Главная страница

Контрольный выстрел. 17-ЗФИЛ_Тревайлова-Совр.лит.процесс. Контрольная работа по курсу Современный литературный процесс


Скачать 21.85 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу Современный литературный процесс
АнкорКонтрольный выстрел
Дата06.05.2022
Размер21.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла17-ЗФИЛ_Тревайлова-Совр.лит.процесс.docx
ТипКонтрольная работа
#515793

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сочинский государственный университет»

Социально-педагогический факультет

Кафедра романо-германской и русской филологии

Контрольная работа

по курсу «Современный литературный процесс»

на тему

Современная действительность в пьесе Ю. Полякова и С. Говорухина «Контрольный выстрел».

Выполнила:

Студент(ка) 5 курса гр.17-ЗФИЛ

Тревайлова Ольга Викторовна

Проверила:

к. филол. н., доц. Федорова Н.Н.

Сочи 2022

Сочи 2022 г.Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы.

Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Ларисы Васильевой, потом семинар поэта Вадима Сикорского). Первое стихотворение Полякова было опубликовано в 1974 году. «После окончания института Поляков недолгое время преподавал в Школе рабочей молодёжи, а потом был призван в Советскую Армию. После армейской службы начал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Через год перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, из корреспондента став главным редактором» (№6). В 1979 году выходит первая книга его стихов «Время прибытия».

Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» — написанные в самом начале 1980-х годов.

Свои философские наблюдения над жизнью современного общества Поляков отразил в книгах «Демгородок», «Апофегей», «Козлёнок в молоке». «Одна из самых увлекательных вещей писателя — авантюрная любовно-детективная повесть «Небо падших», о жестокой цене, которую приходится платить за сверхстремительный успех и сказочное обогащение новых хозяев жизни. Более чем 130-тысячным тиражом вышел роман «Грибной царь» (2005), полный свежих афоризмов и едкой сатиры на духовно-нравственные и семейно-сексуальные метания топ-менеджеров среднего возраста» (№6).

«C 19 апреля 2001 года — главный редактор «Литературной газеты» — 31-й в истории газеты» (№6).

«В 2000-х годах выступил с серией публицистических очерков-памфлетов («Молчание кремлят» и др.) — о роли литературы в жизни постреформенного российского общества, писательском конформизме и рычагах манипулирования литературным процессом» (№6).

«В 2012 году вышел сборник «Убегающий от любви», куда вошли как ранние, так и новые повести Полякова…» (№6).

Поляков имеет много регалий, он - член Союза писателей и Союза журналистов Москвы. «В 2005—2009 гг. входил в президентский совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека» (№6).

По произведениям Ю.Полякова снято 12 фильмов, 2 сериала, но самым знаменитым его творением является сценарий фильма «Ворошиловский стрелок», написанный в соавторстве со Станиславом Говорухиным.

Юрий Поляков является лауреатом нескольких премий, в том числе, премии Ленинского комсомола (1986) — за повесть «ЧП районного масштаба». Имеет ордена. Так, в 2015 году был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

«Поляков резко отрицательно отзывается о «перестройке» и распаде СССР, считая, что в те годы Россия показала миру «как не надо реформировать страну»:

"Многие говорят: «Зато мы получили свободу слова!» Если бы мне предложили такую альтернативу: сохраняется СССР, не будет жутких 90-х, отбросивших всех нас на свалку, не лишатся сбережений старики, но твои вещи будут напечатаны через 15 — 20 лет, я бы с радостью согласился. Не стоит свобода слова разгрома страны, обобранных стариков, утраченных территорий!» ( газета «Комсомольская правда», 18 марта 2010 года).

В феврале 2012 года Юрий Поляков "вошёл в список доверенных лиц кандидата в президенты РФ В. Путина. Мотивируя своё решение, отмечал: «Я стал доверенным лицом Путина, полагая, что он начал ревизию губительной ельцинской политики и должен довести дело до конца…»(№6).

«В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013—2014 годов Поляков был включён в чёрный список российских граждан, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины» (№6).

