Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают её «отцом», родоначальником и почему

  • 3. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития западной социологии

  • 4. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера

  • 5. Каковы основные этапы развития социологии в России

  • 6. Ключевые идеи и краткая биография Питирима Сорокина.

  • кр социология 1 вариант. КР Социология. Контрольная работа социология как наука 1 Вариант обучающийся гр. Змчм19 Голотин М. Н. Проверил доцент, к с. н


    Скачать 70.36 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа социология как наука 1 Вариант обучающийся гр. Змчм19 Голотин М. Н. Проверил доцент, к с. н
    Анкоркр социология 1 вариант
    Дата20.06.2022
    Размер70.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Социология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #606464
    страница1 из 2
      1   2

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Сибирский государственный индустриальный университет»

    кафедра социально-гуманитарных дисциплин

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Социология как наука

    1 Вариант

    Выполнил: обучающийся гр. ЗМЧМ-19

    Голотин М. Н.

    Проверил: доцент, к.с.н.

    Терскова С.Г.

    Новокузнецк, 2022

    а) Определите следующие понятия темы:

    Социология наука о совместной жизни групп и сообществ людей;

    Социальное - значит предназначенное для достойного качества и уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся;

    Объект социологии - совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных;

    Предмет социологии - социальная сторона жизни общества, т. е. социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных;

    Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование или изучение общества в целях получения теоретического знания;

    Макросоциология - ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие;

    Микросоциология - уровень социологического анализа, основанный на интеракциях лицом к лицу в повседневной жизни, на поведении в группах и т.д;

    Прикладная социология - область социологических наук, направленная на использование полученных социологических законов и знаний для решения жизненно важных задач общества, таких как: определение действительного состояния и законов жизни социальной системы (диагностика);

    Академическая социология -  совокупность различных направлений социологии, изучающих фундаментальные проблемы соц. познания, формулирующие универсальные закономерности поведения индивида и социальной организации, понимающие социологию как науку, независимую от политических, и иных пристрастий и оценок;

    Эмпирическая социология - область социологии, основывающаяся на её изучении через сбор сведений, статистики и любых возможных данных поддающихся счету, в том числе данные экспериментов, результаты опросов и любая практическая информация полученная опытом или через наблюдение. Фактически является источником конкретных данных и многочисленной информации, необходимой для теорий социологии фундаментального уровня;

    Отраслевая социология – это социология, изучающая конкретные социальные сферы и системы общества на основе эмпирической социологии;

    Позитивизм в социологии - это одно из ведущих направлений в социологии, сыгравшее большую роль в её становлении и развитии. Оно исходит из того, что подлинное знание может быть получено только на основе опыта, в результате описания и систематизации фактов;

    Органицизм - методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями живой природы, разъясняет специфику публичных процессов и отношений ссылками на закономерности природных явлений;

    Психологизм – это тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных и социальных явлений, а также идеальных сущностей, работой индивидуального или коллективного сознания.

    Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов;

    Структурно-функциональный анализ - это один из принципов системного исследования социальных и экономических явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение;

    Социум - это сформировавшаяся в ходе исторического развития человечества относительно устойчивая интегрированная система социальных структур, функций и связей в которой реализуются формы объединения людей, сложившиеся в процессе их взаимодействия;

    Социологическая парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе.
    б) Выполните следующие контрольные задания:

    1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии:

    Социология - это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество, и как общество формирует поведение людей и их представления о себе. Социологов интересует классификация людей по группам. Индивид рассматривается социологом как представитель той или иной группы, а именно, как ценности, убеждения, представления, и соответственно, поведение людей зависят от их принадлежности к группе. Отличает социологию привычка рассматривать человеческие действия как элементы более широких структур. Мыслить социологически - значит несколько больше понимать всех людей, окружающих нас, возможность выйти за пределы личного непосредственного опыта, частной перспективы.

    Таким образом, поле деятельности социологии чрезвычайно широко: от анализа связей между конкретными индивидами до исследований глобальных социальных процессов. Чувства и эмоции, которые кажутся «естественно данными» человеку, на самом деле подвержены влиянию социальных факторов. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века.
    2. Когда впервые был введен в оборот термин «социология», кого считают её «отцом», родоначальником и почему?

    Основателем этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.). Огюст Конт впервые выделил термин «социология» и обосновал необходимость выделения социального знания в самостоятельную науку и впервые определил ее предмет и специфические, лишь ей присущие методы.

    3. Кратко охарактеризуйте основные этапы развития западной социологии?

