Криминалистика. Криминалистическое почерковедение
Скачать 31.85 Kb.
|
Одним из видов криминалистического исследования письма в целях идентификации личности является криминалистическое почерковедение. Письмо – это средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности). Криминалистическое почерковедение –это раздел криминалистической техники, который изучает закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков, их отражения в рукописных текстах для решения по ним диагностических и идентификационных задач. Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений лица, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Учение о почерке как объекте криминалистического исследования включает в себя следующие основные компоненты: понятие письма и почерка; основы формирования и реализации письменно-двигательного ФДК (функционально-динамического комплекса) навыков человека; основные криминалистические свойства почерка. Наряду со сложноорганизованными процессами формирования и реализации письменно-двигательный ФДК навыков человека обладает большим количеством свойств, имеющих основополагающее криминалистическое значение при производстве идентификационных, диагностических и ситуационных исследований почерка. Основными из них в судебном почерковедении считаются: индивидуальность; динамическая устойчивость; избирательная изменчивость. Под индивидуальностью почерка понимаются его характерные особенности и неповторимость у разных лиц. Это свойство обусловлено разнообразием субъективных и объективных факторов, взаимодействующих между собой в процессе формирования письменно-двигательного ФДК и практики письма. Субъективный фактор выступает в виде индивидуальных психических, физиологических и анатомических особенностей личности человека Объективный фактор представлен разнообразием условий внешней среды по отношению к формирующемуся навыку письма. Динамическая устойчивость почерка как свойство, существенное для проведения криминалистических исследований, означает способность к сохранению совокупности действий, образующих специфическую структуру письменно-двигательного ФДК: их стандартность (стереотипность), стабильность во времени и по отношению к разнообразным внешним и внутренним сбивающим факторам. В качестве конкретных форм проявления динамического характера устойчивости почерка выступают вариационность и разброс признака в пределах вариантов. Вариационность почерка и его признаков отражает способность письменно-двигательного ФДК проявлять себя в рукописях в виде разнообразных устойчивых видоизменений. В судебном почерковедении выделяют два вида вариационности почерка: "программная" и "коррекционная". С учетом того, что программный характер присущ любому из этих видов, указанные термины являются условными, так как подчеркивают лишь различную степень участия сознания в формировании и проявлении в почерке свойства вариационности в целом. "Программная" вариационность возникает сознательно. Ее происхождение связано с деятельностью второй сигнальной системы субъекта, его особенностями, профессиональными и иными потребностями. В частности — с необходимостью частого выполнения документов в различном темпе с использованием разных вариантов строения почерка: простого, упрощенного, усложненного. "Коррекционной" вариационностью обладает любой, достаточно выработанный почерк. Она отражает способность к саморегуляции входящих в состав письменно-двигательного ФДК компонентов, обеспечивает их приспосабливаемость к различным внешним и внутренним воздействиям среды, в случаях если они не превышают привычную норму адаптации функциональной системы Избирательная изменчивость почерка отражает способность письменно-двигательного ФДК специфическим образом трансформироваться, т. е. видоизменяться в результате воздействия превышающих привычную норму адаптации функциональной системы разнообразных внешних или внутренних сбивающих факторов. В данных обстоятельствах коррекционные перестройки и разброс не достигают своей цели, и механизм письма вынужден, задействуя свои защитные резервы, отвечать реактивностью на влияние сильных раздражителей. При этом в рукописях наблюдаются частичные изменения почерка, характер которых зависит от вида и степени воздействия сбивающих факторов, индивидуальных особенностей письменно-двигательных ФДК писавших. ФДК Непосредственным объектом судебно-почерковедческой экспертизы является почерк, связанный с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека — навыком письма. Письмо как вид речевой деятельности человека основано на сложной и многообразной системе качественно неоднородных навыков, в целом образующих письменный функционально-динамический комплекс (ФДК). Его структуру представляют три основные группы навыков: интеллектуальная; письменно-речевая; письменно-двигательная. К группе интеллектуальных относятся навыки восприятия, мышления, памяти человека. С. М. Вул отмечает, что интеллектуальные навыки отражают способ познания индивидом окружающей его действительности, обусловлены его личным опытом и особенностями психики. Некоторые свойства этих навыков присутствуют в понятийно-смысловых структурах текста [4, с. 11]. Письменно-речевая группа включает в свой состав лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические, орфографические и пунктуационные навыки. В целом они дифференцируются по роли, выполняемой ими в письменной речи человека. Особо важное значение имеют лексические и синтаксические навыки, безкоторых речь вообще немыслима. Орфографические и пунктуационные навыки выполняют вспомогательную функцию, так как представляют собой вторичные образования, связанные именно с письмом. Письменно-двигательные навыки непосредственно связаны с графической и технической сторонами письма. Соответственно данную группу составляют два типа навыков — технические и графические. Под техническими навыками понимается комплекс автоматизированных действий человека, направленных на: — организацию и поддержание нормальных, гигиенически целесообразных условий акта письма (обстановка, освещение, поза, положение рук к поверхности стола и т. д.); — правильное обращение с письменными принадлежностями (орудием и материалами письма, средствами упаковки рукописи и т. д.). Система графических навыков включает в свой состав конфигурационные, пространственно-ориентационные, координационные, скоростные, ритмические, нажимные и др. В совокупности они позволяют "изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро, красиво, связывать буквы в слова" [3, с. 7]. Необходимо подчеркнуть, что структура и закономерности функционирования письменно-двигательного ФДК имеют наиболее важное значение для судебного почерковедения, так как именно они лежат в основе почерка. Почерк несет в себе закодированную информацию о личности конкретного человека, об обстоятельствах и условиях выполнения рукописи. Поэтому при производстве экспертизы задача экспертов заключается в извлечении из почерка и письма в целом максимального объема сведений, которые будут полезными при расследовании дел. Расшифровка информации, содержащейся в почерке, является основной целью почерковедческого исследования. Признаки почерка делятся на две группы: общие, которые характеризуют почерк в целом как систему движений; частные, которые отражают особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений. Общие признаки условно можно разделить на три большие группы. 