Ленин. КР. Контрольная работа по дисциплине История Быт восточных славян студент гр. Виз 171 Семенов П. И. Проверил
Скачать 34.53 Kb.
|
Министерство науки и образования Российской Федерации Волжский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины» Контрольная работа по дисциплине «История» Быт восточных славян Выполнил: студент гр. ВИЗ – 171 Семенов П.И. Проверил: к.ф.н., доцент Николаев Н.Ю. Волжский 2020 г. Оглавление Кто же такие на самом деле были славяне? Жилища древних славян Как они одевались Что такое мифы? Вероисповедание восточных славян. Крещение Руси и его последствия. Введение История возникновения такого великого и могущественного народа, как славяне, интересует множество поколений и не перестает терять к себе интерес и в наше время. Доподлинно не известно в какой период появился народ, называемый славяне. С этим связано огромное количество фальсификаций, из-за которых на большинство вопросов, связанных с происхождением славян, можно ответить только предположительно. Для этого существует целая наука – славистика. Славяне – это группа родственных народов, живущих в Европе и говорящих на славянских языках. К восточным славянам относятся русские, украинцы и белорусы и другие. В современном мире очень важно знать историю своей страны, откуда пришли наши предки, чем занимались, во что верили, как они жили. Культура и жизненный уклад народа является частью его истории, что выражает его духовную сущность, взгляды на мир, природу, быт и на отношение между людьми. Целью исследования является изучение быта восточных славян. Задачи исследования. Кто же такие на самом деле были славяне, как они жили, одевались. Какую роль в их жизни играли мифы. Роль религии. Древнерусская культура - особый феномен в истории мировой культуры. Сложившись под множеством влияний и течений она в короткое время поставила Древнее Русское государство в ряд наиболее развитых держав и Европы, и мира. Достаточно вспомнить, что Русь этого периода постоянно именуется в иностранных источниках как "страна городов". Прежде всего, надо обратиться к такому вопросу как жизнь, быт обычаи и верования восточных славян до принятия христианства. А затем рассмотреть те изменения в культуре славян, которые произошли с принятием христианства, а также проанализировать роль крещения и христианства в складывании древнерусской культуры. Глава 1. Кто такие славяне? 1. Индоевропейский язык Группа славянских языков входит в обширную семью индоевропейских языков. История индоевропейцев прослеживается учеными с начала 2-го тысячелетия до нашей эры. В те далекие времена индоевропейцы еще были единой общностью, не распавшейся на отдельные народы. Они говорили на одном языке – индоевропейском. Индоевропейские племена постоянно передвигались на большие расстояния. Во время таких передвижений часть племен оседала на новом месте, а часть продолжала свой путь. Такие передвижения больших племен и этносов принято называть миграциями. По мере того как происходило распространение индоевропейских племен на такой большой территории, из индоевропейской общности стали выделяться самостоятельные этнические группы. А на основе индоевропейского языка постепенно образовывались самостоятельные языки, которые стали прародителями современных языковых групп, в том числе и славянской. Можно сказать, что древний индоевропейский язык – это прадедушка многочисленных современных языков, на которых говорят многие народы Европы и Азии, в том числе и славяне. Выделившиеся из индоевропейской общности славянские племена еще не были славянами в современном смысле слова ни по культуре, ни по языку. Этой этнической группе еще предстояло пройти долгий путь развития, прежде чем стать собственно славянами. История происхождения. История происхождения славян и их языков содержит много тайн и загадок. Полагают, что прародиной славян можно считать область среднего течения Вислы, или что наиболее древним местом расселения славян является территория между реками Днепром и Десной, так же склоняются к мысли, что такой областью могут быть земли вдоль Дуная. Заселение Восточные славяне к концу 1-го тысячелетия нашей эры заселили огромную территорию и делились на ряд племен. На самом севере, в районе реки Волхова, жили словене. К югу от них, в верховьях Волги и Западной Двины, обитали кривичи. К юго-востоку от кривичей, в верховьях Дона и Оки, жили радимичи и дреговичи. Еще южнее, в бассейне реки Десны, жили северяне. Южнее реки Припяти обитали древляне. А западнее от них поселились волыняне, бужане и лучане. В районе среднего течения Днепра обитали поляне. Именно на их территории был основан город Киев. Между Бугом и Днестром жили уличи, а между Днестром и Прутом – тиверцы. Несмотря на большую территорию расселения, восточные славяне продолжали сохранять единый язык примерно до конца XII – начала