Номадическая култура. Номадическая культура. Культура номадов Центральной Азии и Казахстана
Скачать 22 Kb.
|
Культура номадов Центральной Азии и Казахстана 1. Культура номадов Центральной Азии и Казахстана. 2. Номадизм как тип культуры • Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган. 3. Концепции номадизма. • Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами. 4. Плотность населения у кочевых народов чрезвычайно низка: обычно она колеблется от 0,5 до 2 человек на один кв. километр. Такой тип расселения диктуется основным принципом номадизма – это необходимое соответствие между поголовьем скота и водно-кормовыми ресурсами конкретной аридной зоны. 5. Культура древних племен на территории Казахстана • Вынужденные перемещаться в поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища различные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть палатки, шатры, юрты. Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами. 6. • Этнокультурные особенности издревле находили выражение в одежде, отвечавшей требованиям удобства при частых перекочевках, верховой езде (покрой одежды, хуннское изобретение – штаны), легкости, прочности, сохранения тепла. Ознакомившись с образцами казахской одежды, можно увидеть, что кочевниками-скотоводами в течение веков разработаны разные ее модификации в соответствии с подручным материалом, технологией, функцией, возрастным и социальным статусами. Многие образцы костюма стали изделиями прикладного искусства, имели выраженные этнодифференцирующие признаки. 7. Духовная культура • Несомненно, в течение тысячелетий в срединном степном регионе развивались духовная культура, народное творчество. Свидетельством тому древность казахского эпоса: «Алпамыс», «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», «Қобланды». 8. Религиозные представления саков • Главными были — культ вождя и царя. Царь считался — избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и лей отождествляли с солнечным. • Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена — священной земле. • В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня». 9. Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя. 10. Гуннский период развития номадической культуры в Казахстане • Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. 11. Захоронения Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: КозыКорпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус. 12. Символизм в искусстве гуннов В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом. 13. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца. 14. Культура усуней и канглы Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. 15. Древнетюркская цивилизация и ее особенности Тюркскую цивилизацию, ученые называют кочевой цивилизацией. Как и положено цивилизации, у неё был тюркский общегосударственный язык; свой тюркский алфавит и соответственно свой календарь, который учёные называют календарь 12–летнего животного цикла. 16. Тенгрианство и культ предков Цивилизация имела своё мировоззрение, свою веру – тенгрианство. Термин ‘’тэнгри’ означает “Дух Вечного Неба”. Как называли свою религию тюрки - неизвестно. Некоторые учёные, исследовавшие тенгрианство, пришли к выводу, что к XII- XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции. Все сведущие учёные считали тюркскую веру монотеистической, но ни мусульмане, ни христиане не отмечали сходства между этой верой и своей. 17. Тэнгрианство настолько отличалось от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представлениями этих религий не могли быть возможными. Систему верования тюрков вряд ли можно назвать религией в привычном смысле этого слова, она вообще не поддаётся формальной научной классификации. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Единственная религия, с которой тэнгрианство имело много общего - это японская национальная религия - синтоизм. 18. Жизнь и смерть В тэнгрианстве человек приписывал Небу, Земле власть над собой, но влияние это действовало только в земном мире от рождения до смерти. После смерти власть природы над ним прекращалась, он сам становился свободным божеством (унганом). В тэнгрианстве не было грехов в смысле христианском и мусульманском, т.к. человек боялся кривить совестью, потому что от этого у него уменьшался скот, сам он или его дети получали болезни. Наказание следовало тотчас за нарушением традиции и обряда или в течение шестидесяти лет. Со смертью на земле он освобождался от всех наказаний и дух его становился свободным. Благополучие его в том мире зависело от того, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если обряды захоронения и жертвоприношения были исправны, он был спокоен и покровительствовал всем родным, в противном случае он становился их врагом. Поэтому древние тюрки и монголы считали себя сынами Неба. 19. Перерождение Люди великие, сильные были и всесильными, всемогущими унганами (духами предков), мелкие натуры становились и после смерти ничтожными духами, которые не могли ни порядочно любить и не умели ненавидеть. Жизнь умерших на земле продолжалась в небесной сфере, но в другом виде. • Таким образом, смерти нет — есть переход в другое существование. Смерть толкает человека вперед, в мир Космоса. Древние тюрки и монголы учили потомков не бояться смерти, особенно в бою. Смерть в бою считалась почитаемой. Каждый человек должен был достойно умереть. Достойно — значит, уничтожить хотя бы одного врага. Любой ценой! Ибо в противном случае наступает позорная смерть, которая низведет на нет даже самую благородную и возвышенную жизнь! Такой дух предков превращался в Небесный мусор. Такой позорный дух предков ничему не мог учить, он не взывал к мщению, он никуда не звал, он обрекал на ничтожную жизнь и бесславную смерть грядущие поколения. Но дух наиболее отъявленных негодяев, несущий сильную отрицательную энергию, после выхода в Космос сгорал и исчезал. Исполняя обряд сжигания умершего на священном костре, древние тюрки тем самым освобождали Землю от отрицательной энергии. 20. Древнетюркская руническая письменность • Тюркскими рунами называют древнюю письменность, которой пользовались несколько групп древних народов, живших на территории современной Европы и ближней Азии. Этот алфавит, на самом деле, не относится к германскому или скандинавскому футарку, хотя и внешне похож на них. • Тюркский рунический алфавит — самостоятельная знаковая система, имеющая неодинаковое происхождение с древнегерманским алфавитом. 21. Верования тюрков с VI по VIII в.в. • Наряду с собственными верованиями в VIIX вв. среди тюркоязычного населения Центр. Азии и Вост. Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями буддизм, манихейство, христианство 22. Буддизм • Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней Азии и Казахстане. 23. Манихейство Манихейство - составленное из вавилонскохалдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония -- ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников -- последователей Заратустры -брошенным в него камнем) периода поздней античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий. 24. Христианство В начале XI века христианство принимают монголоязычные кереиты, в XII – найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили. Проблема возникла в связи с обращением в христианство кереитов, употреблявших преимущественно мясную пищу, что препятствовало соблюдению постов. Вопрос этот был урегулирован только патриархом Иоанном VI, разрешившим в пост употреблять молочные продукты. И среди монголов, объединявшихся под властью Чингисхана, было много христиан. Были они и в семье самого Чингисхана и его наследниковчингизидов. |