Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа По «Философии» Тема: Средневековая философия

  • Введение…………………………………………………………………………

  • Заключение

  • Список литературы

  • контрольная. контрольная работа по философии. Контрольная работа По Философии


    Скачать 28.08 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа По Философии
    Анкорконтрольная
    Дата03.04.2022
    Размер28.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа по философии.docx
    ТипКонтрольная работа
    #437592

    Частное профессиональное образовательное учреждение

    Межрегиональный правовой колледж

    Контрольная работа

    По «Философии»

    Тема: Средневековая философия

    Выполнила:

    Студентка Литвинова Л.М

    Курс 1

    Группа 21-11з

    Форма обучения заочная

    Специальность: 40.02.01 Право и организация

    социального обеспечения

    Проверил:

    Кандидат философских наук Будякова С.Н

    Красноярск, 2021

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………

    Сущность средневекового спора об универсалиях………...............................

    Неоплатонические идеи Августина Блаженного……………………………...

    Схоластика Фомы Аквинского…………………………………………………

    Заключение………………………………………………………………………

    Список литературы……………………………………………………………...

    2

    Введение

    Средневековая философия основные направления ее развития были связаны с социально-структурными особенностями феодального общества. Вся средневековая философия базируется на двух монументальных основаниях- это конечно христианство, христианская религия которая пропитала собой абсолютно все средневековье. Она проникла во все сферы жизнедеятельности человека. Философию невозможно представить вне христианства, вне этой религии это самая базовая фундаментальная ее характеристика. Но еще одно основание о котором сами деятели средневековья особенно достаточно высшие чины в церковной монархии предпочитали умалчивать- это влияние античного наследия, потому что мы все таки не можем представить себе средневековье без тех знаний , которые были уже выработаны античной культурой.

    3

    Сущность средневекового спора об универсалиях

    Философы средневековья занимались в основном следующими проблемами: о соотношении бога и мира, религиозной веры и научного знания, теологических и философских истин ( Двойственной истины теория), о природе общих понятий - универсалий. Одной из проблем средневековой философии было решение вопроса об универсалиях. В переводе с латинского данный термин (universalia) обозначает общие понятие, то есть очень большой класс предметов. Например, универсалиями являются такие понятия как «животное», «растение», «человек» и многие другие. Но вопрос здесь в другом существуют ли вообще эти понятия в реальности или это просто названия и поэтому существуют в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме. Мы, скорее всего, считаем, что реально существуют определенные предметы, а названия это только их обозначения и находятся они в нашем сознании. Например, если сказать что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором собраны все возможные деревья на земле. Как нет и человека и животного вообще, а есть только индивидуальные, конкретные, единичные животные и люди, а их общие понятия – это названия для общих групп похожих между собой предметов. Но можно посмотреть на поставленную проблему и с другой стороны, что и сделал античный философ Платонов, который полагал, что идея или общее понятие, или универсалия существует на самом деле, но в невидимом и высшим мире, а видим мы всего лишь конкретные вещи то есть её порождения. Средневековые философы , которые разделяли точку зрения Платона , стали называться реалистами. Так было потому что они тоже считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма. А вот противоположная точка зрения стала называться номинализмом ( в латинском. Nomen- имя), так как представители полагали, что универсалии – это только

    4

    имена, которые не могут существовать самостоятельно, только если в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а вот реально существуют ли, они считали, единичные, конкретные, чувствительно воспринимаемые нами предметы. В результате средневековый реализм не имеет ничего общего в современном значением данного слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму. Реализм утверждал, что универсалии существуют до вещей, высшем и не доступен нашему восприятию , а все вещи это производные от их сущности; любой предмет, который мы видим обусловлен идеей вечной невидимости (универсалией). Следовательно, крайний реализм подходит к платоновскому учению.

    Неоплатонические идеи Августина Блаженного

    Своеобразие средневековой философии обусловлено тем обстоятельством, что её учения формировались на крайне разнородном идейном материале. У истоков средневековой философии стоит учение Августина Блаженного (конец 4- начало 5 вв) – видного представителя так называемой патристики (учение «отцов» церкви), целью которой было идеологическое обоснование христианства с помощью философского наследия эллинизма (период упадка рабовладельческого общества), в первую очередь неоплатонизма. Неоплатонизм – синтез научных, религиозных, философских, а значит и рационалистических систем, учит о непознаваемости Единого Бога и возможности изучения его снисходящих в мир эманаций. Учение Августина оказало огромное влияние во всех областях духовной жизни. Августин - выдающийся, даже гениальный мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими

    5

    многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был многочисленным и разнообразным вдохновителем идей и течений в области не только богословии и общей философии, но и научной методологии, этический , эстетических воззрений. Августин считал достойным познавать такие объекты, как Бог и душа: он считал, что бытие Бога можно вывести из самосознания человека то есть умопостижением. Августин анализировал идею Бога в соотношение с человеком, а человека в отношении Бога. Он осуществил анализ жизненного пути человека- разработал философскую антропологию. Согласно мнению Августина, душа – это нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойства тела. Она бессмертна. Душа присуща только человеку и она имеет разум. Только человек в той или иной мере похож на бога. Идея Августина сводится к тому, что каждый человек индивидуален и духовно неповторим. Мир, природа и человек являются результатом творения Бога, значит, мы зависим от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога как безличное существо, то Августин истолковал Бога как личность, сотворившее все сущее. Он специально выделял отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны , занимавшее столь большое место как в древности, так и до сих пор. Такой взгляд на мировоззрение приводит к иррациональному толкованию мира. Учение Августина отрицает идею эволюции, но на земле водятся такая живность, развитие которой происходит практически всю жизнь. Эту идею философ объясняет зародышевыми причинами. Августин считает божественное существо вечным и неизменным. Аврелий внес большой вклад в развитии философских взглядов о времени. Для философа несомненной истиной было то , что время это время изменения и движения, которое присуще всем вещам. Исходя из этих ума заключений христианский философ накидал программу , в которой научное знание подчиняется интересам ,осуществить которого стало, стала главной характерной чертой духовного развития.

