Контрольная работа по предмету Сценарная подготовка кдп темы Методика работы над созданием сценария литературномузыкальной композиции.
Скачать 32.69 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина» Контрольная работа по предмету: «Сценарная подготовка КДП» темы: «Методика работы над созданием сценария литературно-музыкальной композиции.» «Поиски художественного и документального материала для сценария. Выполнила: студентка 3 курса, Гаргалык М.А. специальность: 51.02.02 Социально – культурная деятельность квалификация: менеджер СКД заочной формы обучения Проверила: Бухарова О.В. Бобров 2022 ОглавлениеТеоретическая часть Литературно-музыкальная композиция Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя. Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику. Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный. Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего. Музыку в композиции надо использовать очень осторожно. Она концентрирует внимание зрителя на основной теме. В музыкальном подборе лучше придерживаться единого стиля и решения - она может быть иллюстративной, может вскрывать внутренние или грядущие события, может быть использована, наоборот, на контрасте с происходящими событиями и поддерживать внутренний ритм постановки. Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса. Композиция составляется методом художественного монтажа, включая в себя литературу, документальные материалы, музыку, танец, пластические этюды и др. Используя метод монтажа, мы выстраиваем не только события и факты, но и сталкиваем друг с другом конфликтные взгляды, мысли. Виды монтажа: контрастный, в основе которого противопоставление; параллельный, в основе его - сопоставление; линейный, в основе - последовательность, логика Монтажный прием «стыка», служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста. Отличие литературно-музыкальной композиции от спектакля в отсутствие «четвертой стены» для артиста, диалог с залом происходит напрямую, артист обращается напрямую к собеседнику. О чем нужно помнить, принимаясь за постановку литературно-музыкальной композиции. Первое и главное при составлении сценария литературно-музыкальной композиции – это тема, идеи и сверхзадачи. Тема всегда конкретна - «о чем?». Идея абстрактна - «что?». Сверхзадача - «Ради чего?». Тема и выбранный материал должны соответствовать исполнителям по возрасту, по глубине понимания проблемы, по сложности литературного материала, по их интересам. Язык композиции должен соответствовать языку аудитории, должен быть понимаем этой аудиторией, и находить внутренний отклик у неё. Немаловажны технические возможности при постановке композиции: сколько человек может поместиться на вашей сцене без ущерба для восприятия, каковы возможности вашей звуковой, световой и видеоаппаратуры? Реквизит и костюмы не должны носить бытового характера и должны работать на образ и атмосферу композиции. Драматургическое построение литературно-музыкальной композиции: экспозиция - начало начал, вскрытие внутренних мотивов обращения к данной теме; завязка - это событие, с которого начинает развиваться интрига; развитие действия - это развитие повествования, ряд событий и их следствий, препятствия на пути развития сюжета, которые приводят к высшей точке накала в композиции, то есть к кульминации; кульминация - это и есть та высшая точка накала конфликта, после которой жизнь не может идти по-прежнему и стремится к развязке конфликта; заключение - это ваша позиция, ваша оценка произошедшего. Поиски художественного и документального материала для сценария Отбор материала - важный этап в работе сценариста. До рождения сценарно-режиссерского замысла еще неизвестно, что конкретно из огромного объёма накопленного документального, местного, публицистического и художественного материала может и должно войти в сценарий будущего театрализованного Действа. До сих пор лишь накапливался, изучался и анализировался материал жизни и искусства вокруг конкретного события. Вместе с тем, уже в этот период делался его предварительный отбор, так как накапливали именно тот материал, который Привлекал и заинтересовывал в процессе исследования. Однако тщательного отбора необходимого материала на этом этапе еще не происходило. Но как только удалось создать сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализованного действа найти его образное решение, а значит, определить его форму жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев театрализованного действа, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Только верный и точный отбор накопленного и изученного материала поможет реализовать образное решение сценарно-режиссёрского замысла и создать его литературную основу. «От точности факта зависит в конечном итоге и точность результата, то есть точность попадания в цель, действенность нашей работы», - замечает В.