История Росии. Частное учреждение образовательная организация высшего образован. Кукольный народный театр (вертеп, театр Петрушки)
Скачать 30.96 Kb.
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Устное народное творчество» На тему: Кукольный народный театр (вертеп, театр Петрушки) Выполнила: студентка 1 курса Дурдона Хазрат кизи Бабамуратова Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль: "Русский язык" и "Литература" Омск, 2022 Театр кукол По просторам России бродило и много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада , из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре. Вертеп. В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с вертепом. Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках - это «персидские цари», пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, - это рождественский кукольный театр или вертеп. Слово «вертеп» происходит от старославянского «вертепъ» - «пещера». Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии. Вертеп в узком смысле этого слова - народное рождественское представление, разыгрываемое в специальном ящике при помощи стержневых кукол, сопровождаемое пением и диалогами. В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми. Вертепное действо обязательно должно сопровождаться пением различных религиозных кантов, что отличает его от светской народной драмы живых актеров, которая также могла показываться на Рождество. Неподвижное изображение Христа в подвесной колыбели пришло в вертепный театр из рождественского убранства костелов. Возможно, и форма одноярусного вертепного театра сложилась под влиянием стоящих в костеле «пещерки» или одноэтажного домика (хлева) с колыбелью. На рисунке показана принципиальная схема вертепа, состоящего из двух ярусов, каждый из которых в свою очередь складывается из двух Вертеп - не только спектакль, представление театра кукол, но и особая конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. Вертепу свойственна кукольная техника особого рода - вертепные куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия. Схема отсеков: коробки сцены и узкого пространства для движения руки кукловода. Кроме того, в пространстве под крышей вертепа может быть помещена лампа или свеча, для освещения Вифлеемской звезды. Обозначены щели в полу сцены, по которым движутся куклы, ведомые рукой, перемещающейся под полом. Кроме двух основных этажей и "чердака", украинский вертеп, имел еще один нижний этаж для устройства ада. Троичное вертикальное строение вертепа освящено трех частным строением Рождественской мистерии, изображающей жизнь на небе - в Раю, на земле, и в Аду. Верхний этаж предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов, для благовестия ангела. Нижний этаж изображает покои царя Ирода., На нем играется основные сцены вертепа: диалоги Ирода и воинов, Ирода и волхвов, Ирода и Рахили, Ирода и Смерти, избиение младенцев воинами по приказу Ирода, усекновение головы самого Ирода и избиение его слуг Смертью и чертями, падение их в ад - все разыгрывается на нижней сцене. Трехчастное строение мистерии не позволяет жителям рая: Святому семейству, ангелам, пастухам, спускаться на нижний этаж, а обитателям нижней сцены: Ироду, его слугам, адским силам - подниматься наверх. Это очень важное свойство мистериальной сценографии: жизнь верхнего и нижнего этажей никогда не пересекаются. Конструкция нижнего этажа вертепа должна обеспечивать все сценические эффекты, предусмотренные в спектакле: появление черта из-под пола иродового дворца, усекновение головы Ироду и падение его обезглавленного тела в ад. Люк для появления черта из-под сцены, обычно делается вблизи трона Ирода или непосредственно под троном. В момент появления черта царский трон опрокидывается, разваливается на части или проваливается в ад, черт появляется в "снопе пламени", вырывающегося из люка. Кроме скольжения по прорези, вертепная кукла может немного наклоняться в щели, и это позволяет сыграть сцены "усекновения головы" и "избиения младенцев". Ширина щелей и их конфигурация должны разрешить свободное и плавное движение кукол. Кукловод, манипулируя куклами под полом сцены, наблюдает за ними, вплотную приблизив лицо к задней стенке вертепа с потайными отверстими для его глаз. Кроме того конструкция вертепа предусматривает освещение верхнего и нижнего ярусов живым пламенем свечей в навесных фонарях, и возжжение Вифлеемской звезды потайным светильником из-под крыши вертепного ящика. Сценография этажей традиционна, как и само действие: на верхнем этаже изображается Святое семейство, на нижнем - покои Иродового дворца. Изображение Святого семейства - одна из самых трогательных картин христианской культуры. Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, склонившиеся над яслями с младенцем Иисусом, тесный вертеп, который обычно изображался как сводчатое помещение, волы, овцы, ослик, заглядывающие в окна или робко теснящиеся у входа, коленопреклоненные пастухи, волхвы с дарами, ангелы, парящие над вертепом, и, конечно же сияющая Вифлеемская звезда, все это тысячи и тысячи раз изображалось, описывалось, воспевалось всеми христианскими народами! Традиция православия в белорусском, украинском русском вертепах не допускает каких-либо сценических действий с прямым участием Святого семейства: диалогов, манипуляции куклами и прочего. Святое семейство лишь объект поклонения, шествующих по дуге верхнего этажа пастухов, волхвов, животины. От имени Господа говорят ангелы, которые напрямую вмешиваются в сценическое действие и определяют его течение. Куклы вертепа конструкции простейшей: тело куклы насаживается на стержень - рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшивается тканью или раскрашиваются. Они изготовлены из драпированных тканью деревянных брусочков с подложенной под ткань ватой для придания телу куклы объема. Высота кукол 25-30 сантиметров с рукояткой, которая составляет приблизительно половину общей их высоты. Рукоятка этих кукол оканчивается круглой подставкой, на которой кукла могла стоять неподвижно в момент действия других персонажей пьесы. Ткани и материалы, примененные для создания этих кукол, удивительно гармоничны соответствующим костюмам: лоскут старинного светлого сукна в мантии Ирода, золоченая жесткая бумага для лат воина, в одежды Ангела включены кусочки золотой парчи, волосы его выполнены из льна, крылья из настоящих перьев. Головы кукол из коллекции Бартрама вырезаны отдельно от тела из материала, напоминающего гипс. Имеются свидетельства о том, что заготовки голов для вертепных кукол продавались на базарах, и возможно в данной коллекции мы имеем дело с подобным случаем. Лица раскрашены условно: намечены глаза и рот, но для вертепного действа этого вполне достаточно. Вертепные куклы лишены пластики, все их действия построены на диалогах, точнее сказать монологах, поскольку куклы даже обращаются друг к другу, обращаясь в зрительный зал. Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы античной трагедии, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации страстей. Избиение тысяч младенцев в вертепе изображается единственным уколом, но каким! Воин подходит к Рахили, умоляющей Ирода не убивать ее единственное дитя, и, воткнув в младенца пику, вырывает его из рук матери. Я не знаю более страшной картины в театральном искусстве, хотя на пику, по сути, накалывается маленький тряпичный кулечек, не имеющий даже глаз. Традиционно черт - одна из более подвижных кукол вертепа. В народном представлении черт не страшен, а противен: скользкий, на тоненьких ножках он вихляет развинченными членами. Появление черта вызывало не ужас, а смех, тем более, что он уносил в ад главного злодея - Ирода. Волхвы или "три царя", как они себя сами величают, одна из оригинальнейших кукол вертепа. Три волхва в сознании создателей вертепа - один персонаж. Они никогда не появляются по одному, их подарки: золото, ладан и мирра - триедины. И кукла, изображающая "трех царей", часто изготавливалась триединой - три тела, прикрепленные к одной ручке. Пастухам, самым близким народному сознанию персонажам, часто отдавались слова той искренней живой радости Рождества, которую испытывали создатели вертепа и которая в наименьшей степени поддавалась канонизации. Потому и куклы пастухов и их овечек наиболее вольные, приближенные к народному костюму родной местности. Куклы ангелов и Святого семейства возможно исполнить только в случае искреннего благоговейного отношения к ним, в противном случае они превратятся в святотатственную карикатуру. Из основных действующих лиц вертепа выше описаны практически все, однако два слова следует сообщить еще о двух: служке, зажигающем свечи, и Вифлеемской звезде. Зажигание свечей в начале представления вертепа и погашение свечей по его окончании - два из важнейших и красивейших момента всего действа. Не всегда, но в некоторых вертепах изготавливается специальная кукла служки, которая обходит с горящей свечей этажи, зажигая одну за другой светильни, а затем обходит вертеп, гася их. Кукла служки, по сути своей, единственный собственно театральный персонаж, придуманный специально для обслуживания сцены, для создания театрального эффекта, и которому единственно разрешено свободно перемещаться между вертепными сакральными этажами. Конструктивно служка должен иметь непропорционально длинные руки, дабы дотянуться до свечей в светильниках, вынесенных за пределы сцены вертепа. Звезда Вифлеема также важнейшее "действующее лицо" не только вертепа, но самого Рождества, важнейший и непреходящий его символ. Придумать самому как встроить ее в вертепный ящик, как и в какой момент действия ее зажечь - большая радость и ответственность вертепщика. И я не стану отнимать у вас радости потрудиться над Вифлеемской звездой описаниями известных мне конструкций и приемов. Одноэтажный вертеп. В русской традиции известна одноэтажная конструкция вертепа, с куклами, управляемыми снизу, как и в вертепе многоэтажном. Некоторые исследователи (см. Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре. Традиционная культура 1/2002)считают одноэтажную конструкцию вертепа собственно русской традицией. Одноэтажный вертеп вынужденно представляет только сцену Иродового дворца, а Святое Семейство помещается слева (для зрителей) от трона Ирода, или, как и адские сцены, в обязательном трех частном строении вертепа, выносится за пределы ящика на картинки. Театр Петрушки Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Сам по себе театр Петрушки был простым. Самым распространенным был "ходячий" Петрушка. "Театр" состоял из складной легкой ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (или скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта. В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой "театр" под открытым небом. И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом. А для этого кукловод-комедиант должен был положить на язык маленькое устройство, состоящее из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки. Необычайная любовь народа к своему кукольному герою объяснялась по-разному: одни считали, что виной тому являлись злободневность и сатирическая направленность петрушечной комедии; другие полагали, что простота, понятность и доступность театра любому возрасту и сословию делали его столь популярным. Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя - Петрушки. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе (иногда сцена с квартальным, барином)и финальная сцена. Сначала раздавался из-за ширмы хохот или песня и тут же появлялся на ширме Петрушка. Он кланялся и поздравлял публику с праздником. Так начиналось представление. Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя. "Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган! Без меры вино пью, всегда весел и пою..." - так начинал Петрушка свою комедию. У хороших кукольников Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой - это был один из самых живых эпизодов представления. Далее начинались приключения с самим Петрушкой. Он сообщал публике о своей женитьбе, расписывал достоинства своей невесты и ее приданое. На его зов являлась крупная нарумяненная девица, которая к тому же оказывалась курносой или "хромой на один глаз". Петрушка требовал музыки. Шарманщик или музыкант начинали играть, а он плясал со своей невестой. Часто сценка заканчивалась буйством героя и он побивал свою невесту. Далее следовала сцена покупки лошади. Тут же являлся цыган и предлагал ему лошадь, которая "не конь, а диво, бежит - дрожит, а упадет, так и не встанет". Петрушка с цыганом торговался, потом уходил за деньгами, а когда возвращался, то ударами палки расплачивался с цыганом. Затем садился на лошадь и сразу падал. Петрушка начинал громко стонать от удара, звал доктора. Доктор, появляясь, начинал свой монолог, в котором были и такие традиционные слова: "Я доктор, с Кузнецкого моста пекарь, лекарь и аптекарь. Ко мне людей ведут на ногах, а от меня везут на дрогах..." Далее следовала любимая зрителями сценка, когда Петрушка не мог объяснить доктору, где у него болит. Доктор сердился, а Петрушка ругал врача, не сумевшего определить, что же следует лечить. В конце концов Петрушка колотил и доктора. Далее могла следовать сценка обучения Петрушки "солдатскому артикулу" - он комически выполнял все команды, а его речь состояла из сплошных передразниваний. Петрушка и тут колотит обучающего его капрала. Иногда капрала заменял квартальный, офицер или барин. Естественно, он и их всех поколачивал, этот непобедимый любимец зрителей. Но в финальном эпизоде Петрушка расплачивается за содеянное им: черт, а чаще собака или домовой уносит его за ширму, вниз. Такая символическая смерть Петрушки воспринималась как формальный конец спектакля, так как герой вновь оживал и снова оказывался на ширме. Все победы Петрушки объяснялись его характером - никогда не унывающим, задиристым, веселым. Финал комедии публика не воспринимала как трагический. Итак, Петрушка завершал свои приключения в лапах собаки. Это вносило дополнительный комизм и веру в невозможность "всамделишной смерти" любимца публики. Смешным и нелепым выглядел испуг