ДОПИСАТЬ ДУХОВНОЕ К КИТАЮ, СВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ, ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА ОСОБЕННОСТИ. 2 ВЕДУЩИХ ВРАЧА, ДОКУМЕНТЫ. ГИГИЕНА
КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ
| Древний Египет
| Государства Междуречья
| ИСТОЧНИКИ (письменные (в т.ч. законы), вещественные и др)
| Медицинские тексты папирусных свитков, описания историков(Манефон, Геродот) и писателей древности(Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских документов); скульптура; настенная живопись, рельефные изображения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.
| Подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.
| Причины болезней
| Причины болезни египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). По свидетельству Геродота, уже в 5 веке до нашей эры египтяне были убеждены, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами(изобретение клизмы приписывают египтянам).
| Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.
1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: „...он приблизился к замужней женщине“ или „...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить“.
2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
3. Связанные с религиозными верованиями („рука бога“, „дуновение злого духа“, „объятия Ламашту“ и т. п.).
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, – прежде всего со сверхъестественными силами: „рукой“ конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или „удара“ в голову (описание которого напоминает инсульт).
| Диагностика
| Осмотр, опрос
В середине 2-го тысячелетия до н.э. определяли болезни по пульсации сосудов, т.е. по пульсу , который они наблюдали в разных точках тела.
| Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: „он умрет“, ‹он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.
Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза:
«Если человек Так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз, этот человек болей, весь болен, он протянет недолго и умрет».
Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось в «Гиппократовом сборнике»).
|
Способы лечения, хирургия(анатомия)
| Применяли магию и терапию. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Магические методы воздействия заключались в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и прочее) до более чем экзотических. Многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.
промывание кишечника; массаж. Египтяне начинали и заканчивали день проведением массажа. Его использовали как для лечения ран, полученных воинами в сражениях, так и для восстановления физических сил после тяжелых переходов. Приемы массажа — поглаживание и поколачивание; лекарственная терапия
Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно — то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа. Например, органом мышления и вообще самым важным органом человека считалось сердце как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди.
| Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.
Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода. Это по способам лечения
| Лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения
| Выращивались растения:
полынь (сердце коршуна), чистотел, кориандр, белена, клещевина (сырье — семена), крокусы, морской лук В садах также выращивали финики, инжир, виноград, гранаты
Животное происх.:
волосы, шерсть животных, рога животных яйца, молоко коровы, ослицы, кислое молоко желчь, зубы, печень, мозг животных (лечение глазных болезней), мозг черепахи экскременты животных: помет и моча Части насекомых Также использовалось молоко женщин, особенно после рождения первого сына Метод остановки кровотечения: на рану накладывали кусок сырого мяса Способ предохранения ран от загнивания: края раны посыпали хлебной или древесной плесенью
минеральные вещества в чистом виде: вода, сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра, едкий натр (использовался при бальзамировании: в этот раствор погружали умершего), лазурит (в папирусе Эберса описывается приготовление глазной мази), гематит (порошок использовался как кровоостанавливающее средство), песчаник, глина, морская соль
продукты переработки природных веществ: кирпичи
| Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.
Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, – кожа козла и ягненка),
экскременты птиц, овец и т. д.
Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20).
| Санитария, гигиена
| Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище: «Египтяне... пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми. Жрецы бреют головы, через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).
| В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).
| Особенности медицины и фармациии
| Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и ещё был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду.
| Изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.
Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего богине врачевателей Гуле — «великой» в переводе с шу-мерского. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвра¬щает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти.
Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в то же время у каждого человека был свой личный бог.
| КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ
| Древний Китай
| Древняя Индия
| ИСТОЧНИКИ (письменные (в т.ч. законы), вещественные и др)
| Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем – на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.
|
| Причины болезней
| Причина болезней заключается в дисгармонии космических элементов, действующих через недостаточную или слишком обильную пищу, нездоровую воду, неблагоприятный климат, погодные условия, неопрятность, грязь в одежде в жилищах, недостаток или излишества движений, напряженную эмоциональную обстановку, холод, жар, людские грехи перед богами и т.п. Все болезни, таким образом, делятся на естественные и сверхъестественные или демонические. Естественные Сушрута подразделяет на случайные (раны, отравления и т.п.), телесные (от нарушений при родах, от климата, времен года, порчи соков тела и пр,), душевные (от печали, страха, страстей, меланхолии и др.). Отмечаются первичные болезни, осложнения, предвещающие (так сказать, предболезни), а также нарушения внутренние. Сушрута полагает, что воздух производит 80 болезней, желчь - 40, а слизь - 20. К общим болезням относятся лихорадки, сыпной тиф, оспа, рожа, проказа, подагра, желтуха, ожирение, золотуха, даже сахарное мочеизнурение (диабет, распознаваемый по вкусу мочи). К местным заболеваниям Сушрута относит болезни мозга — обморок, апоплексия, сумасшествие, боли головы, боли уха, носа, глаз, полости рта, шеи, живота, холеру, рвоту, дизентерию, опухоли селезенки, печени, глисты, болезни прямой кишки, 12 разных кожных болезней, припухлости и пр.
|
| Диагностика
|
|
|
Способы лечения, хирургия(анатомия)
| Акупунктура Массаж Мануальная терапия Фитотерапия Диетотерапия Цигун. Эта практика помогает развиться внутренней энергии с помощью тренировки сознания и внутренней силы (энергии ци)
Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.
Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141-208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.
|
| Лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения
| Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений – жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и т. д.
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.
Наиболее часто в этих целях использовалось растение мокса (русск. – чолынь обыкновенная; лат. Artemisia vulgaris). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась мокcа, собранная три года назад.
| Лекарственные средства минерального происхождения
Поваренная соль, золото, свинец, ртуть, олово, цинк, сернистая сурьма, сулема, медь, селитра, едкий натр, черная соль (морская), бура, нашатырь, сера, драгоценные камни
• Металлы, а особенно золото, считались сильным укрепляющим средством
• Наибольшим почетом пользовалась ртуть в виде красной, желтой, белой солей. Она была панацеей: ею лечили сифилис, парами убивали насекомых
• Медью лечили глазные болезни
Лекарственные средства, содержащие соединения железа, назначали при кровопотере
• Драгоценные камни (алмаз) употреблялись как укрепляющие, их давали в смеси с лимонным соком
• Свинец, олово, цинк, сурьму, мышьяк в виде желтого и белого веществ или мышьяковистой кислоты назначали при лечении кожных болезней. Эти вещества входили в состав мазей
Лекарственные средства животного происхождения
Кораллы, пиявки, шпанские мушки, мед, молоко, мозг, кровь, мясо (преимущественно хищных животных), сало, топленое сливочное масло, кости, желчь, экскременты животных (моча и навоз), кожа, ногти, волосы
• Коровье масло назначалось внутрь при чахотке
• Пиявки назначались для лечения головных болей, ушных инфекций и геморроя
• Кораллы относили к группе укрепляющих средств, их давали в смеси с лимонным соком
• Шпанская мушка — жук-нарывник. Взрослый жук имеет характерный мышиный запах. Выделяемый секрет обладает нарывным действием
Лекарственные средства растительного происхождения
Первая подгруппа: растения и их соки
Всего 760 растений: лотос, морковь, льняное семя, фикус, имбирь, лимон, гвоздика, аир, дурман, аконит, опий, олеандр, чилибуха, торф, индийская конопля, черный перец, длинный перец, галлы, рис и др.
| Санитария, гигиена
|
|
| Особенности медицины и фармациии
| Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая – «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно, а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам. Именно пульс обусловливает круговорот крови и „пневмы“. Посмотришь вперед, оглянешься назад – все идет от пульса. Пульс-это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа.»
Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь – иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю – прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.
| Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны).
| |