    6

    Схоластика Фомы Аквинского

    Главным философским течением была схоластика, в которой формировались и развивались все основные учения средневековой философии. Схоластика- от (латинского scholasticus- школьный). Главной целью своих теорий схоласты считали защиту христианской религии. Ведущим комментатором и систематиком аристотелизма стал Фома Аквинский (Томизм и неотомизм). Важное место в истории средневековья философии занимает схоластика и мистика. Последняя в лице некоторых своих представителей (Экхарт и другие). Фома Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь. Заслуживают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского. Он утверждал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т. е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу. Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах: «естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и «божественном законе», который определяет превосходство церкви над государством и гражданским обществом, ибо земная жизнь – это только приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей – духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на Земле – Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что и Аристотель, Фома Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти в конечном счете идут от Бога. Одна из главных проблем учения Аквината, как и у его предшественников, - проблема соотношения знания и

    7

    веры. Знание и вера не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. Некоторые истины Откровения не доступны разуму, а являются предметом

    веры, например, триединство Бога (об этом писал еще Тертуллиан), но многие другие истины вполне доказуемы и поддаются анализу. Если разум ошибается, большего доверия заслуживают положения веры. Когда философские идеи противоречат Откровению, то значит, философы не правы (приоритет веры над знанием). Размышляя над проблемами универсалий, Фома Аквинский был сторонником умеренного реализма. Он признает троякое существование универсалий: в уме Бога (до конкретных вещей), в конкретных вещах, в уме человека (после конкретных вещей). Понимание «универсалий» Аквинатом тяготеет к аристотелевскому учению о «форме» как сущности вещей. При этом не всякая сущность обладает существованием (они сливаются только у Бога), для других сущностей необходим Божественный акт творения, где сущность приобретает существование (бытийный акт). У Аквината имеет место отождествление аристотелевской Первоформы (она же – Перводвигатель, Первопричина, Мировой Ум) и христианского (Ветхозаветного) Бога. При этом взамен дуализма Аристотеля, где материя – вечна и несотворима, Аквинат демонстрирует идеалистический монизм (материя – продукт Божественного творения). Что касается понимания природы человека, то она, согласно взглядам средневековья, является соединением материального тела и нематериальной души. Индивидуальная человеческая душа получает свое полное осуществление только при соединении с телом (может, в частности, обладать разумом – «могущественнейшей природой человека»). Такое понимание было противопоставлено идеям платоников - августианцев, которые, подражая Платону, называли тело «темницей» для души. Так же он привел пять доказательств в существование бога. Использовал он метод индукции.

    8

    • Движение. Все, что движется, имеет причину вне себя. Должен быть последний предмет, который все движет и недвижим сам.

    • Причина. Каждый произведен кем-то. Был некто, кто сам не рожден, но произвел остальных.

    • Случайность и необходимость. Закономерность в мире. Причина- необходимость, скрытая от нас.

    • Степень совершенства. Оценивая что-то, мы имеет некий критерий совершенства -Бог.

    • Цель. Все движется к определенной цели. Это Бог.

    Фома показывает, что и философия, и теология едины по предмету, но разные по методу. «Рассек единство веры и знаний, положение по двойственности истины.

    И Фома Аквинский делает вывод: «Философия ниже богословия настолько, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Не природа, а Бог есть действующая и конечная причина мира». Человеческий разум ошибается, в то время как вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Если факты науки противоречат вере, то тем хуже для науки, хотя религия и философия (наука), вера и разум могут и должны сосуществовать. Касаясь спора реалистов и номиналистов о природе универсалий, Фома не отвергает существование общего, источником которого является Бог. Общее, или «универсалии», существует трояко: до вещей как «идеи», как идеальные архетипы божественного разума; в самих вещах, поскольку всеобщее есть сущность единичной вещи; после вещей в человеческом разуме, который абстрагирует общее от отдельных вещей и фиксирует его в понятии. Рассматривая вопрос об «универсалиях», Фома

    9

    Аквинский поднимает и проблему соотношения сущности и существования. Проявление общего составляет сущность, которой обладает все существующее,

    начиная от Бога и кончая любым единичным бытием, любым существованием. По определению мыслителя, сущность - это то, что выражено в дефиниции (определении, понятии). Между сущностью и существованием принципиальное различие на уровне единичного бытия чувственно воспринимаемого мира, ибо единичное бытие через свою сущность при общается к сверхъестественной реальности. На уровне Бога сущность и существование сливаются, ибо существование Бога есть его собственная сущность. Такое решение проблемы сущности и существования оформляло дуализм Бога и мира как основания христианского монотеизма

    10

    Заключение

    В заключение следует подчеркнуть, что средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логические возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения. Философия эпохи зрелого средневековья, начиная с XI-XII вв., пребывая под влиянием христианства, дала удивительные яркие плоды в своем развитии, подготовив благоприятную почву для дальнейшего своего движения

    11

    Список литературы

    1. https://fil.wikireading.ru/19484

    2. https://www.youtube.com/watch?v=l_xbwqn0Jiw

    3. Краткий словарь по философии/под общей редакцией И.В. Блауберга, И.К. Пантина


    написать администратору сайта