Культурология К.Р. Макушев Д.П. ЗВТС-301. Контрольная работа по дисциплине Культурология. Выполнил студент группы звтс301 Макушев Д. П. Проверил Климов В. П
Скачать 151.77 Kb.
|
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» «Кафедра философии и права» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Культурология». Выполнил студент группы ЗВТС-301: Макушев Д.П. Проверил: Климов В.П. Екатеринбург 2021 Вопрос 1. В чем проблема определения «Культуры»? Объясните множественность трактовок сущности этого феномена. Культурология – область науки, которая сформировалась на базе социально—научного и гуманитарного знания. значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит английскому антропологу лесли алвину уайту. обоснованию культурологии он посвятил свой труд «наука о культуре»(1949 г.). - по его мнению, культуру следует рассматривать как специфический порядок явлений, организованных по собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. - одна из главных целей культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Вопрос 2. Структура культуры. Назовите основные элементы материальной и духовной культуры. Раскройте роль и социальное значение одного из них на выбор: Идеология, Политика, Наука, Религия Искусство и т.д. Основными составляющими или элементами культуры являются: 1. Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации. язык имеет особое значение в системе культуры, она является первоосновой любой культуры, поскольку им нельзя овладеть без общения с другими людьми. Язык поддерживает сплоченность общества, помогает людям координировать свои действия, отражает общие знания людей о традициях, современные события. язык является средством человеческого общения, мышления и самовыражения в различных формах духовного производства и потребления. 2. Ценности является определяющим элементом культуры. это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все полезное в обществе. Они представляют собой определенные стандарты социального поведения. Социальный механизм, с помощью которого происходит выявление, систематизация, воспроизводство и развитие ценностей, и составляет человеческую культуру. 3. Нормы - это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и демонстрирует образцы поведения. социальная норма - это образец поведения или действий индивидов или социальных групп. это определенные правила, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями данной культуры. 4. Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды, верования. обычай представляет собой привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Обычай - это устоявшийся образ человеческой деятельности или правило поведения, характерное для определенного народа. Традиции - элементы наследия, передающиеся от поколения к поколению и образуют наследственную связь в истории человечества. традиция одновременно является условием бытия культуры и ее воплощением. традицию образует культурная или материальное наследие, которая проверена общечеловеческими критериям. традиция является важным средством самоорганизации и саморегуляции народности. в свою очередь народность поддерживает традиционные нормы и обычаи ради сохранения своей целостности, единства, своего культурного лица. когда народ забывает свои традиции, он превращается в просто населения определенной территории. Обряды - коллективные символические действия, которые выполняются по случаю важных событий в жизни человека, семьи, коллектива. Одним из элементов культуры является верования, выполняющие роль морального регулятора общественных отношений. В верованиях сконцентрированы фундаментальные представления о природе и сущности мира, общества, человека. В верованиях доминирует эмоциональных компонент, и они не нуждаются, в большинстве случаев, логического доказательства или подтверждения фактам, воспринимаются как истина и не ставятся под сомнение. По сути верования интегрируют все духовные факторы национальной жизни в единое целое, что составляет ядро национального характера, роль хранителя народных обычаев и традиций. 5. Знание и убеждение - базовые элементы культуры, в которых сосредоточивается то, к чему люди стремятся, чем руководствуются в повседневной жизни, воплощающие в образцах, нормах и обычаях, объективно отражают естественную и социальную суть реальности. В зависимости от уровня, масштабов, форм социального взаимодействия различают типы и формы культуры. Основными типами культуры являются: материальная и духовная, общечеловеческая, высокая и народная, суперкультуру, субкультура, контркультура, массовая. Рассмотрим эти виды подробнее. Материальную культуру образуют созданные человеком материальные ценности (жилье, предметы повседневного обихода, машины). Духовная культура включает все виды, формы и уровни общественного сознания, системы образования и воспитания, системы учреждений культуры. сюда относятся все формы и типы литературы, искусства, философии, религии, морали. духовная культура играет большую роль в формировании личности. Исторически сложились две формы культуры: высокая (элитарная) и народная (фольклорная). Элитарная культура включала в себя прежде всего классическую музыку, живопись, литературу, которые создавались профессионалами высокого уровня, поэтому она нелегкая для восприятия неподготовленным человеком. народная культура включала фольклор, песни, танцы, мифы, сказки, которые создавали люди в повседневной жизни. как правило, элитарная культура создавалась и удовлетворяла потребности немногих, народная же была связана с жизнью широких народных масс. Основным признаком народной культуры является ее фольклорное происхождение. Общечеловеческая культура (в смысле культуры, созданной человечеством на протяжении всей истории его существования). О реальности существования общечеловеческой культуры свидетельствует наличие ценностей, которые воспринимаются всем человечеством и трактуются практически