Канти и его учения. Критика чистого разума
Скачать 17.17 Kb.
|
И. Кант и его работа "Критика чистого разума". Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» - так формулирует философскую триаду в познании человека сам Кант. В философском творчестве Канта можно выделить два основных этапа: 1) докритический период (1746-1781); 2) критический период (1781-1804). В работах первого, докритического, Кант выступает как продолжатель естественнонаучных традиций 18 века. В его философских взглядах – материалистические мотивы, интерес Канта направлен, главным образом, на изучение природы. Во втором периоде Кант создает критическую философию, которая должна преодолеть недостатки старой философии. В основе сначала нужно поставить вопрос о сущности познания, а затем уже о сущности вещей, а не обратно, как это было в предшествующей философии. На первый план выдвигается теория познания. В 1781 г. издана знаменитая "Критика чистого разума". «Критика» для Канта – это уяснение возможностей и границ познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является то, что у мыслителя получило название «чистого разума». По Канту, наши способности познавать - это врожденные способности человека. Кант полагает, что наши познавательные способности постоянны. А всякое познание есть суждение, – такое соединение двух представлений, в котором одно из них высказывается утвердительно или отрицательно. Но не всякое суждение есть познание. Все суждения делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения не расширяют наши знания, они их только уясняют. Синтетические же суждения расширяют наши знания. Познание заключается именно в расширении знаний. Поэтому познание состоит из синтетических суждений. Возможно такое сочетание различных представлений, которое имеет случайное и частное значение. Истинное познавательное суждение должно быть. Такое суждение не может быть получено опытным путем, так как опыт всегда дает единичное. Такое суждение должно быть данным априори, помимо всякого опыта и предшествовать ему. Кант различает два вида логики: обычная – изучает формы мышления независимо от содержания трансцендентальная – изучает принципы логического мышления Трансцендентальная логика делится на трансцендентальную аналитику (учение о рассудке) и трансцендентальную диалектику (учение о разуме). По Канту, предмет можно познать лишь потому, что он – объект чувственного созерцания, то есть в качестве явления (вещь саму по себе познать нельзя). Процесс познания -это процесс, с участием в нем человека. Он включает в себя три ступени: 1.Чувственное познание. Априорными формами являются пространство и время, это значит, что все свои ощущения человек упорядочивает в пространстве и времени. Чувственность – условие всяких ощущений и впечатлений. 2.Рассудок. Полученные чувственные представления перерабатываются рассудком. Рассудок-это способность мыслить. "Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся". Кант говорит, что достоверное знание может быть только синтезом чувственности и рассудка. Ощущения сами по себе, без понятий рассудка, слепы, а понятия рассудка сами по себе, без ощущений, – пусты. Истина или заблуждение присущи суждениям рассудка. 3.Разум. Чтобы рассудок мог составлять синтетические знания из понятий, необходимо условие возможности синтезов рассудка. Таким условием является разум, который возвышается над рассудком. Разум стремится систематизировать познание, давая принципы для рассудка. Априорными формами являются идеи. Понятия разума – трансцендентальные идеи, они – "вещь в себе" ("сама по себе"). Кант пытается объединить рассудок и чувственность через воображение. Воображение соединяет их с помощью схем, которые являются заготовками категорий. Кант говорит, что существуют три "трансцендентные идеи" разума: космологическая (мир как целое), психологическая (душа как безусловное единство всех душевных явлений и процессов) и теологическая (идея о боге как о безусловной причине всего сущего и мыслимого вообще). Когда разум ставит вопрос о мире в целом, получаются антиномии (антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения А и не–А). Вот краткая формулировка этих антиномий: "вечен ли мир, или он имеет начало; наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в определенные границы…". Кант говорит, что единственное средство устранения антиномических утверждений – признание их ложными. Суть критики сводится к пересмотру основных философских проблем: Бог, душа и её бессмертие, свобода воли. Антиномии показывают, что разум, чувственность и рассудок бессильны познать мир, как таковой. Отсюда главный вывод философии Канта- объект. Который не дан нам в чувствах, не может быть объектом теоретического мышления. |