Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология.

  • 1. Кто ввел в научный оборот термин «политическая культура»

  • 2. Выберите составляющие определения «политическая культура» из предложенных ниже

  • 3. Укажите, к акие понятия и определения соответствуют друг другу

  • Ответ

  • 5. В политической социализации современной России основную роль играют

  • Список использованной литературы

  • Политическая культура и политическая социализация. Готовая КР Политология. Контрольная работа по учебной дисциплине Политология Тема 14 Политическая культура и политическая социализация Исполнитель Студент Институт идо ургэу


    Скачать 34.74 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по учебной дисциплине Политология Тема 14 Политическая культура и политическая социализация Исполнитель Студент Институт идо ургэу
    АнкорПолитическая культура и политическая социализация
    Дата25.04.2021
    Размер34.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГотовая КР Политология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #198439

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Российской Федерации

    ФГБОУ ВО

    «Уральский Государственный Экономический Университет»

    Контрольная работа

    по учебной дисциплине

    Политология



    Тема № 14 Политическая культура
    и политическая социализация


    Исполнитель:

    Студент

    Институт:

    ИДО УрГЭУ
    Направление подготовки:

    Экономика
    Направленность (профиль):

    Государственные и муниципальные финансы и налогообложение
    Группа:
    Екатеринбург 2020


    Тема 14. Политическая культура
    и политическая социализация




    1. Понятие политической культуры, ее структурные элементы, типология.



    Введение


    Верное представление о политической жизни общества, о политических процессах, политике, об утверждении, осуществлении, функционировании и развитии политической власти невозможно получить без изучения политической культуры общества. Это невозможно потому, что интересы, реализуемые людьми и их различными общностями в политике опосредуются «господствующей в обществе политической культурой, то есть нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения и которая существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов». Изучение политической культуры позволяет глубже познать особенности политической власти, объяснить ее истоки, направления развития. Поэтому не является случайным, что проблемы политической культуры постоянно находятся в поле зрения политологии.[7]

    Понятие политической культуры, её типология и элементы


    Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура". В политологии существует достаточно много определений этой категории, анализируя которые можно выделить, по крайней мере, два принципиально различных подхода:

    • - первый сводит политическую культуру к совокупности политических ориентаций, установок, ценностей, верований;

    • - второй - наряду с политическими идеями включает также и деятельностный аспект: социальную практику, политическое поведение.

    Этот подход представляется наиболее верным и научно обоснованным. Попробуем обозначить наиболее существенные черты этого сложного феномена.

    Во-первых, политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д.[4]

    Во-вторых, важнейшей характеристикой политической культуры является уровень овладения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующей историей. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, только тогда могут рассматриваться как элементы культуры (отдельного человека, группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку.

    В-третьих, для достижения достаточно высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, благодаря их участию в управлении производством, государственными и общественными делами, в политической жизни. [4]

    Итак, политическая культура - это понятие, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического исторического опыта и знаний в процессе деятельности людей, групп, а так же способ использования ими этого опыта.[5]

    В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание и поведение политических субъектов. Отметим, что политические культуры настоящего и прошлого, национальные и региональные, различных субъектов взаимодействуют во времени и пространстве, борются, вступают в диалог, обогащают друг друга.[6]

    В связи с этим типология политической культуры может иметь различные основания. Один из подходов к её типологии связан с типологией политических режимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом: [1]

    • - тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляет по принципу: "Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть". Но так как общество состоит из людей, отличающихся разнообразием интересов и потребностей, из социальных групп и классов, интересы которых могут не только не совпадать, но и быть противоположными, власть вынуждена опираться на насилие, приводя всех к одному знаменателю: единой цели, единомыслию (одной идеологии), единой культуре, образу жизни. Поэтому в тоталитарном политическом режиме политическая культура репрессивна, консервативна, бюрократична, поддерживает культ власти (вождя, партии), монологична (невозможен диалог с властью). В ней заложен тотальный контроль над всеми сферами общества (цензура, контролирующие органы, действующие как легально, так и нелегально) над личной жизнью людей. Такая политическая культура противоположна индивидуализму. Возводя коллективизм в высший принцип при отсутствии условий для социального согласия, она постоянно воспроизводит сознание, основывающееся на вере в абсолютное единство власти и народа, могущество и справедливость строя, вождя. Принцип тоталитарного сознания - слияние с властью. Оно догматично, агрессивно по отношению к инакомыслящим (формирует образ врага), мифологично. Место религии и социальной науки такая культура заполняется идеологией, которая маскируется под науку, однако не является таковой, потому что в данной культуре невозможна критика действительности, власти;

    • - авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: "Разрешено всё, кроме политики". Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;

    • - демократическая культура. Ей свойственен принцип: "Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом". Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни. Демократическое сознание предполагает равную ответственность всех граждан за действия своего правительства. Оно критично и ответственно. Его идеалы: свобода, равенство, справедливость, торжество закона, осуществление прав человека.[6]

    Есть и другие подходы к типологии политической культуры, например, классовый, он долгое время господствовал в нашей политической науке, разделяя политическую культуру на пролетарскую и буржуазную. Это привело к перекосам в политике, к известным разрушениям культуры, преступлениям против личности. Нужно заметить, что политическая культура социального слоя, группы людей имеет основание в условиях их труда и жизни. Поэтому классовый подход пока ещё сохраняет своё значение в политике, хотя его нельзя абсолютизировать, так же как нельзя решать проблемы одного класса за счёт других.