Петрушки перед небольшой шавкой после внушительных побед над квартальным, барином и всеми прочими недругами. Исчезновение Петрушки воспринималось без сожаления. Ибо все знали, что вновь выскочит он с дубинкой и опять будет колотить всех направо и налево. Своеобразие театра Петрушки было в том, что зритель получал удовольствие не от знакомства с новым произведением, а от того, как играли всем давно известную комедию. Все внимание было сосредоточено на оттенках игры, на движениях Петрушки, на ловкости и мастерстве петрушечника. На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо. И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами одновременно, держа каждую из них в руке. А введение дополнительных персонажей в сценку, естественно, требовало большего количества кукловодов. В театре Петрушки важную роль выполнял и музыкант. Он не только сопровождал музыкой действие, но и участвовал в диалоге - был собеседником Петрушки. В состав петрушечной комедии могли входить и пантомимические сценки, не связанные с действием комедии. Так, известен театр Петрушки, где показывалась пантомима с участием "кукол, представляющих разные национальности". Все они пели и танцевали, а Петрушка в это время сидел на краю ширмы и распевал "По улице мостовой...". В других представлениях присутствовал танец двух арапов. Но, несмотря на все вставные номера и пантомимы, Петрушка оставался единственным главным героем в этом своеобразном театре. Федор Михайлович Достоевский в "Дневнике писателя" за январь 1876 года так говорит о представлении Петрушки в петербургском клубе художников: "Дети и отцы их стояли сплошной толпой и смотрели бессмертную народную комедию, и право, это было чуть ли не всего веселее на всем празднике. Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, и детям, и старикам?" В других европейских культурах также существовал герой театра кукол, имеющий много родственных черт с Петрушкой. Почти сто лет - целый век - существовал этот уникальный театр. Петрушка, был любимцем простого народа. С него начался и профессиональный театр кукол. В наше время интерес к миниатюрному театру Петрушки начал стремительно возрастать, особенно с появлением неограниченных возможностей сети Интернет. Особенный интерес к миниатюрному театру Петрушки проявлен в самое последнее время. Создаются новые произведения к спектаклям Петрушки, в который отражается современная жизнь многополярного мира. ЗаключениеЗначение русского народного театра оценено по достоинству только в советское время. Собранные и изученные к настоящему времени материалы свидетельствуют о непрерывности и достаточной интенсивности процесса становления театрального искусства в России, шедшего своим собственным, оригинальным путем. Русский народный театр - явление уникальное. Это без сомнения один из блестящих образцов мирового фольклорного творчества. Уже на относительно ранних этапах становления он продемонстрировал идеологическую зрелость, способность к отражению наиболее острых и злободневных конфликтов своего времени. Лучшие стороны народного театра впитал в себя и развил русский профессиональный театр. В настоящее время возникла новая волна интереса к собственно народному, непрофессиональному театру. Насытившись уже благами кинематографа, устав от стремительной смены событий на голубом экране, люди снова стали обращаться к живому театрализованному представлению. Народные гулянья не обходятся без современных скоморохов. Более того, появляется все больше людей, интересующихся кукольными представлениями, передвижными театрами, не только среди детей, но и среди взрослых. А в ответ этому интересу множатся мастера-кукольники, возрождающие вертепы и райки на радость людям! Библиография1. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII- начало XX века». - СПб.: Азбука-классика, 2004. 2. Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Вступ. статья /Народный театр/ Под ред. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. - М., 1991. - С. 17. 3. Русские народные гулянья. По рассказам А.Я Алексеева-Яковлева в записи Е.Кузнецова. - М.: Искусство, 1948. 4. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века. - М.: Искусство, 1977. 5. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. 6. История русского дореволюционного драматического театра. Учеб. Для студентов ин-тов культуры и театр. вузов по спец. В 2ч. Ч. 1. От истоков до 1870-х годов/ А.А.Белкин, А.З.Лейн, Т.А.Прозорова и д.; под ред. Н.И.Эльяша. - М.: Просвещение, 1989. 7. Белкин А.А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 1975. 8. Гациский А.С. Когда угодно. - В кн.: Нижегородка. Путеводитель по Нижнему Новгороду и Нижегородской ярмарке. Н. Новгород, 1875. |