Главная страница

Крещение Руси - культурный миф и исторические реалии. Крещение Руси культурный миф и исторические реалии


Скачать 32.38 Kb.
НазваниеКрещение Руси культурный миф и исторические реалии
Дата15.05.2023
Размер32.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКрещение Руси - культурный миф и исторические реалии.docx
ТипКонтрольная работа
#1132994

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Теплогазоснабжение и нефтегазовое дело»


Контрольная работа
по дисциплине «История культуры России»

на тему «Крещение Руси: культурный миф и исторические реалии»


Выполнила: студентка группы б1-ЗМКДз11

Факультет УРБАС, 1 курс

Код направления специальности: 21.03.02

Орлова М.А.

№ зач.книжки: 223177
Проверила: Ковалева Д.Н., доц. кафедры ИПЛ

Саратов – 2022

Оглавление




Введение 3

1.Равноапостольный князь Владимир и его личность 4

2.Причины принятия православной веры 6

3.Крещение Владимира. Распространение православия на Руси 9

Заключение 12


Введение


Крещение Руси по праву считается одним из знаменательнейших событий в истории нашей державы. Оно явилось концом эпохи язычества и идолопоклонения и началом христианизации Руси. Крещение стало тем самым переломным моментом, резко развернувшим течение развития Руси как централизованного государства по совершенно иному направлению и принесло свои плоды в разных областях жизни населения.

Официальной датой начала христианизации Руси принято считать 988 год, однако упоминания о русских христианах встречаются и ранее. Сохранились записи о крещении части руссов в 860 г. Также русские христиане упоминаются и в договоре Руси с греками, датируемым 944 г. Христианство приняла и великая княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь в 957 г.

Начало процесса христианизации положил великий князь Владимир в 988 году, крестившийся сам и насильно крестивший жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси. Однако, борьба православия с язычеством продолжалась на протяжении всей истории средневековой церкви. До XVII в. переписывались церковные поучения против язычества, до XVIII в. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся - не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний. В 40-х гг. до XVIII в. архиерей Дмитрий Сеченов доносил о нападении на него русских язычников).

Как и полагается каждому величайшему историческому событию, вокруг Крещения Руси ходит немало легенд и мифов. В целях полного понимания данной темы, следует принимать во внимание как легенды, так и исторические реалии, и уметь отличать миф от правды. В этом и заключается цель данной работы.
  1. Равноапостольный князь Владимир и его личность


Для многих людей князь Владимир известен как креститель Руси, равноапостольный князь, даровавший своему народу веру в истинного Бога, и причисленный впоследствии к лику святых. Великий князь Владимир Святославович заботился о духовном благе своего отечества. В народе его даже ласково прозвали Красное Солнышко. Однако до 25 лет он прожил, как ярый язычник, совершивший немало того, что идет вразрез с православными догмами и ценностями. Каким же Владимир был до принятия христианства?

За ранние годы правления он выделялся жестокостью, злопамятством и множеством пороков, главным среди которых было сластолюбие. У Владимира того времени было 5 жен. Одна - вдова убитого Ярополка, вторая – Рогнеда, взятая силой при захвате Полоцка и впоследствии родившая ему 3 дочери и 4 сына, один из которых Ярослав Мудрый. Кроме того, Владимир имел сотни наложниц.

Изначально князь Владимир был ярым противником христианства и приверженцем язычества. Сразу после завоевания Киева он обустроил возле своего дворца языческий пантеон. Основным божеством древней Руси по воле Владимира стал Перун. Именно его изваяния размещались во многих городах тех времен и стали местом человеческих жертвоприношений.

При этом всем, недаром Владимир считается великим русским князем. За ранние годы правления он совершил ряд успешных походов на восток и запад против хазар, ятвягов, поляков, волжских болгар. Киевской Руси были подчинены восточнославянские народы (вятичи, радимичи) и множество новых территорий. Владимир всевозможными путями укреплял свое государство, а при необходимости защищал его пределы силой и оружием. Русь окончательно утратила черты военной федерации отдельно взятых племен, и превратилась в державу, которая играла значительную роль в мировой политике.

