Акупунктура. Критика, проблемы и безопасность метода
Скачать 38.21 Kb.
|
ОглавлениеВведение 3 Что такое «акупунктура» 3 История 4 Критика, проблемы и безопасность метода 6 Литература: 8 ВведениеАкупунктура является одним из наиболее популярных и востребованных направлений нетрадиционной медицины издревле и по сей день. Изначально техника пользовалась спросом только на территории азиатских стран, которые в древние времена считались едва ли не лучшими лекарями в мире. Со временем методика стала распространяться по другим странам, привлекая к себе все больше внимания и приверженцев. И хотя до сих пор некоторые скептики полагают, будто вся положительная эффективность для больного человека тут базируется только на самовнушении, медики так не думают. В ходе многочисленных исследований эксперты пришли к выводу, что созданный еще несколько веков назад атлас биологически активных точек, которые коротко называют просто БАТ, научно обоснован. Что такое «акупунктура»Акупункту́ра (также иглорефлексотерапи́я, рефлексотерапи́я, иглотерапи́я, иглоука́лывание; от лат. acus — игла и лат. punctura (pungo, pungere) — колоть, жалить[3]) — форма альтернативной медицины и ключевой компонент традиционной китайской медицины (ТКМ), в котором тонкие иглы вводятся под кожу. Считается, что акупунктурные точки, в которые вводятся иглы, находятся на так называемых меридианах, по которым движется гипотетическая «жизненная энергия» ци, и что манипуляции с иглами воздействуют на циркуляцию ци и тем самым помогают снимать боли и лечить болезнь. Теории и практики акупунктуры, как и традиционной китайской медицины в целом, являются псевдонаучными, поскольку не основаны на научных знаниях. Нередко также характеризуются как шарлатанство]. Научные исследования не нашли гистологических и физиологических подтверждений традиционным китайским концепциям существования ци, меридианов и акупунктурных точек. Широко используется также оригинальный, более широкий китайский термин — терапия чжэнь-цзю (кит. 針灸 — укалывание и прижигание). Термин «чжэнь-цзю терапия» пришёл в СССР в период «великой дружбы с Китаем». Тепловое воздействие на точки акупунктуры («цзю», игнипунктура, моксотерапия, moxibustion) проводится с помощью глубокого прогревания («прижигания»), с использованием мини-«сигарет», обычно из высушенной полыни. В настоящее время акупунктура, как часть традиционной китайской медицины, сохраняет своё распространение в Китае, где преобладает мнение о её научности. В западных странах акупунктура получила заметное распространение в XX веке[13] в качестве альтернативной медицины. В систематических обзорах клинических исследований делается вывод о том, что эффективность акупунктуры не выше, чем эффект плацебо. Одной из разновидностей акупунктуры является иглорефлексотерапия (англ. dry needling), широко распространённая в России, однако в клинических испытаниях последнего времени эффективность этого вида иглоукалывания во всех областях медицины также не подтвержден. Представления и понятия, лежащие в теоретическом основании акупунктуры — учения об инь и ян, о пяти элементах, о жизненной энергии ци и её движении по меридианам — носят донаучный и метафизический характер, что не соответствует современным требованиям научности и доказательности. Лежащие в основе акупунктуры архаичные представления, учитывая сомнения в её клинической эффективности, вызывают широкую критику, вплоть до рассмотрения акупунктуры как псевдонауки. Согласно меморандуму ВОЗ о стратегии развития альтернативной медицины, акупунктура, как и прочие методы нетрадиционной медицины, должна соответствовать критериям доказательной медицины. В 2010 году ЮНЕСКО включил акупунктуру и игнипунктуру в Список нематериального культурного наследия человечества. ИсторияРаспространённое убеждение, что акупунктура имеет именно китайские истоки, не имеет однозначных подтверждений. Найденный в 1963 году в уезде Долунь (англ. Duolun County; аймак Шилин-Гол в автономном регионе Внутренняя Монголия на севере Китая) камень бянь 砭 (biān) (заострённые камни, использовавшиеся до создания металлических игл), возможно, опускает происхождение акупунктуры в неолит[31][32]. Иероглифы и пиктограммы, датируемые временем правления династии Шан (1600—1100 до н. э.), указывают на то, что наряду с укалыванием использовалось также прижигание. Развитие металлургии в Китае теоретически позволяло изготовление стальных игл уже в III веке до н. э., однако наиболее ранние археологические находки подобного рода относят лишь к династии Хань, и свидетельств об использовании этих игл в медицинских целях нет. Источником спекуляций об акупунктурном использовании стало обнаружение стальных игл рядом с чашей, помеченной для медицинского использования в Маньчэн 满城 (ок. 112 до н. э.), однако обнаруженные иглы имеют ушко и, вероятней всего, использовались для шитья. В Шуанбаошань (совр. Мяньян, Сычуань) было обнаружено подобие макета для изучения акупунктуры — лакированная деревянная фигурка 28,1 см с обозначением «меридианов», захороненная ок. 118 г. до н. э. Первое свидетельство об использовании двух конкретных акупунктурных точек, саньли 三里 и фэйшу 