АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Контрольная работа по дисциплине история по специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения
Скачать 31.01 Kb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения ВАРИАНТ №2 Работу выполнила Студент 1 курса группы ПСО-2221 Гильданова Ксения Русланова Дата «21» марта 2022г. Руководитель контрольной работы: Мустахитдинова Роза Салаватовна УФА-2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры. 1.1 Творчество писателей 60-70-х гг. 1.2 Традиции и новаторство архитекторов 1.3 Творчество художников 60-70-х гг. 1.4 Выводы 2. События в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. и их влияние на процесс распада СССР. 2.1 Введение 2.2 Падение социалистических режимов в Восточной Европе ВВЕДЕНИЕ Содержание понятия культура является достаточно сложным. В общем массиве духовного производства отражаются противоречия социальной жизни человечества. Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия. Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах. Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, со верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства. Культура советской эпохи – это совокупность исторически накопленных духовных ценностей, служащих человечеству и защищающих его будущее. Она также включает в себя понятие доступности для народа этих ценностей, а также участие талантливых людей из всех слоев общества в развитии всех сфер культуры. Развитие человечества и более того его сохранение предполагает бережное отношение к гуманистическим традициям, передачу потомкам достойного культурного наследия. Само понятие « прогресс», т.е. движение вперед, изменение к лучшему, обозначает как экономическое развитие общества. ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, АРХИТЕКТОРОВ, УЧЕНЫХ СССР 70-Х ГГ. НА ФОНЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Художественный процесс 60--70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной "оттепелью". На формирование культуры "оттепели" сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. В 60--70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики -- В; Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры -- Г. Чухрай, С. Ростоцкий. Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период "оттепели" так называемой "деревенской прозы". Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других "деревенщиков" не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании; морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни -- понятие "дома", в которое издревле русские люди вкладывали и понятие "отечества", "родной земли", "семьи". Через осмысление понятия "дом" осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе "Дом" Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина "Прощание с Матерой" и "Пожар". Проблема взаимоотношений человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ 60-70-х гг. В литературе и искусстве второй половины 60-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -- официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались "однодневками". И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре. На рубеже 60--70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", А.М. Василевского "Дело всей жизни" и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время. Идеализации общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников -- И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта "зеленая улица" для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева "Малая земля". "Целина" и "Возрождение". Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писательского Союза. В 60-х гг. общественно-политические процессы в стране, вступившей в период зрелого социализма, глубокое взаимопроникновение национальных и интернациональных начал в художественном творчестве, уровень художественного развития советской литературы, опыт, накопленный ею для многопланового отображения основных жизненно важных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития советской литературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились в оживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий, в активизации работы журналов и издательств. После 2-го съезда писателей СССР (1954; последующие съезды происходили в 1959, 1967, 1971, 1976) резко увеличилось число и тиражи журналов и альманахов, расширилась карта их "расселения". Альманах "Дружба народов" превратился в ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. В Москве было создано новое издательство "Советская Россия". Новые издательства организовались в Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской автономной республиках и ряде областей. С 1958 в Москве стала выходить вторая литературная газета "Литература и жизнь", в дальнейшем реорганизованная в еженедельник "Литературная Россия". Постоянным фактом литературной жизни стали дни советской литературы, проходящие в республиках, краях, различных областях СССР. Формирование и развитие советских литератур в неразрывной связи с общественно-историческим развитием и культурным строительством в СССР, их неуклонный рост -- количественный и качественный -- важнейшая закономерность духовной жизни советского общества и одна из характерных типологических черт литературного процесса. Объективное исследование всех пластов и социальных групп общества, правдивое раскрытие конфликтов прошлого и настоящего с позиций партийности, народности, следование принципу историзма способствовало расцвету национальных литератур, выявлению самых глубинных потенций и создавало прочные основы их интернационального единства. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО АРХИТЕКТОРОВ В начале 70-х за железным занавесом, окружавшим СССР, уже наступил период постмодернизма. Западные архитекторы, применяя в своих проектах функционально-конструктивную основу, экспериментировали с фасадами. Вновь начали использовать декор, плавные линии и прочие нефункциональные элементы, делать заимствования из уже существующих архитектурных стилей. В СССР такая творческая независимость пришла только в конце 80-х. А в 70-е у нас шли поиски новых архитектурных концепций, начавшиеся еще при Хрущеве. В этих поисках был слышен отголосок архитектуры авангарда - страна вновь летела в будущее. Главной идеей стало отрицание архитектуры помпезного сталинского ампира, затем началось формирование эстетики модернизма и брутализма. Появились новые принципы городского планирования. "Явные плюсы застройки, формировавшейся в 70-е - это комплексность. Тогда в большинстве городов Советского Союза одновременно развивались промышленная и социальная инфраструктура, жилой фонд. Очень быстро строились заводы, а строительство жилья и садиков, школ, если и отставало, то, по крайней мере, пропорционально друг другу, - рассказывает Станислав Белых, руководитель архитектурного бюро "ОСА". - Если строили жилье, то рядом в нужной пропорции появлялись и объекты социальной инфраструктуры. Тот же принцип применялся и при строительстве улично-дорожных сетей". Минусом модернистской архитектуры 70-х было то, что основывалась она на отрицании опыта, наработанного градостроителями до начала 30-х. Тогда принципом градостроительства была квартальность, иерархия улично-дорожной сети, улицы выделялись по значимости, по характеру. "Модернистская архитектура ввела такое понятие, как микрорайон, - продолжает Станислав Белых. - На западе опыт строительства микрорайонами был краткосрочным и значительно не повлиял на городскую ткань. В случае с Советским Союзом микрорайон стал основной советской, а позже и российской единицей застройки". Бурное развитие производительных сил страны, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, вызвало строительство новых городов. Ежегодно на географической карте страны появлялось около 20 городов и посёлков городского типа. Были построены и быстро развивались города: Братск, Новосибирский Академгородок, Тольятти, Навои, Шевченко, Набережные Челны, Нижневартовск, Надым, Зеленоград, Усть-Илимск, Амурск, Тында, Червоноград, Днепрорудный и многие другие. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ 60-70-х гг. 60-70-е годы - это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. В своей широкой экспрессивной манере Е. Моисеенко создает овеянные революционной романтикой полотна о гражданской и Великой Отечественной войнах (цикл "Годы боевые", 1961; "Красные пришли", 1963--1964, и др.). Б.С. Угаров пишет картину о блокадном городе на Неве--"Ленинградка. В сорок первом" (1961). Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при яркой эмоциональности и остроте самого характерного. Художники разрабатывают новый, так называемый "суровый стиль" (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Ибо именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40-50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу "хорошего с лучшим" а также без иллюстративности, "литературщины", ставших почти нормой, т.е. без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности, пагубно влияя на образное содержание и художественное мастерство. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках "правды жизни" обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Композиция, как правило, лапидарна, рисунок жесток и лаконичен, цвет условен, не отвечает натурным соотношениям. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении. Но это не означает, конечно, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников "сурового стиля" связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета. Это понятно, ибо искусство - прежде всего исследователь человеческой души. Отличительной чертой портрета является пожалуй, некоторая подвижность его границ. Портрет часто вбирает в себя свойства других жанров или сам вторгается в них. Это особенно заметно в автопортретах; как правило, они широко представлены на выставках. В них поражает острый самоанализ, иногда беспощадная ирония, безжалостность приговора самому себе. Все это, однако, не исключает многоликости современного портрета, и философски осмысляющего жизнь, и сурово анализирующего ее, и выражающего лирическое, поэтическое чувство радости бытия. Более пристального внимания требует в первую очередь решение проблемы героя в этом искусстве. Бытует мнение, что люди в картинах "суровых" - плоские персонажи в "железных" робах, лишенные какой бы то ни было внутренней жизни. Оно справедливо только по отношению к эпигонам, а не к талантливым представителям поколения, его творческим лидерам. К 70-м годам в искусстве нарастает потребность самоопределения индивидуальной позиции через глубокий анализ ситуации "личность и мир". Около середины 70-х годов критика обострились разделяющие его противоречия. Все это вместе есть содержание