Однако, прочими мировыми державами русские воспринимались как жестокие варвары сродни яростно бьющихся животных. Этому способствовало язычество, бывшее на тот момент основным вероисповедованием руссов, в то время как прочие государства почитали в качестве духовной основы своих держав более продвинутые религиозные течения. Религия стала серьезным барьером, долгое время отделяющим восточных славян от более развитых государств. Кроме того, языческий пантеон не способствовал единению нации, несмотря на празднества и гуляния, в которые семьи, роды и прочие общества собирались вместе.

Владимир прекрасно осознавал каждый из пунктов и выдвинул перед собой цели:

  1. Укрепить государство и его территориальное единство.

  2. Заполучить заветный пропуск в семью европейских народов.

  3. Подарить своей державе новую, более актуальную и современную культуру.


  1. Причины принятия православной веры


Крещение Руси, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Это, в первую очередь, стремление Владимира укрепить державу и ее территориальное единство, и, конечно, утвердить собственную власть. Попытка достичь этой цели с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и установить беспрекословный авторитет единоличной княжеской власти.

Согласно летописной легенде, к Владимиру в Киев явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам, так как обряд обрезания казался ему ужасным, а запрет употребления вина – безрассудным. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти», - так, якобы, ответил он на доводы мусульман. Иудаизм также не привлек князя киевского – евреи рассеяны были по всей земле и не было у них пристанища, а Иерусалим, считавшийся отечеством еврейским, во гневе был отнят Богом. Князя не прельщала перспектива подобно евреям быть лишенным своего отечества, и еврейские миссионеры были высланы прочь. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!». «Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми».

Однако Владимир, нашедший, казалось бы, то, что искал, не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. По возвращении в Киев послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий», - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решил быть христианином.

Это красивая легенда, в которой кроется доля правды. Однако, события тех лет были более противоречивы, чем описано в ней. Вполне возможно, что Владимиром двигал внутренний диссонанс. Великая княгиня Ольга, являющаяся его бабушкой, считалась мудрейшей женщиной своего времени, ее почитали и современники, и потомки. Именно она в 957 г. во время своего визита в Константинополь «пустила в сердце» проповеди о смирении, чистоте души и тяжком пути греховного по своей натуре, но любимого Богом Отцом человека в Царство Божие и вечную жизнь в Раю, и приняла христианство. Языческое прошлое Владимира, например, братоубийственная борьба за власть, жестокость и насилие, многоженство в определенный момент могли заставить князя задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память.

Согласно священному писанию тех лет, князя могло поразить твердое исповедание христианской веры святыми мучениками Феодором и Иоанном (983г.). Также святые отцы уверены в том, что Владимира мучила совесть после братоубийственной борьбы за власть. Душевного покоя и прощения у языческих божеств он не нашел, тогда обратился к свету единого истинного Бога Отца.

Из прочих доводов и размышлений летописцев следует, что общение с иностранцами, в особенности из просвещенной Византии, в глазах Владимира все больше подчеркивало грубость и пустоту язычества. В Киев стекались люди из разных стран, различных исповеданий. Князь внимательно ко всему присматривался и прислушивался.

Также роль в духовном росте великого князя могли сыграть и его женщины: из пяти законных жен князя четыре были христианками. Существуют веские доказательства, что мать Владимира Малуша также была христианкой. Женская половина дома твердила, что пора взяться за ум, «послушать и посмотреть, что творится кругом во всем мире, как народ за народом крестятся и становятся порядочными и уважаемыми».

Все толкования причин поступков Владимира Крестителя могут иметь место. Но, так как на плечах великого Киевского князя лежали очень сложные и неимоверно важные задачи, от исхода которых зависела судьба его державы, скорее всего, он действовал исходя именно из прагматических доводов.

В первую очередь, это установление прочных экономических и культурных связей с Византией, являвшейся в те времена центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Также князь учитывал и международную обстановку, отношения церкви с государством.

