контрольная работа по истории государства и прва Зарубежных стра. Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран
Скачать 51.22 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия права и управления (Академия ФСИН России) Юридический факультет Кафедра теории государства и права, международного и европейского права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» ВАРИАНТ 1
Рязань 2021 г. План-задание 1. Общественный и государственный строй Древнего Египта …………..3 стр. 2. Дайте определение следующим понятиям: авилум, агнат, аллод, апелла, ареопаг, Артхашастра, архонт …………………………………………….19 стр. 3. Решите следующую задачу: Гражданин США Майкл Никсон обратился в суд с иском на действия местных властей, которые выдвинули обязательным условием внесения его в список избирателей уплату им подоходного налога за истекший год. Каким должно быть решение суда, если иск предъявлен в 1966 г.? Задача решается на основании Конституции США 1787 г. и поправок к ней …………….21 стр. Список использованной литературы …………...…………………………22 стр. Общественный и государственный строй Древнего Египта Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире - сложилось к III тысячелетию до н. э. в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила, в северо-восточной части Африки. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран, что послужило созданию этнически однородного населения. Расположение государства в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э Египет древний государственный общественный. Объединение сельских общин вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ способствовало формированию уже во второй половине IV тысячелетия первых государственных образований - номов, во главе которых стояли правители - номархи. Номархи пытались распространить свою власть над всей страной, ведя ожесточенные войны со своими соседями. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома. Так, в 3200г. до н.э. образовались два самостоятельных государства Верхний и Нижний Египет. Однако уже к концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое. Раннюю централизацию древнеегипетского государства предопределил также и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий. Общественный строй Древнего Египта Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Говоря об общественном строе, необходимо прежде всего кратко охарактеризовать экономику Древнего Египта, от состояния и уровня развития которой зависела и социальная структура общества. Основой экономики Древнего Египта было земледелие, в котором ведущее место занимало государственное царско-храмовое хозяйство, ибо земля и ирригационная система как основные средства производства принадлежали государству в лице царя (фараона) как верховного собственника данных основных средств производства. На втором месте по значимости в Раннем царстве стояло общинное хозяйство, включающее определенную территорию земли и часть ирригационной системы, расположенной на данной территории, переданных сельской общине во владение и пользование. Но по мере усиления централизации страны, расширения ее территории, усложнения социальной структуры общества и ирригационной системы общинное хозяйство как самостоятельная экономическая единица, основанная на коллективном землепользовании, прекращает свое существование, уступая крупному царско-храмовому хозяйству. Помимо орошаемого земледелия, составляющего основу экономики Древнего Египта, население занималось ремеслом и торговлей. При этом государство активно участвовало в ремесленном производстве и торговле, имея в своей собственности большое количество рудников, каменоломен, рабов и т.д., осуществляя внутреннюю и внешнюю торговлю. Своеобразие экономики Древнего Египта и изменения, происходящие в ней на протяжении длительного времени под воздействием развития производительных сил и, в первую очередь, совершенствования орудий труда, обусловили пестрый социальный состав египетского общества. Особенностью его, как отмечают профессора О. И. Жидков и Н. А. Крашенинникова, является «крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства». Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству. Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги. Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых Поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам. К сожалению, до настоящего времени проблема социальной структуры общества Древнего Египта не решена. Даже терминология, с помощью которой можно было бы более определенно раскрыть социальную структуру египетского общества, не получила должной научной разработки. Более того, некоторые слова, касающиеся социальной структуры общества и упоминаемые в указах царей, надписях на стенах гробниц, поучениях, по-разному объясняются учеными, а значение некоторых и вовсе до сих пор неизвестно. При рассмотрении социальной структуры общества Древнего Египта используются различные термины: «слои трудового люда», «простолюдин», «полусвободный зависимый работник», «господствующий социальный слой», «масса крестьян-общинников», «свободные земледельцы», «категории зависимых подневольных лиц», «беднейшие слои свободных египтян», «господствующий класс», «родоплеменная аристократия», «жрецы», «чиновники», «рабы», «воины», «ремесленники», «мерет», «неджес» и многие другие. При этом не всегда поясняется, что означает тот или иной термин. Думается, что и уровень развития экономики и в целом цивилизации не дают оснований вести речь о классах общества, ибо это понятие и термин более позднего происхождения. Возможно, правомернее будет говорить о наличии больших социальных групп, которые в свою очередь подразделяются на различные социальные категории. При делении большой социальной группы на категории могут использоваться различные основания (наличие власти, знатность, размер богатства, род занятий и т.