культология. Культурология. Контрольная работа по направлению подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование
Скачать 42.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ «ПРОСВЕТИТЕЛИ О КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ» Контрольная работа по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). Профиль «История», «обществознание» Выполнила: студентка заочной формы обучения 4 курса гуманитарного факультета Онуфриева Алёна Алексеевна Проверила: к.и.н, Малютина Т.ПВоронеж – 2023 г. Содержание Введение 1. Понятие «цивилизация». Проблема соотношения цивилизации и культуры Определение цивилизации Взаимодействие культуры и цивилизации 2. Классификация цивилизаций 2.1 Типы цивилизаций 2.2 Теория цивилизаций по А. Тойнби 3. Глобальные проблемы современной цивилизации Заключение Список литературы Введение В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик. Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия Понятия использовавшиеся в наши дни выходит далеко за рамки первоначального значения. Термин "культура" переводится как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" - гражданский, государственный, появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Целью данной работы является характеристика понятий "культура" и цивилизация" и выявление их соотношений. Задачи данной темы: Определить понятие «цивилизация»; Рассмотреть взаимодействия цивилизации и культуры; Проанализировать существующие классификации цивилизаций; Определить глобальные проблемы современной цивилизации и возможные пути их решения. Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает. Задача данной темы осмысление и должным образом оценивание того факта, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту. Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. Однако в XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то и в историко – филосовской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах. При написании реферата, мы использовали такие книги, как Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология: учебник для вузов, где систематизированном виде излагают содержание современных научных представлений о культуре. Теоретические проблемы культурологии раскрываются с привлечением конкретного фактического материала, так же Кравченко А.И., Культурология: Учебное пособие для вузов, где рассматривают предмет, метод и функции культуры, освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры. Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней. В книге Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее., мы рассмотрели Проблема цивилизаций - их прошлое и будущее, динамика и взаимодействие ,какое ключевое место в общественных науках и социально-политической жизни XXI века., так же в учебнике Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов, мы познакомились с различными культурами, их типами и этапами развития, о взаимодействиях культур. В литературе Карпович О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения: монография, мы рассмотрели теоретические аспекты глобальных проблем мировой цивилизации, где анализируются основные вопросы, связанные с процессами глобального управления и глобального развития. 1. Понятие «цивилизация». Проблема соотношения цивилизации и культуры 1.1 Определение цивилизации В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные, и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизацию. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда, и досуга. А вообще, слово цивилизация произошло от латинского civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, «цивилизовать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Первым употребил слово «цивилизация», по мнению Л. Февра, барон Гольбах; 1766 году Руссо еще не пользовался им или не знал его. Слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время – когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отожествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», - писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера. Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis – не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них. В культурологи так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как ступень культурного развития. Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале, применимы только к обществам, состоящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она являлась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10 – 12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. 