психология. Психология. Контрольная работа развитие воображения у детей дошкольного возраста худякова Анна Игоревна группа 1до20
Скачать 26.26 Kb.
|
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж» Психология КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Худякова Анна Игоревна группа 1-ДО-20 отделение заочного обучения Преподаватель: Засыпалова Анастасия Сергеевна Новокузнецк 2021 Содержание 1. Общая характеристика воображения. 2. Развитие воображения у детей. 3. Практическая часть. Список литературы. Общая характеристика воображения Воображение проявляется очень ярко и интенсивно, хотя эта способность с годами теряет силу. Отличительной особенностью воображения ребенка является «отлет от действительности» (Л.С.Выготский), создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений (память, внутренний план действий). З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Ж.Пиаже отмечает, что исходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, т.е. «миражное» мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Однако наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Удовольствия ребенка тесно связаны с реальной действительностью. Главным средством развития воображения является речь, которая дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел. Следовательно, воображение является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития. Богатство детского воображения 1. Воображение ребенка гораздо богаче взрослого человека. Однако все элементы детских фантазий заимствовано ими из опыта: сказок, случайно услышанных слов, т.е. «чем больше опыт, тем ярче, глубже воображение (Л.С.Выготский). Таким образом, все фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, которого мало. Поэтому фантазии ребенка ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. И все же воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Воображаемый и реальный миры не отделены у него столь четкой границей, чем у взрослых. 2. Важной чертой воображения дошкольников является повышенная эмоциональность – ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные; придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Именно силой и живостью детского воображения объясняется большое количество страхов в дошкольном возрасте и повышенная предрасположенность к их формированию у ребенка. 3. Исходной формой воображения и стимулом развития является действие по типу «как будто» - начиная с 2-3 лет (начало появления воображения). Преобладает воссоздающее воображение. 4. В дошкольном возрасте воображение достигает своего расцвета, особенно в сюжетно-ролевой игре, в которой начинает складываться знаковая функция сознания. С развитием воображения исчезает необходимость в опоре на какой-либо предмет; происходит интериоризация, т.е. переход к игровому действию без предмета. 5. Огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли (как образ в действии). Очень ярко воображение проявляется в режиссерской игре. 6. С возрастом воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер (в роли слушателя). 7. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов. 8. Главная особенность развития воображения у детей от 3 до 5 лет состоит в обособлении мира фантазии от реальности. С эти тесно связана возможность произвольного воображения к концу дошкольного возраста. 9. Особенностями образов воображения дошкольников являются: яркость и эмоциональность; легкость возникновения; изменяемость по любому поводу. 10. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов: - наделение персонажей реальными действиями - антропоморфизация – одушевление предметов, животных и наделение человеческими качествами - агглютинация – соединение несоединимых сторон разных объектов - смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению - изменение цвета или необычное взаиморасположение объектов. 11. Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции: - познавательную – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. Данная функция тесно связана с мышлением; бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. - защитную (аффективную, психотерапевтическую) – направлена на утверждение и защиту своего «Я». Данная функция находит отражение в многократном воспроизведении (проигрывании) травмирующих воздействий или ситуаций; создании ситуаций, в которых дети могут утвердить себя, почувствовать себя смелыми, сильными. Рассказы-фантазии детей об изживании собственных страхов встречаются у детей 2,5-3 лет. В среднем дошкольном возрасте аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы. Как отмечает Е.О.Смирнова, без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологическим (страхи, тревожность), или вести ребенка к аутизации; к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действия, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Развитие воображения у детей Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление». Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается. Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых. С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным. В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой. Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны. Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше. Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения. Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом. В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым. Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью. Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке. 3. Практическая часть 1. Упражнение «На что похожи наши ладошки» Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.) . Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. 2. Игра - упражнение «Три краски». Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок? 3. Упражнение «Волшебные кляксы». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. 4. Упражнение «Волшебная ниточка». В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению. 5. Игра – «Неоконченный рисунок». Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. 6. Упражнение «Волшебники». Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». 7. Упражнение «Танец». Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.) . Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.) 8. Упражнение «О чем рассказала музыка». Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них. Список литературы Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - Спб: СОЮЗ, 1997.с 96. [Электронный ресурс] // URL: http://raguda.ru/sk/igry-na-razvitie-voobrazhenija-u-doshkolnikov.html [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.su/9_74308_obshchaya-harakteristika-detskogo-voobrazheniya.html |