肺输, датируется 1 в. н. э. (гробница ок. Увэй 武威, пров. Ганьсу)[34]. В Европе, при исследовании мумифицированного тела Эци, возраст которого около 5300 лет, было обнаружено 15 групп татуировок, расположение части которых совпадает с современными акупунктурными точками. Это было истолковано как свидетельство того, что практики, подобные азиатским, могли быть распространены по всей Евразии в раннем бронзовом веке. Значительное влияние на китайскую акупунктуру оказали религиозные и философские учения древнего Китая. Традиция, передававшаяся ранее устно, в IV — III веках до н. э. была записана и изложена в свете мировоззрений даосизма. Развитие акупунктуры продолжалось в течение всего первого тысячелетия нашей эры, достигнув своего расцвета к началу второго и получив широкое распространение как в самом Китае, так и за его пределами в Японии, Монголии, Корее, Индии. На становление китайского понимания акупунктурных меридианов и точек существенное влияние оказали мифология, нумерология, астрология. и другие метафизические представления[36]. В классических медицинских текстах китайская календарная зодиакальная система ганьчжи (干支gānzhī) сопоставляет постоянные меридианы часовым углам Солнца[36] и времени суток. Среди сохранившихся ранних китайских текстов по акупунктуре — трактат Хуанфу Ми 皇甫謐 (ум.282), опирающийся на более ранние источники, не дошедшие до наших дней. Китайский иероглиф «чжэнь» обозначает любой инструмент для прокалывания или надрезания. В одном из основополагающих китайских медицинских трактатов «Хуан-ди Нэйцзин» («Внутренний канон Жёлтого императора») этим иероглифом обозначены надрезание или прокалывание кожи с целью кровопускания, вскрытия нарывов и прижигания (для остановки кровотечения, обеззараживания), а не та акупунктура, которая известна сегодня. Из девяти изображённых в трактате инструментов лишь три похожи на толстые иглы и булавки, некоторые из остальных напоминают инструменты для кровопускания и хирургии средневековой Европы. По мнению историков, первоначально в китайской народной медицине субстанция ци связана была с кровью, а под меридианами подразумевали кровеносные сосуды, и первоначально акупунктура представляла собой кровопускание — метод лечения, традиционный для древних культур; лишь впоследствии этот метод лечения трансформировался в символическую процедуру – что было хотя и неэффективно, но гораздо более безопасно. Историки медицины и ветеринарии предполагают, что средневековые практики прокалывания и надрезания («чжэнь») сохранялись почти в неизменном виде в Китае до середины XX века. В XVI веке португальские миссионеры впервые привезли сообщения об акупунктуре на Запад. В Европе до XVIII века не существовало достаточных медицинских знаний для составления точных карт внутренних органов. В восемнадцатом веке в Европу попадают более подробные сведения об акупунктуре, но значительно больший интерес вызывают методики прижигания. В самом Китае акупунктура сохраняет популярность лишь в низших слоях общества, а сами целители, практикующие иглоукалывание, зачастую неграмотны. В 1822 году эдиктом китайского императора отменяется практика и изучение акупунктуры в императорской академии медицины, как занятие недостойное для просвещённого человека. Всё это влечёт скептическое отношение к иглоукалыванию в европейской науке, и исследования в этом направлении практически не проводятся. В самом Китае уже в начале второго тысячелетия и в последующие века практика применения акупунктуры, будучи заменена медикаментозными методами лечения, стала большей редкостью и, утратив свою престижность, была поставлена в один ряд с шаманизмом, акушерством и прижиганием. На становление современной карты акупунктурных точек и меридианов оказал влияние китайский педиатр Чен Дань’ань (Cheng Dan’an), который в начале 1930-х годов способствовал возобновлению исчезающих уличных практик терапевтического иглоукалывания. Он отдалил места иглоукалывания от кровеносных сосудов, иллюстрируя свои нововведения рисунками на коже людей и фотографируя их. Он же заменил толстые средневековые инструменты на тонкие иглы, характерные для современной акупунктуры. Чан Кайши попытался ввести классическую западную медицину, законодательно запретив акупунктуру, что должно было лишить врачебной практики 400 000 акупунктуристов. Но этот закон был отклонён в 1929 году правительством Гоминьдана. Новый подъём и быстрое распространение акупунктура получила после китайской революции 1949 года. Врачи в больницах Китая стали применять акупунктуру наряду с классической западной медициной. В разных странах стали производиться научные исследования в этой области, что привело к появлению множества комментариев и публикаций в медицинских журналах и газетах. Существует альтернативная гипотеза происхождения акупунктуры: татарский учёный Рашир Рахмети Арат в своей работе «Zur Heilkunde der Uighuren» («Медицинская практика у уйгуров»), опубликованной в 1930 и 1932 гг. в Берлине, исследовал уйгурскую медицину. Опираясь на рисунок человека и объяснения точек акупунктуры на теле, он, а также некоторые другие западные учёные, склоняются к тому, что акупунктура