|
ТАБЛИЦА. Таблица сем2 Базаров Р.Ж. 21-МИ-1. Краткое содержание теорий Позитивизм Конт
Амантаев Дамир 21-МИ-1 Социология
Основные этапы становления и развития социологии.
Этап
| Представители
| Краткое содержание теорий
| Позитивизм
| Конт
| Автор термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г. Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни.
| Дюркгейма (социологизм)
| Социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна. Социология должна изучать социальные факты.
| Милль
| Милль открыто объявил себя последователем Конта. Милль был гораздо более глубоким мыслителем, нежели Спенсер.
Суть: научное знание есть учение о законах и причинах, постигаемых на основе индуктивного метода
1. Законы: законами природы Милль называет некоторые регулярности, единообразия, подмеченные при исследовании единичных фактов. В конечном итоге знанием в концепции Милля признается только знание о единичных, конкретных фактах или такое, которое получено с помощью индуктивных умозаключений. Таким образом, развитие научного знания сводится к последовательному накоплению знаний о единичных, частных фактах. Общие утверждения, получае
| Спенсер (эволюционизм)
| Приблизил науку к здравому смыслу среднего человека, который в течение недели делает деньги, используя свой интеллект и научные знания, а по воскресеньям, отложив все это в сторону, ходит в церковь. Для Спенсера наука – это вообще всякое знание. Невозможно нигде провести линию разграничения и сказать: «Здесь начинается наука». Знание – это прежде всего и главным образом знание о порядке, о закономерной связи явлений. Весь мир, с точки зрения Спенсера, развивается эволюционно. Всякая система – физическая, биологическая, социальная – в начале своего существования находится в некотором неравновесном состоянии. Спенсер находит место для религии, решая тем самым проблему соотношения научного разума и религиозной веры. Спенсер не только говорит о вполне мирном сосуществовании науки и религии, но в определенном смысле он и саму науку отождествляет с религией. Утверждает, что научное знание без истин веры вообще невозможно.
| Дюркгейм о социальном факте
| Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой». Предложил использовать функциональный анализ. Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Консенсус в качестве основы общества. Два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.
| Марксизм
| Карл Маркс, Ф. Энгельс
| Предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни. При этом они также исходили в создании своей социологической теории из позитивистских установок, ориентированных на рассмотрение социальных явлений по аналогии с природными. Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов:1) принцип определения общественным бытием общественного сознания; 2) принцип закономерности общественного развития; 3) принцип детерминизма,; 4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями; 5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими; 6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития; 7) принцип естественно-исторического характера развития общества; 8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств; 9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса. Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д.
| Понимающая социология
| Фердинанд Тённис
| Идущая от Вебера и связанная с осмысленным социальным действием. Свою типологию социальности предложил. Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.
Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества.
Теннис выделял три таких социальные формы:
1) социальные отношения;
2) социальные группы;
3) корпорации.
Учение о социальных нормах. Классифицировал их на три категории:
1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;
2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;
3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.
| Макс Вебер
| Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы. Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека.
Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.
Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:
1) разделение труда и специализация;
2) четко определенная иерархия власти;
3) высокая формализация;
4) внеличностный характер;
5) планирование карьеры;
6) разделение организационной и личной жизни членов организации;
7) дисциплина.
| Георг Зиммель
| Первый представитель «формальной» школы социологии. предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять. Их можно выделить три:
1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;
2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;
3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.
Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.
| Конфликтологическая парадигма
| Дарендорф
| В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества.
Главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.
| Миллс
| Утверждал, что любой макросоциологический анализ значим, если касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.
| Козер
| Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.
| |
|
|