А. Саруханов. В связи с этим, процесс отбора сценарного материала требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. К данному процессу необходимо подходить с четких гражданских, идейных и нравственных позиций. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизмеряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для какой аудитории и ради чего создаёшь своё произведение, какие идейно-художественные и педагогические задачи решаешь. При отборе сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точности отбора», — предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь нужен особый способ видения. Среди огромного потока жизненного материала сценарист должен уметь обнаружить некую систему, связь между частным и общим, отобрать «не тот материал действительности, который даёт первый скользящий взгляд, охватывающий лишь общее, поверхностное, а тот, который даёт напряжённый, ищущий, целеустремлённый взгляд, взгляд, который желает и может видеть глубже». Практическая часть Сценарий литературно-музыкальной композиции по басням И.А. Крылова «… Всякий шаг вы свой должны обдумать так…» Оформление: слева на кулисах портрет И.А.Крылова, высказывание о значении его творчества (например: «… В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться» (В.Г.Белинский) и др.); в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; свою часть сцены занимают окно барского дома, курятник, кушетка в барском доме. Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 в.в. как заставка. Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается. Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые. Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит: Ведущий 1: Береги платье снову, а честь смолоду. Ведущий 2: Выгода на миг, доброе имя навек. Ведущий 1: Платье черненько, да совесть беленька. Ведущий 2: Работай боле, тебя помнить будут доле. Ведущий 1: По заслугам и честь. Ведущий 2: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука. Ведущий 1: Живи своим умом, а честь расти трудом. Ведущий 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит. Ведущий 1: Каков есть, такова и честь. Ведущий 2: Жизнь дана на добрые дела. Ведущий 1: Добрая слава дороже богатства. Ведущий 2: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину. Ведущий 1: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь… Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены. Инсценировка басни «Крестьянин и Лисица» Действующие лица: Крестьянин, Лисица Крестьянин:«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?.. Я, право, о тебе жалею! Послушай, мы теперь вдвоем, Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоем Ни на волос добра не видно. Не говоря уже, что красть и грех и стыдно И что бранит тебя весь свет, Да дня такого нет, Чтоб не боялась ты за ужин иль обед В курятнике оставить шкуры! Ну, стоят ли того все куры?» Лисица: «Кому такая жизнь сносна? Меня так все в ней столько огорчает, Что даже мне и пища не вкусна. Когда б ты знал, как я в душе честна! Да что же делать? Нужда, дети; Притом же иногда, голубчик кум, И то приходит в ум, Что я ли воровством живу одна на свете? Хоть этот промысел мне точно острый нож». Крестьянин: «Ну, что ж? … Коль вправду ты не лжешь, Я от греха тебя избавлю И честный хлеб тебе доставлю; Наймись курятник мой от лис ты охранять: Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать? Зато ни в чем не будешь ты нуждаться И станешь у меня как в масле сыр кататься.» Крестьянин: Торг слажен… Лисица: … И с того же часа Вступила в караул Лиса. Пошло у мужика житье Лисе привольно; Мужик богат, всего Лисе довольно… Крестьянин: …Лисица стала и сытей, Лисица стала и жирней, Но все ж не сделалась честней: Некраденый кусок приелся скоро ей… (Лисица забирается в курятник, раздаются голоса растревоженных кур) И кумушка тем службу повершила, Что, выбрав ночку потемней, У куманька всех кур передушила. Баснописец (обращаясь к залу, назидательно): В ком есть и совесть и закон, Тот не украдет, не обманет, В какой бы нужде ни был он; А вору дай хоть миллион – Он воровать не перестанет. Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях курятника. Музыка приглушается. Список используемой литературы Брехт Бертольд «Театр» М., 2010 г., «Поэтический театр Брехта»,-180 с. Крылов, И. А. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Сатирическая проза / И. А. Крылов. Москва : Художественная литература, 1984. - 471 с. Кулешов Л. В. Кинематографическое наследие. Статьи. Материалы. - М.: «Искусство», 1979. - 240 с. Курьянов Н. М. (Литература: Курьянов Н. «Поэтический театр Данко» М. «Современная Россия» 1978 г.,-212 с. Савкова З. В. «Искусство литературной композиции и монтажа», М., 2005 г.) – 350 с. Яхонтов В. «Театр одного актера» М. «Искусство» 1974 г.,-270 с. |