д.). И с этой точки зрения общество Древнего Египта можно рассматривать на основе самого значимого в то время критерия – наличия свободы и как совокупность двух больших социальных групп населения – группы свободных людей и группы зависимых, несвободных людей. В свою очередь в группе свободных людей в зависимости от наличия власти можно выделить следующие две категории: правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны. По роду занятий в группе свободных людей можно выделить жрецов, чиновников, воинов, земледельцев, ремесленников, торговцев, пастухов и др. При этом каждая из указанных категорий свободного населения в свою очередь не была однородной и состояла из слоев населения, различающихся по своему экономическому положению и в определенной мере по правовому статусу. Так, среди чиновников выделялись те, кто занимал высшие должности (визирь, начальник войска, начальник писцов и т.д.) и имел придворные титулы (друг единственный, друг, носитель сандалий, носитель опахала и др.) и те, кто по служебной лестнице был ниже (писцы, контролеры, их помощники и др.). В категории воинов выделялись старшие вуйска, рядовой вуйска, пеший воин, воин-колесничий и др. Даже в такой категории свободных людей, как жрецы, не было равенства, ибо были жрецы чистители (уэбы), принадлежащие к низшему жречеству, и жрецы «рабы бога» (хонты), которые относились к высшему жречеству. Но хотя чиновники и воины были всегда «снабжены достоянием дворца» и получали «довольствие из житницы» и среди них «нельзя найти неимущего», их правовой статус был весьма уязвимым. Все они обязаны были беспрекословно повиноваться вышестоящим лицам и могли быть наказаны за малейшее нарушение. В группе свободных людей были и богатые, и бедные египтяне. Последние упоминаются под терминами «немху», «мерет», значение которых до конца еще не выяснено, и «простолюдин». Поскольку экономическое положение, получение должности и придворного титула, продвижение по службе зависели от благосклонности фараона, то даже простолюдин со временем мог занять значимую должность в государственном аппарате и получить придворный титул за свою преданную службу царю и, наоборот, за упущения по службе даже жрец мог быть переведен в земледельца. Каждый из свободных людей обязан был службой царю (фараону), и большинство из них уплачивало различные подати и по необходимости участвовало в общественных работах по строительству пирамид, каналов, дамб, поддержанию в надлежащем порядке оросительной системы. Но, как свидетельствуют письменные источники, на подобные работы не посылались никогда представители правящей верхушки и писцы, которые и подати не платили. Подати были натуральные и взимались продуктами сельского хозяйства и ремесла (скот, зерно, лен, птица, пряжа, ткань, вино и т.п.). Подати определялись, исходя из экономического положения и рода занятий. С этой целью систематически производились переписи населения, скота и другого имущества, которым владел свободный человек. Именно в ходе переписи и уточнялась социальная принадлежность свободного человека, его должность, род занятий и каково его имущественное положение (медник, плотник, резчик по камню, гончар, ткач, строитель стен, сандальщик, красильщик, огородник, земледелец, птицелов, рыболов и др.). С учетом потребностей царско-храмового хозяйства во время переписи простолюдина переводили из одной категорию в другую, выдавая при этом необходимые для работы сырье, инструменты, землю, здания и т.д. В группу несвободных, зависимых людей входили различные категории лиц, утративших свою свободу частично или полностью (рабы; различного рода работники, выполнявшие работу в определенном объеме под контролем надсмотрщиков). Последняя категория лиц, как полагают многие ученые, именовалась термином «слуги царя». К сожалению, содержание данного термина в науке не до конца изучено. Представителей группы несвободных, зависимых людей называли и другим термином – «челядь». Это могли быть и домашняя прислуга, и работающие на пашне, и занимающиеся ремеслом и т.д., но общим признаком их правового статуса была утрата личной свободы. Высказывается мнение, что слово «челядь» – это общий термин для обозначения подневольных работников царских, храмовых и частных хозяйств. Рабов в Древнем Египте всегда было значительно меньше, чем свободных людей. Источником рабства был в основном военный плен. Но эта категория населения пополнялась и за счет египтян, утративших свою свободу в силу различных обстоятельств и низведенных до рабского состояния (долговое рабство, уголовное рабство и др.). Рабы могли принадлежать дворцу, храму или частному лицу, т.е. были дворцовые, храмовые и частные рабы. Частное рабство было слабо развито, ибо в Древнем Египте всегда дворцовых рабов было неизмеримо больше, чем частных. Как правило, рабов имели только наиболее состоятельные свободные египтяне (правящая верхушка, часть горожан и т.