XIII века. Его принято называть древнерусским по названию первого восточнославянского государства – Древней Руси. Глава 2. Жилища древних славян Роль торговли При том значении рек, как удобнейших путей сообщения, Днепр был столбовой торговой дорогой для западной полосы Русской равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильменя-озера, т. е. к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря; притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как его подъездные пути, приближают Поднепровье, с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, а с другой – к бассейнам Волги и Дона, т. е. к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра захватывает всю западную половину Русской равнины. Днепр и сделался для восточных Славян могучей питательной артерией народного хозяйства, втянув их в сложное торговое движение, которое шло тогда в юго-восточном углу Европы. Жилища древних славян Зная, как обустраивали дома наши предки, мы можем узнать больше о том мире, в котором они жили, о том каким образом не только хозяйствовали, но и представляли себе окружающее пространство. Древние славяне жили небольшими поселениями вдоль рек в особо оборудованных землянках. Жилище представляло собой прямоугольную яму глубиной полтора метра обнесенную по периметру бревнами, возвышающимися над уровнем земли приблизительно на метр. Сверху данная конструкция накрывалась двускатной крышей состоящей из деревянной основы, сверху накрытой соломой и большим слоем земли. Пол в таком жилище обычно устилался глиной, которую плотно трамбовали. Выход из землянки был ориентирован на юг, а напротив входа у противоположной стены устанавливалась каменная, реже глиняная, печь. На ранних этапах печи не имели дымохода или трубы потому топили по-черному, т.е. помещение обогревалось теплым воздухом от нагретых камней и дымом от сгорающего топлива. Напротив печи располагалась полка с фигурными изображениями домашних духов-предков. Такие жилища были свойственны славянам жившим на лесостепных территориях ; в ходе колонизации ими северных земель, появляются избы того вида, которые дошли до наших дней. Связанно это было прежде всего с тем, что северные леса в отличие от лесостепной зоны богаты строительным материалом качественной древесиной, а болотистая местность и близкие грунтовые воды не позволяли жить как прежде в землянках, они получались сырыми. В новых условиях, в условиях русской зимы в конструкции дома важнейшее значение приобретает печь. Из примитивных печей каменок русский народный гений рождает такое сложное и весьма важное изобретение как русская печь. Конвекционные особенности русской печи позволяли после хорошей протопки не топить дом несколько суток, так как она хорошо держит температуру. Планировка и постройка дома начинались с возведения печи, именно отсюда в нашем языке появилось выражение «плясать от печки», т.е. с чего-то начинать. За печью в мире славянина жил домовой – дух хранитель домашнего очага. Сама особенность приготовления пищи в русской печи предопределила развитие русской кухни, где в изобилии представлены разнообразные кулебяки, пироги, курники, а также первые блюда приготовленные томлением – всевозможные щи да каши. Можно сказать, что современная технология Су вид (Sous-vide), когда пища готовится длительное время, но ниже температуры кипения уверенно применялась нашими предками, которые перед тем как уйти на работу в поле ставили в нагретую печь котелок с ингредиентами через 8-10 часов возвращались и ели нежнейшие разваренные да наваристые щи. Если русская печь это сердце дома, то как и в древних землянках, угол напротив печи - т.н. Красный угол - это душа дома. Позже с принятием христианства в Красном углу стали располагать иконы, но свое сакральное значение этот участок избы сохранил и по наш день. Другим важнейшим элементом быта древних славян являлась баня. Ученые отмечают тот факт, что несмотря на казалось бы такой "отсталый" способ парилки, баня по черному является значительно полезнее по своим свойствам, чем, к примеру финская сауна. Отмечается также тот факт, что средневековая эпидемия чумы, распространившаяся по всей Европе и выкосившая до двух третей европейского населения, почти не затронула Русь, которая в те времена практиковала баню по черному, а все потому что при таком виде парилки воздух помещения обогащается бактерицидными веществами, которые проникая в организм помогали иммунной системе бороться с болезнетворными бактериями. Так чистоплотность наших предков и баня спасли нас от чумы. С развитием торгово-хозяйственных отношений усложняется и архитектура поселений, появляются хоромы, терема, усадьбы; на местах прежних поселений вырастают города. Соответственно с появлением городов меняется и архитектура самих поселений. Небольшие участки земли в черте крепостных стен, которые