1.2 Взаимодействие культуры и цивилизации Культура и цивилизация образуют двухчастную систему. Цивилизация удовлетворяет первичные жизненные потребности. Ее цель: ускорение технико-технологической модернизации, быстрый рост производства, облегчение и продление жизни, демократизация экономич., государственно-правовых институтов, призванных обеспечивать безопасность и ролевую деятельность индивидов в обществе. Культура генерирует информацию в виде нового знания, необходимую для развития и функционирования цивилизации. Ее цель: развитие и реализация творческих способностей, расширение партнерства, проектирование гармоничной картины мира, преображение среды обитания человека. Культура создает, воспроизводит, хранит образцы, вырабатывает систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизация подвергает стереотипизации эти образцы, воплощает их в более совершенные технологии, экономические и политические системы. Культура есть информационная, ментальная, духовная основа цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технологический базис, систему материального, жизненного обеспечения. Однако культуре требуется длительное историческое время, чтобы доказать свое превосходство над цивилизацией и продемонстрировать ведущую роль в творческом обновлении и гуманизации общественной жизни. Подвижное динамическое равновесие между культурой и цивилизацией в обществе массового потребления сегодня нарушено из-за (замеченного Шпенглером в «закате Европы») превращения цивилизации в цель, а культуры - в средство. Выживание человечества в третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного. 2. Классификация цивилизаций 2.1 Типы цивилизаций За последние два столетия свет увидела не одна типология цивилизаций, пытающаяся охватить главные их особенности. Деление на виды зависит во многом от того, какой смысл вкладывается в само понятие «цивилизация», а также от ее признаков. Так, например, по географическому принципу выделяют речные, морские и горные цивилизации. Это соответственно Египетская, Финикийская, некоторые цивилизации Доколумбовой Америки. Иногда выделяют и континентальные цивилизации, в первую очередь, Евразийскую, существует деление на оседлые и кочевые цивилизации, а также многие другие типологии. Ниже представлены лишь некоторые, наиболее популярные и распространенные. Первый тип - природные сообщества, графически можно изобразить в виде замкнутого круга, поскольку никакого развития там не происходит. Это сообщества людей, живущих в гармонии и тесной связи с природой, большую роль в них играют вожди и жрецы, безраздельно господствует мифологическое мировоззрение. К нему относятся индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки, народности крайнего Севера. Второй тип развития - восточный или циклический графически можно выразить в виде пружины. Медленно, на протяжении 200-300 лет, но развитие все же происходит, изменения накапливаются, общество долго готовится к качественному скачку, наконец, стихийный бунт масс - и вновь размеренная и относительно спокойная жизнь. На примере Китая можно выделить следующие стадии, которые в совокупности составили цикл: Все страны относятся к таким государствам. Время здесь делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее, но представление о времени имеет и свои особенности. Время земное и небесное текут как бы одновременно. Общественное сознание восточных народов носит харизматический характер, они подчиняются божественному, действительность воспринимают сквозь призмы веры. Главное - сосредоточенность на духовном. Правители таких обществ обожествлялись. Именно здесь, на Востоке родился непререкаемый тип власти - восточные деспотии, отношения подданства и слепого повиновения, раболепия и покорности. Такие общества построены на принципах коллективизма, личные интересы подчинены общим и понятие частной собственности, рынка отсутствуют. Такие общества очень устойчивы, так как человек чувствует себя свободным в духовной сфере и реализует себя именно в этой области. Но реальные социально-экономические условия там обычно тяжелы, отчего периодически происходят стихийные бунты с тем, чтобы возвратиться к справедливому прошлому «золотому веку». Третий, последний тип прогрессивного развития часто называют еще западным. Графически его можно изобразить либо в виде круто поднимающейся прямой, либо спиралью, устремленной ввысь. Прогрессивный тип развития характерен для Древней Греции и Древнего Рима, государств майя и ацтеков, стран современной Европы, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Их жителей отличают рациональное мышление, протестантизм, ярко выраженный индивидуализм, преобладание личного над общественным и коллективным. Поскольку цивилизация является не социологической, а конкретно-исторической категорией, можно выделить несколько типов цивилизаций: 1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на: а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию. 2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей. 2.2 Теория цивилизаций по А. Тойнби Вспышка интереса к теории и истории цивилизаций, циклов и кризисов в развитии общества наблюдалась и в ХХ в., когда отчетливо проявились тенденции заката индустриальной мировой цивилизации. Назовем имена лишь некоторых виднейших ученых, заложивших основы теории цивилизаций: Николай Кондратьев и Питирим Сорокин, Фернан Бродель и Йозеф Шумпетер, Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби, Владимир Вернадский и Никита Моисеев. Преображается мир — и радикальные перемены происходят в системе научных взглядов. В наши дни, в последней четверти ХХ в. и начале XXI в., когда происходит переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, закладываются основы интегрального социокультурного строя, проблема цивилизаций, циклов и кризисов в их динамике вновь оказалась в центре внимания как зарубежных, так и российских ученых. В морфологическом учении о культурах можно выделить два направления. К одному из них можно отнести Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби. К другому — американского антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П. Сорокина. Отличие второго направления заключается в том, что его сторонники стремятся найти в океане мировых феноменов не отдельные строго очерченные системы, а объединяющие их «культурные суперсистемы» (термин П. Сорокина) и именно их считают культурными целостностями, являющимися определенными символами. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889--1975), продолжает линию Н.Я.Данилевского и О. Шпенглера и может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий локальных цивилизаций. Его монументальное исследование «Изучение истории» представляет собой шедевр исторической и макро социологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Тойнби рассматривает двадцать три резвившиеся цивилизации: западную, две православные (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две Дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую... Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять мертворожденных. Но почему некоторые общества становятся неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня? Ответ его таков: генезис цивилизации не объяснить ни расовым фактором, ни географичек средой, ни специфической комбинацией двух уело наличием в данном обществе творческого меньшинства и средой, которая не слишком неблагоприятна, слишком благоприятна. Итак, группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не обладающие ими, остаются на до цивилизованном уровне. Механизмом рождения цивилизаций в этих условиях является взаимодействие вызова и ответа. Умеренно неблагоприятная группа непрерывно бросает обществу вызов, а общество через посредство своего творческого меньшинства отвечает на вызов и решает проблемы. В этих условиях не существует покоя, обе группы все время в движении, а такое движение рано или поздно достигает уровня цивилизации. Следующая проблема исследования — почему ряд цивилизаций (дальне западная христианская, …ландская), дальневосточная христианская (… в Средней Азии), скандинавская и … развивались ненормально и родились мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций (полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская, оттоманская) застыли в своем развитии на ранней стадии. Тогда как остальные успешно развивались. По мнению Тойнби, рост цивилизации отнюдь не сводится к географическому распространению и не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, а не с ростом. Подобным же образом рост цивилизации ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Рост цивилизации, по Тойнби, состоит в интенсивном внутреннем самообогащении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества и всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды. Растущая цивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации. Третья важнейшая проблема исследования — как и почему цивилизации «надламываются, разлагаются и распадаются». Не менее 16 из 26 цивилизаций сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в живых десяти цивилизаций «полинезийская и кочевая... находятся сейчас при последнем издыхании; а семь из восьми других в большей или меньшей степени — под угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией». Более того, не менее шести из этих семи цивилизаций обнаруживают признаки надлома и начавшегося разложения. Тойнби подчеркивает, что упадок нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники — следствием или симптомом. Стадия упадка, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается западного общества, то, хотя оно, винимо, по Тойнби, обнаруживает все симптомы надлома и разложения, он считает, что мы можем и должны молиться, чтобы нам не было отказано в отсрочке, если мы с сокрушенным духом и сердцем, полным раскаяния, будем просить ее вновь и вновь. Такова общая природа упадка цивилизаций. Подробный анализ ее повторяющихся моментов, симптомов и фаз дается в разных томах исследования Тойнби. Здесь можно коснуться только некоторых. Меньшинство, опьяненное победой, начинает «почивать на лаврах», поклоняться относительным ценностям как абсолютным. Оно теряет свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему. Поэтому все больше и больше приходится использовать силу, чтобы контролировать внутренний и внешний пролетариат. В ходе этого процесса большинство организует «универсальное (вселенское) государство», подобное Римской империи, созданной эллинистическим господствующим меньшинством сохранения себя и своей цивилизации; вступай войны; становится рабом косных установление само ведет себя и свою цивилизацию к гибели. Тогда «внутренний пролетариат» отделяется меньшинства и часто рождает «универсальную (вселенскую) церковь», например, христианство или буддизм — как свою собственную веру. Таким образом, нетворческие силы общества совершают творческий акт. Это, вообще говоря, одно из многочисленных противоречий в системе Тойнби. Когда «универсальное государство» господствую меньшинства рушится, «универсальная церковь» у раннего пролетариата (например, христианство) служит мостом и основанием для новой цивилизации чужденной и в то же время дочерней по отношению к старой. Внешний же пролетариат организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию, вместо того чтобы стремиться врасти в нее. Таким