Немаловажны были и некоторые догматические различия. Например, католическое христианство было отвергнуто ввиду притязаний римского папы на светскую власть, воинственность католиков и непринятие ими особенностей русского быта. Православная церковь напротив же подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был главой как государства, так и религиозного культа. Также православие было более терпимым к местным традициям.
  1. Крещение Владимира. Распространение православия на Руси


Довольно интересно будет рассмотреть процесс принятия православия самим князем. Вопреки Писанию, в котором он представлен как человек, начавший свой долгий и трудный путь к очищению и искуплению, в исторических реалиях он вовсе не собирался склонять головы и смиренно просить крещения у священнослужителей, которые на тот момент уже находились некоторое время на русской земле. Веру он хотел завоевать и рукой победителя даровать своему народу.

Собрав многочисленное войско, великий князь пошел на судах к греческому Херсону, торговому городу, сохранившему свою самобытность и славу ещё с X века. Он признавал над собою верховную власть императоров, но не платил дань; избирал своих начальников и повиновался собственным законам. Жители Херсона наслаждались изобилием.

Владимир высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Великий князь грозился стоять три года под их стенами, ежели они не сдадутся, но граждане отвергали его предложения, в надежде на помощь от греков. К счастью Владимира, нашелся в городе доброжелатель: этот человек поделился с киевлянами знанием о подземных трубах, дающих воду херсонцам. Великий князь спешил воспользоваться советом и отрезал пути воде для поступления в город. Тогда город, изнуряемый жаждой, пал.

Завоевав Херсон, Владимир направил послание императорам Василию и Константину о том, что желает взять в супруги их сестру Анну или, в случае отказа, он возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями был желанным для Владимира. Василий и Константин, в свою очередь, при поддержке великого русского князя надеялись сохранить свой трон и обязались дать согласие, если князь примет христианскую веру. Владимир, преследуя изначально эту цель, дал свое согласие. Крещение Владимира, а впоследствии и брак, состоялись.

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая серьезное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства.

Множество домыслов окружает и процесс распространения христианства на Киевской Руси. Согласно легендам, после крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Киевляне с радостью спешили исполнить волю своего любимого князя, рассуждая при этом так: «Если бы новая вера не была лучшей, то князь и бояре не приняли бы ее». Необозримые толпы людей, старцы и юноши, матери с детьми явились на берег реки. Вскоре явился и сам князь, сопутствуемый собором священников. По данному знаку все эти массы народа вошли в реку: одни по шею, другие по перси, взрослые держали на руках младенцев, а священники, стоя на берегу, читали молитвы, совершая над ними великое Таинство.

Но каковы исторические реалии? Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью». В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. Люди, еще вчера подносившие дары идолам глубокочтимых божеств и просившие их о благоденствии, урожайном лете и семейном благополучии, уже сегодня со слезами на глазах могли наблюдать, как этих самых идолов рубят, жгут и низвергают в реку, безвозвратно перечеркивая многовековые традиции и верования предков. Такие резкие перемены и разрушение устоев не могли не встретить сопротивления.

Таким образом, христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечом”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленницы. В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к формированию так называемого «двоеверия», или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.

Заключение


Крещение Руси сыграло бесспорно важную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. Власть князю теперь дарует сам Бог, потому она стала полностью неоспорима. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.

С Крещением Руси, как со знаменательнейшим событием в истории российского государства, связано множество легенд, имеющих как религиозный, так и фольклорный уклон. Несмотря на присущее легендам придание фантастической окраски реалиям, любой миф стоит принимать во внимание, так как истоки его берут начало в реальном историческом событии. Мысли летописцев, наших предков, взгляд на историю с абсолютно разных точек зрения позволяют обширнее оценить события тех лет, углубиться в них и найти ответы на многие вопросы.

Литература

  1. Кириллица. Каким был князь Владимир до того, как принял крещение// https://dzen.ru/a/Wyeum1oaCACoVCWA

  2. Иерей Андрей Гавриленко. Что святые говорят о равноапостольном Владимире// https://pravlife.org/ru/content/chto-svyatye-govoryat-o-ravnoapostolnom-vladimire

  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу// https://pravoslavie.ru/2903.html

  4. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.,1990.

  5. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992. Гл.1.





написать администратору сайта