п.). Менее состоятельные свободные египтяне могли использовать труд рабов, заключив договор об их найме с хозяином раба. Но поскольку частных рабов было мало, то и стоимость их была весьма высокой. Так, по договору найма на работу одной рабыни на 17 дней и другой рабыни на 4 дня пастухом было передано в счет уплаты горожанке (хозяйке рабынь) ткань джаи ценой 6 кедет, ткань ценой 4 кедет, бык ценой 6 кедет, 8 коз ценой 4 кедет и деньги в размере 15 кедет. Но эта запись договора найма рабынь свидетельствует и о том, что даже пастухи как часть свободного населения могли уплатить такую большую сумму. Безусловно, не все, а наиболее состоятельные из их числа. Государственные и храмовые рабы использовались на работах в поле, каменоломнях, рудниках, на строительстве дамб, каналов, плотин, храмов, пирамид и т.д. Но где бы ни работал раб, он всегда был под постоянным контролем надсмотрщиков, сторожей и других наблюдателей, которые били рабов, понуждая их непрерывно работать, чтобы задание было выполнено в нужном объеме быстро и в установленный срок. В несколько лучшем положении среди подневольной, зависимой части населения была такая ее категория, как слуги царя. Происхождение этой категории населения древнего Египта до сих пор однозначно не объясняется. Но «слуги царя» имели личное имущество и получали за работу вознаграждение из царских складов и казны. «Слуги царя» выполняли различного рода работы и в определенном объеме, т.е. устанавливалась конкретная норма работы, за выполнением которой следили низшие чиновники царской администрации. Но на протяжении всей истории Древнего Египта основное налоговое бремя несла большая часть его населения независимо даже от того, было ли лицо свободным или подневольным. С учетом потребностей экономики определялось количество людей, занимающихся тем или иным ремеслом или другим видом деятельности. При этом перевод лица из одной категории в другую производился не по его желанию, а по решению высшей администрации царя. Это порождало в обществе определенную нестабильность и социальную напряженность, что в конечном итоге наряду с другими причинами привело к концу Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н.э.) – к крупному восстанию, в котором приняло участие большинство категорий свободных египтян и рабов. Это восстание было самым значительным, ибо совпало с вторжением гиксосов в Египет. Рассмотрев общественный строй древнего Египта, можно отметить, что он характеризовался преобладанием в экономике государственной собственности в лице царско-храмового хозяйства и довольно сложной, но подвижной социальной структурой общества. При этом, как подчеркивают профессора Жидков О. И. и Крашенинникова Н. А., это было прямым следствием «полного поглощения государством египетского общества». Государственный строй Древнего Египта Государство в Древнем Египте имело форму деспотии. В нем вся полнота власти номинально принадлежала одному лицу, правящему с помощью более или менее сложного централизованного бюрократического аппарата (царю-фараону). Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV - начало III в. до н. э.) насчитывает 30 династий в истории Египта. Характерной чертой деспотии, сложившейся в Египте, был религиозный культ главы государства царя-фараона. Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения была основной причиной тенденции к политической централизации и к укреплению деспотической власти. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн нередко становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати. Характеризуя Древний Египет с точки зрения государственного устройства, необходимо отметить, что это было унитарное и централизованное государство, за исключением периодов распада, и с территорией в начале своего существования примерно в 27 тысяч квадратных километров. По форме правления Древний Египет – это государство абсолютной монархии в наиболее жестокой ее форме – восточной деспотии, для которой присущи специфические черты. К ним относятся: обожествление личности монарха, соединение всех трех основных ветвей государственной власти в руках монарха (царя), соединение светской и церковной власти в руках царя, неограниченность власти монарха, верховное право монарха на основные средства производства (землю и ирригационную систему), наличие огромного чиновничье-бюрократического аппарата, административно-командные методы управления обществом и государством, жестокие формы и способы властвования и защиты существующего строя. Главой государства в Древнем Египте был фараон (царь), который именовался «владыка», «величество», «государь-князь», «царь Верхнего и Нижнего Египта», «бог, дающий жизнь», «бог-владыка», «бог-властилин», но чаще всего использовались термины «царь», «фараон» и «величество». Чтобы подчеркнуть его исключительность, говоря о нем, употребляли, как правило, слова: «одаренный жизнью, долговечностью, счастьем подобно Ра вечно, вековечно»; его «всякое превосходное дело»; благодаря «его превосходным замыслам» и т.п. Власть фараона в пределах одной династии, как правило, передавалась по наследству по принципу первородства по мужской линии. При вступлении на престол царь издавал указ, в котором содержались сведения о внутренней и внешней политике, о распорядке во дворце, т.