принадлежали горожанам, вынуждают развивать высотное строительство, из полуземлянок вырастают многоуровневые дома со сложной конструкцией и разнообразным строением, здесь родились классические русские хоромы. Именно в этот период в языке появляются термины для описания новых типов помещений для разнообразных хозяйственных и жилищных нужд. Подклет - нижний этаж хором, где располагались погреба, скотница, зернохранилище, а также помещения, в которых проживали работники. Горница - следующее за подклетом по этажности помещение. Часто горницу использовали в качестве парадной комнаты, в которой принимали гостей. Обязательным атрибутом горницы являлось наличие окон. Часто в горнице средневековых хором украшением и атрибутом статусности хозяев была изразцовая печь. Терем - самое верхнее помещение, в котором жил хозяин дома с домочадцами. В тереме окна были на всех стенах, часто он оснащался смотровыми башенками, перилами, и являлся самой украшенной частью всего строения. Его окна и крыша покрывались разнообразным орнаментом, украшениями, резьбой, имевшие глубокий сакральный смысл и наполненные священным содержанием. В христианский же период сакральное значение каждого элемента со временем утратилось, однако сам орнамент и все элементы почти в неизменном виде дошли до наших дней. Кроме этого были такие вспомогательные помещения такие как: прируб, сени, голбец, одрина, закут и т.д. Подобное устройство городского и деревенского жилья сохранялось вплоть до начала восемнадцатого века, когда в моду стала входить европейская архитектура. И если городское строительство изменилось до неузнаваемости, то деревенские избы дошли до нас практически в первозданном виде, сохранив в себе все элементы нашей богатой традиции деревянного зодчества, благодаря чему мы имеем представление о том, как и чем жили наши далекие предки. Глава 3. Как они одевались Архаичная мода. Архаичная мода славян одновременно проста и загадочна, поэтому изучать праславянскую моду довольно-таки интересно. Из чего изготавливалась женская одежда древних славян?Первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей. Разумеется, что богатая племенная знать и князья покупали заморские ткани, например - византийскую шелковую материю. Древняя одежда славян значительно отличалась от одежды соседних народов. В основном это были длинные рубахи (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани. Рубахи были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные. Для всех слоев населения покрой был одинаковым – перегнутый кусок ткани с отверстием для головы, скрепленный поясом, позже стали сшивать рукава. Простые женщины носили рубахи изо льна, а вот знатные девицы – из привозного шелка. Женщинам не позволялось носить ременные пояса, только вязаные или тканные. Одежда и украшения древних славян Славянские мастера на весь мир славились искусными ювелирными украшениями. Многие иноземные мастера присматривались к великолепным творениям, копируя их. Гривна – металлический обруч, надетый на шею, для многих народов это был оберег, не дававший душе покинуть тело. По другим источникам это было украшение, которое позволяли себе только некоторые слои общества. Височные кольца – это украшения головных уборов, которые крепятся возле висков. Их носили незамужние девушки, подвешивая к лентам и венкам. Серьги-кольца – проволочные изделие крупного размера. Носили их обычно по несколько штук. Браслеты – самые известные славянские украшения, чаще всего попадающиеся в раскопках. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотыми цепочками. Подвески – крупные металлические кулоны, которые носились на шнурах или цепочках. Популярными были подвески в виде свастики, крестов, ромбов, полумесяца, а также в форме животных. Глава 4. Что такое мифы. Происхождение. Как известно, каждый народ имеет свое собрание мифов. Чем домовой отличается от Бабы-яги? Этот вопрос может показаться смешным и странным. Однако, разница между домовым и Бабой-ягой заключается совсем в другом. Чтобы в этом разобраться, нужно сначала понять, что такое мифы и как они образовались у разных народов, в том числе у славян. Мифы появились в глубокой древности, когда еще не было науки и человеку хотелось понять, объяснить устройство мира и место человека в мире. Откуда произошла Земля и как на ней появились животные, птицы, растения, люди? Почему на смену зимы приходит весна, а после нее – лето? Почему днем светит солнце, а ночью на небе видны луна и звезды? Почему гремит гром, идет дождь, бывают ураганы и землетрясения? В настоящее время существуют науки, изучающие эти вопросы, – география, биология, астрономия, метеорология и многие другие. А в древности все представления о мире и человеческой жизни воплощались в форме мифологических преданий от поколения к поколению. Они давали объяснения на все эти вопросы на