Главная страница

контрольная работа по аксиологии. кр аксиология. Контрольная работа по дисциплине История и методология юридической науки


Скачать 21.95 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История и методология юридической науки
Анкорконтрольная работа по аксиологии
Дата24.09.2022
Размер21.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакр аксиология.docx
ТипКонтрольная работа
#693925

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Интернет- институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История и методология юридической науки»

на тему

«Правовая аксиология»

Содержание

Введение

1. Понятия «аксиология», «правовая аксиология»

2. Система ценностей права

3 Свобода как ценность права

Заключение

Список литературы

Введение

Смена типов развития - переход от мобилизационных методов к инновационным - ключевая проблема современной российской истории. Успех или неудача в ее решении во многом определит будущее страны. «Реформы» 1991 - 2000 гг. отбросили Россию в число стран третьего мира.

Для того чтобы Россия смогла вернуться в ряд цивилизованных демократических стран, чьи ценности базируются на признании прав человека, достоинств личности, для того, чтобы правозащитная работа в самой России достигала своей цели, нужен определенный уровень гуманистического, демократического и правового сознания.

Сейчас большинство людей не осознают своих прав, не замечают посягательств на них, с легкостью сами ущемляют права других сограждан. Разрушив коммунистическую тоталитарную идеологию, россияне оказались в мировоззренческом вакууме..

Цель данной работы - раскрыть сущность правовой аксиологии, проанализировать систему ценностей права и охарактеризовать социальную ценность права. Для достижения поставленной цели был произведен анализ юридической литературы. Хочется выделить труд Нерсесянца В.С. «История политических и правовых учений».

В соответствии с поставленными целями, в работе решаются следующие конкретные задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «аксиология», «правовая аксиология».

2. Определить и проанализировать систему ценностей права, охарактеризовать социальную ценность права.

1. Понятия «аксиология», «правовая аксиология»

Термин «аксиология» (от греч. аxia - ценность и logos - слово, понятие, учение) -- учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.

В традиционном понимании - раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания, и практического нравственного действия.

Однако, являясь одной из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания, анализ ценностей входит в качестве аксиологического компонента не только в философские, но и во многие социологические, психологические, этнологические и другие концепции.

Базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью.

Многообразие трактовок для аксиологического понятия «ценность», обусловленное различиями в решении проблемы соотношения онтологического, гносеологического, социологического, объективно-субъективного, материально-идеального, индивидуально-общественного применительно к характеристике ценностной системы, порождает многообразие аксиологических интерпретаций, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

Разночтения определяются, прежде всего, расхождением в следующих позициях:

а) отождествление ценностей с объективно существующими феноменами культурного пространства против признания их в качестве характеристики, связанной с оценочной деятельностью субъекта;

б) признание в качестве ценностей особых абстрактных сущностей против их трактовки как предметов, значимых для субъекта и удовлетворяющих его потребности;

в) отнесение ценностей к индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта, против их существования в форме надындивидуальной реальности.

Повышение интереса к проблеме изучения ценностей происходит в период ценностных кризисов, ломки сложившейся системы и поиска новых оснований и ориентации существования человека.

Наряду с процессом трансформации аксиологических шкал при сохранении их иерархизированности как таковой, кризисные эпохи порождают также и идеи отказа от предпочтительности той или иной ценностной позиции.

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Ценности придают смысл человеческой жизни. «Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей», - писал российский философ И.Т.Фролов. А потому, представляет важность и интерес изучать «аксиологию - науку о ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации» (Б.Г. Ананьев).

Содержание правовой аксиологии составляют субъективные ценностные отношения к праву, складывающиеся в том или ином обществе.

Ценности, в отличие от знания, не подлежат рациональной, доказательной проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (первоначальные) интеллектуально - эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими, к деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага.

Все ценности, которые существуют в обществе, различаются по своей значимости и в совокупности составляют иерархическую систему, которая может в значительной степени отличаться от систем ценностей других обществ и от ценностей различных классов и групп внутри общества.