одинаково. Суперкультуру - это культура определенной самодостаточной сообщества (цивилизации, этноса) в течение всего периода ее существования. Субкультура - модели убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, характерных для определенной социальной общности, которые отличают это сообщество от общества в целом. Это социальное объединение, характеризующееся, тем, что каждый из его представителей причисляет себя к нему, то есть идентифицирует себя с ним. члены такой группировки могут формировать группы непосредственного общения (компании, клубы, тусовки), но их связь друг с другом может происходить и виртуально, благодаря увлечению одним героем. например, субкультура "толкиенистов", которые играют в ролевые игры по мотивам фэнтези-повестей толкиена, чаще всего имеют собственные клубы, а "потерроманы" (фанаты гарри поттера), как одна из самых молодых субкультур, только формируется, объединенные лишь виртуально, благодаря книгам джоан роулинг. Вопрос 3. Раскройте тезис «Культурология – наука о культуре». Данные каких научных знаний она использует. Культурология – наука о культуре От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный. Научный подход не просто описывает многоразличные проявления культуры, но стремится выявить их сущность, общую основу и тем самым объяснить их. существует множество научных подходов и определений культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др.). Общеизвестно, что само понятие «культура» возникло в античности для адекватного отражения той преобразующей человека силы, которая могла бы его изменить в лучшую сторону, «обработать». Именно в таком контексте употребил этот термин марк туллий цицерон (106–43 гг. до н. э.), говоря о философии как о культуре души («philosophia cultura animi est»). До этого данный термин бытовал в области сельского хозяйства, обозначая обработку земли, уход за растениями. в античности всё, что было связано с возделыванием земли, с земледельческим трудом, было наполнено самой высокой поэтикой. недаром и гомер (xii в. до н. э.), и гесиод (viii–vii вв. до н. э.) ставили земледелие на первое место как самый достойный человека, благородный труд и противопоставляли ему ремесло и торговлю. огромное уважение и любовь к земледельческому труду и подняло на должную высоту термин «культура», подтолкнуло цицерона, отличавшегося в своих речах неожиданными образными сравнениями, прибегнуть именно к нем: «как плодоносное поле без возделывания не даёт урожая, так и душа. возделывание души — это и есть философия, она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать, — только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». Можно выделить следующие периоды развития культурологии: 1) доклассический (античность, средневековье); 2) классический (возрождение, новое время, xix в.); 3) неклассический (конец xix – первая половина xx вв.); 4) постнеклассический (вторая половина xx в.). Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами: 1. с философией. особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает смысл человеческой жизни. философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы; 2. с социологией. социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения и т.п; 3. с политологией. культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом; 4. с психологией. обе науки изучают человека со стороны его внутреннего мира. психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями; 5. с этнографией. в ней культурология находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п 6.сэстетикой,общим искусствознанием, литературоведением. произведения искусства и особенно литературы не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать. названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. 7. с историей. исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития. культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Особенность культурологии состоит в том, что она обосновывает культуру как: вершину эволюции природных явлений, вызвавших появление человека. более точное название социальной системы как искусственного явления, целенаправленно произведенного людьми. бессознательные структуры человеческой психики, порождающие сознание как смысловую систему. Вопрос 4. Каковы функции культуры? Какие социальные институты им соответствуют? Вопрос 5. Культура и цивилизация. В чем сходство и различие этих понятий? Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования. Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью. Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию. Термин «культура» применим в отношении первобытного общества. говоря о древней культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, совершенствование организации быта. зарождение ранней цивилизации происходит только в 4-3 веках до нэ с появлением государства, религии, письменности, простейших форм искусства, таких как наскальная живопись, украшение оружия при помощи резьбы, роспись предметов быта. к первым цивилизациям в истории человечества относятся вавилон, древний китай, древняя индия, цивилизация майя и другие. Культура, прежде всего, нравственна. опирается не на свод правил и законов, а на разум и совесть. цивилизация начинается с установления каких-либо норм человеческого поведения. Цивилизация не предполагает душевности, а характеризуется лишь интеллектуальностью. По сути, цивилизация является духовным и материальным обеспечением человеком комфортного существования. Итог различий: 1. Понятия «культура» и «цивилизация» не являются синонимами, но в некоторых случаях могут быть взаимозаменяемыми, так как культура – составная часть цивилизации. 2. При употреблении термина «цивилизация» подразумевается взаимосвязь всех показателей общества. говоря о культуре, следует уточнять, что именно имеется в виду. 3. Культура – нравственная категория, в то время как цивилизация характеризуется практичностью |