основе жизненного опыта и того уровня знаний, который был у людей в далекие времена. Что лежит в основе мифов. В основе всех мифологических верований лежит представление о том, что кроме земного, видимого и осязаемого, мира существует мир другой – потусторонний, загробный, который в народе называется «тот» свет. Земной мир – это мир, в котором живут люди, поют птицы, цветут растения, светит солнце, тогда как в потустороннем мире, мире смерти, ничего этого нет. Из мифов человек узнавал, что потусторонний мир невидим для людей в обыденной жизни, что он не отделен от человеческого мира непроходимой стеной. Существуют определенные места и периоды времени, когда граница между этими двумя мирами исчезает, и души умерших, духи, нечистая сила запросто проникают в человеческий мир, а человек при определенных обстоятельствах может попасть в загробное пространство – на «тот» свет. Сейчас мифологические представления кажутся наивными, фантастическими и, с современной точки зрения, мало чем отличаются от сказки. Однако между мифом и сказкой есть важные различия. Прежде всего, сказка всегда воспринималась как вымысел, как то, чего никогда не было и не могло быть в реальности. Когда мы читаем про Бабу-ягу, живущую в избушке на курьих ножках, про Василису Премудрую или про трехголового Змея Горыныча, мы понимаем, что это всего лишь народная выдумка, что таких персонажей в действительности не существует. Именно так к сказке и сказочным героям относились люди и в древности. Сказки было принято рассказывать детям длинными зимними вечерами. Люди развлекали себя сами, рассказывая неправдоподобные истории, загадывая друг другу загадки, устраивая веселые посиделки с различными играми, песнями и озорными проделками. Отличие сказки от мифов. В отличие от сказки, вымышленность которой всегда, во все времена люди хорошо осознавали, мифы они воспринимали как абсолютную достоверность, а к мифологическим персонажам – домовому, лешему, кикиморе, водяному, русалке и им подобным – относились очень серьезно. Их считали реальными опасными существами, незримо обитающими рядом с человеком. А раз так, то приходилось каким-то образом налаживать с ними отношения, чтобы они не вредили людям, нужно было знать, что может рассердить нечистую силу и каким способом можно ее умилостивить. Поэтому в древности любой миф не просто объяснял устройство мира, но являлся своеобразным собранием правил поведения человека. Он содержал запреты и предписания, указывавшие, как себя следует вести в разных обстоятельствах, чтобы не столкнуться с нечистой силой, а уж если повстречался с ней нос к носу, что нужно делать, чтобы благополучно выбраться из опасной ситуации. Сказки и мифы – не одно и то же, потому что они рассказывались для разных целей, в разных обстоятельствах и сами рассказчики и слушатели относились к ним по-разному. В сказке говорилось о волшебном, вымышленном мире. Вымышленность сказки подчеркивал сам сказочник, заканчивая ее разными шуточными приговорами: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Сказка забавляла, удивляла, развлекала, но и поучала. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – эта народная пословица очень точно объясняет суть сказки. Сказочник рассказывал, а все вокруг него слушали для удовольствия, как и сейчас, затаив дыхание, слушают сказку дети. Миф же в древности был народным аналогом науки, он объяснял, как устроена реальность, в которой живет человек, – рядом существует иной, потусторонний мир. Но и к этому иному миру люди с мифологическим мышлением относились тоже как к реальности, лишь особым образом устроенной. Миф для людей был практическим знанием, которым они руководствовались в повседневной жизни. Недаром рассказы о домовых, леших, кикиморах и прочей нечистой силе в народе называются былинками – от слова «быль», то есть то, что было на самом деле. Глава 5. Вероисповедание восточных славян. Крещение Руси и его последствия. По разным источникам Князь Владимир крестил Русь, вернее – начал крещение Руси в 986 или 987 году. Но христиане и христианские церкви были в России, конкретно в Киеве задолго до 986 года. И дело было даже не в терпимости славян-язычников к другим вероисповеданиям, а в одном важном принципе – в принципе свободы и суверенности решения каждого славянина, для которого не было хозяев, он сам для себя был царь и имел право на любое решение не противоречащее обычаям общины, поэтому никто не вправе был его критиковать, попрекать или осуждать, если решение или поступок славянина не наносил вред общине и её членам. Ну а дальше уже началась история Крещенной Руси … Князь был политиком, который не раз менял свои убеждения. Сначала прикинулся ярым язычником, чтобы в борьбе за власть получить поддержку языческой партии. Воздвиг в Киеве святилище с идолами шести главных богов славянского язычества. Владимир