е. своего рода программу внутренней и внешней политики нового монарха. Осуществляя власть, фараон опирался на наиболее состоятельную и влиятельную часть свободного населения (жреческую верхушку, светскую и военную знать, вельмож, высших сановников) и должен был соблюдать религиозно-этические нормы и открыто не нарушать законодательство страны. Управление обществом и государством осуществлялось царем с помощью огромного чиновничье-бюрократического аппарата, состоящего из двух звеньев – центрального (высшего) аппарата и местного аппарата. Главой всего государственного аппарата было первое лицо после фараона – визирь (джати), обладавший широкими полномочиями. Визирь был высшим сановником, служебные обязанности которого определялись непосредственно самим фараоном. Прежде всего, он был градоначальником царской столицы, осуществлял контроль за общественным порядком в столице и соблюдением придворного этикета. Он же заведовал и канцелярией царя, обеспечивая хранение многочисленных законов и других государственных и частных актов, в том числе о пожалованиях земли, движимого имущества, титулов, должностей и т.д.; выслушивал различного рода донесения, сведения и прошения, а затем сообщал о них ежедневно царю. Он же отсылал за своей печатью все исходящие из дворца приказы нижестоящим органам и должностным лицам. Визирь осуществлял и судебные функции, возглавляя высшую судебную инстанцию страны – «шесть великих домов», где «взвешиваются тайные слова», и назначал лиц в «судебное присутствие». Он же считался и главой финансового ведомства, осуществляя контроль за поступлением в казну податей, наделением землей, отсрочкой платежей на три дня или два месяца в зависимости от обстоятельств. Визирь осуществлял и управление войском, давая его начальникам «воинское предписание». В ведении были и вопросы назначения «исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта», которые обязаны были каждые четыре месяца докладывать ему «обо всем случившимся у них». Структура центрального государственного аппарата в период древнего времени определялась функциями государства, среди которых особо выделялись экономическая и военная функции. С учетом этих функций можно выделить его наиболее значимые звенья: военное ведомство, финансовое ведомство и ведомство общественных работ. Для всех этих ведомств было характерно наличие огромного бюрократического аппарата, функционирующего на основе определенных принципов. Среди этих принципов необходимо указать на единоначалие, назначение, строгую субординацию, доведенную до крайности централизацию, беспрекословное подчинение нижестоящего вышестоящему по должности, совмещение должностей, бессрочность, личную преданность. Особенно влиятельным было военное ведомство, ибо благодаря ему в результате завоевательных походов пополнялась государственная казна (увеличивалось количество рабов, скота, драгоценностей и т.д.), а следовательно, улучшалось материальное положение населения Древнего Египта, в первую очередь, его правящей верхушки. В финансовом ведомстве осуществлялся учет всего богатства страны: военной добычи, земли, судов, золота, рудников, каменоломен, мастерских, пирамид, статуй, храмов, украшений, рабов и т.д. В нем же со средоточивались сведения о поступающих налогах как с самих египтян, так и от подвластных народов; определялись размеры податей с учетом результатов переписи населения и имущества и потребностей страны; решались вопросы о сдаче в аренду земель, рудников и т.д. В древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого общества этого этапа развития. Наряду с открытым выражением классовой сущности общества Древнего Египта это право сохранило в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя. Эксплуатация рабов в Египте не достигла такой степени, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью и имущество. За преступления их наказывали органы государственной власти, а не хозяева. В случаях жестокого обращения с ними рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих господ, что могло повлечь за собой превращение их в слуг храмов. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободным. Следует указать на пережитки матриархата в брачно-семейных отношениях. Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак представлялся как договор, и женщина выступала в нем от своего имени. Была обеспечена собственность жены и ее равное положение с мужчиной в браке. Она могла получать развод по своему желанию. Были случаи, когда дети назывались по имени матери, а не отца. В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот. Характерно наличие наказаний за убийство священных животных и святотатство. Наказания отличались исключительной жестокостью. Смертная казнь применялась в простой форме (отсечение, распятие и погребение заживо). Кроме того, применялись наказания в виде талиона в символической (например, отрезание языка за разглашение государственной тайны) и материальной форме. В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивов. Судья молча прикладывал изображение богини Маат, олицетворявшей истину, ко лбу того, в чью пользу было решено дело. Что касается ведомства общественных работ, то оно ведало строительством ирригационной системы (каналов, дамб, арыков, плотин, шлюзов), пирамид, храмов, святилищ, дворцов, стен, дорог и поддержанием их в надлежащем состоянии; озеленением улиц и площадей, вопросами санитарии. Этому ведомству подчинялась большая армия писцов и