Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие культуры и её основные типы

  • 2. Основные элементы культуры

  • 3. Основные формы и разновидности культуры в современном обществе

  • 4. Культура как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

  • Список использованных источников

  • Культура как основа общественной жизни. КР Социология. Контрольная работа по дисциплине Социология Культура как основа общественной жизни


    Скачать 38.19 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Социология Культура как основа общественной жизни
    АнкорКультура как основа общественной жизни
    Дата10.01.2023
    Размер38.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Социология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #879744

    __________________________________________________________________

    Контрольная работа

    по дисциплине «Социология»

    «Культура как основа общественной жизни»


    Выполнил:

    Студент

    Проверил:

    Преподаватель




    Владивосток.

    Содержание

    Введение 3

    1.Понятие культуры и её основные типы 4

    2.Основные элементы культуры 11

    3.Основные формы и разновидности культуры в современном обществе 13

    4.Культура как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры 16

    Заключение 19

    Список использованной литературы 20

    Введение

    Для современной России является весьма характерным тот факт, что в социальном развитии страны призваны сыграть социально-культурные факторы обеспечения социального благополучия населения, которые должны быть ориентированы на преодоление культурной дезинтеграции и духовного кризиса общества, восстановление социокультурного его потенциала. Катастрофические социальные последствия отечественных реформ в 1990-е годы во многом обусловлены были общим состоянием социальной и политической культуры в стране. Вследствие этого особенное внимание должно быть уделено проблемам осмысления и поиска путей формирования новой социальной культуры, призванной сыграть существенную роль в развитии отечественного общества, реализации насущных задач модернизации общества в его различных сферах.

    Целью настоящей работы выступает исследование культуры как основы общественной жизни.

    В соответствии с целью в работе будут решены перечисленные задачи:

    1. Изучить понятие культуры и ее основные типы.

    2. Охарактеризовать основные элементы культуры.

    3. Определить основные формы и разновидности культуры в современном обществе.

    4. Проанализировать культуру как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.



    1. Понятие культуры и её основные типы

    Культура — это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях.

    Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

    В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще­ственной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

    В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

    Понятие культуры выступает в качестве центрального в соотношении общества и человека. Общество и культура друг с другом находятся в отношении конкретного, а не абстрактного тождества, предусматривающего на только совпадение, но и различие. Можно различным образом интерпретировать отношения между обществом и культурой. Можно сказать, что культура представляет собой продукт деятельности общества, а общество является субъектом данной деятельности. Можно также взять за исходное представление о культуре как функции общества.

    Общество представляет собой некоторую целостную систему, в которой большое количество людей объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм. Общество является системой институтов и отношений, иными словами, средств и способов социального воздействия на человека.

    Культура является совокупностью достижений общества в его духовном и материальном развитии – материальных предметов, идей и текстов, сохраняемых и применяемых обществом от поколения к поколению.

    Здесь могут быть выделены выделить следующие аспекты:

    • культура является продуктом общества. Культура отличает человеческую жизнь от животных и служит двум целям защиты человека от природы и урегулированию отношений между людьми;

    • аксиологический. Культура выступает в качестве совокупности достигнутых в процессе освоения мира духовных и материальных ценностей (культура – это система ценностей, при помощи которых общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь и функционирование своих институтов);

    • гуманистический. Культура – это развитие самого человека творческих, его способностей;

    • нормативный. Культура – система, которая регулирует социальные отношения в обществе, ориентирует человека в мире;

    • социологический. Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта [7, с 117].

    Культура представляет собой виды преобразовательной деятельности, а также результаты материальной и духовной деятельности.

    Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.

    В культурологии различают следующие типы культуры: кровнородственные; этнические и национальные; социальные; природно-хозяйственные; региональные; конфессиональные; конкретно-исторические и др. [5, с. 35].

    Рассмотрим некоторые примеры оригинальных и общепринятых типологий культур.

    Типология М. Вебера (1864-1920). Он предложил для типологизации культур сравнивать их с абстрактными идеальными типами. Общество, где господство обусловлено рациональными интересами подчиняющихся и господствующих, – рациональный тип культуры. Этому типу соответствует правовой тип государства, в котором население подчиняется закону, а не авторитету. Общество, в котором господство основано на традициях, – традиционный тип культуры. Этому типу соответствует патриархальная общность, где господство основано на святости существующих обычаев и традиций. Общество, в котором господство связано с эмоциональным восприятием власти, – эмоциональный тип культуры. Этот тип господства М. Вебер назвал «харизматическим», т. к. люди в таком обществе увлекаются и вдохновляются идеями сильных личностей, обладающих определенными качествами – харизмой. По мнению Вебера, харизмой обладали основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Мухаммед), великие полководцы, основатели мировых империй (Александр Македонский, Чингисхан, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, Наполеон) [1, с. 454].