образом, кол входит в тело и душу цивилизации. Он приводит к росту распрей и братоубийству. Раскол в душе ведет к возникновению трех типов личностей и «спасителей»: архаистов, ристов (спасителей с мечом), отреченных и безрадостных стоиков и, наконец, преображенного религиозного спасителя, нашедшего опору в сверхчувственном мире Бога. Чувство затерянности в потоке, чувство греха возрастает. Половая распущенность и смещение принципов (синкретизм) становятся господствующий. Вульгаризация и «пролетаризация» захватывают философию, язык, религию, нравы и установления. За исключением преония, никакие усилия и спасители не могут остановить разложения. В лучшем случае, как отмечалось, цивилизация «окаменевает», и в этой форме, «жизнь в смерти», может тянуться века и даже тысячелетия. Единственный плодотворный путь — это путь преображения, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие. Оно не может остановить разложение данной цивилизации, но может послужить посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация. Таким образом, это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от «града человеческого к граду божьему», как предельному итогу человека и цивилизации. Эти рассуждения заканчиваются почти апокалиптической нотой: «Цель преображения — дать свет тем, кто погряз во тьме... Она достигается в поисках царства Божьего, чтобы привести его жизнь в действие... Таким образом, цель преображения — царство Божие...» Вся человеческая история или весь процесс цивилизации превращается, таким образом, в творческую традицию. Через отдельные цивилизации и их совпадающие в единстве, но конкретно различные ритмы, реальность разворачивает свое богатство и ведет от «под человека» и «под цивилизации» к человеку и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку и преображенной сублимированной (эфирной) сверх цивилизации царствия Божьего. Деятельность духа, струящегося по земле и влекущего свои нити по ткацкому станку времени, — это история человека, как он себя проявляет в генезисе и росте, в разложении человеческих обществ. Во всем этом колыхании жизни мы можем слышать биение основного ритма вызова и ответа, отступления и возвращения, расстройства и соединения, отчуждения и усыновления, раскола и возрождения, тот основной ритм — чередующееся биение инь и ян. Вечные повороты колеса — не пустое повторение, если с каждым поворотом они влекут колесницу все ближе к цели, и если «возрождение» означает рождение чего-то нового, то колесо существования — не просто дьявольская выдумка, не простое средство подвергнуть вечной муке осужденного Икс. 3. Глобальные проблемы современной цивилизации цивилизация культура теория В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними — и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем в процессе развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе на новый путь развития социальных механизмов, который следует назвать ко-эволюционным, или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе «человек — техника — природа». В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязей, путей решения. Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать существованию самой человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов. Изучение и осмысление глобальных проблем развития человеческой цивилизации являются важными составляющими специальной отрасли политической науки — глобалистики. Связано это в первую очередь с тем, что именно во второй половине XX в. человечество выходит на новый этап своего развития, в котором политические и экономические процессы приобретают глобальный характер и тем или иным образом отражаются на жизнедеятельности всех народов, населяющих земной шар. По определению У. Бека, глобальные проблемы являются следствием указанных нелинейных (трансграничных) процессов мирового развития. Они характеризуются динамизмом, комплексностью, взаимозависимостью, большой остротой, исторической иерархичностью. Современная глобалистика исходит из предположения о том, что глобальные проблемы являются объективным фактором мирового развития и в силу этой причины не могут быть проигнорированы ни одним из факторов международных отношений, включая нации государства и международные организации. Нередко глобальные проблемы рассматриваются как закономерный результат процесса глобализации. Причиной возникновения глобальных проблем является социально-политическое и промышленно-технологическое развитие, современного общества. В самом общем плане глобальные проблемы — это «проблемы, возникающие из противоречий социальной системы и условий ее существования в едином пространственно-временном континууме с природным миром». Обострение противоречий ведет к нарушению функционирования социальной системы и к неизбежным в этих условиях конфликтам, отражающимся на развитии всей человеческой цивилизации. Источником глобальных проблем становятся политические, экономические, экологические и социокультурные противоречия глобального масштаба, накладывающие различные ограничения на характер и формы соперничества стран, социально-политических и культурно-цивилизационных систем. В современном мире уже не принято считать глобальные проблемы результатом просчетов, ошибок и промахов современных стратегий социально-политического развития общества или ошибок, допущенных