    Первый этап − 1840-1890 годы –связан со сложным путем становления социологии как самостоятельной области научного знания. Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). В 1830-1842 гг. он опубликовал свое главное произведение – шеститомный труд «Курс позитивной философии», в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал законом трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. На первой стадии – теологической – человеческий разум имел склонность объяснять наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил – богов, духов, демонов. По мере накопления знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия, именуемая метафизической. Она характеризуется установкой объяснять природу существ, начало и назначение всех вещей, аппелируя к абстракциям, т.е. к представлениям о действии скрытых в вещах и раскрываемых силой разума принципов и сил. Любое знание превращается в философские рассуждения об общих принципах и сущности явлений. Третья стадия эволюции, получившая название позитивной, или научной, и знаменующая начало XIX века, отличается тем, что человеческий разум сосредотачивает свои усилия в области действительного наблюдения. Его исследования направлены на открытие законов. Социология, тем самым, выступает у Конта позитивной наукой об обществе, противостоящей теологическим и метафизическим спекуляциям в отношении него. В созданной им иерархии наук социология находится на ее вершине в силу того, что социальные явления отличаются наибольшей сложностью и зависимостью от других явлений. Объектом социологии, согласно Конту, является человечество, взятое как целое. Она представляет собой науку о социальном порядке и социальном прогрессе.

    Вторым после О.Конта видным представителем ранней стадии развития социологии был английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Его взгляды отличаются проведением сравнения общества с биологическим организмом, элементы которого подобно системе органов слаженно функционируют и жизненно важны для целого. Социология разрабатывалась английским мыслителем в рамках «синтетической философии», стержнем которой выступала теория универсальной эволюции. Спенсер исследовал эволюцию как всеобщую тенденцию развития, проявляющуюся в росте и усложнении объектов путем дифференциации их частей, выполняющих различные функции, и интеграции этих частей в единое целое. Социальная эволюция в целом трактуется им как переход от военного общества, основанного на принудительной интеграции силой оружия, к промышленному, для которого характерно добровольное экономическое сотрудничество.

    Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории Карла Маркса (1818-1883). Общество Маркс трактовал как систему отношений, характер которых определяется способом производства материальных условий жизни людей. Структура экономических отношений составляет «базис», на котором развивается «надстройка» − структура политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии. Совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую систему, называется общественной формацией. История – это процесс развития и смены формаций. Маркс выделяет четыре общественных формации: азиатская, античная, феодальная и капиталистическая, подробному анализу которой уделялось особое внимание, поскольку именно она содержит в себе предпосылки для преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства и государственной власти. Переход от одной формации к другой возможен только путем острого конфликта в форме борьбы классов. Маркс, таким образом, не только заложит основы для разработки концепции «научного социализма», но и теории социального конфликта, социальной структуры и эволюции общества.

    Тем не менее, невозможно рассматривать позитивизм О. Конта, эволюционизм Г. Спенсера, исторический материализм К. Маркса как собственно социологические концепции. Их исследовательский подход – выведение универсального закона развития человечества в рамках универсальной мировоззренческой доктрины – остается скорее философским. С другой стороны, несомненно, что они наполнили такие понятия как эволюция, структура, классы, институт и т.д. социальным содержанием, заложив основы понятийного аппарата современной социологии.

    Классический этап − 1890-1920 гг. – связан с развитием социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы. На этом этапе произошла институционализация социологии, показателями которой служат открытие социологических кафедр и факультетов, издание специализированных журналов, создание научно-исследовательских организаций, учреждение профессиональных ассоциаций.

    Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма Эмиля Дюркгейма (1858-1917). В работе «Правила социологического метода» Дюркгейм утверждает, что общество представляет собой реальность особого рода, которую следует отличать от других видов реальности. Эту реальность составляют социальные факты − способы мышления и деятельности, имеющие свое собственное существование, независимое от индивида и оказывающие на него внешнее принуждение. Социальные явления, таким образом, отличаются резко очерченными свойствами от явлений, изучаемых другими естественными науками и тот факт, что у социологии есть собственная область исследования, является неоспоримым. Свой подход к пониманию предмета и метода социологии Дюркгейм применил в исследовании конкретных социальных фактов в работе «О разделении общественного труда». В ней он обосновал тезис о том, что функцией разделения труда является поддержание социальной солидарности. Дюркгейм выделил два типа солидарности: 1) механическая, которая возникает в силу общности верований и чувств; 2) органическая, возникающая в силу разделения по роду деятельности, когда люди поддерживают отношения с теми, кто отличается от них по образу мыслей и образу жизни, но в чьей деятельности они нуждаются для удовлетворения своих потребностей. Концепцию социальной солидарности французский социолог использовал в работе, ставшей классической, − «Самоубийство». В ней он доказывал, опираясь на обширные данные статистики, что количество самоубийств зависит от степени социальной интеграции – включенности индивидов в социальные группы и общности.

    Концепция социологизма Дюркгейма основывалась на идее о том, что социальная реальность не только представляет собой реальность особого рода, но доминирует над индивидуальной реальностью. Такая трактовка природы социального получила название «социологический реализм».