1. Признаки, отражающие степень сформированности и характер письменно-двигательного навыка. Это выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи - высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный; координация движений – точность и систематичность движений при написании букв, соблюдение их размера, наклонов (высокая, средняя, низкая); темп письма (быстрый, медленный, средний); строение почерка – сложность движений (простой, упрощенный, усложненный). 2. Признаки, отражающие структуру движений по их траектории. Это преобладающая форма движений (прямолинейно-угловатая, округлая, смешанная), направление движений (правоокружное, левоокружное, смешанное); размер почерка, который определяется по средней высоте строчных букв (малый - при высоте букв до 2 мм, большой - более 5 мм); протяженность движений по горизонтали - разгон почерка: сжатый (малый разгон), размашистый (большой разгон), средний (высота строчных знаков равна их ширине); связность почерка, то есть способность пишущего выполнить, неотрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков - может быть большой (слитно пишутся 6 и более знаков), средний (от 4 до 6) и малой (не более 3 букв); нажим почерка: сильный (ширина основных штрихов превышает ширину соединительных), средний, почерк без нажима и смешанный. 3. Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические), проявляются в особенностях размещения самостоятельных фрагментов документов: заголовков, подписей. При оценке их идентификационной значимости принимают во внимание общепринятые правила компоновки фрагментов текста, размещение подписи (в углу, в центре, на нижележащей строке), размещение текста относительно краев листа бумаги: наличие, размер и расположение полей, размер интервалов между строками, положение строк относительно горизонтальных срезов листа и другие. Частные признаки почерка: темп движений при выполнении отдельных письменных знаков; сложность движений при выполнении букв; форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловая, извилистая); направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные; протяженность движений. Она характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв; степень связности движений или вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами); распределение усилий (нажима) в движении при выполнении письменных знаков; количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов; последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках; относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений; размещение движений при выполнении букв по вертикали и горизонтали. Принято различать: технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства); графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний); навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений). Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна. Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв. Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека). Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка. Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма. Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица. Особенности письменно-двигательного навыка входят в так называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать исполнителя рукописи. Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка. РАНЕЕ УЖЕ ПЕРЕЧИСЛЯЛИ ИХ Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка 1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. По стeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe. Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. О малой выработаннсти почерка впервые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями. В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими. Средневыработанные почерки — это нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп. Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв. 2. Координация движений при письме обычно рассматривается с точки зрения соблюдения параметров движения при выполнении: 1) элементов букв и 2) сочетаний элементов букв, слов, фраз. Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений. Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи. 3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым. Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний. Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа. 4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма. По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения. К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи. Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка. Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом. Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории 1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответствии с прописями – прямолинейно-дуговая. Но возможны и отклонения — угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений. 2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв и букв в целом. По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона. Направление движений при выполнении дугообразных элементов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке). Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); разгон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, узкая. Степень связности (непрерывности) движений – высокая (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы). Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками. В следственной практике указанные признаки почерка используются в целях решения розыскных и идентификационных задач. В случаях обнаружения рукописных текстов (письма-угрозы, поддельные медицинские рецепты и т.п.), исполненных неизвестным лицом, составляется розыскная таблица, по которой производится сравнительное исследование почерков проверяемых лиц. Для составления розыскной таблицы, прежде всего, изучается содержание рукописи, анализируются признаки письменной речи и почерка. Из их числа выбирают наиболее характерные, редко встречающиеся и устойчивые признаки – обычно шесть-восемь. Основная часть таблицы состоит из характеристики этих признаков и их графических зарисовок. Затем намечается круг лиц, которые могли выполнить исследуемый документ, и организуется непосредственная проверка их почерков – розыск исполнителя документа. |