Исходя из приведённых выше фактов, трудно судить о Юрии Михайловиче Полякове, как о человеке, слишком всё противоречиво, передо мной и не стоит задача оценить его человеческие качества, поэтому я буду оценивать его только как драматурга.

«Критики выделяют Полякова как лидера в жанре «гротескного реализма», в исторической ретроспективе характерного для столкновения эпох; отмечают своеобразный и всегда узнаваемый язык произведений Полякова, наполненный аллегориями и метафорами, изящных описаний эротики, насыщенный тонкой иронией, незаметно переходящей в лиризм. В романах и повестях писателя, фрагменты которых носят публицистический характер, ярко дана сатирическая картина жизни российской творческой интеллигенции»(№6).

Почему Юрий Поляков – «наш» драматург»? Прежде всего потому, что он любит своих героев. Он не препарирует их с брезгливой миной постмодернистского экспериментатора, не издевается над ними с людоедской усмешечкой пожирателя стилей и слов. Его персонажи – не гомункулы, выведенные в стерильной лаборатории «актуального» творчества, скорее напоминающей прозекторскую, где и сам демиург-автор давно уже мертв.

Это живые, хотя временами и чуть схематизированные - до типажности - люди. И даже самым скверным из них автор оставляет глоток надежды. Ты умер, но не до конца, ты можешь воскреснуть и обрести другую, лучшую жизнь. Конечно, автор не выражается таким образом, для этого он слишком не любит пафос и морализаторство, но он искусно подводит к подобной мысли и своих героев, и будущих зрителей.

Поляков продолжает мейнстрим русской словесности. В сжатой формуле этого главного русла – милость к падшим, вера, надежда и любовь. И последняя из них – наиглавнейшая. Именно любовь преображает «отрицательных» поначалу персонажей. Любовью движутся героини Полякова. И пусть поначалу это может быть ревнивое, страстное, себялюбивое чувство. Сквозь очистительный огонь саморазоблачения пройдет эта любовь – и закалится, и преобразится. И только совсем не способные на преображение героини лишаются не только права на любовь, но даже и права на осуществленную корысть, их главную страсть.

Поляков-драматург – достойный и почти единственный продолжатель театральной традиции Зощенко и Булгакова. Его женщины грешны и преданы любви, как булгаковская Зоя Пельц. И хотя персонажи его говорят языком сегодняшней улицы, а зачастую и молодежным сленгом, Поляков очевидный потомок классической линии в русской драматургии. Не потому только, что смеется над общественными язвами, как Гоголь, или умеет подмечать комическое в повседневности, в «трудовых буднях» нашего капитализма с бесчеловечным лицом почти так, как это удавалось лишь Чехову. Пожалуй, его герои, но в большей степени – героини (юная образованная переводчица, секретарша или «чужая, милая, неверная жена») – пусть не совсем достойные, но все-таки наследницы по прямой Татьяны Лариной и Наташи Ростовой, Лизы Калитиной и Анны Карениной, Грушеньки и Аксиньи

Пьеса «Контрольный выстрел» - социальная. И когда должна была состояться премьера спектакля во МХАТе им. Горького, то Татьяна Васильевна Доронина из-за социальности пьесы очень боялась её провала. И тогда соавтор пьесы «Говорухин потребовал придумать интригующее название, чтобы зритель валом повалил. Напоминаю (пишет сам Ю.М.Поляков в своих мемуарах «Драма прозаика» - Н.Д.): дело было в 2001-м, когда интерес к театру после варваризации 90-х только восстанавливался. Я предложил назвать спектакль «К нам едет олигарх!». «Неплохо, но думай ещё!» - был ответ. Я напрягся и родил «Контрольный выстрел». Так назывался, роман сочинённый филологической старушкой, чтобы заработать на жизнь обнищавшей семье. «Пойдёт!» - кивнул мэтр» (№1, стр.490).

Станислав Говорухин этой работой, кстати, дебютировал на сценических подмостках.

Сценически она решена в традициях русского психологического, подробного, внимательного к деталям театра, а сценографически – в духе той самой старой доброй живописно-иллюзорной декорации, мастером которой является В.Серебровский и которую пытаются исключить из современного драматического театра.

