Культура. Культура Мусульманских стран в межвоенный период. Культура Мусульманских стран в межвоенный период
Скачать 13.11 Kb.
|
Культура Мусульманских стран в межвоенный периодИслам во многом определял идейную и культурную жизнь мусульманских стран Азии и Африки. В первой половине ХХ в. в исламе выделились два основных направления религиозно-политической мысли: фундаментализм и реформизм. Фундаменталисты ратовали за сохранение основных (фундаментальных) принципов ислама времен пророка Мухаммеда и первых халифов. Реформаторы стремились найти пути приспособления ислама к современному миру: выступали за отказ от устаревших предписаний, подчеркивали роль науки и техники, допускали сочетание ислама с либеральными, социалистическими и другими идеями Запада. Реформаторы являлись сторонниками светского государства, а фундаменталисты — исламского. В области образования мусульманский мир значительно отставал от Запада. И все же уровень грамотности постепенно повышался. В некоторых странах стали открываться учебные заведения европейского типа, в том числе и для женщин. В художественной культуре мусульманского мира 1920-1930-х гг. отразились проблемы национально-освободительного движения, его противоречивый и сложный характер. Например, египетские писатели-реалисты в своих произведениях выражали идеи египетского национализма и фараонизма. Египетский скульптор М.Мухтар создал ряд работ: памятник «Пробуждение Египта», скульптурный портрет «Звезда Востока» певицы и актрисы Умм Кульсум, которые вызвали волну патриотического подъёма в среде интеллигенции. Повседневную жизнь мусульман по-прежнему регулировал шариат. В соответствии с ним мусульманин обязан был молиться пять раз в день, подавать милостыню бедным, совершить паломничество в Мекку и т. д. Большая часть мусульман сохраняла традиционный образ жизни. Уровень жизни большинства мусульман был крайне низким. Орудия труда крестьян оставались примитивными – соха, плуг, мотыга, серп. Феллахи (крестьяне) выращивали преимущественно пшеницу, рис и кукурузу, а также хлопок, овощи, фрукты. Основу хозяйства бедуинов-кочевников составляло скотоводство. Однако развитие капитализма подорвало кочевое хозяйство. Железные дороги, шоссе, авто-транспорт, дешёвые товары сделали ненужными вьючные перевозки грузов, затруднили сбыт шерсти, кожи и других продуктов скотоводства. Сотни тысяч кочевников перешли к оседлому образу жизни. |