Главная страница
Навигация по странице:

  • ____________________________________________________

  • История росии. Контрольная работа 5 вопрос. Контрольная работа по дисциплине история России Задание 5


    Скачать 33.36 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине история России Задание 5
    АнкорИстория росии
    Дата10.06.2022
    Размер33.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа 5 вопрос.docx
    ТипКонтрольная работа
    #584348

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    "Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова"

    (ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»)

    ____________________________________________________

    Контрольная работа по дисциплине история России

    Задание №5





    Выполнила: студентка группы Б21-552-1з Иванова А.П.

    Проверила: Степанова Н.Ю.



    Ижевск, 2021 г.

    Оглавление




    Вопрос №1 2

    Вопрос № 2 7

    Вопрос № 3 9


    Вопрос №1


    Образование СССР. Оценка отечественными историками проблемы решения национального вопроса в СССР.

    Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

    Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.

    Эпоха национальных движений началась вместе с развитием капиталистических отношений. Конечно, отдельные проявления национальных движений имели место уже при феодализме, например, когда одни народности и национальные группы боролись против иноземного ига, отстаивали своё существование. Однако эту борьбу нельзя в полном смысле назвать национальным движением, поскольку как таковых наций в то время не существовало. Почти все государства находились в состоянии феодальной раздробленности, которая вызывалась с одной стороны возможностью самостоятельного существования отдельных княжеств на базе достигнутых производительных сил, а с другой стороны – отсутствием развитого экономического оборота и внутреннего рынка.

    В царской России национальный вопрос был чрезвычайно острым и выступал в различных формах. Для одних народов шла речь о восстановлении утраченной национальной государственности, для других он переплетался с колониальным вопросом, для третьих – с борьбой за национальное равноправие.

    Величайшим завоеванием Октябрьской революции 1917 года было провозглашение уже в первых декретах следующих принципов национальной политики: право наций и народов на самоопределение, равенство и суверенность, отмена всяких национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств, социалистическая федерация. Советское правительство признало самостоятельность Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, советских республик Закавказья, Белоруссии, Украины. Права тех народов, которые не пожелали отделиться, были конституционно закреплены Советской властью.

      Для борьбы против империалистической интервенции и внутренней контрреволюции советские республики создали прочных военно-политический и хозяйственный союз, а позднее, исходя из преимущества крупных государств, поставили вопрос об объединении в единое многонациональное социалистическое государство. Так в 1922 году Всенародное объединительное движение привело к образованию Союза Советских Социалистических Республик.

    Но не следует думать, что тем самым национальный вопрос был решён окончательно, раз и навсегда. Напротив, история показывает, что проявления национализма имели место на Украине, в Прибалтике, на Кавказе. Существенную роль в обострении национального вопроса в СССР сыграли просчёты в национальной политике, особенно депортация целых народов (крымских татар, чеченцев и др.) в 30 – 40 годы. Однако националистические, сепаратистские тенденции не могли развиться при социализме в полной мере, поскольку отсутствовал главный двигатель национализма – национальная буржуазия, заинтересованная в защите своего рынка.

    Обострение национального вопроса в СССР начиналось в эпоху перестройки.  Взяв курс на ломку социалистического строя и «переустройство» СССР, горбачёвское руководство активно использовало в этих целях националистические устремления находившихся у власти в союзных республиках местных номенклатурщиков, которые, оставаясь партбилетоносцами, давно уже порвали с коммунизмом по всем пунктам и составили костяк будущей национальной буржуазии. Поощряемый из Москвы, национализм, окрепнув и всё больше наглея, явился инициатором первых межнациональных конфликтов на территории Советского Союза, начиная с конфликта в Нагорном Карабахе.