    Противоположную позицию в этом вопросе, именуемую «социологический номинализм», занимает немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Для него общество – суть абстракция, которую используют люди для обозначения феноменов, порождаемых их совместной жизнью. Главным инструментом социального познания, согласно Веберу, выступают идеальные типы – теоретические конструкции, выражающие наиболее характерные черты изучаемого явления. Такие идеальные типы как «капитализм», «христианство» и т.п. являются не эмпирическими обобщениями, а абстрактными моделями, предлагающими целостную картину и раскрывающими культурный смысл соответствующего феномена. В работе «Основные социологические понятия» он утверждает, что предметом социологии является социальное действие, которое можно объяснить, только осознав вкладываемый в это понятие смысл. Идеально-типическая реконструкция смысла социального действия – это «понимающее объяснение», которое отличает социологию от «наук о природе». Социолог, таким образом, должен сосредотачивать свое внимание на интерпретации мотивов человеческих поступков, а социология должна стать понимающей наукой. Особый интерес у Вебера вызывал социологический анализ экономических феноменов. В наиболее известной своей работе – «Протестантская этика и дух капитализма»на большом историческом и статистическом материале он показывает связь между вероисповеданием и характером хозяйственной деятельности человека, а именно, в ней прослежены сходство и даже преемственность между принципами практиковавшегося протестантами мирского аскетизма и принципами капиталистической организации промышленности и торговли. В качестве общей основы протестантской этики и духа капитализма представлена характерная для западной цивилизации в целом рациональность – отношение к миру с точки зрения целесообразности, упорядоченности, полезности.

    Историческая судьба европейского капитализма заняла центральное место в работах не только Вебера, но и его современников и соотечественников – Фердинанда Тенниса (1855-1936), Георга Зиммеля (1858-1918), Вернера Зомбарта (1863-1941).

    Современный этап – с 1920-х до 1970-х годов −характеризуется стремлением к созданию общесоциологических теорий, которые синтезировали бы теоретические достижения предшествующего периода. Другой отличительной чертой данного этапа являлась мультпарадигмальность – сосуществование как макросоциологических, так и микросоциологических направлений:

     Структурный функционализм Талкотта Парсонса (1902-1979) и Роберта Мертона (1910-2003) представляет научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы выполняют значимые функции, направленные на поддержание устойчивого существования системы и ее воспроизводство.

     Теория обмена Джорджа Хоманса (1910-1989) рассматривает социальное поведение как обмен деятельностью, приводящей к большему или меньшему вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по крайне мере, два человека. Она основывается на психологическом бихевиоризме и теории рационального выбора. Теорию Хоманса можно представить как концепцию, согласно которой действующий субъект – это человек, рационально просчитывающий выгоду. Его, таким образом, интересовали вопросы, связанные с уровнем индивидуального поведения. Он утверждал, что функционирование крупных социальные структур, к примеру, социальных институтов, можно понять при адекватном рассмотрении элементарного социального поведения, учитывая тот факт, что процессы обмена, происходящие на индивидуальном уровне и уровне общества идентичны.

     Неомарксизм представлен Критической теорией Франкфуртской школы, объединившей таких немецких интеллектуалов как Макс Хоркхаймер (1895-1973), Теодор Адорно (1903-1969), Герберт Маркузе (1898-1979). Данный подход опирается на концепцию общества как системы тотального всепроникающего контроля. Критически пересматривая идеи К. Маркса, они связывали господство и контроль в обществе с незаметной для людей трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворениекоторых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка.

     Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931) и Герберта Блумера (1900-1987) основывается на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Характерная черта человека – способность создавать символы, основанная на обладании самосознанием, возникающем в процессе взаимодействия человека с окружающей его социальной средой. Созданная людьми система общезначимых символов, к примеру, язык, позволяет им осуществлять характерные для человека действия и взаимодействия. Люди способны модифицировать или изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.

     Феноменологическая социология Альфреда Щюца (1899-1959) отличается интересом к повседневному миру человека. Социология Щюца – это систематическое описание структур социального мира с точки зрения действующего индивида. Социальное взаимодействие рассматривается как процесс координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуации взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены, которые конструируются в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации. Явления общественной жизни, таким образом, исследуются как непосредственно данные сознанию феномены, что в свою очередь представляется возможным только в ситуации повседневности.

    Идеи Щюца получили дальнейшее развитие в трудах представителей феноменологической социологии знания Питера Бергера (р. 1929) и Томаса Лукмана (р. 1927), а также этнометодологии Гарольда Гарфинкеля (р. 1917).

    Постмодернистсий этап, начавшийся в 1980-х годах,представлен теориями интегрального синтеза, основанными на идее интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими. Самые выдающиеся теоретические разработки на этом этапе – теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (р. 1929), теория структурации Энтони Гидденса (р. 1938), конструктивистский структурализм Пьера Бурдье (1930-2001).