Например, в традиционных обществах, в которых религия является центром социальной жизни, именно религиозные ценности, как-то: Бог, вера, заповеди и т.д., составляют высшие ценности, подчиняющие и определяющие все остальные. В материалистических обществах такими верховными ценностями могут являться деньги, слава, удовольствия, свобода и т.д.

Во всех иерархиях ценностей свое место занимает и право. В зависимости от типа общества, это место может быть первостепенным или второстепенным, но в любом случае восприятие права как ценности является необходимым условием самого его (права) существования.

Правовые ценности также разнообразны, как и другие социальные ценности. В частности они могут затрагивать глубины эмоциональной, нравственной, т.е. духовной жизни человека, и могут оставаться на периферии его эмоциональной сферы, воздействуя главным образом на сферу интеллекта.

В первом случае правовые ценности можно характеризовать как содержательные, а во втором - как ценности формальные. Формальные ценности не зависят от конкретного содержания предписаний и дозволений правовых норм и присущи любому праву как таковому, поскольку определяются его имманентными целями и способом функционирования.

В первой трети XX в. аксиология пережила самый настоящий бум, ибо ценностное учение о человеке, обществе и культуре позволило взглянуть на них изнутри и непредвзято, независимо от любых социально-экономических и партийно-политических пристрастий.

Именно поэтому ценностное учение надежно заработало не только в социокультурной, но и в политикоправовой среде.

2. Система ценностей права

Велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права - это свобода, равенство, справедливость, мир. Правовые же ценности делятся на ценности-идеалы, ценности-желания и ценности-обязанности.

Ценностную систему в области права можно сравнить с пирамидой, в верхней части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней - обширная и развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний, постановлений, разрешений, запретов и пр.

Роль права, его ценность в отношении общества и государства проявляется в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Ценность же права для личности состоит в том, что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности, охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина. Таким образом, ценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности и общества, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.

В общем, ценность права можно определить, как способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Социальная ценность права определяется той ролью, которую играет сегодня право в общественной жизни, в жизни каждого человека.

Как уже говорилось, право выступает всеобщим нормативным регулятором поведения людей. Благодаря этому свойству право занимает важное место в системе тех средств, с помощью которых общество и государство решают общесоциальные задачи в области охраны природы, обеспечения здоровья населения, развития образования, культуры и т.д.

Значение и ценность права определяются его ролью в упрочении и развитии демократии в обществе, утверждении режима законности. Право создает юридическую основу для борьбы с произволом, нарушением общепринятых норм поведения. Вне и помимо права сегодня просто невозможно обеспечить безопасность и личную свободу людей, развитие инициативы и предпринимательства. Право обозначает известную свободу поведения людей, способствует утверждению общечеловеческих ценностей.

3. Свобода как ценность права

Свобода - не вечная ценность. В древности и средневековье она служила идеалом лишь для одиночек, поднявшихся в своем духовном развитии над общим уровнем. Большинство же в то время и много позже не задумывалось о свободе и не дорожило ею. Жизнь общества детальнейшим образом регламентировалась обычаями и традициями, не оставлявшими места или оставлявшими слишком мало места для выбора и личных решений. В традиционных обществах такая ситуация характерна и в наше время.

С эпохи Возрождения постепенно утверждается представление о самоценности личности. Она уже не рассматривалась только как часть общественного организма. Буржуазные революции выдвинули требование и лозунг свободы. В 19-20 вв. она получает широкое признание и ныне рассматривается как признак высокоразвитого общества, хорошей политической и правовой системы.

Свобода - это возможность поступать так, как хочется, способность делать или не делать что-либо в соответствии со своими желаниями и убеждениями.

Проявления человеческой свободы чрезвычайно многообразны. Они охватывают все сферы общественной и частной жизни, в том числе и правовую.