смотрителей, осуществлявших контроль не только за качеством и количеством выполняемых общественных работ, но и за их своевременным выполнением. Для того, чтобы делопроизводство во всех ведомствах государственного аппарата осуществлялось на надлежащем уровне, учреждались специальные школы писцов, в которых готовили чиновников данного ранга, в одном из наставлений учеников школ писцов писалось: «Будь писцом! Освободит она тебя от податей, защитит от работ всяких». Система местного управления в Древнем Египте строилась в соответствии с административно-территориальным делением и, как правило, копировала структуру центрального аппарата с учетом его главных ведомств. Несмотря на то, что Древний Египет был централизованным государством, Верхний и Нижний Египет всегда рассматривались как две особые административные территориальные единицы, куда визирем назначались особые чиновники, которые именовались «исполняющие должности сановников Верхнего и Нижнего Египта». Каждый из них лично отчитывался за положение дел на вверенной ему территории. Сановнику Верхнего Египта подчинялись непосредственно все нижестоящие местные органы Верхнего Египта. Во главе нома стоял правитель (управляющий), осуществлявший текущее управление номом. В его ведении были военные, финансовые, полицейские, административные, судебные и другие вопросы. При нем находилось большое число подчиненных ему чиновников (начальник писцов места продовольствия, начальник вещей, начальник поручений нома, начальник гонцов нома, начальник мастерских нома, судьи-стражи нома, судьи-счетчики нома, врачи людей нома и др.). Жители каждого нома с учетом произведенной переписи населения и оценки имущества обязаны были уплачивать подати и выполнять определенные виды работ, а местные чиновники были призваны обеспечивать их беспрекословное выполнение. Таким образом, государственному строю Древнего Египта были характерны особая разновидность абсолютной монархии – «восточная деспотия», авторитарный режим и многочисленный чиновничье-бюрократический аппарат. И в заключение необходимо отметить, что Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который, начиная с III династии, не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Даем определение следующим понятиям Авилум - свободой человек, полноправный член общества, обладающий имущественными правами, а так же правом владения землей. Агнатами - назывались лица, соединённые воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился ещё в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (лат. pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление. По древнему римскому праву на агнатстве основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы. Алло́д (нем. Allod, фр. alodis от al «полный» + od «владение») — согласно средневековым законам, выделенное в полную власть феодальное земельное владение. Первоначально аллод был неразделимой и неотчуждаемой собственностью большой семьи, постепенно, с увеличением имущественного расслоения и выделением малой семьи из большой, аллод становится владением сначала малой семьи, а затем (к концу VI — началу VII века), частным. Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Ареопаг (Ἄρειος Πάγος; полное назв. – Совет на Ареопаге, ἡ ἐν Αρείῳ Πάγῳ βουλή), в Афинах один из древнейших органов гос. управления, первоначально Совет знати (евпатридов), названный по месту заседания (Ареопаг – холм к западу от Акрополя, посвящённый богу войны Аресу). Артхаша́стра (Arthaśāstra) — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурхуи (321—297 года до н. э.). Архонт - (гр. archon начальник, правитель) высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах государствах). Первоначально в Афинах было три А., с середины VII в. до н.э. коллегия А. состояла из девяти лиц. В V в. до н.э. утратили значение . 3. Решение следующей задачи: Гражданин США Майкл Никсон обратился в суд с иском на действия местных властей, которые выдвинули обязательным условием внесения его в список избирателей уплату им подоходного налога за истекший год. Каким должно быть решение суда, если иск предъявлен в 1966 г.? Задача решается на основании Конституции США 1787 г. и поправок к ней. Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога». Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествущие годы. В 1965 году Законом об избирательных правахдействие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа «равной защиты закона». Поэтому, в соответствии с принятыми поправками в Конституцию, Законом об избирательных правах, решение суда должно быть принято в пользу М. Никсона. Список использованной литературы Конституция Российской Федерации [Текст] : [от 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года [Текст]. – М., 2005. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 720 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/991916. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 2. Современная эпоха: учебник / Н. А. Крашенинникова, Л. М. Гудошников, О. А. Жидков [и др.] ; отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва : НОРМА: ИНФРА-М, 2019 г. — 816 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/982416. 5.Гладкий В.Д. Древний мир: энцикл. слов: в 2 т. М.: Центрполиграф, 1998. 6.Суверов Е.В. Государство и право Древнего Египта: учеб. пособие. Барнаул, 2007. 165 с. 7.https://be5.biz/pravo/i003/1-1.html |