в процессе их реализации. Тем более бессмысленно связывать глобальные проблемы развития человеческой цивилизации с природными или техногенными явлениями, аномалиями, катастрофами. По всей видимости, современные глобальные проблемы — это результат длительной эволюции самой социально-политической системы глобального общества, которая не может происходить без перекосов или случайных решений, повышающих уровень политических рисков. Именно эта эволюция, ее долгопериодные тренды и закономерности породили кризис технократического общества, который сегодня охватывает весь комплекс взаимодействий, меняет принцип взаимоотношений в системах «человек — человек», «человек — общество», «человек — природа», «общество — природа» и затрагивает интересы всего мирового сообщества в целом. Глобальные проблемы носят комплексный характер, они представляют собой интернациональный и социоприродный феномен и находятся во взаимосвязи друг с другом. Изучением глобальных проблем развития современной цивилизации на системном уровне одним из первых начал заниматься Римский клуб — международная неправительственная организация, созданная в Риме в 1968 г. Именно Римский клуб, стал популяризатором тематики глобальных проблем, подчеркивая их опасность, и фактически добился того, что эти проблемы попали в фокус общественного внимания и научных исследований. Значительный исследовательский задел в этом направлении был сделан учеными АН СССР, такими как И.Т. Фролов, В.В. Загладин, Д.И. Гвишиани, Н.Н. Моисеев. Их усилиями были созданы специальные научные центры: Научный совет при Президенте АН СССР по социальным и философским проблемам науки и техники, Совет по глобальным проблемам XXI в. В теоретическом и концептуальном плане термин «глобальные проблемы» получил довольно четкое определение, разделяемое большинством членов научного сообщества, и прочно вошел в научный и политический лексикон, закрепился в массовом сознании. Сегодня глобальными проблемами принято считать проблемы, которые имеют общечеловеческий (меж цивилизационный) характер и затрагивают интересы как человечества в целом, так и каждой личности в отдельности. В 1990-е годы глобальные проблемы развития цивилизации начинают рассматриваться в основном в контексте процессов глобализации, которая стала трактоваться как одна из причин и источников современных глобальных проблем. Одновременно появился и другой подход, в котором процессы глобализации рассматриваются не как причина, а как следствие глобальных проблем, их возникновения на определенном витке развития цивилизации, которые глобализация призвана урегулировать или хотя бы сгладить. Однако излишнее довлеющее внимание, уделяемое глобализации как главному источнику современных глобальных проблем, на наш взгляд, не является оправданным, поскольку глобализация не объясняет всего многообразия существующих глобальных проблем и часто притягивается к этим проблемам искусственно. Критерии глобальности — это система количественных и качественных параметров и характеристик современных вызовов и угроз, позволяющая однозначно отнести их к компетенции международных (наднациональных) институтов. Одним из таких критериев, бесспорно, является масштаб распространения проблемы в мире. Другим критерием глобальности часто выдвигают уровень угрозы международной безопасности и основам развития всей человеческой цивилизации. Типичным примером такой проблемы, полностью отвечающей обоим критериям, является международный терроризм. Формулирование указанных критериев позволяет выделить глобальные проблемы в отдельную группу, дать им определение и разработать их классификацию. Глобальные проблемы характерны для глобальных процессов (ими они и порождаются). Поэтому с определенной долей уверенности можно говорить о том, что критерии, определяющие процессы как глобальные, будут также хорошо работать и в отношении глобальных проблем. В наиболее общем плане под глобальными процессами понимают процессы, происходящие на нашей планете, распространяющиеся на всю ее территорию и проявляющие определенную «глобально-планетарную целостность». Таким образом, процессы становятся глобальными, если они охватывают всю планету, затрагивают основы мировой социально-политической системы, ведут к изменению планетарных парадигм развития общества и тем самым имеют обще-планетарное значение. Заключение В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием одного определённого народа. Цивилизация - это, прежде всего, достижение культуры. А культура способна переживать государства и династии. Иногда к одной цивилизации относят разные государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может распространятся, захватывая всё новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история цивилизаций - это история культуры. Изучение цивилизации - это изучение ее культуры. Список литературы Кармин А.С. ,Новикова Е.С. Культурология: учебник для вузов. СПб., 2004 Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов. — 6-е изд. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. 1.,2006. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов. М.: Проект, 2003 Карпович О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения: монография / О.Г. Карпович. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. Студопедия: [Электронный ресурс]. М., 1997-2016. |