Главная страница

коркыт кюй. Коркыт - кюй атасы (1). Коркыт кюй атасы


Скачать 31 Kb.
НазваниеКоркыт кюй атасы
Анкоркоркыт кюй
Дата29.11.2022
Размер31 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКоркыт - кюй атасы (1).doc
ТипДокументы
#819047

Коркыт – кюй атасы

По преданиям Коркыт сделал первый кобыз и исполнил первый кюй. Когда пел кобыз Коркыта, замирала вся природа: Сырдарья замедляла течение, затихал ветер, замолкали птицы и звери, люди оставляли свои дела, и даже смерть, завороженная музыкой, стояла, не смея приблизиться к Коркыту.

Коркыт был первым шаманом. За бескорыстную помощь людям и врачевание он получил возможность на право жить до тех пор, пока сам не упомянет о смерти. Коркыт был первым, кто, бросив вызов судьбе решил искать бессмертие. Но смерть забрала его, и он, став владыкой нижних вод, продолжал помогать бахсы, которые унаследовали его ритуалы, искусство и священный инструмент.

В исследованиях указывается, что в 7-8 веках в столице Огузов Жанкенте на берегу Сырдарьи жил жырау – сказитель Коркыт. Он прожил долгую жизнь, был визерем Инал – хана и умер в возрасте 95 лет (295) Коркыт - жырау считают основателем эпоса тюркских народов.

Сохранилась музыка Коркыта, в настоящее время известны 11 кюев. Девять из них были записаны у Нышана. Музыкальные образы кюев предельно обобщены. Развитие музыки очень статично, т.к. строятся на многократных повторениях и нанизывании друг на друга близких мотивов и фраз. Мелодика интонационно связана с плачем-жоктау. Кюи имеют небольшие размеры и отличаются медленным темпом. Долгие тысячелетия музыка Коркыта функционировала в шаманском ритуале и вместе с обрядами баксы была обречена на исчезновение. Но правы легенды искусство Коркыта бессмертно. Сейчас Кюи Коркыта привлекают слушателей как памятники древней музыкальной культуры, имеющие высокую художественную нравственность. Исполняемые вне обряда, они обрели новую жизненную силу, стали своеобразным мостом между прошлым, настоящим и будущим, в них живет бессмертие и вечное сердце народа, та связь времен, которая – сама Вечность.

Кюи Коркыта:

  1. Ұшардың ұлуы

  2. Тарғыл тана

  3. Елім ай, халқым ай

  4. Әуппай

  5. Сарын (1,2 тұрі)

  6. Қоңыр

  7. Қорқыт

  8. Башпай

  9. Желмая

  10. Байлаулы киіктін зары

Таргыл тана – Как то раз, когда Коркыт ехал верхом на своей Желмая, на встречу ему выбежала старуха, которая гналась за пегим бычком, и с мольбою обратилась к нему: «Помоги вернуть бычка» в сторону кубыла, и Коркыт погнался за ним. Он надеялся быстро поймать и вернуть его старухе пегого, но никак не мог догнать бычка. Разозлился Коркыт и сказал: «Если не догоню и не верну бычка, не быть мне живым, не ходить по земле не зваться мне Коркытом! Умру, но догоню», - и погнался во всю мочь. Тенгри, услышав клятву Коркыта, обратил бычка в каменную гору. Бычок, тело которого постепенно обращалось в камень, в мучениях сказал:
Менің өзім қара едім,

Қарадан туған ала едім.

Туған жерім – Қазалым,

Мына тау болды-ау ажалым.
БАШПАЙ

Кюй «Башпай» был сочинен Кортыком в конце жизни. Когда Коркыт играл на своем кобызе, сидя на плавающем по реке ковре, сестра его Актамак приносила ему еду. Съев обед, сильно уставший кюйши поставил рядом кобыз и уснул. В торбе, в которой приносила сестренка еду. В облике змеи притаилась смерть. Яд быстро распространился по телу, и тогда умирающему Коркыту явился Азраил и спросил: «Какое твое последнее желание?» Коркыт ответил: «В своей жизни я совершил два греха:

Первый – сорок и один год убегал от смерти, второй – Однажды на Сырдарье поднялись сильные волны, и я, сидя на ковре нечаянно задел большим пальцем ноги свою сестру. Поэтому, когда будете хоронить меня, оставьте палец ноги открытым ». Сказав это, Коркыт взял кобыз и сыграл свой последний кюй «Башпай». Сестренка, поняв, что брату не избежать смерти, заплакала: «Ага, ага, родной мой!». Коркыт, успокаивая ее, ответил: «Не плачь, сестренка, не плачь, слезами ничего не изменишь. Видно, никому не уйти от смерти». И тогда Азраил забрал душу Коркыта. Как и завещал Коркыт. Его похоронили, оставив открытым большой палец ноги , а на его могилу положили кобыз. С тех пор многие и многие годы на могиле Коркыта был слышен только стонущий голос его кобыза, который звал: «Коркыт! Коркыт! Коркыт!»


написать администратору сайта