Позднеродовая община.. Кряккиев К. Д. 11104 Познеродовая община Хозяйственная жизнь позднеродовой общины
Скачать 15.69 Kb.
|
Кряккиев К.Д. 11104 Познеродовая община Хозяйственная жизнь позднеродовой общины В период позднеродовой общины существовали два типа хозяйства: высокоспециализированное присваивающее хозяйство и производящее хозяйство. Возникают земледелие и скотоводство. «Неолитической революцией» - появление производящего хозяйства. Древнейшими районами возникновения производящего хозяйства считаются Сирия и Палестина, юго-восточная Турция, пограничье Ирана и Ирака, а также, вероятно, Юго-Восточная Азия. Одомашнивание животных шло в таком порядке: овцы и козы, далее – крупный рогатый скот и свиньи, далее – ослы, лошади, верблюды, ламы, северные олени. Доместикация – это одомашнивание животных и растений. Орудия труда в период неолита становятся более совершенными. Используются разные породы камня: кремень, нефрит, обсидиан, яшма, сланец, жадеит. На протяжении неолита были разработаны все основные приемы горного дела – шахты, подбои, штреки, крепежные столбы, вентиляционные окна. Появляются новые орудия труда для земледелия: мотыги, серпы с микролитическим вставками, зернотерки, ступки и пестики. Охотники периода неолита применяли сложные ловушки, капканы, силки на птиц, загоны для животных; в морской охоте и рыболовстве появляются более совершенные гарпуны, сети, удочки с крючками, используются запруды, глушение рыбы с помощью растительных ядов. Распространяются транспортные средства, среди которых наиболее широко использовались водные – плоты и разного рода лодки. На севере в период неолита распространяются сани и лыжи. В неолите появляются прядение и простейшее ткачество. В неолите появляется керамика – изделия из обожженной глины, в первую очередь, посуда. Древняя посуда была хрупкой, поэтому на стоянках периода неолита количество найденных черепков может исчисляться сотнями и даже тысячами. Возросла добыча соли и обмен ею. Неолитические общины были более оседлыми, чем мезолитические, поэтому жилища в основном строились долговременные и прочные, хотя сохранялись и сезонные постройки. В лесных районах жилища делались из дерева, покрывались шкурами и корой деревьев; в южных районах дома были из глины, сырцового кирпича или камня; в заболоченной местности или вблизи водоемов строились свайные дома. Характерно изменение формы жилищ от круглых и овальных к прямоугольным и квадратным. Выделение земледельцев и скотоводов наряду с охотниками, рыболовами и собирателями считается первым крупным общественными разделением труда. В позднеродовой общине была «престижная экономика» - обмен продолжал существовать в форме дарообмена, он увеличивал социальный «престиж». Распределение добычи и произведенного продукта было уравнительным или трудовым (в соответствии с затраченным трудом, если были излишки продуктов). Трудовое распределение постепенно вытесняло уравнительное. Социально-политическая организация позднеродовой общины Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. Появляются линиджи – внутриродовые группы близких родственников, ведущих происхождение от памятного предка. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются также фратрии. Фратрия – это объединение нескольких родов одного племени. Эндогамия – это предписание вступать в брак внутри определенной группы. В позднеродовой общине существовало разделение труда по полу. Важно подчеркнуть, что в этот период мужчины и женщины на равных участвовали в хозяйственной жизни общины. Во многих общинах существовали мужские дома, куда категорически не допускались женщины. В таких домах устраивались собрания мужчин, проводились различные работы, обряды, хранились предметы культа, там принимали гостей. Женские дома встречались гораздо реже мужских. Мужчины и женщины обладали равными правами на родовую собственность, могли иметь личную собственность. У некоторых племен прослеживается четкое деление на возрастные группы. Основной формой брака в позднеродовой общине оставался парный брак. Брак был по-прежнему достаточно легко расторжим, однако уже формируются свадебные обряды. В качестве переходного этапа от матрилокальности к патрилокальности часто встречалась авункулокальность – брачное поселение супругов у дяди по матери или в его группе. Сохранялась коллективная власть. Высшим органом власти был совет племени. Далее шел совет фратрии. Основным органом власти являлся совет общины или рода. В период позднеродовой общины получает развитие принцип кровной мести. Духовная культура позднеродовой общины Особенно заметным подъем духовной культуры был у племен, перешедших к производящему хозяйству. Развитие «престижной» экономики, дарообмена способствовало развитию счета. Появляются счетные приспособления: бирки, кучки камней, связки соломы, шнурки с раковинами или узелками, глиняные фигурки. Время соотносилось с видами деятельности или с пребыванием в какой-либо половозрастной группе. Развивается пиктография, с помощью которой делаются уже довольно сложные записи. Продолжают развиваться наскальная и пещерная живопись, гравировка на кости и камне, мелкая пластика. Из других видов искусства можно отметить петроглифы – высеченные на скале неглубокие изображения. В устном народном творчестве появляются сюжеты, связанные с земледелием и скотоводством. Самостоятельным жанром становятся сказки. Появляются более сложные музыкальные инструменты: струнные инструменты с резонаторами, мембранные барабаны, многоствольные флейты. В связи с новыми явлениями в социально-экономической жизни мифы начинают объяснять происхождение культурных растений, домашних животных, усложнившихся социальных институтов. |