    Чем, по сути, была перестройка? Каковы были её цели? К чему она могла привести? Что бы ни говорили её идеологи, перестройка была довершением той капитализации советской экономики, которая началась с середины 50-х годов и уже не прекращалась ни на минуту. Она стала узловым пунктом перехода количественных изменений в качественные: в результате медленного, но непрерывного процесса нарастания в социалистической экономике капиталистических элементов, наступил тот момент, когда последние окончательно подавили первые. Старая социалистическая оболочка оказалась разъеденной капитализмом, и её нужно было отбросить, что и сделал Ельцин в 1991 году.

    Но стремительное развитие рыночных отношений после 1986 года означало также и возникновение национальной буржуазии в республиках, что повлекло за собой рост национализма и как следствие – неизбежное разрушение Союза.

    Можно сколько угодно обвинять Ельцина в развале СССР, но необходимо признать, что предпосылки для этого возникли задолго до него, ещё в конце 50-х, ему только выпала историческая роль завершить этот процесс. Конечно, это не снимает ответственности с Ельцина за всё то беспрецедентное разграбление страны, которое происходило при нём, однако мы, марксисты, не можем скатываться к субъективизму и рассматривать роль личности в истории вне объективных рамок действительности.

    Посмотрим теперь, что же говорили профессора-перевёртыши в перестроечные годы по поводу обострения национального вопроса в СССР. Очень показательной в этом отношении является статья Л.С. Перепелкина и Н. Е. Руденского «Национальный вопрос и права народов в СССР: опыт социально-политического анализа». Что и говорить о том воинствующем антимарксизме, которым она насквозь пропитана – таковы были идеологические установки того времени, но здесь важно другое, а именно в какие непроходимые дебри идеализма может завести отход от марксизма.

    «Объективно нынешнее обострение национального вопроса в СССР - явление вполне закономерное. Сегодня практически все народы СССР вовлечены в глобальный процесс этнического возрождения, который приобретает у нас особую напряженность в результате многолетнем подавления национального самосознания тоталитарной системой. Закономерно, что в общественном сознании выходит на первый план национальная идея, которая у многих народов выливается в требование полноценной национальной государственности. Было бы неверным рассматривать это движение как деструктивное. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что национальная идея действительно может вырождаться в форму шовинизма, весьма далекую от начал демократии и гуманизма. В силу своей самоценности любая национальная идея замкнута на себя. Однако очевидно, что подлинный межнациональный диалог, а значит и поиск решения межнациональных конфликтов, возможен только на основе каких-то общих принципов, признаваемых всеми сторонами. Представляется, что главным источником таких принципов, то есть универсальной референтной системой ценностей в национальных отношениях, должно являться международное право».

    Перед нами типичнейший буржуазный схоластический вздор обо всём и одновременно ни о чём. С чем связано так называемое «этническое возрождение»? Разве не с рыночными отношениями внутри СССР, возникновением буржуазии с её особыми интересами, которые она умело подделывает под национальные, одурачивая массы криками о «защите родины», «независимости» и т.д. Деструктивно ли это движение? На заре капитализма оно было прогрессивным, ибо означало разрушение феодальной раздробленности, шаг от одной общественно-экономической формации к другой. В данном же случае, вызванное оппортунистическим перерождением КПСС и отбрасыванием ленинской национальной политики, национальное движение стало деструктивным (несмотря на свою неизбежность при сложившихся политико-экономических обстоятельствах), поскольку привело распаду государства, конфликтам и войнам, историческому скачку назад, уничтожению и ограблению трудящихся масс.