даже установил человеческие жертвоприношения богам, хотя это было несвойственно восточным русам. Затем из политических или личных соображений решил принять христианство. Ведь христианство, которое уже далеко ушло от первоистоков, было тогда более выгодно княжеской власти, чем идущее язычество. На Западе и в Византии получило развитие христианство, которое «покрывало» классовую сущность существующих порядков (практически рабовладельческих). Так, византийский император (или папа римский) рассматривался наместник самого бога на земле. Пышный и величественный церемониал был направлен на освещение существующих или ещё только складывающихся классовых порядков, где есть духовные и светские феодалы (господствующий класс) и обслуживающие слои населения. На стенах церквей изображались «святые» императоры, князья, патриархи и представители знати. Само церковное пространство было обычно поделено на два яруса — на хорах помещались представители духовной и светской знати, внизу толпились простые люди. Поэтому христианство было намного выгоднее властителям. Оно позволяло установить контроль над народом. Около 988 года Владимир после долгих раздумий крестился сам, крестил своих бояр, дружину и под страхом наказания заставил креститься киевлян и значительную часть населения. Хотя процесс крещения не был одномоментным и бескровным. В Новгороде тот же воевода Добрыня подавил восстание местного населения, которое было против христианизации. Формально Русь стала христианской. Были уничтожены капища-святилища, убиты волхвы, подавлены огнем и мечом те, кто открыто сопротивлялся, угасли огни Перуну. Однако ещё столетия в народе сохранялось язычество. По деревням насыпали курганы, тайно молились Перуну и Огню-Сварожичу, справляли буйные древние праздники: святки — новогодние празднества, масленицу, день Ярилы, он позднее слился с христианским Троицыным днем, день Купалы, день Рода-Пруна — христианский Ильин день. Через несколько столетий христианство стало русским — слилось с язычеством. Владимира хвалят как организатора обороны против печенегов. При Владимире борьба с печенегами стала делом всей Руси. Гарнизоны для порубежных крепостей набирали даже в далеком Новгороде, Смоленске и в бассейне Москвы-реки, куда печенеги не добирались. Новые крепости были построены на Суле, Трубеже, Остру, Десне и Стугне. Кроме того, были сильно укреплены Переяславль, Белгород, Чернигов и т. д. Белгород был своего рода городом-лагерем, бывшим резервом для всех оборонительных линий. Крещение Руси не есть полностью положительный факт. В частности, ещё со школьных учебников известно, что у русского народа якобы не было выбора — или принять христианство, или пасть под экспансией «более развитых» христианских держав или исламского мира. Мол, все державы и народы были вынуждены сделать такой выбор — принять христианство или ислам. Клерикальные историки резко противопоставляют христианство язычеству и делят историю русского народа на два периода, считая рубежом принятие христианства. Однако. Языческая Русь громила «более развитых» соседей. В частности, русские войска не раз побеждали передовую по тем временам христианскую державу — Византийскую империю. Русские языческие князья Рюрик, Олег Вещий, Игорь и Святослав создали огромную мировую русскую державу — «империю Рюриковичей», которая простиралась от Балтики до Русского (Черного) моря, от Дуная и Карпат до Волги, Дона и Северного Кавказа. То есть язычество не было препятствием для военных побед и единства славяно-русских племен. Несмотря на длительную ложь о «неразумных язычниках-славянах», которым принесли «благую весть» греки-миссионеры. Русь с успехом могла сохранить свою традиционную веру. Это не помешало бы развитию духовной и материальной культуры, военным успехам и единству русской цивилизации. Но конечно же есть много сторонников того, что только православие могло сплотить и спасти от междоусобиц Русь-матушку. Заключение Рассмотренный период имеет большое значение в российской истории. Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности. В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровье, имущественное неравенство. Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремёсла, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Появляются территориальные общины, союзы племен, во главе которых стояли «лучшие мужи». Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское государство и начался новый этап в российской истории. Список литературы. Источник: https://womanadvice.ru/odezhda-drevnih-slavyan https://zen.yandex.ru/media/slavjznsky_stan/jilisca-drevnih-slavian-5c3c50e0df53e700aa303e44 https://www.youtube.com/watch?v=SVh25Ic815I&t=216s История России от древнейших времен до начала XX в_под ред И. Я. Фроянова. История России с древн. времен до наших дней п.ред. Сахарова А.Н_2011. |