  Она явилась закономерным продолжением архитектурного опыта единой античной цивилизации по использованию определенных форм или характеристик живой  природы в архитектуре.  В качестве характерных примеров использования архитектурной бионики во времена античности можно привести гипостильные залы египетских храмов в Луксоре и Карнаке, капители и колонны античных орденов.  В дальнейшем, уже во времена позднего Средневековья, элементы архитектурной бионики применялись в формах готических соборов и маковках  ведических церквей на Руси, одной из которых является известный храм Василия Блаженного.




    Рисунок 1 - Гётеанум в Дорнахе Арх. Р. Штайнер


    В новое время развитие архитектурной бионики продолжил Антонио Гауди, который еще в 19-м столетии построил  уникальные дома в соответствии с принципами  этой науки.  Успех этих архитектурных сооружений в Европе и дал дальнейший толчок развитию данного перспективного направления в строительстве и архитектуре.  А потому уже в начале 20-го  столетия удивительный проект сооружения, названного Гетеанум, был создан основателем антропософии Рудольфом Штайнером (рис.1) . И этот проект был успешно реализован.



    Рисунок 2- Эйфелева башня


    Следующим известным архитектурным сооружением, построенным по принципам архитектурной бионики, была знаменитая Эйфелева башня (рис.2).  Проект этого сооружения основывался на данных научной работы швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера, который обнаружил в головке бедренной кости целую сеть миниатюрных косточек, благодаря которым происходит равномерное распределение нагрузки по всех кости.  Это открытие природного распределения нагрузки было развито далее швейцарским инженером Карлом Кульманом и использовано Эйфелем  с помощью кривых суппортов при строительстве им своей башни.
    А вот уже дальнейшее развитие,  как полноправная часть современной архитектуры, архитектурная бионика получила в СССР в 1960 годы, когда ее направлениями всерьез занялся НИИ теории, истории строительной архитектуры и техники.  Первой публикацией в СССР на эту тему стала, изданная в 1962 году, статья архитекторов Ю.Лебедева и В.Зефельда  "Коструктивные структуры в архитектуре и растительном мире".   А уже в 1984 году при этом институте была организована ЦНИИЭЛАБ - Центральная Научно-исследовательская и экспериментально-проектная лаборатория архитектурной бионики.




    Рисунок 3- ЦНИИЭЛАБ - Центральная Научно-исследовательская и экспериментально-проектная лаборатория архитектурной бионики


    К сожалению, из-за распада СССР эта лаборатория просуществовала только до 1990 года, но и за 6 лет ее активной деятельности архитектурная бионика  окончательно сложилась как новое направление в архитектуре.  А основополагающие принципы этой науки  были изложены в изданной  в 1990 году монографии коллектива  этой лаборатории  "Архитектурная бионика" под общей редакцией Ю.Лебедева.  Эти принципы были частично воплощены в таких известных архитектурных проектах советского периода как Останкинская телебашня, велотрек в Крылатском, спорткомплекс "Олимпийский" в Москве, а также кафе "Жемчужина" в Баку и ресторан "Бермет" в Бишкеке.
    В настоящее время идеи бионической архитектуры успешно воплощаются во многих ведущих странах мира, однако в России этому направлению после развала СССР  не уделяется должного внимания.  Одним из тех, кто продолжал развивать это направление архитектуры в России рубежа 20-го и 21-го столетий  является  российский архитектор Б.Левинзон, по проектам которого построено несколько уникальных частных экодомов на территории России.  Также с 2002 года действует футуристический проект архитекторов С.Расторгуева и М.Кудряшова под названием "Био-сити".   А вот, например, как выглядит проект реконструкции спорткомплекса "Олимпийский" в соответствии с одним из проектов,  выполненных в стиле  архитектурной бионики.
    Однако, усилий отдельный энтузиастов в этом направлении  явно не хватает для качественного прорыва страны к перспективным бионическим технологиям  экологических домов, городов и деревень, которые должны стать основой здоровья всех народов новой возрождающейся России и будущего технологического скачка экологически чистых эфирных и других технологий, способных спасти нас от глобальной экологической катастрофы и вернуть к гармоничному взаимодействию с природой.    А потому потребуется ряд усилий со стороны светлых развивающихся и эволюционирующих сознанием человеком для дальнейшего развития этого уникального направления гармоничного будущего.