    Политическая культура вбирает в себя огромное число элементов, к основным из которых относятся: политическое сознание, установки, идеалы, ценности, знание, ориентации, нормы и т.д. В формировании массового политического сознания большую роль играют СМИ, авторитетные политические деятели. В нём сильно влияние слова, как печатного, так и произнесённого известным лидером, уважаемым человеком.[8]

    При всей верности замечания К. Маркса о том, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой, следует подчеркнуть, что ложные идеи превращаются в силу, по своим последствиям разрушительным как для общества, так и для отдельного человека, усвоившего их. Не в силах проверить истинность идей, люди воспринимают их с точки зрения доступности, популярности, привлекательности и т.п., на чём спекулируют популистские лидеры, раздающие невыполнимые обещания направо и налево в целях достижения и укрепления власти. Это явление распространено сегодня в нашем обществе, которое несёт на себе груз тоталитаризма и его политики. Индивидуальное политическое сознание как компонент политической культуры личности включает в себя: познавательные ориентации, формирующиеся на основе знаний, информированности, убеждений; оценочные ориентации, которые базируются на чувстве привязанности по отношению к политическим объектам, так и на противоположных чувствах: неприязни, ненависти и т.п. Политическая культура включает в себя не все политическое сознание, лишь то устоявшееся, типичное, что характерно для данной социальной общности. Выделим те элементы политического сознания, которые определяют содержание политической культуры:[2]

    • - политические представления: представления о политической системе и её институтах, о режиме власти, о носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни... Они могут иметь теоретический характер, основываться на объективных знаниях, а также функционировать на уровне обыденного сознания. Они могут быть правдивыми или ложными, хотя их носителями воспринимаются как истинные. Устойчивые политические представления направляют политическое поведение;

    • - характерные для данного общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации. Они представляют собой значимые абстракции (свобода, равенство, демократия, справедливость и т.п.), с которыми соотносится действия политических субъектов. Они выражаются в политических нормах, используемых социальными группами в борьбе за власть и при её осуществлении. Так, например, свобода как ценность находит выражение в законах, регулирующих жизнь общества. В Конституции Российской Федерации есть статьи, гарантирующие свободу человека, мысли и слова, массовой информации, а также свободу деятельности общественных объединений, свободные выборы власти;

    • - типичные для общества или группы политические установки. Они способствуют реализации политических представлений и ценностей. Политическая установка - отношение субъекта к политическим явлениям. Установкой может быть стремление к получению политических знаний, к участию в политической деятельности, к политическому лидерству и т.п. В литературе отмечается, например, такая черта политической культуры англичан, как законопослушность, представляющая собой усвоенную установку на беспрекословное соблюдение закона. Примером, дающим представление о специфике отдельных политических культур, может служить отношение людей к политическим лидерам сквозь призму установки. Так, для политической культуры Англии характерна установка избирателей на политическую партию, а не на политического лидера, а в США на выборах главы государства избиратели в первую очередь ориентируются на личность кандидата в президенты, а не на его партийную принадлежность. Это же свойственно и нашему Российскому избирателю;

    • - образцы, стереотипы политического поведения, опирающиеся на политические традиции. В традициях заключён предшествующий политический опыт, отвечающий интересам и целям общества. Они являются способом передачи образцов политического поведения, сформировавшихся под влиянием особенностей исторического развития. Например, традиционными в советское время в нашей стране были политические праздники - 1 Мая, День Конституции, День Победы, праздничные демонстрации трудящихся, коммунистические субботники и т.д. Кое-какие традиции прошлого сохраняются в политической жизни России, какие-то уходят совсем под влиянием происшедших перемен, формируются новые. Традиции свойственны и политическим институтам. Например, многие традиции британского парламента сохраняются с давних времён по сей день. Так лорд-канцлер во время сессии сидит на мешке с шерстью (когда-то её производство было одной из экономических основ могущества государства), министр финансов традиционно является членом палаты общин. Даже сегодня для лордов и членов палаты общин в здании английского парламента существуют отдельные входы. Политическая культура имеет знаковый характер, который находит своё выражение в политической символике - в геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональ[9]

    Одним из традиционных символов дореволюционной российской политической культуры была монархия. С нею связывалось в общественном сознании единство государства и общества, она возбуждала у многих патриотические чувства. Не случайно, поэтому призывы к её восстановлению исходят от партии современных монархистов, некоторых политиков. Важными символами государства стали флаг, герб, гимн. Есть и партийная символика, можно вспомнить, какое значение придавала ей нацистская партия гитлеровской Германии.

