Главная страница

Учение Н.К.Михайловского о потребностях как основе структурации личности. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарском. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 3


Скачать 15.15 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 3
АнкорУчение Н.К.Михайловского о потребностях как основе структурации личности
Дата14.11.2022
Размер15.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарском.docx
ТипКонтрольные вопросы
#787015

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №3

7. Учение Н.К.Михайловского о потребностях как основе структурации личности.

Рассмотрение развития человеческой индивидуальности как цели истории выводило субъективных социологов на анализ потребностей как основу общественных дифференциаций и как основу структурирования личности.

Учения о потребностях как основе структурации личности, то его полнее других разработал Н. К. Михайловский. Так, он одним из первых в мировой социологии предложил рассматривать понятие личности на трех уровнях, стремясь в социологической теории личности к их синтезу.

Первый- из них биогенный, на котором идет борьба человека за индивидуальность, т. е. приспособление среды к удовлетворению потребностей человека.

Второй- психогенный, на котором осуществляется взаимодействие индивида и толпы.

Третий- социогенный, на котором личность характеризуется через ее участие в экономическом разделении труда, в организации сотрудничества и кооперации индивидов.

В центре поздних работ Н. К; Михайловского находятся проблемы: 1) поведения личности в группе и толпе-массе, 2) психологического механизма воздействия индивида на массу-толпу, 3) роль социальной среды в формировании психологии индивида и толпы - массы.

Толпа трактовалась русским социологом как масса народа, способная увлечься примером и конституируемая сходными психологическими реакциями (сильной эмоциональной связью при «снятии» действия этических и правовых норм), а также одинаковым поведением под воздействием «героя».

В работе «Герои и толпа» он выделяет два условия образования толпы:

сильный внешний стимул, подавляющий все мотивы, кроме одного или нескольких близких,

- хроническую скудность впечатлений (их однообразность) у людей, способных составить толпу.

«Герой» понимался Н. К. Михайловским как индивид, способный увлечь массу людей на любое общее дело, хорошее и дурное. В качестве механизмов воздействия «героя» на толпу выделены: 1) механизмы подражания, 2) готовность к подчинению и повиновению, 3) массовый гипноз (внушение), 4) массовый психоз.

Без примера (без «героя») толпа мертва. Возможность ее возникновения характеризует общественное развитие как низший, органический его тип, основанный на подавлении личности.

Формами стихийного протеста народа против этого подавления в русской истории выступали вольница - бунт и подвижничество - уход от мира (статья «Вольница и подвижники»).

Способ же радикального преодоления, органического развития - борьба за индивидуальность:

1) за свою личностную целостность и разносторонность,

2) за рост разнообразия своей личной жизни, 3) за выработку способности сопротивления подражательным инстинктам, 4) за критическую мысль как средство противостояния давлению общества и других людей.

В работе «Научные письма» были специально проанализированы различия понятий «герой» и «великая личность»..


написать администратору сайта