    Типология П. Сорокина (1889-1968). Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов. Исторический процесс представлялся ему циклической сменой перетекающих друг в друга типов культур. Сорокин выделял три типа культуры:

    • чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности с утилитарной точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;

    • идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, Идее, т.е. «истина веры», самоотречения;

    • идеалистический, представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой.

    Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, общественных отношениях, преобразование и смена которых сопровождается кризисами, войнами и революциями.

    Типология культур Н.Я. Данилевского. В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский (1822-1885) обосновал существование так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой; проходят естественные стадии возмужания, старения и неизбежной гибели. Автор выделяет четыре стадии их исторического самопроявления:

    • религиозный;

    • культурный;

    • политический;

    • социально-экономический.

    С точки зрения Данилевского, ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. Существование единой мировой культуры им отрицается. Все самобытные цивилизации автор разделил на три группы:

    • положительные (египетская, греческая, римская, романо-германская и др.), содействующие историческому прогрессу человечества;

    • отрицательные (гунны, монголы, турки) – те, которые «помогают» погибнуть стареющим цивилизациям;

    • начинающие развиваться цивилизации, служащие чужим интересам (финны и др.) – эти цивилизации не сыграют никакой роли в истории человечества, т.к. они войдут в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала [10, с. 127].

    Рассмотрим общепринятые типы культуры.

    Кровнородственные типы. Эти культурные типы являются наиболее древними, т. к. представляют собой первую форму групповой солидарности. Степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства. Этим определяются и все формы поведения одного человека по отношению к другому. Кровнородственные типы культуры, как в древности, так и сейчас обладают спецификой жизненного уклада, различаются по образу жизни, по оценочным установкам.

    В индустриальном обществе семейные отношения складываются иначе, чем в обществе патриархального типа: иные взаимоотношения между возрастными группами, разный характер соподчиненности между мужем и женой. Возникновение моногамной семьи характеризует определенный уровень развития общества. В то же время состав семьи – моногамия или многоженство – позволяет определить принадлежность данного общества к тому или иному типу религиозной культуры, хотя здесь большую роль играет и государственное законодательство. Важное значение имеет характер наследования детьми этнической принадлежности в смешанных семьях: у некоторых народов национальность определяется по матери, у других – по отцу.

    Этнические и национальные типы культуры. Основанием для данной типологии является принадлежность исследуемой культуры к тому или иному этносу или нации. В основе социальной солидарности культурных систем подобного типа лежит опыт совместного проживания большой группы людей на единой территории, необходимость обороны от общих врагов, а также схожесть хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, мифологические и религиозные представления, территориально-соседская солидарность, специфика быта, что и формирует единую этническую культуру.

    Этнос понимается как исторически возникший и устойчивый вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью и нацией. Понятие «этнос» в этнографическом значении близко к понятию «народ». Народ может состоять из одного или многих этносов, а также отражать обособленные единицы в самом этносе. Так, русский, украинский, белорусский, болгарский и некоторые другие этносы образуют славянскую этническую общность, славянский народ. Камчадалы, ижора (финно-угорский народ) выражают этническую специфику внутри русского народа.

    Национальный тип культуры представляет собой чрезвычайно трансформировавшийся вариант этнической культуры. Национальные типы появляются с возникновением буржуазных наций. Эти типы объединяет кроме этнических признаков еще и экономический интерес. Национальный тип культуры стремится к государственному объединению. В нем смешиваются самые различные основания для интеграции людей, но в основе их организации остается национальное государство.

    Государство стандартизирует основные символические составляющие культуры (объявляет государственным язык, организует границы проживания своего населения, конкретизирует моральные нормы в законах и указах и т. д.). В то же время государство способствует взаимодействию различных культурных аспектов. Например, в одном государстве могут находить общий язык разные религии, противоположные мировоззрения, разные стили одежды, способы кулинарии, т.е. в национальных типах культуры доминирующим остается принцип территориально-соседской солидарности [3, с. 192].

    Региональные типы культуры. Для этой типологии основанием служит территориальное расположение, повлиявшее при формировании культуры на мировоззренческие установки, общественно-экономические и политические структуры. В данном случае уместно говорить о крупных регионах, намного превосходящих одно государство или один этнос. Например, такими регионами могут быть: Средиземноморье, Тихоокеанский бассейн, Центральная и Западная Европа, Средняя Азия и другие.