    Политический символический смысл могут иметь также неполитические в своей основе, но политизированные произведения искусства (вспомним ленинский план пропаганды идей советской власти средствами искусства). Функции символов политической власти выполняют процедуры наречения городов, улиц именами носителей власти, героев политических событий, политических идеологов.[3]

    Заключение

    Политическая культура - один из важнейших элементов политической системы общества. Она прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на их восприятие внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, правящих групп и отдельных политических лидеров, определение человеком своего места и роли в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры открывает достаточно широкие перспективы для политического прогнозирования.

    Фрагментарность политической культуры российского общества обусловливает чрезвычайную актуальность проблемы типологической идентификации политической культуры. Необходимость типологической идентификации политической культуры российского общества обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, в общественном мнении сохраняется точка зрения об однотипности политической культуры нашего общества, усиленно распространявшаяся в годы господства командно-административной системы. Во-вторых, в условиях резкой дифференциации, даже поляризации населения в связи с переходом к рынку, изменением социально-экономического строя, замены общественной собственности частной собственностью периода первоначального накопления капитала распространяются субкультуры социальных слоев, реализация интересов которых представляет угрозу не только для прогресса общества, но и для его нормального функционирования, не только для развития человека, но и его физического существования. В-третьих, обнаруживается разрыв преемственности в развитии политической культуры поколений. В связи с этим научный анализ типов политических культур, реально существующих в российском обществе имеет чрезвычайно важное значение. Он необходим не только для понимания сущности политической культуры, определения тенденций ее развития, но и для обеспечения политической стабильности общества.[9]

    Вместе с тем в современных условиях одной из наиважнейших задач российского общества является воспитание политической культуры. Для воспитания политической культуры исключительно важно осознание всеми членами общества, особенно лидерами политических партий, общественных организаций, социальных движений, политическими деятелями разных уровней, невозможности поступательного движения во всех сферах жизнедеятельности общества без повышения уровня общей, в том числе и политической культуры.

    Для повышения уровня политической культуры чрезвычайно важно, во-первых, формировать у руководителей всех политических структур, политических лидеров, у всех членов общества верные представления о сущности, функциях политики, всех компонентов политических систем, политической власти в целом и, в частности, государственной власти, о правах, свободах и обязанностях; во-вторых, вырабатывать у них соответствующие этим представлениям навыки поведения.[2]

    Для преодоления кризиса отечественной культуры, формирования и развития политической культуры российского общества необходимо реальное осуществление демократизации общественной жизни, преодоление утилитарного подхода к культуре, осуществление государственной политики, направленной на приоритетное развитие отечественной культуры.

    1. Тесты



    1. Кто ввел в научный оборот термин «политическая культура»?

    а) Г. Алмонд;

    б) М. Вебер;

    в) Ж.Ж. Руссо;

    г) И. Гердер.

    Ответ: Г
    2. Выберите составляющие определения «политическая культура» из предложенных ниже:

    а) правильное представление граждан о политике;

    б) система политического опыта, знаний, стереотипов образцов поведения;

    в) сфера гармоничного сосуществования различных общественных групп;

    г) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

    Ответ: Б
    3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:


    а) подданническая политическая культура;

    б) элитарная политическая культура;

    в) интегрированная политическая культура;

    г) бюрократическая (этатическая) политическая культура

    1) интересы государства преобладают над частными интересами, государственное регулирование политического процесса;

    2) человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита;

    3) участники политического процесса повинуются и подчиняются, превращаются в объекты принуждения;

    4) высокая степень согласия по основополагающим вопросам политического устройства, плюрализм, низкая степень политического насилия

    Ответ:

    а) – 3

    б) - 2

    в) –4

    г) – 1


    4. Выбор той или иной модели политической социализации зависит от:

    а) ориентации на активное участие личности в политической жизни;

    б) типа господствующей в обществе политической куль-туры;

    в) гармоничного взаимодействия общества и личности;

    г) ни один из названных выше факторов не влияет на выбор.

    Ответ: Б
    5. В политической социализации современной России основную роль играют:

    а) внешние обстоятельства (историческая, экономическая обстановка, природно-географический фактор, виляние других стран);

    б) средства массовой информации, особенно телевидение;

    в) семья, ближайшее окружение индивида;

    г) накопленный поколениями опыт.

    Ответ: Б

    Список использованной литературы:


    1. Карпова Н.В. Политическая культура в процессе становления гражданского общества // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2006. № 1.

    2. Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы: Сб. научных статей. СПб., 2004. Вып. 5.

    3. Политология / Под ред. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. М., 2005.

    4. Политология: Учеб. пособие для технических вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2005.

    5. Седов Л.А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении // Общественные науки и современность. 2006. № 3.

    6. Баранов Н. А. Политология. Современная демократия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт, 2019. 182 с.

    7. Кошкин А. П. Политология. (Бакалавриат). Учебник. М: КноРус, 2019. 400 с.

    8. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология. Учебник для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 418 с.

    9. Волков, Ю. Г. Основы социологии и политологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Г. Волков, А. В. Лубский. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 232 с. http://znanium.com/go.php?id=545835


    написать администратору сайта