Главная страница
Навигация по странице:

  • Купинская игрушка

  • Каргапольская игрушка

  • Филимоновская игрушка

  • Дымковская игрушка

  • ДПИ купинская игрушка. Кропотливое это дело глиняная свистулька


    Скачать 18.71 Kb.
    НазваниеКропотливое это дело глиняная свистулька
    Дата20.03.2020
    Размер18.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДПИ купинская игрушка.docx
    ТипСеминар
    #112518

    Кропотливое это дело – глиняная свистулька

          Узнать секреты изготовления глиняных свистулек можно было в середине февраля из первых рук глиняных дел мастера в Новосибирском областном Доме народного творчества.

          Здесь состоялся областной семинар-практикум по художественной керамике «Народная игрушка. Глиняная свистулька». Он собрал руководителей кружков, студий, методистов декоративно-прикладного искусства, педагогов и просто любителей стиля hаnd madе, желающих поближе познакомиться с различными способами ручной лепки. Увлекательный экскурс в тонкости ручного изготовления глиняных игрушек-свистулек провела Светлана Николаевна Бажко – преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. 
          Люди, приехавшие на семинар из районов области, узнали много нового. И про тонкости «добычи» и подготовки глины; и про температурные режимы печи (которые можно сделать на заказ) и особенности обжига в них; и про декорирование уже звучащей свистульки глиняными же деталями. И ещё много-много всего, что может передать опытный мастер начинающему подмастерью. Как это и было всегда на Руси, и Сибирь здесь – не исключение. 
          Некоторые перспективные тенденции развития этого исконного вида народного художественного творчества есть и в нашем Сибирском регионе. Новосибирская область тоже приняла множество переселенцев из европейской части России. И каждая семья везла за собой традиции декоративно-прикладного искусства. И там, где природа местности оказывалась богатой на качественную глину, люди с удовольствием делали из неё то, к чему веками приспособлены были золотые руки их предков из далёкой метрополии.

          Купинская игрушка
          На болотисто-солончаковом юго-западе Новосибирской области, в г. Купино, находятся целые залежи пластичной красной глины. Нынешнюю купинскую игрушку отличают водные персонажи: лешие, русалки, озёрные духи. Ничего не попишешь – озёрный край. На ней никаких особых росписей – красная глина, обожжённая в русской печи. Самый смелый декор – песок и мазки белой краски. Сегодня традиции изготовления купинской игрушки развиваются в творческом объединении «Мастерская-музей традиционной народной игрушки», руководитель объединения – Татьяна Стафеевна Лысенко, победитель областного тура V Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

          Российские промыслы глиняной игрушки-свистульки рассыпаны капельками по сёлам и весям Западной Сибири. Каргапольская, филимоновская, дымковская игрушки – все переливы образов, красок и форм – живы и поныне не только в местах их исконного обитания. Секреты передаются от мастера к мастеру, иногда традиция прерывается, чтобы возродиться вновь, благодаря художникам-любителям и преподавателям сельских и городских детских кружков и изостудий. 

          Каргапольская игрушка
          В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев, – отголоске древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Только если в прошлом каргапольские игрушки-свистульки отличались наивной условностью лепки и раскраской в два-три цвета (белый и чёрный плюс мазки киновари), то современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём – одиночные фигурки, иногда несколько героев, с единым сюжетом – несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, и поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди.
          Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольской игрушки: фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода – умение выразить суть с помощью нескольких важных и точных деталей. Традиционная композиция для каргопольской игрушки – «кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист. А свистульки-утушки на Каргополье всегда были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками, которые лепили их к шумным ярмаркам.

          Филимоновская игрушка
          Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины создают её) было и остаётся крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины «синики» (тёмно-синей с сером оттенком, после обжига «синика» становится светлой) как нельзя лучше подходят для лепки игрушек. Любая скульптурка со всеми деталями от начала до конца создаётся из одного комка пластичной глины, способной тянуться, изгибаться. Именно особенности глины придают столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлинённые пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз её поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он её невольно вытягивает – так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
          У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни – высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор – повойник. Все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делают в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растёртыми на яичном желтке или белке куриным пером. Используются три главных цвета – малиново-красный, жёлтый и зелёный. Иногда применяется синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу – свой цвет.
          Роспись ведётся куриным пером: по белому или жёлтому фону наносится орнамент из зелёных, жёлтых, малиновых полос, солнечных розеток, цветов, ёлочек, решёток. Он чередуется с гладко окрашенными поверхностями малинового, реже – других цветов. Лица, свисток, внутренние части игрушек остаются белыми. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, ёлочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

          Дымковская игрушка
          Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Фигурки высотой в среднем 15–25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные причёски, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, зонтики, сумочки и т. п.
          Простота произведений народных мастеров – кажущаяся. За этой простотой – опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. 
    Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания. 
          В итоге кропотливых двухдневных занятий семинара-практикума свистульки мастеров зазвучали на разные голоса, заиграли узорами и замысловатыми формами. Гулко запела волшебная птица-утица, запищал зайчишка с забавным выражением физиономии, протрубил колокол, изготовленный крепкими руками преподавателя-мужчины из с. Боровое. 
          …И расцветали улыбки на чуть выпачканных глиной лицах семинаристов. Приходит на ум библейский образ Творца, сотворившего из глины нас самих, не меньше! Увлекательное, оказывается, это занятие – глиняная свистулька, сделанная своими руками! Действительно, чудо – как из комка сырой неказистой глины получаются весёлые звучащие игрушки… 
          А начинается всё с двух «колобков», скатанных тобой, размятых в «чашечки», и пронзённых тоненькими палочками в нужном месте под специальным углом. И кто лучше мастера покажет, где это место и каков тот угол? То-то и оно! Так было и на семинаре. 
          Несмотря на то, что сегодня существует много литературы по керамике, и даже человеку непосвящённому, новичку многому можно научиться по книгам, практика играет важнейшую роль в научении ремеслу, и тем более искусству глиняной игрушки. Надо самому «прочувствовать» материал, сделать с подачи мастера своё первое звучащее изделие – и тогда многое станет понятнее и доступнее. Таким мастером и стала Светлана Бажко. Секретами изготовления свистулек она поделилась с читателями нашего журнала.


    написать администратору сайта