Авторское право. Контрольная работа по курсу Авторское право
Скачать 28.98 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально - педагогический университет» Институт менеджмента и экономической безопасности Кафедра менеджмента и маркетинга Контрольная работа по курсу «Авторское право» Выполнила: студентка заочного отделения IV курса, группы ЗМР 414 С Шеина Юлия Константиновна Екатеринбург, 2012 Вопрос № 1. Смежные права. Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя произведения на исполнение, право изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций на радио- и телепередачи. Охрана прав тех лиц, которые помогают создателю произведения интеллектуального творчества распространять его, если оно изначально было предназначено авторами для распространения среди широкой публики, обеспечивается тем правом, которое известно как смежное право, или право, соседствующее с авторским. Донести свое произведение до как можно более широкой аудитории не всегда удается самому автору. Для распространения произведения часто требуется участие посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня — исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда. Основные понятия, используемые в области смежных прав. Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания. Все большее число стран уже охраняет все или некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые обычно включаются в существующие законы об авторском праве. Наиболее важными категориями смежного права являются: - право исполнителей разрешать или не разрешать фиксирование и прямое вещание сценических либо концертных представлений или другие формы доведения до публики результатов их творческой деятельности без получения предварительного их согласия; - право производителей фонограмм разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а также импорт и распространение несанкционированных дубликатов фонограмм; - право организаций широкого вещания разрешать или запрещать повторное вещание их программ другими станциями, а также запись и распространение этих программ. В некоторых странах принимаются меры по предотвращению незаконного распространения на своей территории или со своей территории любого несущего программы сигнала, передаваемого через спутник. Но никакая охрана смежных прав, однако, не может интерпретироваться как ограничивающая охрану, предоставляемую авторам произведений, нормами авторского права или положениями международных соглашений. Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют, поют, декламируют или каким-либо другим образом доводят до зрителей литературные и художественные произведения, включая произведения фольклора, и не допустить незаконного использования результатов их творческой деятельности. Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" основными понятиями, используемыми в области смежных прав являются следующие: - фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков; - воспроизведение фонограммы - изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе; - запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; - изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом; - изготовитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом; - исполнение - представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком); - исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер - постановщик спектакля и дирижер; - передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Субъекты смежных прав. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера - постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения. Исполнитель осуществляет права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: - латинской буквы "P" в окружности; - имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; - года первого опубликования фонограммы. Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой. Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1293 настоящего Кодекса. Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях: 1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью; 6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами. 2. В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. 3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. Статья 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования. Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. Статья 1343. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение. 1. При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры или другого подобного произведения) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. 2. Если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1291 настоящего Кодекса. Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение. 1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. 2. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. 3. Правила настоящей статьи, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение. Действовавший до принятия IV части ГК РФ Закон «Об авторском праве и смежных правах» в целях обозначения всех принадлежащих автору прав применял понятие «авторские права», выделяя в их составе бессрочно охраняемые личные неимущественные права, и охраняемые в течение жизни автора, а так же в течение 70 лет после его смерти, имущественные права, которые в ряде статей именовались исключительными правами. С вступлением в силу IV части ГК данная норма в части сроков охраны практически не изменилась, вместе с тем терминология, используемая для обозначения и классификации прав, приведена к определенному единообразию. Так, в ГК РФ введен новый термин «интеллектуальные права» (по сути, заменивший ранее действовавший термин «авторские права»). Интеллектуальные права включают: исключительное право, являющееся имущественным правом, и, в определенных ГК РФ случаях, личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Перечень интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства приведен в статье 1255 ГК РФ. Согласно данному перечню, автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. Особо ГК выделяет случаи, когда автору произведения кроме указанных выше прав принадлежат другие права, такие как право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Вопрос № 2. Правовой режим служебных произведений. Ст. 14 Закона содержит следующую формулировку: служебное произведение – "произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя". Таким образом, при определении правового режима созданного произведения будут иметь значение следующие моменты: 1) были ли стороны правоотношения во время создания произведения связаны трудовым договором? 2) входило ли создание данного произведения в служебные обязанности работника? При решении данных вопросов определяющее значение имеют нормы трудового права. Так, ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК) содержит следующие положения: Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивать условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Правовой режим служебного произведения закреплен в Законе в виде диспозитивной нормы. Закон устанавливает общий порядок распределения прав и обязанностей между работником и работодателем, который применяется, если договором между сторонами правоотношения не предусмотрен иной. Общий режим служебного произведения складывается из следующих положений: 1) авторское право на служебное произведение принадлежит автору служебного произведения; 2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю); 3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. 4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Согласно Закону, автором произведения может быть только физическое лицо (в отличие от законодательства многих зарубежных стран, по которому автором могут быть признаны и организации). Таким образом, за работником признаются авторские права на созданное им служебное произведение. Однако в рамках данного правоотношения необходимо соблюдение баланса интересов работника-автора и работодателя, по заданию и в интересах которого создается произведение. Законодатель решает этот вопрос, передавая работодателю исключительные права на использование произведения и право на указание своего наименования. Значит, говоря об авторских правах работника на служебное произведение, законодатель прежде всего имеет в виду личные неимущественные права, которые, будучи тесно связаны с личностью автора, не могут быть переданы работодателю. Эти права перечислены в ст. 15 Закона: право авторства – право признаваться автором произведения; право на имя – право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно; право на обнародование – право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме; право на защиту репутации автора – право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Автор служебного произведения не имеет права на отзыв (отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения), что защищает работодателя от принятия автором решения об изъятии произведения из оборота. За автором служебного произведения сохраняется право на обнародование: работодатель без его согласия не вправе решить вопрос о готовности произведения и обнародовать его. Таким образом, часто автор имеет возможность самостоятельно определить правовой режим произведения, т. е. передать его работодателю и сделать служебным либо самостоятельно реализовывать все авторские права. Однако автор как сторона трудового договора связан его условиями, и его отказ дать согласие на обнародование может повлечь ответственность согласно нормам трудового права. Основной смысл права на защиту репутации автора для работодателя заключается в том, что он не может внести в произведение какие-либо изменения без согласия автора. Однако, как и с правом на обнародование, автор может быть вынужден дать согласие на переработку или самостоятельно осуществить ее под угрозой ответственности за нарушение условий трудового договора. Задача. Согласно Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4 статьи № 1335: Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы. Диск с фильмом выпущен в 2009 году, который был снят в 1992 году, следовательно был введён в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, а дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. |