    Что касается принципов ведения межнационального диалога, в частности принципов международного права, то это опять-таки не более чем буржуазный вздор. Единственно реальным принципом ведения более-менее мирного межнационального диалога при капитализме, а только о нём сейчас мы и говорим, является экономический, хозяйственный оборот, в который вовлекаются разные нации и в котором они как бы «растворяются». Когда есть экономическая заинтересованность, пусть даже основанная на заинтересованности буржуазной, национальная составляющая уходит на второй план (как мы это видим в Западной Европе), а на первый выдвигается идея экономического сотрудничества в целях увеличения прибыли. Отсюда Ленин, которого, как только не обгадили идеологи буржуазии, выделял две тенденции в национальном вопросе при капитализме: 1) пробуждение национальной жизни и образование национальных государств; 2) ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, науки, искусства. Первая тенденция характеризует ранние стадии развития капитализма, а вторая – зрелый, идущий к своему революционному превращению в социалистическое общество, империализм. Понятно, что при социализме вторая тенденция должна получить свое наивысшее развитие в постепенном слиянии и отмирании наций. И здесь не место крикам об ассимиляторстве, о попрании национальной культуры. Так могут говорить только узколобые националисты.

    Уже при капитализме, на основе транснациональных экономических связей, создаётся единая культура общения людей. Многие проклинают эту культуру, называя её культурой «общечеловеков» и т.д. Но скажите, господа, разве лучше, гуманнее, прогрессивнее культура какого-нибудь дикого африканского племени? Разве лучше скакать у костра, чем жить действительно по-человечески? Конечно, формирующаяся сегодня общечеловеческая культура во многом испакощена капитализмом, и само международное общение ещё строится на основе кулачного права, но всё это показывает нам, что в будущем, при социализме, станет не только возможным, но и естественно необходимым стирание всяких национальных перегородок, выработка единой культуры общечеловеческого общения, в основе которой будет лежать не присвоение прибыли, а свободный труд на благо общества и, следовательно, отдельного индивида. Если уже при капитализме, как говорил Маркс, из множества литератур возникает одна мировая литература, то при социализме возникнет единая человеческая культура, которая впитает в себя все достижения всех народов земли.

    Но всё это конечно не значит, что марксисты поддерживают всякое экономическое сотрудничество и всякое слияние наций при капитализме. Если эти процессы осуществляется насильственно, вопреки воле масс, с помощью военной силы, то мы решительно осуждаем это. Напротив, если объединение, слияние происходят добровольно (как в Евросоюзе), то мы не можем не поддерживать этого, поскольку понимаем, какую огромную роль это играет для будущего социализма. Этим сказано всё. Что же касается рассуждений вышеуказанных авторов о том, будто в СССР не соблюдались права национальных меньшинств, не поддерживались национальные традиции и т.д., то всё это с головой выдаёт их как буржуазных националистов, противников идеи сближения и слияния наций. Впрочем, требование национально-культурной автономии возникло у этих господ не просто так. Это было важнейшей задачей разрушителей Советского Союза, которые хотели как можно скорее посеять среди людей националистические взгляды, и под видом защиты «национальных традиций» и т.д. – расставить по углам братские народы.

    Вопрос № 2


    Военная и судебная реформы Александра II. Значение.

    Отмена крепостного права послужила детонатором для всей системы управления. Дворяне потеряли монополию на власть. Постепенно бедные слои населения заявляли о своих правах. В связи с этим правительство было вынуждено провести Судебную реформу, которая бы соответствовала интересам всего народа. Военная реформа преследовала иные цели. Государь решился на реформирование русской армии после поражения в Крымской войне.

    Главные принципы Судебной реформы.

    Важные изменения:

    • Формально все сословия стали равными перед законом.

    • Судьи обрели независимость от администраций, стали несменяемыми.

    • Внедрена гласность. Практиковались открытые судебные заседания. Закрытым оставался лишь Сенат, как суд высшей инстанции.

    • Чёткое определение компетенции всех судебных инстанций.

    • Разрешение спора на основе состязания истца и ответчика.

    Постепенно усложнялось введение судебных разбирательств, что гарантировало более справедливые решения.

    • Появилась адвокатура. Интересы сторон представляли частные поверенные или присяжные.

    • Создан институт нотариусов.

    • Сложные уголовные дела рассматривались только совместно с присяжными заседателями.

    • Должность мирового судьи стала выборной.