    2. Современный био-тек: направления стиля


    В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше.

    Био-тек находится  в процессе активного развития, в результате чего многие проекты пока существуют лишь в теории. 

    Активно применяли в своем творчестве природные формы и американцы Фрэнк Ллойд Райт и Луис Салливан.  Они считали, что архитектурная форма, как и в живой природе, должна быть функциональной и развиваться как бы «изнутри наружу».

    Нормана Фостерасчитают одним из основных представителей био-тека.  Среди весьма многочисленных построек Фостера наиболее значительны – лондонский Фред Олсен-сентр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствие зеркальное остекление – близкое по духу здание фирмы «Уиллис Фабер энд Дьюм» в Ипсуиче (1974), многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-сентр в Норвиче (1977), Рено-сентр близ Суиндона (1983), – с экспрессивным, «барочным» контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулях перекрытия, – небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981–1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций «фэн-шуй»; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991–1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте – «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов. Одно из самых примечательных зданий в карьере Фостера - Башня Мэри-Экс, 30 или Сент-Мэри Экс 30 (англ. 30 St Mary Axe) - 40-этажный небоскрёб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Примечателен открывающейся с него панорамой на город и необычным для центрального Лондона видом. Жители за зеленоватый оттенок стекла и характерную форму называют его «огурец», «корнишон» (англ. The Gherkin). Его иногда называют манифестом био-тека. При постройке Фостер хотел использовать солнечное освещение и естественную вентиляцию. Здание высотой в 180 метров получилось экономичным: потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.

    На творческом счету испанца Сантьяго Калатравы множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, принесших автору признание и награды, включая Притцкеровскую премию. Особенным направлением творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии и в других странах и городах. Одним из лучших произведений Калатравы признан "Город искусств и наук" в родной Валенсии. Ciudad de las Artes y las Ciencias - мировой образец современной комплексной застройки. "Город" расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам.  Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L'Hemisferic ("Полушарие"), сад-галерея L'Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L'Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.

    Британский архитектор Николас Гримшоу был президентом Королевской академии художеств Великобритании с 2004 по 2011 год. 

    Чрезвычайно важным пунктом в позиции Гримшоу является гибкость. Чем более подходящими являются наши решения, тем дольше их можно использовать, - считает он. Представление зданий как организмов, подверженных изменениям, всегда нравилось Гримшоу и было лейтмотивом многих его разработок, особенно в индустриальном проектировании.

    Гримшоу указывает на важность пространственного разделения и эксплуатации зданий при решении задач защиты окружающей среды. Чем больше профессиональных знаний при этом будут задействованы, тем меньше ущерб, наносимый природе. Каково место архитектуры в этом процессе? По мнению Николаса Гримшоу, мы можем строить и использовать гораздо более аккуратно. Пример: В Великобритании постройки оцениваются по так называемым «зеленым критериям» сообразно методу Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM). При постройке RAC-Zentrale (1994) in Bradley Stoke архитектурное бюро Гримшоу впервые прибегло к этой методике оценки и в сотрудничестве с консультантами BREEAM проработало 8 пунктов из 10.  К критериям BREEAM относятся применяемые строительные материалы и возможности их вторичного использования, а также потребление энергии готовым зданием. Форма RAC- Zentrale очень компактна - и это следующий «положительный пункт». Внешняя система затенения должна защищать рабочие места, находящиеся внутри, а также предотвратить перегрев или охлаждение здания. Одновременно было важно дать возможность служащим увидеть окружающий ландшафт, ведь большинство из них целый день смотрят на экран. Еще одна «пионерская» разработка состояла в том, что в здании не было запроектировано лифтов (за исключением грузовых и предназначенных для инвалидов). Главный вход в трехэтажную постройку расположен на среднем уровне, так что посетителю требуется пройти максимум на один этаж вверх или вниз. Общий обзор пространства лучше всего совершать из атриума, места встреч пятисот сотрудников компании.

    Самая известная работа Гримошоу - проект Эдем имел целью ренатуризацию и новое оформление  целого склона долины, возникшей в результате добычи каолина. Земля была снова засажена растениями и частично покрыта легкими купольными постройками. Внутри куполов были созданы различные климатические зоны - «умеренно-теплого» и «влажного тропического» климата, в которых должен вырасти регулярный лес.