современного искусства. Пытаясь его охватить, творческое самосознание "семидесятников" выглядит уже гораздо менее целостным, нежели у "суровых". Конкретно его оценить особенно непросто сегодня, когда общественная ситуация меняет отношение к недавнему прошлому. Будет известная логика в следующей позиции: искусство "семидесятников" могло лишь негативно, болезненными противоречиями отразить ту эпоху, когда столь ощутимой стала тенденция общественного застоя. Но критика обязана быть конкретной. Надо видеть движение жизни там, где оно продолжалось. Наша художественная культура 70-х годов имела в себе очаги жизни, свежие силы, предвосхищавшие и даже готовившие нынешние сдвиги в нашем мышлении. Это и фильмы, сегодня "снятые с полок", и книги, многие из которых писались, да и читались нами, в 70-е годы. В живом потоке свое место занимают и наиболее талантливые явления молодого изобразительного искусства. И, разумеется, не только лишь молодого. Хотя в силу многих причин достижения нашей живописи более спорны, более фрагментарны, чем, скажем, литературы Ф. Абрамова и Ч. Айтматова. И все же художники-"семидесятники" кое-что сделали для того, чтобы правильно сфокусировать грани той самой мозаики, какой надлежит дать пластически-образную картину действительности конца XX века. ВЫВОДЫ Подъему культурно-технического и образовательного уровня трудящихся КПСС уделяет первостепенное внимание. К важнейшим направлениям развития культурной жизни в условиях развитого социализма относятся: преодоление культурно-бытовых различий между городом и деревней, стирание граней между умственным и физическим трудом, дальнейший расцвет культур всех национальностей Союза ССР и их постепенное сближение. Во всех этих направлениях произошел значительный шаг вперед в 60--70-х годах XX века. Пойдут ли общее творческое развитие, искания молодых тем или иным путем, предполагать трудно. Особенно в исторической ситуации множества сдвигов на разных уровнях нашего социального организма. Однако в любой ситуации сохраняет значение выбор, совершаемый человеком. И, разумеется, такой выбор во многом зависит от наших ценностных представлений, идеалов, стремлений. А здесь немалую роль играет отношение к прошлому опыту. Вот почему, оглядываясь на нашу художественную жизнь последних сорока лет, кажется важным не упускать из виду неких ее уроков. Сейчас много спорят о традициях отечественного искусства. Есть духовная традиция, которую искусство советское, искусство новейшее унаследовало от больших художников дореволюционной России. Это ум, сердце, творческое воображение, открытые насущным тревогам сограждан, человеческим борениям современности. Это потребность создавать искусство, соразмерное жизни -- широко, общественно понятой, ее всеохватным запросам. Здесь дело больше во внутреннем пафосе творчества, нежели в индивидуальных или национальных творческих предпочтениях. Органически ощущаемый социальный масштаб художественных задач. Вот то, что, пожалуй, ярче всего выделяет достижения мастеров советской культуры в любой международной экспозиции. Именно эта естественная, глубоко личная и потому индивидуально окрашенная творческая причастность общим вопросам жизни, Она налицо и в лучших произведениях наших молодых художников и писателей. Чувство гуманистической сопричастности определило, как представляется, развитие нескольких генераций, о которых у нас шла речь. Определило -- при всех противоречиях, "завихрениях", которые свойственны нашему молодому и не молодому искусству. Живое, воплощенное в его образах гуманистическое начало и видится ценностью, способной позитивно влиять на завтрашний выбор. СОБЫТИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х гг. И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РАСПАДА СССР ВВЕДЕНИЕ В конце 80-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правящих коммунистических партий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно – во второй половине 1989 года, но происходили они в разных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии – в результате вооруженного восстания. Демократические революции были необходимым условием последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, стремительно шел процесс разгосударствления, менялась структура народного хозяйства, все большую роль стал играть частный капитал. Эти процессы продолжаются и сегодня, подкрепленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 года. Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой страны, ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезинтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интеграции Европы, непонятны и необъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров вряд ли способствует более быстрому вступлению в новые экономические и политические союзы по отдельности, а также вряд ли положительно влияет на внутренние реформы каждой из бывших социалистических стран. ПАДЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ После Второй мировой войны тоталитарный социализм подходил к странам Восточной Европы двояко-либо во время войны коммунистические партии возглавляли партизан и поэтому в послевоенный период они, опираясь на большое партизанское движение, становились фактически самой влиятельной политической силой в стране. Так было, например, с Югославией и Албанией. Ну а второй вариант, который был гораздо более распространенным, - это