    Региональными типами культуры являются:

    • культура региона речных цивилизаций древности, ограниченная бассейнами больших рек;

    • культура морских цивилизаций – имеется в виду культура государств, расположенных на берегах Средиземного моря;

    • культура океанических цивилизаций, которая развивается с открытия Христофором Колумбом Америки, и центрами культурного развития становятся страны, расположенные на побережье Атлантического океана.

    По региональному типу можно разделить культуры на восточные и западные. Деление на «Восток – Запад» позволяет определить особенности методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, охарактеризовать политические институты и экономические структуры, выделить основные черты в искусстве.

    Конкретно-исторические типы культуры. При выделении этих типов учитываются временные, пространственные, мировоззренческо-ментальные, художественно-стилевые и другие характеристики.

    К ним относятся:

    • природно-символический тип (первобытная культура);

    • антропокосмогонический тип (Древний мир);

    • христианско-религиозный тип (средневековье);

    • универсально-гармонический тип (Возрождение);

    • протестанско-реформистский тип (XVI в.);

    • рационально-нормативный тип (XVII в.);

    • критико-просветительский тип (Просвещение);

    • индустриально-прагматический тип (XIX- середина XX вв.);

    • постиндустриальный тип (XX – XXI вв.) [1, с. 22].



    2. Основные элементы культуры

    Эффективность функционирования культуры в обществе во многом зависит от развития ее структурных элементов.

    К наиболее устойчивым элементам культуры относятся следующие:

    Язык – система знаков и символов, несущих определенное значение. Язык – первоначальное условие формирования любой социальной группы, предпосылка социального взаимодействия. Основные функции: сбор, хранение и передача информации, коммуникативная функция. Язык предопределяет социальное поведение индивида, он выполняет роль ретранслятора культуры. Благодаря языку люди осмысливают окружающий мир.

    Социальные ценности – общепринятые и одобряемые обществом убеждения относительно стремлений человека.

    Социальные нормы – правила, стандарты и образцы поведения, регулирующие взаимодействия индивидов в соответствии с ценностями той или иной культуры.

    Традиции, обычаи, обряды – формы социальной регуляции поведения людей, воспринятые из прошлого.

    Этикет – правила поведения в определенных социальных группах.

    Привычки – стереотипы поведения в конкретных ситуациях.

    Манеры – внешние, подлежащие оценке окружающих, формы поведения.

    Мода. Является фактором, определяющим индивидуальность, стремление соответствовать социальному статусу и т.д. [6, с. 85].

    Традиции – элементы культурного и социального наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся на протяжении долгого периода; выступают объединяющим началом, способствующим консолидации отдельной социальной группы или целого общества.

    Обычаи – исторически сформировавшиеся, рекомендуемые для выполнения массовые образцы действий, неписанные правила поведения.

    Нравы – обычаи, играющие моральную роль. Нравы характеризуют существующие в обществе формы поведения, которые можно подвергнуть нравственной оценке. Переходящие из поколения в поколение обычаи становятся традицией.

    Обряд – совокупность символических действий, обусловленных традициями и обычаями, несущих определенные ценности и нормы и осуществляемых группой людей. Обряды связаны с самыми важными моментами жизни человека: крещение, свадьба, погребение и др. Обряды оказывают психоэмоциональное воздействие на поведение людей.

    С обрядами тесно взаимосвязаны ритуалы и церемонии. Ритуалы подразумевают символические действия (набор слов и жестов, которые должны вызвать определенные групповые чувства и эмоции), связанные со сверхъестественным и священным. Церемония – определенная последовательность символических действий по случаю торжественного события (награждения, коронации и т.д.).

    Нормы, ценности и язык образуют ядро социальной культуры как системы регуляции поведения людей [4, с. 19].


    3. Основные формы и разновидности культуры в современном обществе

    Исследователи форм культуры чаще всего выделяют их по тому показателю, кто их создает. Отсюда выделяют элитарную, народную, массовую и контркультуру.

    Элитарная, или ее еще называют высокая, культура предназначена для узкого круга лиц, которые разбираются в искусстве, занимаются им достаточно глубоко, учатся понимать его. Сюда относят классические произведения литературы, классическая музыка, различные виды изящного искусства, новые веяния в искусстве, известные лишь элите общества. «Искусство для искусства» – вот лозунг этой формы, которая достаточно часто критикуется. Ученые считают, что искусство должно быть понятно каждому, оно должно воспитывать чувство прекрасного, а искусство ради самого искусства ничего не дает человечеству. Элитарная культура недоступна обычному народу, поэтому она находится в изоляции [9, с. 598].