является не китайским, а уйгурским открытием. Критика, проблемы и безопасность методаПо состоянию на 2009 год ни одна из имеющихся гипотез не объясняет в достаточной мере механизмы действия акупунктуры. Более того, в обзорах клинических испытаний последнего времени ставится под сомнение наличие положительного воздействия акупунктуры на организм человека во всех областях терапии, кроме кратковременного снятия некоторых видов боли и тошноты. При этом разработанные для проверки эффективности методы «фальшивой» акупунктуры показывают приблизительно такую же эффективность в этих областях, что и действительная акупунктура. По этой причине акупунктура остаётся чисто эмпирическим методом, не отвечающим растущим научным требованиям медицины. Метаисследование 1999 года показало отсутствие значимого терапевтического эффекта акупунктуры. Помимо этого, исследователи обратили внимание на низкое качество большинства единичных исследований. Метаисследование 2009 года также показало отсутствие эффекта: выявленный слабый эффект снижения боли не превышает статистической погрешности, кроме того в единичных исследованиях ничего не сделано для исключения психологического эффекта (самовнушения пациентов). В 2013 году в журнале Anesthesia & Analgesia вышла статья профессоров Дэвида Колкухоуна (англ. David Colquhoun) и Стивена Новелла (англ. Steven Novella) под названием «Акупунктура — театрализованное плацебо», в которой авторы показали, что описанные в научных статьях положительные эффекты процедуры являются результатом несоблюдения научной методологии или фальсификацией. Согласно их заключению, наиболее тщательно проведённые исследования демонстрируют, что результат акупунктуры не зависит не только от положения игл, но даже и от того, вводятся ли иглы вообще, и единственное разумное объяснение состоит в том, что акупунктура не работает[54]. К 2016 году эффективность акупунктуры осталась недоказанной, несмотря на увеличившуюся её популярность. Последователи традиционных школ акупунктуры, уходящих корнями в древние верования и философию даосизма, рассматривают болезнь как дисбаланс и нарушение циркуляции ци. Упрощённо в обоснование лечебного эффекта предлагается, что воздействия, производимые на акупунктурные точки, приводят к гармонизации и восстановлению правильного движения энергии. Однако современная наука отрицает существование такого типа энергии. Существование меридианов и акупунктурных точек не подтверждается анатомическими и гистологическими данными Нейрогуморальный механизм Одной из ранних попыток объяснить анальгезирующие эффекты акупунктуры стала теория контроля «ворот боли». Она описывала модуляцию сенсорных импульсов боли посредством ингибиторных механизмов центральной нервной системы (ЦНС). Согласно этой теории укол иглы при акупунктуре возбуждает быстрые чувствительные нервные волокна кожи или мышц, и импульсы этих волокон «обгоняют» в спинном мозге импульсы от пораженных органов, передаваемые по более медленным волокнам. При этом активируются ингибиторные интернейроны, влияющие на медленные пути. Терапевтический эффект, когда болевое ощущение уменьшается посредством причинения боли через гетеротопическую стимуляцию различных областей тела, именуется контрраздражением, и он открывался учеными неоднократно. Контрраздражение часто прерывает порочный круг и позволяет добиться стойкого лечебного эффекта, тем самым предоставляя возможности для регенерации в том случае, если поражение ещё не является необратимым. В 1976 году западными исследователями была выдвинута новая гипотеза о том, что эффект акупунктуры опосредован эндорфинергической системой[60]. Согласно этой гипотезе, эндорфинергическая система состоит из нейронов, локализованных в основном в мезэнцефалоне (ядерный шов и центральное серое вещество). Предполагается, что её анальгезирующий эффект опосредован высвобождением эндорфинов (нейротрансмиттеров с морфиноподобным действием) через ретикулоспинальный тракт. Новые исследования акупунктуры проводятся с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), однопротонной эмиссионной компьютерной томографии (SPECT), транскраниальной допплеровской ультрасонографии (ТКДУ). Результаты исследований позволяют выдвинуть гипотезу, что при воздействии на акупунктурные точки происходит модуляция активности специфических субкортикальных систем, в основном лимбической системы. При этом делается предположение, что эффекты акупунктуры обусловлены основным принципом функциональной структуры нервной системы — её соматотропной организацией (нейрональной связью строго определённых отделов и областей нервной системы со строго определёнными органами и областями организма). Литература:Эмиль Кремер. Открытые глаза, раздел «Акупунктура». — Germany: Leinfelden-Echterdingen 1, 1991. — С. 75—81. Молостов В. Д. Иглотерапия и мануальная терапия. Практическое руководство по лечению заболеваний. — М.: Эксмо, 2008. — С. 784. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24924-4. Роберт Т. Кэррол. Акупунктура // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: Диалектика, 2005. — С. 15—18 онлайн—версия (англ.). — ISBN 5-8459-0830-2. |