установление социалистического режима под давлением Советского Союза, который, вытеснив фашистские войска из Европы, "забыл" вывести оттуда свои войска. Так или иначе, вскоре вся Восточная Европа была окрашена в красный цвет. Придя к власти, коммунисты начали строить социализм в своих странах, взяв за образец опыт СССР с небольшими отличиями в зависимости от особенностей предшествующего экономического развития своих стран и политической ситуации. Другие партии в стране были либо запрещены, либо потеряли свою политическую независимость, став частью возглавляемых коммунистами коалиций, а с началом холодной войны были окончательно заменены коммунистическими партиями. Все это сопровождалось многочисленными репрессиями во всех областях. В то же время режимы в этих странах жестко контролировались Советским Союзом, о чем свидетельствует и ввод войск в Венгрию для подавления восстания и в Чехословакию для подавления Пражской весны. Фактическим началом конца всей этой социалистической чехарды можно считать перестройку в СССР, начавшуюся в 80-е годы. Именно тогда Советский Союз отказался от своей политики вмешательства в дела стран Восточного блока, которая, с одной стороны, давала правящим режимам большую свободу действий, а с другой-лишала их главного костыля, удерживавшего эти красные режимы на плаву. Вскоре положение в социалистических странах Восточной Европы стало постепенно ухудшаться, народ требовал экономических и политических реформ, серьезных перемен, но правящие коммунистические партии действовали очень медленно, многие уже постепенно распадались изнутри из-за внутрипартийных дрязг, доверие населения все больше падало, и начался естественный кризис тоталитарного социализма. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Новые правительства восточноевропейских стран не только унаследовали многие проблемы своих предшественников, но и столкнулись с новыми. Подъем демократического движения и крах коммунистических партий привели к обострению национального вопроса. Сразу же после" бархатной революции " в Чехословакии встал вопрос о судьбе федерации. Словакия потребовала независимости, и после трудных переговоров осенью 1992 года в центре Европы появились два новых государства — Чехия и Словакия. Эпизод войны в Хорватии. Если в Чехословакии "развод" был мирным, то распад Югославии вылился в долгую и жестокую войну. Крах социализма возродил и усилил взаимную вражду народов, населявших крупнейшее государство на Балканах. Положение усугублялось попытками лидера Сербии С. Милошевича сохранить доминирующее положение своей республики в союзном государстве. В 1991 году Словения, Хорватия и Македония провозгласили свою независимость, а весной 1992 года в Боснии и Герцеговине вспыхнула война между сербами, хорватами и мусульманами, населявшими ее. Этот конфликт был прекращен только после вмешательства международного сообщества. В Югославии остались только Сербия и Черногория. Югославское руководство, состоявшее из бывших коммунистов, сумело продержаться у власти дольше, чем все остальные единомышленники в Восточной Европе. Влияние Милошевича пошло на убыль только после конфликта в автономном крае Косово, где вспыхнули столкновения между албанскими сепаратистами и сербскими правоохранительными силами. В ситуацию вмешался блок НАТО, который решил "наказать" Сербию серией мощных авиаударов. В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Говоря о восточноевропейских революциях конца ХХ века, было бы, конечно, неправильно видеть их причины только в процессах внешней политики. Основными причинами были, конечно, внутриполитические причины. Но особенность соотношения внутренних и внешних причин в этих революциях состояла в том, что внешний фактор представлял очень внушительную величину. В программных документах любой демократической организации, почти в каждом революционном действии так или иначе обнаруживались антисоветские, антирусские оттенки. Одной из наиболее серьезных причин революционной ситуации, вызревшей к концу 1980-х годов, было присутствие советских войск на территории восточноевропейских стран, что десятилетиями раздражало местное население. Постреволюционная стратегия восточноевропейских стран была направлена на достижение в политической, экономической и социокультурной сферах показателей, необходимых для вступления в НАТО и Европейский союз. Российская Федерация, как правопреемница СССР, потерявшего всех своих европейских союзников и международные организации с собственным доминированием в них, была прежде всего озабочена вопросами безопасности, восстановлением своего статуса сильного, уважаемого и равноправного члена европейской семьи народов и государств. Активное участие России в современном общеевропейском сотрудничестве предполагает трезвый подход к исторической оценке собственной политики, отличавшейся высокомерием, заносчивостью и желанием покрасоваться. Сейчас Россия имеет дело с многоплановым международным сообществом, с конкретными государствами и их группами, поэтому линия поведения государства должна строиться на национальной основе, исходя из общих интересов России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Поколения молодых. –Морозов А.И. 1989 Искусство молодых. – Сысоев В. 1976 Википедия История культуры России Историко-логическое в познании государства и права. Л.1988 Антология по истории России. От СССР к Российской Федерации 1985-2001 гг. |