    Характерной чертой народной культуры является отсутствие конкретного автора, то есть, это народное творчество. Обычно народную культуру противопоставляют элитарной. Думается, такое противопоставление неправомерно, так как это просто две разные формы культуры. Творения народной культуры называют устным народным творчеством или фольклором. К нему относятся сказки, легенды, мифы, предания, пословицы и поговорки, сказания, танцы, частушки, эпос, ритуалы и т.д.

    Народная культура в отличие от элитарной, не имеющей границ существования, всегда связана с определенным местом, конкретным народом, с его традициями и нормами [8, с. 28].

    Правомерность культур. Противопоставления элитарной и массовой культур вполне очевидна, потому что еще одно название массовой культуры – общедоступная культура. Эта форма культуры – продукт второй половины XX века, в основе создания которого лежит обыкновенная коммерция. Продукт этой культуры должен удовлетворять вкусам большинства, другими словами, это искусство для каждого. Оно невзыскательно и в нем можно выделить интернациональную и национальную составляющие. Массовую культуру отличает от элитарной предназначенность для всех, а от народной – наличие автора.

    Кроме того, спецификой массовой культуры можно считать:

    • примитивизацию межличностных отношений;

    • развлекательность, забавность, сентиментальность;

    • натуралистическое смакование сцен насилия и секса;

    • культивирование финансового, материального успеха посредственности [11, с. 9].

    Взяв за основу доминирующие ценности культуру в свою очередь можно разделить на следующие виды.

    Художественная культура, суть ее заключается в эстетическом освоении мира, ядром является искусство, доминирующей ценностью – красота.

    Экономическая культура, сюда входят деятельность человека в хозяйственной отрасли, культура производства, культура управления, хозяйственное право и т. д. Главная ценность – труд.

    Правовая культура проявляется в деятельности, направленной на защиту прав человека, отношениях личности и общества, государства. Доминирующая ценность – закон.

    Политическая культура ассоциируется с активной позицией человека в организации управления государством, отдельными социальными группами, с функционированием отдельных политических институтов. Главная ценность – власть.

    Физическая культура, т.е. сфера культуры, направленная на совершенствование телесной основы человека. Сюда входят спорт, медицина, соответствующие традиции, нормы, действия, формирующие здоровый образ жизни. Главная ценность – здоровье человека.

    Религиозная культура связана с направленной деятельностью человека по созданию картины мира на основе иррациональных догм. Ей сопутствует отправление религиозных служб, следование нормам, изложенным в священных текстах, определенная символика и т. д. Доминирующая ценность – вера в бога и на этой основе нравственное совершенствование.

    Экологическая культура заключается в разумном и бережном отношении к природе, поддержании гармонии между человеком и окружающей средой. Главная ценность – природа.

    Нравственная культура проявляется в следовании особым этическим нормам, вытекающим из традиций, общественных установок, доминирующих в человеческом обществе. Главная ценность – мораль.

    4. Культура как фактор социальных изменений, взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

    Культура – это комплекс ценностей, убеждений и стандартов в поведении, а также материальных предметов, в совокупности определяющих образ жизни людей. Культура включает все то, о чем люди думают, во что верят, как поступают и чем обладают. То есть она может быть духовной и материальной.

    1. Духовная культура – это виртуальный мир идей, который создал человек, начиная с греческой мифологии, религии, теории Дарвина и заканчивая философией Ницше и Фукуямы.

    2. Материальная культура – это комплекс результатов предметной деятельности людей, начиная каменным топором и заканчивая баллистической ракетой и космическими спутниками.

    Культура – значимый фактор социальных изменений. Она остро отвечает на все изменения, которые происходят в обществе, а сама культура оказывает существенное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя множество общественных процессов.

    Роль культуры в качестве фактора социальных изменений резко возрастает во время общественных реформ.

    В таких условиях особая роль отводится выработке новой культурной политики. Под культурной политикой в данном случае понимают совокупность мер, направленных на регулирование развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

    Новое понимание культурной политики дает возможность осознавать практическую потребность в выработке ценностного представления относительно культурной жизни общества. Культура играет роль создателя ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. культурной политикой предполагается создание условий для личностной самореализации. При этом предполагаются социальные цели культурной политики, решение общественных задач посредством воздействия культуры на духовны мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Помимо этого, речь идет о поддержке культуры обществом, наращиванием потенциала, повышение общественно значимости ценностей культуры во всех отраслях жизни людей.