    В целом система судопроизводства заметно упростилась. Сократилось число инстанций. Если раньше предварительное следствие осуществлялось полицией, то после реформы им занимались судебные следователи, члены окружных судов.

    Изменения коснулись системы наказаний:

    От телесных наказаний полностью не отказались. Они были актуальны для провинившихся каторжан, ссыльных. Крестьян били розгами, а штрафников в армии – плетями.

    Значимость судебной реформы.

    Изменения в судопроизводстве проходили медленно и болезненно. Равенство перед законом часто оставалось лишь на бумаге, в реальности дела выигрывали дворяне, помещики. Но всё же уже к 70-м годам стали заметны перемены в лучшую сторону.

    Суд стал более демократичным. Реформа гармонично влилась в ряд изменений, произошедших в 60-70-х годах XIX века. Российское правосудие сделало первый шаг к развитию. Абсолютно все сословия осознали правовую защищённость и начали отстаивать свои права в суде.

    Главные принципы Военной реформы (1861-1874 гг.)

    • Принят новый военный устав.

    • Расширена сеть военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии).

    • Создана система военных округов.

    • Осуществлено перевооружение армии.

    • Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874г.).

    Крымская война больно ударила по имиджу Российской империи. Кроме того, она наглядно продемонстрировала тактическую и техническую отсталость в сравнении с Европой. Русская армия оставалась неповоротливой, с устаревшими правилами управления войсками. Она потребляла много ресурсов, но не оправдывала себя. В период с 1861 по 1874 гг. Александр II внедрил ряд важных изменений:

    • Личный состав армии сократился на 40%.

    • Появились военные округа. Управлением занимались генерал-губернаторы.

    • Увеличилось количество учебных заведений для военных. Страна получила образованных офицеров.

    • Обновлён воинский устав.

    • Проведено перевооружение армии. Обновились артиллерия, появилось нарезное скорострельное оружие, паровой флот.

    Рекрутская система канула в Лету. С 1 Января 1874 года все мужчины старше 20 лет призывались в армию. С 1888 года призывной возраст возрос до 21 года.

    В сухопутных войсках служили 6 лет, а на флоте 7 лет. В то же время была прописана система отсрочек, льгот и освобождения от службы в армии. Реформа положительно повлияла на демократизацию общества. Боеспособность армии заметно возросла. На практике она это показала в новой войне с османской империей в 1877-1878 г.

    Вопрос № 3


    Дать определение следующих понятий: Норманнская теория, Рента, Раскольники, Абсолютизм, Эсеры, Трудовики, Патриарх, Синод, Казачество, Временное правительство.

    Норманнская теория — это комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы, будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности.

    Рента — это передача в собственность какого-либо имущества (в том числе и недвижимости) за обязательство обеспечить содержание собственника этого имущества на протяжении определенного периода времени, как правило, договора ренты на передачу жилой недвижимости заключаются на весь период жизни собственника.

    Раскольники— это старообрядцы, участники религиозно общественного движения, возникшего в России в середине 17 в. То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства.

    Абсолютизм — это государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в новое время, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).

    Эсеры— это революционно-демократическая политическая партия в России, сложившаяся в 1902 г.

    Трудовики — это мелкобуржуазная демократическая фракция депутатов-крестьян и народнической интеллигенции в 1-4-й Государственных думах.

    Патриарх — это титул епископа-предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных церквей.

    Синод — это собрание наиболее влиятельных представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.

    Казачество — это военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета.

    Временное правительство — это название верховной власти в России, установившейся после Февральской революции 1917 года. Являлся официальным органом, сформированным после отречения от престола Николая II, это высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган.

    Список литературы

    Боффа Д. История Советского Союза. В 2 т. М., 1990.

    История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов / Горинов М.М., Горский А.А. и др. М., 2000.

    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 кн. Ростов н /Дону, 1998.

    Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917 – 1991. М., 1994


    написать администратору сайта