    3. Стиль био-тек в интерьере


    Био-тек в интерьере современных зданий отличается тем, что все детали декора и самой постройки напоминают всевозможные природные объекты. Он отдаленно напоминает кантри и фьюжн своими яркими красками, минимализм архитектурой и особой щепетильностью в выборе всех элементов. Интерьер жилого помещения в этом стиле может быть выполнен как в традиционной планировке, так и в криволинейном решении.

    Направление бионики в области организации внутренних помещений исключает прямолинейность, наличие острых углов и резких линий. Кроме того, бионика в вопросе оснащения техникой требует включение в пластичные и криволинейные формы интерьера высокотехнологичных элементов: интерактивные модули, а также новейшие технические приборы (что отличает данный стиль от направления модернизма Сегодня очень модно придерживаться естественности в оснащении своего жилища, поэтому бионика заслужила многочисленные положительные отзывы не только в нашей стране, но и в европейских странах по всему миру.

    Цветовая гамма: современные направления

    Этот стиль предполагает использование натуральных спокойных оттенков и тонов: зеленый, оранжевый, розовый, белый, голубой, желтый и прочие. Цветовая палитра призвана подчеркивать естественность линий и смягчать угловатость композиций. Это же принцип наблюдается при создании моделей одежды в стиле бионики.

    Материалы Дизайн помещений в стиле био включает в себя применение различных материалов природного происхождения, экологически чистых и высокопрочных. Это могут быть панели из дерева или бамбука, камень, мрамор, текстиль и другие. Полы, стены, потолки Для отделки пола применяется натуральная древесина, причем как темного цвета, так и более светлых оттенков. Поверхности стен выполняются в различных вариациях. Они могут быть окрашены (или оклеены обоями) в определенный оттенок, создавая своеобразный фон для общей картины в виде гарнитуров и дополнительных декоративных элементов. Второй вариант – роспись стен. Изображения могут быть различными, начиная с имитации природных стихий и заканчивая животными, птицами или растениями. На фото показан интерьер современной квартиры в стиле бионики, где за основу была выбрана морская тематика (Рис. 4).



    Рисунок 4 - Наутилус. Дом-раковина. Био-тек от Хавьера Сеносиана

    Окна. Деревянные окна могут иметь стандартную прямоугольную, овальную или круглую форму.

    Декор и аксессуары. Основным декором в жилых и коммерческих помещениях являются живые растения, которые располагаются по всему периметру комнат. Био-тек в интерьере характеризуется также наличием плетеных мебельных элементов (например, кресло-качалка), кувшинов и ваз из глины, песок или камни, украшающие столешницы (они могут находиться между несколькими стеклянными поверхностями, создавая уникальную композицию), а также светильников, выполненных из дерева. Натуральность общего дизайна могут подчеркнуть необычные коврики, выполненные из меха.

    Бионика распространила свое влияние на различные области искусства, в том числе и на декоративно-прикладное направление. Полки сервантов или журнальные столики непременно украшаются различными статуэтками, изображающими птиц и животных.

    Мебель. Мебельные гарнитуры в стиле бионика отличаются по своей конструкции и внешнему виду. Они могут дополняться природными элементами (например, ножки диванов, кресел или стульев, имитирующие кору дерева). Достижения бионики в сфере интерьерной организации достигли невиданных высот, что наблюдается в необычных мебельных гарнитурах, повторяющих формы камня, растений и даже животных. Зачастую используется обивка, схожая с элементами натурального происхождения по цветовой гамме и текстуре.

    Заключение


    В процессе написания работы был изучен архитектурный стиль био-тек и были сделаны основные выводы.

    В заключении хотелось бы сказать, что изучение бионики является важным аспектом для строительства зданий и не только строительства, но и для области дизайна и промышленности. И именно в архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям, что является актуальным на сегодняшний день. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций.

    Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного "морского уха", состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобиля.

    Список использованной литературы


    1. Елочкин М.Е. Введение в современный дизайн. -- М.: Кинорус, ИПР СПО, 2005. -- 278 с.

    2. Исайкина Г.М. Дизайнерское образование в зарубежных странах. -- М.: ВНИИТЭ, 2005. -- 179 с.

    3. Н.А. Милютин. Соцгород. -- М.-- Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. --48 с.

    4. Био-тек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11.10.2022).

    5. Био-тек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artishock.org/style_a/bio-tek– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11.10.2022).




    написать администратору сайта