    Ученые считают, что стратегия культурной политики на этой стадии социально-исторического развития государства должна быть направлена на достижение максимального участия культуры в интеграции общественных структур и отношений, их совершенствовании и развитии на основании выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. В таких условиях отрицательные и дестабилизирующие явления духовных процессов будут нейтрализованы и снижены, а позитивные и объединяющие – поддержаны и усилены. Этим определяется цель культурной политики – обеспечить целостность и возвышение общественного престижа и культуры, а также создать максимально благоприятные условия для роста и реализации духовного общественного потенциала, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей [9, с. 597].

    Иными словами, в современном российском обществе культура призвана давать нравственно-этический анализ разного рода сторон жизни, соотнося реальные противоречия с ситуациями перехода к рыночным отношениям и общечеловеческим ценностям, демонстрируя возможность общественного прогресса, придавая ему гуманистическую направленность. Социальная функция культуры предполагает формирование модели или стереотипа деятельности разных социальных групп и слоев. На сегодняшний день происходит разрушение сложившихся ориентаций, которые уже не соответствуют реальному положению вещей. Культура должна сохранить положительные нормы и ценности, сформированные ранее, а также создание новых поведенческих и деятельностных моделей и стандартов, оказывая таким образом регулирующее влияние на развитие социальных процессов.

    Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики.

    В понимании этого взаимодействия выделяются две противоположные позиции.

    1. Первую наиболее ярко представляет марксизм, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Знаменитый тезис Карла Маркса, выражающий сущность материалистического понимания истории, гласит: люди, прежде чем заниматься наукой, философией, религией, должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, т.е. они должны производить материальные блага. Культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над ней, обслуживает эту деятельность. Но марксизм не исключает обратного влияния культуры на экономику, а, наоборот, подчеркивает наличие обратной связи.

    2. Противоположную позицию занимают Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные социологи. Они считают, что именно культура играет определенную роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни. Обоснованию решающего влияния культурного фактора на экономическое развитие посвящены многие работы М. Вебера и прежде всего его знаменитая книга «Протестантская этика и дух капитализма». Он также не отвергает обратного влияния экономики на культуру [10, с. 128].

    Из этого становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
    Заключение

    Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.

    Культура – это феномен развивающийся. Изменяя свой облик, она изменяет и облик мира, отражая потребности новой жизни. Культура может накапливать достижения прошлого. Применяя научно-технические достижения, она формирует комфортную среду обитания для современного человека.

    Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, реализуя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится системой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои «моральные заповеди». Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

    По мнению автора данной работы, социально-культурные факторы играют ведущую роль в развитии современного общества. Социально-культурные тенденции и запреты защищают общество от деструктивных и разрушительных действий антисоциальных элементов, поклонников грубой физической силы, животного эгоизма, расизма и фашизма. Культура как способ осуществления творческих возможностей человека в обществе не может в себя не включать понимания и осознания ценности природы как среды обитания людей, как незыблемой основой культурного развития общества.

    Список использованных источников

    1. Апраксин М. С. Сущность и специфика социально-культурного развития личности // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 453-455.

    2. Бердникова А. Ю. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 191-193.

    3. Гудима Т. М. Социально-культурная работа: поворот к рынку или вложения в человека // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2017. - N 2. - С. 20-25.

    4. Истомина К. В. Социально-культурные ценности современной российской молодежи и будущие варианты их развития // Материалы Афанасьевских чтений. – 2020. – С. 15-21.

    5. Колесникова, Т. И. Культура как основа социальных норм и ценностей // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 34-36.

    6. Костяев А. И. Смысловое пространство культуры: Теория, методология, практика исследования / А. И. Костяев. - М.: КД Либроком, 2017. - 240 c.

    7. Лебедева М. С. Роль культуры как «мягкой силы» государства: международный фестиваль «Русские сезоны» // Вестник культуры и искусств. – 2021. — С. 115-122.

    8. Мухин А. С. Культурологическое образование в XXI веке // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. — № 11. — С. 25-29.

    9. Серёгин Д. Е. Взаимодействие человека и культуры // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 596-600.

    10. Филимонова К. Л. Роль культуры в развитии современного мегаполиса // Общество: философия, история, культура. – 2020. — С. 125-129.

    11. Флиер А. Я. Структуры культуры // Культура культуры. – 2017. — № 11— С. 1-12.


    написать администратору сайта