    Немецкий социолог Ю, Хабермас в работе «Теория коммуникативного действия» осуществляет попытку совмещения основных идей макорсоциологических теоретических подходов (структурный функционализм, исторический материализм, критическая теория) и микросоциологических (феноменологическая социология, символический интеракционизм). Его теория нацелена на описание сложного характера взаимоотношений между системой, подчиняющейся принципам формальной рациональности, что проявляет себя в процессах бюрократизации и монетаризации, и жизненным миром человека, структурированным исходя из принципа коммуникативной рациональности, выраженной в стремлении к взаимопониманию.

    Английский социолог Э. Гидденс в работе «Устроение общества» показывает процесс воспроизводства общества – структурацию, которая характеризуется тем, что социальные структуры являются, с одной стороны, результатом деятельности индивидов, а с другой – условиями этой деятельности.

    Французский социолог П. Бурдье в своих работах «Начала», «Практический смысл» стремится преодолеть односторонность объективизма, утверждающего, что социальные структуры существуют независимо от воли и сознания индивида, и субъективизма, настаивающего на идее конструирования социальной реальности человеческим сознанием. Бурдье создал теорию, согласно которой индивиды, совершая действия, конструируют социальные структуры, но это конструирование предопределено габитусом – системой мыслительных и поведенческих установок, пределы которой заданы социально-экономическими и историческими условиями.

    4. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера?

    Можно выделить следующие общие черты социологии Г. Спенсера:

    1. это широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов;

    2. трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести определенные логические основания;

    3. идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно данной идее, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей.

    Влияние идей Э. Дюркгейма присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

    Значение Вебера, как одного из крупнейших социологов 20 века, невозможно было бы объяснить, если бы мы остановились только на фиксации того обстоятельства, что он по духу своему протестант. Здесь, видимо, необходимо признать, что тот тип отношения к действительности, который характерен для протестантизма, и та социальная реальность, которая этим типом деятельности формируется, оказались бы для Европы гораздо более универсальными, чем можно было бы предполагать. Развитие капитализма сделало универсальной жизненную установку протестантизма. Можно с уверенностью сказать, что огромное значение работы Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» состоит в том, что он первый зафиксировал универсальное значение протестантизма для капиталистического развития Запада. Кроме того, он одновременно через сравнение с протестантизмом выявил характер рациональности как фундаментального принципа индустриального общества. Таким образом, именно протестантизм мышления Вебера дал ему установку и специфическое видение современной ситуации в развитии западного общества. Это же видение явилось границей веберовского мышления, поскольку, радикально разведя противоположности, он не нашел между ними соединительного моста, а, следовательно, и выход из кризиса.

    5. Каковы основные этапы развития социологии в России?

    Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа:

    • первый — с середины XIX в. до 1918 г.XXв.;

    • второй — с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.,

    • третий — с начала 60-х гг. до наших дней.



    Субъективная социология

    Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).
    Социология Лаврова

    Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение.Это движение осуществляется прежде всего критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они,главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

    Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития (разнородности) личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития разнородности общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности,к превращению ее в простой придаток общественного механизма.Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов,возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости, хотя социализм они понимали по своему.

    Социология Михайловского

    H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного.В связи с этим, в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины (“мира”), артели и др.

    В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природным и общественными явлениями. Природные- это закономерные, повторяющиеся явления,общественные- неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основе этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — научного и социологического.Естественно-научный метод в своей основе — объективный метод.Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, а личность.Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно.

    Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу сопереживания, когда, по выражению Н. К. Михайловского, наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины. Истина, по Н. К. Михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность нормального человека, нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция нормального человека должна отражать интересы подавляющей части общества, т. е. трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, т. е. с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение конкретных проблем политической социологии, механизма связи — лидера и массы (герои и толпа), роли партии в общественной борьбе.

    Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

    Общественные явления, считали ученые, всегда имеют психологическую основу. С точки зрения Де Роберти социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, которая определяет социальную деятельность людей. Н. И. Кареев считал, что социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией, опирается на факты, науку.Н. И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:интеллектуальную(ум); эмоциональную(чувства); волевую.

    Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных ее форм. М. М. Ковалевский выдвинул идею эволюции, т. е.органической смены стадий общественного развития. Его интересовали главным образом истоки и генезис основных социальных институтов: семьи, общины, частной собственности и государства.
    Социология Ковалевского

    Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Так называемый легальный марксизм П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый “легальный марксизм” как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции 1905-1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и “легальный марксизм” прекратил свое существование.

    Социология Сорокина

    Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.

    Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

    В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм — это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

    Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х — начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

    Социология с начала 60-х гг.

    В 1960-х гг.социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г.была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

    Социологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России — это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов и др.
    6. Ключевые идеи и краткая биография Питирима Сорокина.

    Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

    Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.
      1   2


    написать администратору сайта