Человечество давно пришло к выводу, что ради беспрепятственного и гарантированного осуществления свободы ее нужно в известной мере ограничить. Это особенно важно при определении ее юридических аспектов. Все великие правоведы и философы, рассуждая о свободе, обращали внимание на эту сторону вопроса. Для них свобода - это познанная необходимость, способ существования людей в обществе, а не одностороннее утверждение собственной воли. Классическое определение индивидуальной свободы дал крупнейший представитель английского либерализма в 19 в. Дж. Ст. Милль: это право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

Связь свободы с обязательствами подчеркивал выдающийся русский юрист и государственный деятель М.М. Сперанский. Для него свобода «есть признание моральной необходимости, ее торжество над потребностями физическими».

В.А. Четвернин пишет, что «свобода - это абсолютная ценность человеческого общества».

По существу с этой точкой зрения полемизирует Г.В. Мальцев. Но он считает провозглашение индивидуальных свобод и прав человека высшими ценностями.

Заключение

Термин «аксиология» (от греч. аxia - ценность и logos - слово, понятие, учение) -- учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиционном понимании - раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания, и практического нравственного действия. Однако, являясь одной из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания, анализ ценностей входит в качестве аксиологического компонента не только в философские, но и во многие социологические, психологические, этнологические и другие концепции.

Содержание правовой аксиологии составляют субъективные ценностные отношения к праву, складывающиеся в том или ином обществе.

Ценности, в отличие от знания, не подлежат рациональной, доказательной проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (первоначальные) интеллектуально - эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими, к деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Все ценности, которые существуют в обществе, различаются по своей значимости и в совокупности составляют иерархическую систему, которая может значительно отличаться от систем ценностей других обществ и от ценностей различных классов и групп внутри общества.

Во всех иерархиях ценностей свое место занимает и право. В зависимости от типа общества, это место может быть первостепенным или второстепенным, но в любом случае восприятие права как ценности является необходимым условием самого его (права) существования. Правовые ценности также разнообразны, как и другие социальные ценности.

В первой трети XX в. аксиология пережила самый настоящий бум, ибо ценностное учение о человеке, обществе и культуре позволило взглянуть на них изнутри и непредвзято, независимо от любых социально-экономических и партийно-политических пристрастий. Именно поэтому ценностное учение заработало не только в социокультурной, но и в политикоправовой среде.

Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные.

Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения -- это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Значение и ценность права определяются его ролью в упрочении и развитии демократии в обществе, утверждении режима законности. Право создает юридическую основу для борьбы с произволом, нарушением общепринятых норм поведения. Право обозначает известную свободу поведения людей, способствует утверждению общечеловеческих ценностей.

Список литературы

1. Аксиология. // База знаний de-facto. www.examen.ru.

2. Алексеев В.В. Теория права. - М., 1995.

3. Выжленцев Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально - политический журнал. -1995. - №5.

4. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

5. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 1994.

6. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидова и Н.А. Крашенниковой. - М., 1996.

7. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева. - М., 1993.

8. Коженевский В.Б. Правовое государство и некоторые особенности его формирования в Российской Федерации//Вестник Омского Университета. - 1997. - №1.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1995.

10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

11. Корельский В.М. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Издательство НОРМА, 2002.

12. Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- М., Юристъ. - 1996.

13. Лившиц Р.З. Теория права. - М., Юристъ. - 1994.

14. Малинов И.П. Философия права. - Екатеринбург, 1995.

15. Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. - 2004. - №10.

16. Марченко М.Н. Теория государства в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Проспект. - 2004.

17. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987.

18. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: ИНФРА, 2001.

19. Основы государства и права. Под ред. А.Д. Кашина. - М.: Высшая школа, 1987.

20. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996.

21. Сырых В.М. Теория государства и права. - М.: Юридический дом Юстицинформ, 2004.

22. Теория права / Под ред. С.С. Алексеев. - Харьков, 1994.

23. Трубецкий Е.Н. Энциклопедия права. - СПб., 1998.


написать администратору сайта