Контрольная История. Контрольная работа По дисциплине История cт гр. Бмзз2131 Проверил преподаватель Стерлитамак 2022 содержание
Скачать 78.25 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Уфимский государственный нефтяной технический университет ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Стерлитамак Кафедра «Общей химической технологии» Контрольная работа По дисциплине: «История» Выполнил: cт.гр. БМЗз-21-31 Проверил: преподаватель Стерлитамак 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. История России в 17 веке 2. Восстановление народного хозяйства 3. Период формирования абсолютной монархии 4. Церковный раскол в 17 веке 5. Значение Раскола 6. Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина 7. Внешняя политика Заключение Список литературы Введение В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" — первый корабль, способный выдержать морское плавание. 1. История России в 17 веке. Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. В ведущих отраслях производства видное место начинают занимать более или менее крупные предприятия, в основном государственные: пушечный двор, оружейная палата, городовой приказ и приказ каменных дел с его кирпичными заводами и т.д. Создание и развитие крупных предприятий способствовало росту разделения труда и усовершенствованию техники. Характерной чертой развития городского ремесла являлось появление новых, все более узких специальностей. Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо Смутой. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века. Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. ХVII век, по определению Н.М. Карамзина, открывался для России адскою игрою властолюбия, бедствиями свирепого голода и всемирных разбоев, ожесточением сердец, развратом народа – всем, что предшествует ниспровержению государств. Тем не менее русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло. 2. Восстановление народного хозяйства. Восстановление страны после опричнины и смуты было завершено только к середине века в основном за счёт роста поместного землевладения. Новая династия Романовых щедро раздавала земли, в результате чего в центре страны практически не осталось черносошных земель. Экстенсивные методы (освоение Поволжья и в конце века Сибири) давали возможность достигать высоких урожаев. Появляются районы, где начинается производство товарного хлеба. Однако в целом в стране продолжает господствовать натуральное хозяйство. Установление крепостного права законсервировало дальнейшее развитие этих районов. Крестьянское хозяйство продолжало производить не только продукты питания, но и одежду, обувь, мебель, орудия труда (в Европе этого уже давно не было). Именно в XVII в. сложились 2 формы эксплуатации: барщина (в Черноземье) и оброк (натуральный и денежный). Производительность труда оставалась на прежнем, крайне примитивном уровне. Практически не появлялись новые сельскохозяйственные культуры. В советской историографии существует положение о том, что именно в XVII в. в социально-экономической жизни страны начинают происходить изменения, якобы свидетельствующие о зарождении капитализма. Это было сделано для того, чтобы каким-то образом нивелировать (уравнять) отставание России от Западной Европы, показать, таким образом, что капитализм в России имеет относительно длительную историю. Прежде всего, нельзя говорить о зарождении промышленности в полном смысле этого слова. Основной формой промышленного производства оставалось ремесло. Но теперь ремесленники изготавливают не на заказ, а на рынок. Такая форма ремесла называется мелкотоварным производством. Особенностью русской промышленности является широкое распространение промыслов (солеварение, обработка дерева и кожи, ткачество и пр.). В связи с этим развивается специализация районов. Поморье специализируется на изделиях из дерева и солеварении, Поволжье - на обработке кожи, Новгород и Смоленск - на производстве льна, Тула и Кашира - железоделательном производстве. Новым в российской промышленности было появление мануфактур. Однако, в отличие от Западной Европы, мануфактуры появились не как реакция на экстенсивное расширение рынка сбыта, а как государственная необходимость. И появились они не в лёгкой (как в Европе), а в тяжёлой промышленности. Хозяевами русских мануфактур были иностранные купцы или государство. Первая мануфактура появилась в 1636г. в Туле, её основал голландец Виниус. Вслед появились и другие мануфактуры. В Москве самыми известными были хамовничья и оружейная мануфактуры, а также монетный двор. В связи со специализацией районов, переходом ремесла в стадию мелкотоварного производства происходит складывание всероссийского рынка, т.е. начинают устанавливаться торговые отношения между различными районами, центром которых продолжала оставаться Москва. Более половины товаров России проходило через Москву. Основной формой торговли была ярмарка (сезонная ежегодная оптовая торговля), которая проходила осенью или весной. Эта форма торговли была наиболее оптимальной для любого русского человека. Редкость проведения ярмарок можно объяснить извечной русской проблемой - плохими дорогами, масштабность - отсутствием как таковых денег у крестьян. Крупнейшим торговым центром была, конечно, Москва. Самыми известными были Макарьевская ярмарка близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская - около Брянска. Участниками рынка были купцы и их капитал. Гости - высшая категория купцов - имели право выезда за границу, право владения вотчиной, они были освобождены от некоторых повинностей. Гостиная и суконная сотни имели те же привилегии за исключением права выезда за границу. Мелкие торговцы продавали товары (как правило, повседневного спроса), в разнос. Ввозили ковры, ткани. Из Европы импортировали металлические изделия, сукно, краски, вина. Россия вывозила пеньку (сырьё для корабельных канатов), пушнину, кожу, техническое сало. Единственным портовым городом был Архангельск. Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках иностранных купцов, русские же не имели ни кораблей, ни капиталов, ни образования, ни определённой организованности. Для того, чтобы сократить проникновение иностранных купцов вглубь страны, в 1663г. вышел соответствующий торговый устав. Он заменил многочисленные торговые пошлины единым налогом 5%, а для иностранных купцов - 6%, если они продают свои товары в Архангельске, а внутри страны - 8%. В 1667г. по инициативе выдающегося государственного деятеля Ордин-Нащокина был принят новоторговый устав. Он запрещал торговлю между иностранцами, розничную торговлю иностранным купцам, а так же вводил для них двойные пошлины, если они торговали внутри страны. 3. Период формирования абсолютной монархии. XVII в. Период формирования так называемой абсолютной монархии. Она характеризуется сосредоточением полной власти в руках монарха, который полностью распоряжается казной, армией, получает абсолютное право издавать законы и для управления страной создаёт разветвлённый бюрократический аппарат. В Европе абсолютизм появляется, когда старый господствующий класс феодалов теряет своё экономическое могущество, лавируя между этими противоречиями, монарх берёт всю власть в свои руки, пользуясь поддержкой с обеих сторон (в первую очередь со стороны феодалов). Первыми признаками абсолютизма в России были изменение роли Боярской Думы и сокращение Земского Собора. В 1649г. Земский Собор принимает новый свод законов Соборное уложение. Последний полный Земский Собор собирался в 1653г. относительно вопроса о присоединении Украины, а самый последний в истории России – в 1683г. Изменилась и ситуация: старая формула "Царь приказал, а бояре приговорили". В Боярской Думе повысился удельный вес дворян (они теряют своё аристократическое значение), внутри возникают дополнительные органы Государственная Палата и Расправная Палата. Дума становится исключительно громоздким учреждением. Изменился сам титул русского царя. Прежний титул "Государь, Царь и Великий князь Всея Руси" заменяется на "Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий князь всех Великие и Малые и Белые Русии самодержец". Подчёркивалось божественное происхождение самодержавный характер. Соборное Уложение установило наказание смертной казни за хулу на царя и за умысел против него. В XVII в. расцветает приказная система, к концу века приказов становится около 80. Они делились на постоянные и временные, территориальные и военные. Резко увеличилось число приказных людей так, что в 1640г. таких людей было менее 300, а к концу века - более 3000. Приказная система оказалась исключительно несовершенной. Многие приказы дублировали друг друга. Появляется приказ тайных дел, который осуществляет функцию контроля над остальными приказами и Счётная Палата, осуществляющая контроль над тратой денег другими приказами. Учреждения, контролирующие бюрократию органов, являются важнейшим признаком абсолютизма. Неотъемлемой особенностью российского абсолютизма является то, что в России не только не зарождалось буржуазных элементов, но вместе с тем проходило дальнейшее усиление крепостного права (Соборное Уложение вообще отменило всякие переходы). Следовательно, в России происходит консервация феодального способа производства. Особенностью российского абсолютизма было также отсутствие регулярной армии и финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, которое собиралось для каждой военной кампании и стрельцов, которые в мирное время занимались промыслом и торговлей. Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение. Становление абсолютизма происходит в основном в период царствования Алексея Михайловича, который по словам Ключевского, прошёл полный курс древнерусского образования под присмотром своего деда патриарха Филарета, был очень набожным человеком. Современники называют его "тишайшим", а век, в который он правил - "бунташным". Это во многом было связано с формированием абсолютизма, т.е. изменением как политической, так и социальной жизни страны. Социальные потрясения XVII в. были вызваны формированием новой социальной классовой структурой российского общества. 4. Церковный раскол 17 века. В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей деятельностью он подготовлял почву для, по сути, превращения России в теократическое государство. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико. Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы "ровнители" (Аввакум - в Сибирь). Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея". По сути он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: "светлейший патриарх указал и бояре приговорили". Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны. Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы. После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне (приток "низов" - после "разинщины"), стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец бояре (яркий и хрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к "старине", хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" в земляной яме он был в 1682 г.сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых "гарей" (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей. История и историки благодарны им. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством. Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. 5. Значение Раскола В русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности. О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. |