«Контрольный выстрел» - современная антисказка, история про золушку из семьи советских академика и профессорши. Это история хорошей девочки Даши, которая любила, да вышла замуж. Но не за того, кого любила первой любовной горячкой – одноклассника, ныне героического, но бедного моряка, а за весьма платежеспособного олигарха Корзуба. Правда, он олигарх образованный, с характером и харизмой, с убеждениями. В своем монологе с авансцены он заявляет о праве сильного у таких, как он: «Когда все рухнуло, одни сломались, другие струсили, а я – нет! Из тех, с кем вместе начинал, троих отстрелили, один спился, двое за «бугром» отсиживаются. А я работаю. Не болтаю о справедливости, о великой России, а работаю до кровавого пота».

По ходу пьесы Корзуб становится прямо как вспомянутые им Мамонтов, Морозов и Третьяков – благотворителем и благодетелем всех домочадцев Даши: бабушка, занимающаяся современным сленгом, издает на его деньги свой роман; мать-актриса получает долгожданную роль в «Трех сестрах»; отец-полковник, запивший от того, что у него из части увели… танк, становится генералом. Все счастливы? Как сказать. «Старые русские» с натугой принимают «классово чуждого» Корзуба. О чувствах Даши зритель может только гадать. А от брошенного ею Алексея зрители нетерпеливо ждут контрольного выстрела, который в пьесе так и не прозвучит. Даша, кинувшаяся было в его объятия, в итоге ускользает в «Мерседес» олигарха, а Алексей и сочувствующий ему дедушка-академик остаются с открытым ртом, как в немой сцене гениального драматурга. «Дьявол! Дьявол! Он купил нас всех… Он разрушил нас…» - плача, восклицает бабушка-писательница. Финал пьесы горше, современнее и правдивее, чем может предполагать читатель, уповающий на хэппи-энд.

Благоразумную героиню ждет помолвка в ресторане для новых русских «Голодный диггер» на берегу подземной реки Неглинной, Алексея – возвращение на корабль Черноморского флота, который «потихоньку ржавеет».

Орфей спускался в ад за своей Эвридикой. Современная Эвридика должна поспешно спуститься в гламурное подземелье новорусского пира во время чумы и остаться с нетерпеливым и властным… Аидом.

Поляков признается, что зрители не раз высказывали ему претензии по поводу финала пьесы. Почему же не прозвучал этот столь ожидаемый «очищающий! выстрел? Ведь жажда справедливости, осуществляемой, например, героем «Ворошиловского стрелка» (фильмом Говорухина, соавтором сценария которого выступал Поляков), очень сильна в народе. На эти не оправдавшиеся зрительские ожидания у Полякова есть универсальный ответ: «Скажите, а лично Вы в кого выстрелили в те же лихие времена?».

…И повисает в воздухе вопрос зрителя, и вспоминается одинокая фигура недавнего стрелка-неудачника. И, наверное, у кого-то в бессильной ярости сжимаются кулаки и ходят на скулах желваки. Но… В этой недоговоренности и неудовлетворенности есть тоже глоток надежды. Надежды на искупление греха равнодушия, приниженности или апатии.

Если в «Халам-бунду» очевидна победа «старых русских» над «новыми русскими», победа любви над духами разделения и злобы, то в «Контрольном выстреле» точки над «и» автор предлагает расставить зрителю.

Библиография

1. Юрий Поляков. Как боги. Семь пьес о любви. Москва, АСТ, 2014.

Интернет-ресурсы

2. Контрольный выстрел (спектакль). Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Контрольный_выстрел_(спектакль)

3. Юрий Поляков об отсутствие образа будущего у элиты, жизни и борьбе, литературе в период массового мора. https://youtu.be/aSZ_2RLX_5s

4. «Последний советский писатель-классик» (к юбилею Ю. М. Полякова) http://vokrugknig.blogspot.com/2019/11/blog-post_12.html

5. Юрий Поляков: «Главная беда России не дураки и дороги, а ее элита»

https://www.kp.ru/daily/24397.3/573613/

6. Юрий Поляков. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Поляков,_Юрий_Михайлович


написать администратору сайта