Наука и культура в современном мире. история. Контрольная работа по дисциплине История Наука и культура в современном мире
Скачать 57.5 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» Контрольная работа по дисциплине «История» «Наука и культура в современном мире» Выполнил студент группы зОЛв - 10 Иванов И.И. Проверил преподаватель Губа М.Н. Екатеринбург, 2018 Содержание
Введение В современном языке одним из наиболее употребляемых слов является слово «культура». Изучение этой темы является особенно актуальным, так как культура выполняет целый ряд важнейших функций, именно культура – это двигатель общества, с утратой культуры утрачивается также и духовность. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: – рассмотреть понятие, признаки и виды науки; – определить понятие техники; – изучить функции науки; – раскрыть аспект значения науки и техники в современном обществе. Цель работы состоит в изучении институциональных и функциональных аспектов деятельности ЮНЕСКО, определение функций Организации в условиях современных международных отношений и перспектив ее деятельности в системе ООН. В то же время именно на данном этапе могут быть улучшения в области культуры – ведь, как правило, именно в самые тяжелые годы в России культура начинала развиваться наиболее бурно. Цель работы – рассмотреть основные достижения в науке и культуре в период «Оттепели». 1. Развитие науки и техники Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине XX – начале XXI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии способствовали кардинальному изменению многих сторон промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства [1, с. 78]. В 70-е гг. начался новый этап научно-технической революции. Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Характерная черта данного этапа – резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ этого времени – персональный компьютер, с последних десятилетий XX в. ставший в развитых странах неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Возникновение Интернета сделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применяться для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны) [2, с. 96]. Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением космоса. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. Так, началось создание международной космической станции с участием США, Россия, стран ЕС и Азии. 2. Новые черты культуры В 40 – 50-е гг. главной темой искусства была Вторая мировая война. Ее событиям посвящены памятники и монументы, литературные произведения, фильмы, музыка, живопись. Во Франции к теме войны обращались писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого («расчет с прошлым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б. Келлермана, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс. В ФРГ с огромной силой эти проблемы были подняты в произведениях Г. Бёлля («Где ты был, Адам?»). Об этом же писали немецкие авторы, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э.М. Ремарк). Роман Э. Ремарка «Время жить, время умирать» ставил острейшую для ФРГ проблему ответственности не только нацистов, но и всех немцев за преступную войну против Советского Союза [3, с. 115]. Все эти произведения относятся к реалистическому направлению. Черты реализма ярко проявились в творчестве американских писателей того времени: У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. В кинематографе огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим – открытый город» об участниках движения Сопротивления. В 60 – 70-х гг. в Италии снималось немало фильмов, обращенных к острой социальной и политической тематике. В них ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии. Все более известным в мире становится кино азиатских стран. Прорыв здесь был совершен в 60-е гг. японским режиссером А. Куросавой («Расёмон», «Ран» и др.). Важнейшую роль в кинематографе играли США. Многие выдающиеся американские фильмы были посвящены войне во Вьетнаме («Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О. Стоуна). Однако преобладали все же фильмы развлекательных жанров – вестерны, боевики, детективы, триллеры, фантастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими среди них стали «Звездные войны» Дж. Лукаса, «Крестный отец» Ф. Копполы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. В некоторых развлекательных фильмах затрагиваются острейшие проблемы американского общества и дается их критическая оценка (трилогия «Матрица» братьев Л. и Э. Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера и др.) [4, с. 52]. Популярными в искусстве остаются различные модернистские направления. В 40 – 50-е гг. французские писатели Ж.П. Сартр и А. Камю стали пропагандистами экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежит конфликт между требованиями общества и убеждениями героев. В романе Камю «Чума» ставится проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. известность получают авангардистские течения, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощущениях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой театра абсурда. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э. Ионеско. Героем абсурдистских пьес являлся «маленький человек» с его беспомощностью перед судьбой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х гг. пользовались произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Л. Борхес, Х. Кортасар, Г.Г. Маркес и др.). Заметное место в литературе занял жанр фэнтези, в котором авторы помещают своих героев в придуманный мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена, а также появившиеся на рубеже XX – XXI вв. романы Дж. Роулинг о мальчике-волшебнике Гарри Потере [5, с. 88]. Модернистские и авангардистские направления господствовали и в изобразительном искусстве. Популярным в 40 – 60-е гг. был абстрактный экспрессионизм (Дж. Поллок). Примерно в 60-е гг. в культуре начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определенным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов, реальности и вымысла. В 60 – 70-е гг. возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Художник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявляется «фактом искусства». Поп-арт, наиболее ярко проявившийся в изобразительном искусстве, в музыке привел к возникновению рок-н-ролла. Классиками рок-н-ролла 60-х гг. стали американский певец Элвис Пресли, английские группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появилось множество других музыкальных направлений. Огромная индустрия шоу-бизнеса охватила весь мир. В целом для культуры второй половины XX в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов [2, с. 47]. Заключение В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения коренным образом изменили жизнь каждого из нас и судьбы цивилизации в целом. На современном этапе культура по-прежнему сохраняет свои главные функции. Однако в развитии культуры наблюдаются определенные противоречия и трудности. В первую очередь, можно говорить о соперничестве массовой и элитарной культур в современном культурном пространстве, причем, именно массовая культура занимает лидирующие позиции. Массовая культура является своего рода феноменом социальной дифференциации современной культуры в целом. Также одним из наиболее актуальных является вопрос о соотношении духовной и материальной культуры в современном обществе. В системе культуры важное место занимают духовные ценности, важнейшими из которых являются нравственные, мировоззренческо-философские и эстетические ценности. Эти ценности крайне важны в силу того, что ценностная ориентация играет заметную роль в культуре, иными словами, культура и может быть определена в первую очередь как система ценностей. Однако духовные ценности не всегда являются определяющими, скорее они взаимодействуют с материальными и дополняют друг друга. Наконец, можно отметить, что для современной культурной сферы характерно не опережающее развитие духовной культуры (и в частности науки), а снижение темпов её развития по сравнению с материальной культурой. Этот процесс противоречит основному закону развития культуры и может привести к глобальным необратимым негативным последствиям. Список использованных источников 1. Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. – М., 2015. С. 202. 2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. /Под ред, проф. А. Н. Марковой. – М., 2016. С. 13. 3. Кравченко, А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2016. – 496 с. 4. Степин B.C. Наука и лженаука // Науковедение. 2015. № 1. С. 53−61. 5. Синергетика и образование. Хрестоматия. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2017. – 480 с. |